Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


III. Творчество Булгакова в 30-е годы



— Охарактеризуйте общественно-политическую ситуацию в СССР в 30-х годах ХХ-го столетия.

(Это эпоха глобальных экономических преобразований и жесткой политической диктатуры. Расцвет культа личности И. В. Сталина. Время, когда расстреливали за инакомыслие без суда и следствия. Во всех областях культуры и искусства — утверждение «единственно правильного направления».)

В 1935—36 годах Булгаков пишет пьесы, в том числе «Иван Васильевич», которая была доведена в театре Сатиры до генеральной репетиции и снята накануне премьеры (вспомним «Театральный роман» Булгакова («Записки покойника»), в котором он показывает хорошо известную ему театральную кухню изнутри).

Сталин все более склонялся к идеализации Ивана Грозного, а Булгаков осмелился осмеять его. О кровавом царе автор решился говорить с усмешкой, уничтожавшей страх. Милославский у Булгакова произносит: «Простите, ваше величество, за откровенность, но опричники ваши просто бандиты». И это накануне 1937 года.

В результате Булгаков оказался выключенным из литературного процесса. Произведения его не печатали. Пьесы не ставили. Он оказался в настолько бедственном положении, что написал письмо правительству с просьбой о предоставлении ему любой работы в театре: режиссером, статистом, даже рабочим сцены. Вот отрывок из письма Булгакова:

«Я прошу Советское Правительство принять во внимание, что я не политический деятель, а литератор. И что всю мою продукцию я отдал советской сцене...

Я прошу принять во внимание, что невозможность писать равносильна для меня погребению заживо».

Булгаков все-таки был принят во МХАТ ассистентом режиссера. Ему не грозили нищета и голод. Но писатель не мог публиковать свои произведения и был обречен «на пожизненное молчание».

 

I V . Вывод по уроку

— Что вы можете сказать о Булгакове как о человеке?

(Это смелый человек, ставивший правду жизни выше самой жизни. И во времена, когда расстрелять могли за одно слово, он не побоялся писать произведения в каждой строчке которых подвергались сомнению основы современного ему общества.)

— Каково место Булгакова в русской литературе?

(Он органично продолжил и развил образы и темы русской литературы, начатые Н. В. Гоголем, М. Е. Салтыковым-Щедриным, А. П. Чеховым.)

 

Домашнее задание

1. Перечитать сатирические произведения Булгакова, страницы учебника, посвященные сатире Булгакова, подготовиться к обсуждению.

2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение об истории создания сатирических произведений «Роковые яйца», «Собачье сердце».

 

 

Урок 2 (63). Сатира Булгакова

Цели урока: закрепить понятие о сатире, прояснить цели булгаковской сатиры, показать мастерство и гражданское мужество писателя.

Методические приемы: повторение, закрепление понятий, постановка проблемных вопросов для обсуждения, развитие речевых навыков.

Оборудование: на доске эпиграф из «Жизни господина де Мольера» М. А. Булгакова:

 

«Сатира, действительно, как известно всякому грамотному, бывает честная, но на вряд ли найдется в мире хоть один человек, который бы предъявил властям образец сатиры дозволенной».

 

Ход урока

I . Слово учителя

Вспомним, что такое сатира и каков предмет ее изображения.

Сатира — вид комического (komikos греч., веселый, смешной), эстетическая категория, единственным предметом которой является человек (человекоподобное в животных и т. д.). Предметом сатиры служат пороки. Она отличается отрицательным, изобличающим тоном оценки. Несовершенство противопоставляется идеалу через антиидеал. Источник сатиры — противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.

Виды сатиры. Ирония — смешное скрывается под маской серьезного. Юмор — серьезное скрывается под маской смешного. Сарказм — высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка.

Средства сатиры. 1) гиперболизм, гротескность; 2) несоответствие между определением предмета и его действительным состоянием; 3) контраст между тем, чем должен заниматься человек, и тем, что он делает.

 

I I . Беседа

— Вспомните русских и советских писателей, чьи произведения можно назвать сатирическими?

(Крылов, Грибоедов, любимый Булгаковым Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов, Саша Черный, Маяковский, Зощенко, Аверченко, Тэффи, Ильф и Петров, Е. Шварц, братья Стругацкие, Высоцкий, Кибиров, Войнович, Довлатов...)

— А есть ли у Пушкина сатирические произведения?

(Эпиграммы на Воронцова: «Полумилорд, полукупец...», сатирические строки Евгения Онегина (гости на балу у Лариных).)

— Как воспринимались сатирические выпады в 30-х годах ХХ-го века?

— Каково, по-вашему, место сатиры в советской литературе? В современной литературе? На эстраде?

— Что в центре внимания сатиры сейчас?

 

III. Реализация индивидуального домашнего задания

1. Слово учителя

Обратимся к эпиграфу нашего урока и поговорим о сатирических произведениях Булгакова. Давайте послушаем сообщения учащихся о произведениях «Роковые яйца» и «Собачье сердце».

 

2. Сообщение об истории создания повести «Роковые яйца»

Информация для учителя.

Действие повести «Роковые яйца» (1925) перенесено в недалекое будущее — 1928 год, когда новая экономическая политика будто бы привела к резкому подъему уровня жизни народа. Однако в этом новом, преуспевающем обществе гениальное открытие профессора Персикова, которое могло бы принести вселенское благо, неожиданно оборачивается трагедией, катастрофой, оказавшись в руках людей полуграмотных и самоуверенных, той новой бюрократии, которая выросла вместе с революцией и еще более укрепилась в эпоху нэпа. Профессор Персиков гибнет от рук объятой ужасом толпы, и вместе с ним — его великое открытие. Такова внешняя фабула повести, ее лежащий на поверхности план. Но наиболее значительные булгаковские произведения всегда многослойны, имеют несколько уровней восприятия, побуждают читателя к активной мыслительной работе. Так и в случае с «Роковыми яйцами». Если приглядеться повнимательнее, то обнаруживается откровенная пародийность действия.

Красный луч жизни, открытый Персиковым, символизирует у Булгакова социалистическую революцию в России, навсегда отождествленную в истории с красным цветом, с противостоянием красных и белых в недавно завершившейся войне. Красный луч олицетворяет разбуженную революцией энергию народов. Но катастрофа, которая происходит в повести из-за небрежного обращения с лучами жизни, предупреждает и о возможной трагической судьбе социалистического эксперимента в России.

С этой точки зрения интересен образ профессора Персикова — своеобразная пародия на В. И. Ленина. Булгакова волнует судьба ленинского эксперимента, начатого в Октябре 1917 г., волнует то, что разбуженная энергия масс будет обращена во зло и приведет к грандиозной общественной катастрофе. Булгаковский прогноз развития общества оказался удивительно верным. В «Роковых яйцах» была показана неготовность общества послереволюционной эпохи уважать труд, культуру и знания, принять гуманистические принципы человеческих взаимоотношений.

 

3. Сообщение об истории создания повести «Собачье сердце»

Информация для учителя

Повесть о Москве «Собачье сердце» не публиковалась в России до 1987 г. Шестидесятилетний запрет на публикацию объясняется, например, отзывом Л. Б. Каменева: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя». Фабула повести связана с идеей очеловечивания животных. Эксперимент профессора Преображенского по очеловечиванию собаки заканчивается провалом: милый и добродушный пес Шарик воспринимает худшие черты своего человеческого донора, люмпен-пролетария, и превращается в зловещую фигуру Полиграфа Полиграфовича Шарикова, быстро вписавшегося в советскую номенклатуру и угрожающего погубить доносом своего создателя. У профессора Преображенского и его ассистента не остается другого выхода, как сделать все возможное дня исправления фундаментальной ошибки, допущенной ими в увлечении сугубо научной стороной эксперимента при неумении предвидеть его ближайшие социальные результаты.

В «Собачьем сердце» выясняется, что на уровне отдельной личности идеалы революции оказались низведены до грубого уравнительства всех и вся, которое господствует в сознании Шарикова. Именно безграмотные Шариковы оказались идеально приспособлены для жизни, именно они формируют новое чиновничество, становятся послушными винтикам в административного механизма, осуществляют власть.

Булгаков поставил под сомнение одну из главных официальных идей того времени, основанную на фетише «пролетарского происхождения» и послужившую основанием для нового раскола общества по социальному типу.

Обнаружив в обществе «феномен Шарикова», Булгаков угадал наиболее массовую низовую фигуру, адекватную старому пушкинскому понятию «черни», которая была необходима сталинской бюрократии для осуществления ее власти над всеми без исключения социальными группами, слоями и классами нового государства. Без Шарикова и ему подобных в России были бы невозможны массовые раскулачивания, организованные доносы, бессудные расстрелы, истязания людей по лагерям и тюрьмам, что требовало огромного исполнительного аппарата, состоящего из полулюдей с «собачьим сердцем».

Нет ничего удивительного, что изображенное Булгаковым нутро социального типа Шарикова было оценено как вызов всему существующему порядку, оценено как «антисоветчина» и запрещено к публикации. Запрет «Собачьего сердца» побудил Булгакова вплоть до конца 20-х годов основное внимание уделить драматургии.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь