Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общая характеристика народных игр



Народные игры, как большое множество, что описать все нереально. С мячом и шарами, с палками и веревочками, с фантами и камешками, со словами и загадками, зимние и летние. Причем не только детские, но и те, которые увлекают и привлекают взрослых.

Не случайно игры существовали уже на заре человечества: довольно вспомнить хотя бы греческие и римские игры. Диапазон видов народных игр достаточно широкий - от хороводной или свадебной игры до воссоздания детьми или молодежью, а время от времени и взрослыми бытовых сцен. В языческой Руси были распространены разные игрища, имевшие культовый волшебный характер. Например, игрище «Ярило». Оно сопровождалось радостными гуляньями с песнями, танцами, хороводными играми, кулачными боями.

В различных формах игра сопровождает человечество в течение всего его исторического развития с древних времён и до наших дней. Аристотель, известный мыслитель античности, отмечал важность дошкольного возраста в развитии человека. Он считал, что до пяти лет особое место в воспитании ребёнка должно отводиться играм. «Игры детей должны подражать тому, чем они будут заниматься впоследствии» [23,96].

Древние игры-развлечения характерно сочетанием различных движений, пантомимики с песнями, эмоциональными переживаниями. Они были созданы не для веселья. По утверждению С. Килимника, в их основе лежат духовные и физические усилия, где «магическими способами - соответствующим формулам, коллективными словами-пением, ритмом, игрой, танцами и хороводами наши предки общались с природой».

Игры-веснянки - это как раз глубоко самобытный, ни от кого не заимствован обычай формирования личности, где в глубинах внутренней жизни национального духа «раскрывают оба конца раз-вития нации, души и тела, теряются в противоположных сутках: в прошлой и будущей, как некое пророческое заглубления в прошлое, чтобы обрести покой-Су и силы творческой жизни в будущей ».

Существенным моментом народной игры также ее языковая сторона - словесно-речитативный сопровождение (прибаутки, заклички и т.д.). Слово, по мнению ученных, помогает ребенку лучше осознать содержание выполняемой деятельности, окружающего мира и самого себя, оно опосредует двигательные действия, вызывает переход от «механического копирования к подражанию осознанного», «играет решающую роль в формировании сложных двигательных навыков ».

Издавна игры были не только формой проведения досуга и развития. Они рассматривались как средство формирования духовных и физических качеств, а именно: сдержанности, сообразительности, настойчивости, организованности, развития силы, ловкости, быстроты, выносливости и гибкости.

Поставленная цель достигается через различные движения: ходьбу, прыжки, бег, метание или перенос предметов и т.п..

Считаем, что именно в подвижных народных играх скрытые большие возможности к самопознанию собственных физических качеств, физического самосовершенствования.

И поэтому в условиях, когда актуализируются проблемы формирования личности на народных началах, игры-гаивки вызывают интерес как ценное средство, что по своей сути способен обеспечить формирование как физических, так и духовных качеств.

Существует очень много классификаций игр.

Первая попытка систематизировать детские игры была предпринята Каптеревым П. О. в работе «О детских играх и развлечениях».

Каптерев П. О. поделил их на две огромные группы: «игры, совершаемые с поддержкой одних органов тела без всяких орудий, и игры, совершаемые с помощью различных орудий» [1,63].

В конце девятнадцатого века Г. Виноградов, А. Терещенко, Е. Покровский, А. Гомм так же пробуют классифицировать детские игры. Е. Покровский в собственном труде «Детские игры» несмотря на разнородность выбора критериев, делит их на:

а) игры с игрушками;

б) игры с движениями (бег, прыганье, вращательные движения);

в) игры с разными орудиями труда (веревочкой, мячиком, палками);

г) игры домашние и зимние.

Г. С. Виноградов в первую очередь останавливался на играх формальных, связанных со словесными формами: прибаутками, песнями, приговорами, чураньем. Так, к примеру, игры физические, сопровождаются разными выкриками. Они произносятся в различные моменты игры и регулируют направления ее, иногда выкрики эти заключают критерии игры, иногда же это элементарно песенки, их ритм придает популярную гармонию движениям игры, имеется игры с небольшими диалогами, большею частью в начале игры [8,55].

Несколько по-другому подходит к систематизации игр А. Гомм все игры разделяет на две группы: «игры драматические и игры, построенные на ловкости и удаче. Каждая группа в свою очередь разбивается на множество групп. Так игры на ловкость и удачу включают: метание в мишень веревки и камня, игра в пуговицы, вишневые косточки, в камешки, орешки, игры с пальцами и веревочкой. Но в указанном списке отсутствуют такие игры, как ловишки, а к группе драматических относятся игры в жмурки».

Интересен подход к систематизации игр И. В. Терещенко. Он акцентирует интерес на половозрастном признаке .

Игры детские. Они, как правило, элементарны в сюжетном отношении и подходят их возрасту: «Сорока», «Лошадка», «Серый волк», «Волк и гуси». Игры девические «Мак», «Тарелка», «Скачки на доске», «Жмурки». Игры мужские. «Мяч», «Пыж», «Городки», «Кулачный бой». Игры обоего пола. Дифференциация игрового действия по половому признаку являются очень существенными для русской игры.

В отдельную группу А. В. Терещенко выделил хороводы – «Весенние хороводы», и «Летние хороводы».

Большинство ученых девятнадцатого века уделяли интерес преимущественно детским играм, возможно, потому, что вы них творчество детей выявляется разнообразно в различных направлениях. В. Н. Всеволодский-Генгросс наметил три группы формальных игр: драматические, спортивные, орнаментальные, а также отметил промежуточные ступени между ними (игры в войны и хороводы).

Каждый из указанных типов имеет свою специфику. Так, спецификой игр драматических является присутствие художественного образа и драматического деяния.

Эти игры воссоздают какие - либо производственные и бытовые эпизоды, закладывают базу «народной» драмы.

Производственные игры, в свою очередь, Всеволодский-Генгросс разделяет на три группы: охотничьи, скотоводческие и земледельческие. Они изображают самые различные эпизоды охотничьего быта.

К эталону скотоводческих игр можно отнести чрезвычайно известную раньше детскую игру «Гуси – лебеди». Эта игра воссоздает эпизод пастьбы. Сюжет скотоводческих игр, как правило, связан с пастьбой, питанием животных, уходом, исцелением, хищением, куплей - продажей [9,14].

Земледельческий цикл игр связан с процессом земледельческих работ, с циклом огородных игр. Как правило, это игры - песни.

Игры бытовые. Эти игры Всеволодский-Генгросс поделил на две группы: публичные и семейные. Игры публичные – в большей степени игры в войну, содержание которых воссоздает определенные исторические действия.

Вторая группа бытовых игр включала цикл семейных: девичьи, любовные, свадьбу и семью. Отличительной чертой их является хороводность.

Игры орнаментальные. В данной группе игр словесный материал песни не имеет никакого отношения к игровым действиям, но описывает основной рисунок передвижений. В данных играх песня может быть сравнительно легко заменена музыкальным инструментальным сопровождением. Песни поются чрезвычайно монотонно, но по собственному содержанию все они сводятся к приглашению в хоровод.

Следует отметить, что в хороводных играх, где выделяются отдельные участники, как бы «играющие песню», жест, перемещение, мимика являются не более чем символическим комментарием к слову [1,63].

Например, «Тоска молодой женщины по своей Родине». Молодая женщина, завезенная на дальнюю сторону, тоскует по своей родине. Все для нее горе и кручина, одна только старость в состоянии изменить ее горе. Здесь хоровод составляется, в середину входит девушка, которая поет вместе с играющими о своей тоске. Хороводные игры имеют своей аналогией «живые» картины или иллюстрации, это искусство в большей мере символически - изобразительное, нежели игровое. Нередко слово и жест существуют раздельно, принадлежа разным исполнителям, как бы дублирующим друг друга путем перевода «языка» песни на «язык» мимики, жеста, движения. Когда находящаяся в кругу девушка изображает руками, жестом полет сокола, вряд ли она играет птицу (она не столько, представляет, сколько показывает это).

Спортивные игры. Игры данной группы являются более полезными из всех игр в целом, ибо их спецификой является тренировка тех или других физических, или умственных возможностей. Известны игры «Бой на корточках», «Поймай последнего», «Поднять соперника», «Перетягивание каната».

Игры в шахматы, шашки. Трудность анализа игр содержится в том, что сходом исторического процесса они видоизменялись и получали след новой формации, подвергались идеологии разных социальных групп, отражали местные индивидуальности. Пример тому наиболее поздняя классификация, предложенная Е. Бобринской, Э. Соколовым по:

- содержательному признаку (военные, спортивные, художественные, экономические, политические),

- составу и численности участников (детские, взрослые, одиночные, парные, групповые),

- развитию доминирующих возможностей (физические, интеллектуальные, состязательные) [10,27].

Наиболее распространенными жанрами, в которых создаются произведения игрового детского народного творчества, являются жеребьевые приговорки, считалки и песенки. Жеребьевые приговорки - это коротенькие рифмованные стишки (в две - четыре строки), которыми начинаются игры, когда играющих нужно поделить на две партии. Они сопровождают такие детские игры, как «Прятки», «Салки», «Лапта», «Городки» и др. Простейшая форма жеребьевки состоит из вопроса к «маткам» (водящим). Двое ребят, отойдя в сторону, договариваются что один из них будет называться конем вороным, а другой - барабаном золотым. Затем, подойдя к маткам, они выкрикивают: «Матки, кого надо: Коня вороного, Али барабана золотого?» Одна из маток выбирает «коня вороного», а другая - «барабана золотого». После этого к маткам подходит другая пара играющих и, к примеру, спрашивает: «Наливное яблочко или золотое блюдечко?» Затем к маткам с вопросами-загадками подходят третья пара, четвертая пара и т. д. И так постепенно все играющие делятся на две партии.

В большинстве случаев игры призваны посодействовать воспитателю гармонизировать психический рост детей и предупредить возникновение отклонений, разрешить неминуемые конфликты детской души до их вероятного перерождения в установившиеся комплексы. Игра как палочка-выручалочка, охраняет неокрепшую детскую психику от напора каждодневных переживаний. Дети подсознательно прибегают к игре, как психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений. Ребенок не просто играет, он рассказывает окружающим о том, что его веселит или волнует, какие воспоминания или трудности требуют скорого разрешения.

Народные игры являются частью воспитательно-образовательной работы в фольклорном ансамбле. Она имеет большое значение для развития личности ребенка не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках [9,15].

Некоторые народные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Особенность народных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Настоящая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. В народной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что игра занимает исключительное место в жизни малыша. Она наступает в ранний колыбельный период и сначала является выражением чисто физических потребностей и побуждений. Со временем игра получает социальные черты и становится работой, с поддержкой которой малыш развивается физически, получает познания и опыт, нужные для его будущей деятельности.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении нашего исследования можно сделать ряд основополагающих выводов.

Анализ теоретических источников показал, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка. Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, а действия становится организованы. Именно на это и направлены активные методы обучения, именно такого результата хочет добиться любой перспективно мыслящий педагог.

Народная игра — реальная и вечная ценность культуры досуга, социально практики людей в целом. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством.

Досуг -это часть социального времени личности, группы, или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования, поэтому проведение народных игр в досугах очень важно для развития личности ребенка.. Досуг – это не просто свободное время, а время, наполненное различными занятиями: играми, философским умосозерцанием, общением и т. п.

Самой большой формой досуга является праздник.

Основные социально-педагогические потенциалы детского досуга:

1) в досуговой деятельности дети сами предъявляют к себе все воспитательные требования взрослых, что и делает досуг сферой самовоспитания;

2) досуг есть то личное пространство, где наиболее полно и ясно открываются естественные потребности в свободе, независимости;

3) досуг предоставляет воспитанникам вероятность саморазвиваться;

4) досуг удовлетворяет почти все социально-психологические потребности в реализации интересов, самопроверке сил, самоутверждении среди ровесников, признания своей личности;

5) в досуге реализуются притязания в общении.:

Таким образом, рассматривая данный параграф и проанализировав таких ученых исследователей как М.Б. Зацепина и Н.Г Кобрина, можно сделать вывод, что досуг – это свободное время и объединяет активный отдых и труд.

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных обычаев, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами русской народной культуры, отдает предпочтение народным играм.

Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ясно отображается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх немало юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр инициирует мыслительную работу малыша, содействует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов.

Использование народных игр в работе с детьми дозволяет донести до детей оригинальность русского народа, спектр его традиций, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее обычаям.

Как уже было сказано, народная игра в досуговой деятельности содержится не в результатах, а в самом процессе. Для ребенка игра - является средством самореализации и самовыражения.

Таким образом, народная игра формирует более благоприятные условия для формирования личности и психического развития малыша дошкольного возраста. В игре дети дошкольного возраста, воспроизводя деяния и дела взрослых людей, вступая в разные отношения между собой, овладевают навыками общения, усваивают принятые в обществе ценности и нормы поведения, обучаются уважать и блюсти их. И также содействует развитию символической функции: изображение одних явлений и предметов при поддержке остальных имеет особенное значение для развития мышления и воображения ребенка.

Они рассматривались как средство формирования духовных и физических качеств, а именно: сдержанности, сообразительности, настойчивости, организованности, развития силы, ловкости, быстроты, выносливости и гибкости.

Существует очень много классификаций игр.

Первая попытка систематизировать детские игры была предпринята Каптеревым П. О. в работе «О детских играх и развлечениях».

Каптерев П. О. поделил их на две огромные группы: «игры, совершаемые с поддержкой одних органов тела без всяких орудий, и игры, совершаемые с помощью различных орудий» [1,63].

В конце девятнадцатого века Г. Виноградов, А. Терещенко, Е. Покровский, А. Гомм так же пробуют классифицировать детские игры. Е. Покровский в собственном труде «Детские игры» несмотря на разнородность выбора критериев, делит их на:

а) игры с игрушками;

б) игры с движениями (бег, прыганье, вращательные движения);

в) игры с разными орудиями труда (веревочкой, мячиком, палками);

г) игры домашние и зимние.

Таким образом, можно сделать вывод, что игра занимает исключительное место в жизни малыша. Она наступает в ранний колыбельный период и сначала является выражением чисто физических потребностей и побуждений. Со временем игра получает социальные черты и становится работой, с поддержкой которой малыш развивается физически, получает познания и опыт, нужные для его будущей деятельности.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 1153; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь