Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Архитектура Киевской Руси.



Архитектура Киевской Руси.

X-XII вв. Крупные столичные многоглавые, многонефные сооружения с крещатыми столбами, хорами, галереями (церкви св. Софии в Киеве, Новгороде, Пскове).

2-архитектура эпохи раздробленности. XII-XIV вв.

преобразование византийской традиции в региональных школах XI – XIII вв.: Владимир, Новгород, Смоленск – компактный 4-столпный

3-хнефный тип храма.

3-раннемосковская архитектура.

2 половина XIV-начало XV вв.

церковь Спаса Спасо-Андронникова монастыря, собор Спаса на Бору.

4-архитектура эпохи Ивана III.

Конец XV-начало XVI вв.

Перестройка Кремля, Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы, Грановитая палата, колокольня Ивана Великого.

Русская архитектура XVI в.

Шатровые храмы, церковь Вознесения в Коломенском, храм Василия Блаженного на Красной площади (Покрова на Рву), Церковь Иоанна Предтече в Дьяково; бесстолпные храмы: Церковь Трифона в Напрудном.

 

2.Архитектура Киевской Руси конца

X -нач. XII в.

Архитектура Киевской Руси основывается на византийской, но постройки отличаются большей скромностью, также используются крестообразные или квадратные столбы, а не круглые. Материал кирпич-плимфа. Храмы трактуются в неразрывной связи архитектуры и живописи. Система храмов – крестово-купольная. В интерьере храмов большую роль играла мозаика из смальты - стеклянного цветного сплава на золотом фоне. Также для храмов того времени свойственна пристройка к основному объему храма самостоятельные лестницу, крещальню. Первое каменное сооружение – Десятинная Церковь X в. В XI в. возведены Каменные Ворота. Софийский собор в Полоцке. Софийский собор в Киеве сер. XI в. (связь с византийской архитектурной традицией, пирамидальный принцип построения композиции, 5 нефов, 13 глав, 2 обходные галереи), Новгороде сер. XI в. (Более скромный храм, 5 нефов, 1 обходная галерея, 5 куполов).

Новгородская школа

Новый тип храма (наряду с позакомаренными)  потрехлопастной. Кубическая форма, маленький, 3-х нефный, 4-х столпный, однокупольный, крестово-купольный на парусах, увеличен центральный неф за счет боковых. Лаконично, практично, игра с асимметрией. Кладка: местный камень сочетают с кирпичом. Николо-Дворищенский собор нач. XII в., Рождественский собор Антониева Монастыря нач. XII в., Церковь Николы на Липне кон. XIII в., Церковь Спаса на Нередице, Георгиевский Собор Юрьевского Монастыря нач. XII в., Церковь Рождества Богородицы на Перени нач. XIII в., Церковь Спаса преображения на Ильине Улице XIV в, церковь Федра Стратилата что на Ручью XIV в.

Псковская школа

Появляются орнаментальные узоры. Кладка на известковом растворе. Арочные перемычки, закомары покрывали кирпичом. Далее псковские храмы обрастают притворами, приделами. Приземистый, небольшое количество окон. В результате рождается образ храма – житейский, обыденный, приближенный к человеку, что стало чертой  Псковского Зодчества. Рождаются сводчатые конструкции: купол на парусах, свод с несущей распоркой, ступенчатый свод.

Церковь Василия с Горки, Собор Ивановского Монастыря.

8.Владимиро-Суздальская школа зодчества

XII -нач. XIII вв.

Белый камень – особенность. Это позволило выполнять резьбу. Мягкий, легкообрабатываемый материал, придал характер. Монументальность.

Переславль Залесский Спаса-Преображенский собор. Сер. XII в.

Проемы не имеют декора. Вокруг барабана аркатурные пояса. Горизонтальный уступ, после которого стена становится тоньше. Просматривается влияние мастеров Италии.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

Между белыми камнями (отесанными) укладывался бутовый камень.

Золотые ворота. Кубообразный объем увенчанный одноглавым храмом. Владимир.

Церковь Покрова на Нерли. XII в.

Одноглавый, маленьких храм. Аркатурный пояс, резьба, полуколонны.

Николо-Дворищенский собор.

Нач. XII в.

Стремление ввысь, план схож с черниговскими постройками.

Церковь Спаса на Нередице.

Конец XII в. Одноглавый, трехапсидный, 4-столпный. Боковые апсиды занижены.

Церковь Николы на Липне.

Конец XIII в.

Все важные конструкции из кирпича, остальные из камня.

Успенский Собор на Городке.

Теряется соответствие столбов внутри и лопаток снаружи. Интерьер не зависит от фасадов.

Нач. XII в.

Дом Селина в Гороховце.

Прямоугольные палата расположены длинными сторонами к сеням. Толщина уменьшается, длина здания сокращается.

Пушечный двор кон. XVII в.

Окружено каменной стеной. Во дворе находились амбары с высокими шатрами.

 

28. Московская школа зодчества первой половины и середины XVII в.

Гражданская каменная архитектура заметно влияла на культовые постройки. Церкви 20-30-х годов, на первый взгляд традиционные, в них появилась дробность элементов, которая станет ведущим началом в московском зодчестве XVII в. (Церковь Покрова в Рубцове нач. XVII в.). Необычно богатый декор украсил шатровые храмы (Церкви Покрова в Медведкове нач. XVII в., Зосима и Савватия в Троице-Сергиевом Монастыре нач. XVII в.). Еще заметнее отход от традиций в трехшатровых храмах (Успенская церковь Алексеевского Монастыря в Угличе нач. XVII в.).

Новые традиции привели к формированию во 2-ой четверти XVIIв. своеобразного живописного стиля, которому присуща затейливая, как правило, асимметричная группировка масс. Обычно это 5-главый бесстолпный храм, основной куб которого окружен приделами, папертями, лестницами и крыльцами с обязательными деталями отделки: бочкообразные колонки, арки с висячей гирькой, наборные кирпичные наличники окон и т.д. В становлении стиля сыграло большую роль то, что заказчиками все чаще становились купцы и посадские общины, вкусы которых отчетливо проявились в зодчестве. В посадских наиболее ярко выразилось светское начало, которое современники назвали «узорочьем» (московские церкви Рождества Богородицы в Путинках сер. XVII в., Троицы в Никитниках сер. XVII в.-храм по образцу которого стали выполнять усадебные храмы, ярославские церкви Ильи Пророка сер. XVII в., Иоанна Златоуста в Коровниках сер. XVII в.).

29. Ярославская школа зодчества

XVII в.

В XVII в. складывается «ярославский» стиль архитектуры и живописи, возникает самобытная школа зодчества и живописного искусства. Кирпичная кладка. В это время в Ярославле возводятся храмы Ильи Пророка, Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи.

Основные отличия от Московской школы:

- крупнее московских

- четырехстолпные, а не бесстолпные

- световые главы

- широкие галереи-паперти

- нет изменчивости стены храма

31. Сложение архитектурных ансамблей в XVI - XVII вв. Митрополичий двор (Кремль) в Ростове Великом, Новодевичий Монастырь в Москве, Иосифо-Волоколамский Монастырь и др.

В сер. XVI в. улучшается система передовых укреплений вокруг Москвы. Сами оборонительные сооружения возводились по образу стен московского Кремля. Формы башен, завершение зубцов (ласточкин хвост), кирпичная кладка переняты у московского кремля.

За пределами земляного города строится или перестраивается ряд монастырей, расположенных на главных дорогах ведущих в Москву.

Строится Донской, Новодевичий, Спасо-Андрониковский, Новоспасский, Данилов и Симонов Монастыри. Они выполняли защитную функцию, но к XVII в., в связи с расширением территории и прогрессом технологий, такие крепости утратили свое первоначальное значение.

Силуэты стен и ансамблей меняются. На смену суровым крепостным сооружениям приходят более гражданские по облику, появляются декоративные элементы.

32. Русская архитектура конца XVII в.

В 80-х годов XVII в. происходит изменение в архитектуре, появляется ордер как структурный элемент фасада. Это связано с контактами с Украиной. Это время чаще всего называют нарыжкинской архитектурой или нарыжкинское барокко.

Признаки:

- строгая асимметрия

- ярусность

- соответствие внутреннего содержания и фасадов

- исчезновение ложных форм

- концентрация декора вместо коврового покрытия

- сочетание краснокирпичных стен и резных белокаменных деталей

- использование и интерпретация классических ордерных форм

- появление карнизов с петушиными гребешками

- овальные или треугольные окна

- резные раковины, кронштейнов, пинаклей, картушей, разорванных фронтонов

Типы храмов:

- Ярусные храмы (Покрова в Филях, Троице-Лыково)

- Храмы «Кораблем». Крупные городские и трапезные (Церковь Успения на Покровке, Церковь Вознесения в Кадышах)

 

архитектура Киевской Руси.

X-XII вв. Крупные столичные многоглавые, многонефные сооружения с крещатыми столбами, хорами, галереями (церкви св. Софии в Киеве, Новгороде, Пскове).

2-архитектура эпохи раздробленности. XII-XIV вв.

преобразование византийской традиции в региональных школах XI – XIII вв.: Владимир, Новгород, Смоленск – компактный 4-столпный

3-хнефный тип храма.

3-раннемосковская архитектура.

2 половина XIV-начало XV вв.

церковь Спаса Спасо-Андронникова монастыря, собор Спаса на Бору.

4-архитектура эпохи Ивана III.

Конец XV-начало XVI вв.

Перестройка Кремля, Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы, Грановитая палата, колокольня Ивана Великого.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь