Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Геоцентрическая система мира
Первые картины мира созданы древнегреческими натурфилософами (философами природы) в период V–VI вв. до н.э. Философия – форма постижения мира в целом, выявления общих принципов и закономерностей его бытия и познания. Отличие философии от науки заключается в том, что философия пытается ответить на общие вопросы (о бытие, о свободе, о бессмертии, о таинствах мироздания), которые вряд ли будут иметь конечное решение. Наука же не берется за изучение мира в целом, она представляет частное познание и предполагает экспериментальную проверку результатов своих знаний. Фалес Милетский (VI–VII вв. до н.э.) сформулировал проблему субстанции мира и выдвинул идею математического доказательства (круг делится диаметром пополам; в равнобедренном треугольнике углы при основании равны). Физическое начало всего сущего – вода, из нее все произошло: земля, воздух и живые существа. Анаксимандр (VI–VII вв. до н.э.) первоначалом всего сущего считал «апейрон» – некое бесконечное и неопределенное начало. Анаксимен (VI в. до н.э.) первоначалом жизни провозглашал воздух. Разряженный воздух превращается в огонь, затем становится эфиром, а сгущаясь, становится последовательно ветром, облаками, водой, землей, а потом камнем. Гераклит (V–VI вв. до н.э.) первичным элементом считал огонь, но главной в его учении заложена идея изменчивости вещей и ему принадлежит фраза «все течет, все изменяется». Пифагор (V–VI вв. до н.э.) в основу своей философии положил учение о числах: «все есть число». Пифагор символизировал справедливость с квадратом. В числах он видел и ключ к организации и пониманию Вселенной. Великим достижением пифагорейцев было открытие несоизмеримости диагонали и стороны квадрата, равной единице (открытие иррациональных чисел). Пифагорейцы представляли Землю в виде шара и считали, что она движется вместе с небесными телами Солнцем и Луной и таинственной протоземлей вокруг постоянно невидимого центрального огня. Демокрит (IV–V вв. до н.э.) основал атомистическое учение: Вселенную состоит из маленьких бесчисленных неделимых частиц – атомов разной геометрической формы, движущихся в пустоте незаполненного пространства, которые никогда не возникают и не исчезают бесследно. Демокрит впервые сформулировал принцип детерминизма (причинности): настоящие события (причины) влекут за собой определенные последствия, являясь в свою очередь следствием предыдущих событий. Евклид (III–IV вв. до н.э.) создал основы античной математики: элементарной геометрии, общей теории отношений, метода определения площадей и других разделов. Его геометрия до сих пор носит имя автора – евклидова геометрия, которая исходит из ряда интуитивных представлений, например, аксиома о непересекающихся параллельных прямых. Аристотель (IV вв. до н.э.) – логик, ученый и философ, внес значительный вклад в физику, космогонию, биологию, математику, этику, риторику и другие науки, по существу основал их в качестве формальных дисциплин. Развивая учение по физике, Аристотель впервые разработал, хотя и противоречивые, представления о движении, т.е. заложил основы современной механики. Он был любимым учеником Платона, но отверг идеалистическую теорию идей учителя, подвергнув ее критике. Аристотель создает первую научно-философскую картину мира. Мир Аристотеля состоит из пяти стихий – земли, воды, воздуха, огня, эфира. Материя в его понимании – это то, «из чего вещь состоит», и то, «из чего вещь возникает», причем материя делима до бесконечности. В центре мира находится Земля, которая образует нашу планету, неподвижна и имеет форму шара. Вокруг Земли распределяются вода, воздух и огонь. Огонь распространяется до Луны, за которой находится небесный мир, принципиально отличающийся от земного. Небесный мир не пустой, все его тела и он сам состоят из некоего вещества – эфира. Эфир вечен, он не меняется и не превращается в другие элементы. Земле определялось центральное положение и абсолютная неподвижность – геоцентрическая система мира. Клавдий Птолемей (I–II вв. н.э.) завершил геоцентрическая картина мира, построенную Аристотелем, создал математическую теорию видимого движения планет и представил ее в своем сочинении «Альмагест». Он предполагал, что вокруг неподвижной Земли находятся окружности и по ним происходит движение небесных тел. Картина мира, созданная Аристотелем и Птолемеем, продержалась в науке почти два тысячелетия. Тезис Аристотеля о неизменности мира был принят на вооружение церковью. Этот период характеризуется как время первой естественнонаучной революции, которая привела к утверждению геоцентрической картины мира.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы