Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
I V . Комментарий учителя
Будучи непримиримым противником насилия, Булгаков делает исключение по отношению к тем, у кого не обнаруживает ни чести, ни совести, ни элементарной человеческой порядочности. Он сурово наказывает Лисовича; дворника, пытающегося задержать Николку, за трусливую злобу; поэта Русакова — за духовное разложение; другого поэта, Горболаза, — за доносительство. Характер каждого наказания соответствует, по воле автора, характеру грехопадения. Лисович наказан лишением «сокровищ», дворник Нерон — ответной злобой Николки, Русаков за душевную гниль — физической гнилью, сифилисом, Горболаз — тем, что желал агитатору-большевику, которого пытался выдать. Бури гражданской войны захватывают людей, влекут их за собой, распоряжаясь их судьбами. Герои стали игрушкой в руках стихийных сил, их завертела метель, вьюга, символически предвещенная эпиграфом из «Капитанской дочки». Вспомним образ Блока из «Двенадцати» — революция как стихия. На поверхности жизни мелькают, сменяя друг друга, политические временщики и авантюристы, а в глубине бродит взбунтовавшаяся народная масса.
V . Итог урока Находим эпизод бегства в Город (часть 1, глава 4) Гибель белого движения неизбежна, неизбежно и падение царства гетмана, избранного правителем Украины в цирке. Обратим внимание на эту символическую деталь. Ромай наполняется жестоким сознанием неотвратимости суда истории, блоковским чувством возмездия. — Какие нравственные ценности утверждает писатель в романе? (Как в начале романа, так и в его эпилоге автор заставляет вас думать о вечности, жизни будущих поколений, об ответственности людей перед историей, друг перед другом. Все пройдет, все исчезнет, «а вот звезды останутся...» (обращаемся к эпиграфу). Звезды — это вечность жизни, это вечные нравственные ценности: добро, книги, семья, дом, любовь. Любовь победит все, любовь есть жизнь. За Алексеем Турбиным гналась смерть, а догнала любовь в образе Юлии Рейсс. Николка приходит в дом Най-Турсов вестником смерти, приносит горе, а уносит с собой любовь сестры героя. Сердце Елены покорил Шервинский. Любовь нельзя убить, как нельзя убить жизнь. Подобно «Капитанской дочке» «Белая гвардия» — не только исторический роман, но и своеобразный роман-воспитание, где, говоря словами Л. Толстого, мысль семейная соединяется с мыслью народною).
Домашнее задание По вариантам: проанализировать две ключевых сцены романа — вечеринка у Турбиных (часты, глава 3) и сцена в гимназии (часть 1, главы 6, 7).
Урок 5 (66). Образ дома в романе «Белая гвардия» Цель урока: понять, как создается писателем образ Дома, выявить роль этого образа в системе жизненных ценностей. Методические приемы: повторение, работа над текстом, анализ эпизодов.
Ход урока I . Слово учителя Дом в представлении Булгакова не ограничивается ролью вспомогательной, ролью интерьера. Это место, где можно укрыться от жизненных бурь, где тебя любят и ждут. В романе Булгаков воссоздает обстановку своего родного дома № 13 по Алексеевскому спуску, где царили уют, взаимопонимание, атмосфера высокой интеллигентности. Вспомним дом Ростовых из «Войны и мира». — Что общего между домом Ростовых и домом Турбиных? (Автобиографичность. Обстановка доверия и любви, простота и взаимное уважение. Есть «чужой» в доме: у Толстого — Берг, муж Веры, у Булгакова — Тальберг, муж Елены (обратим внимание на сходство фамилий.)
II. Беседа Образ Дома создается и на противопоставлении остальному, внешнему миру. Один из эпиграфов, из «Капитанской дочки», гласит: «Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло. — Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!». Вспомним оттуда же: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». — У кого еще из писателей ХХ-го века встречается образ бурана? (Образ бурана, метели, предвещающий жизненные бури, один из основных и у Блока.) Героям Булгакова удается какое-то время защищаться и защищать свой Дом, воплощение прочности, надежности, самой жизни. Вещи для Турбиных не материальные ценности, а особые знаки привычного бытия, надежды, защищенности. — Какие предметы являются для Турбиных по-настоящему ценными? (Книги: На открытых многополочных шкафах тесным строем стояли сокровища. Зелеными, красными, тиснеными золотом и желтыми обложками и черными папками со всех четырех стен... глядели книги» (часть 3, глава 12).) — Какие книги упоминаются в романе? В каком контексте? (Прежде всего вспомним Капитанскую дочку. Название пушкинского романа дается без кавычек. Это уже не просто книжный образ, это член семьи, так же, как и Наташа Ростова. Елена читает «Господина из Сан-Франциско» Бунина. Вспомним эпиграф к рассказу: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий», который перекликается с идеей «Белой гвардии». Заметим, что символичность рассказа усиливается, приобретает конкретность в контексте романа Булгакова. Упоминаются названия книг и литературные образы: Фауст, «Пиковая дама», Онегин, стихотворения Некрасова, «Бесы» Достоевского, современные Булгакову футуристы. Классические произведения, вечные образы и сюжеты даются как неотъемлемая часть жизни, часть культуры, которая подвергается смертельной опасности.) — Что предвещает разрушение Дома? (Любимый синий сервиз, согретый еще материнскими руками, разбит неуклюжим Лариосиком. И это предвещает несчастье. «Сервиза безумно жаль», — говорит Елена.) — Как писатель предостерегает от разрушения? (Булгаков разрывает ткань повествования восклицанием: «Никогда. Никогда не сдергивайте абажур с лампы! Абажур священен. Никогда не убегайте крысиной побежкой на неизвестность от опасности. У абажура дремлите, читайте — пусть воет вьюга, — ждите, пока к вам придут».) Дом Турбиных, как Ноев ковчег, спасает от смуты, царящей за окнами, спасает всех, кто переступает его порог.
II. Реализация домашнего задания: анализ ключевых эпизодов 1. Обратим внимание на квартиру Лисовичей, домовладельцев, которая больше похожа на нору, в которой уютно себя чувствует разве что мышь (прием противопоставления). — С помощью каких элементов автор дополняет образ Дома Турбиных? (Звуки, запахи дополняют образ Дома, наполняют его жизнью: запах книг и шорох страниц, запах хвои, размеренный бой часов («тонк-танк) песни и гитара Николки.) — Какая атмосфера царит в доме Турбиных? (В доме Турбиных — уютно, тепло, царит атмосфера любви и заботы друг о друге, высокой культуры и духовности. Атмосфера дома, описанная в романе, напоминает ту, которая была в семье писателя. В доме Булгаковых господствовали интеллектуальные интересы: все увлекались поэзией, литературой, театром. Членов семьи Турбиных мы постоянно видим с книгами: Алексей читает Бесов Достоевского, Елена увлечена Буниным. В доме Турбиных находят тепло, понимание и поддержку Мышлаевский, Шервинский, Карась.) — С какой целью писатель делает противопоставление Дому? (Покою, радости и чувству защищенности турбинского дома противопоставляется умерший, опустелый дом — гимназия. Он становится символом войны, гибели. Там мертвый покой, «полнейший и угрюмейший покой». Там жгут в печах книги, чтобы согреться, жгут парты (часть 1, глава 6). Алексею Турбину «показалось вдруг, что черная туча заслонила небо, что налетел какой-то вихрь и смыл всю жизнь, как страшный вал смывает пристань».) В сцене в гимназии действие романа достигает наибольшего драматизма.
2. Анализируем поведение героев. — Как ведут себя герои романа? — Как меняется представление о чести? (Главной ценностью оказывается человеческая жизнь. Полковник Малышев в минуту кризиса берет ответственность на себя и распускает юнкеров, спасая их. Защищать «до последнего патрона» некого и нечего. Остается попытка начать мирную гражданскую жизнь в этом хаосе.)
I V . Итог урока Роман кончается как будто спокойно. Герои спят и видят сны. Надежда на будущее — в простом и радостном сне Петьки Щеглова — мальчика из флигеля (тоже Дом). «Камера» писателя поднимается вверх, к звездам: «Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» Эти философские вопросы — призыв к разуму, призыв к всеобщему примирению. Но здесь, на земле, недолго будут спать спокойно герои. Можно догадаться, что ждет их впереди: «Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, но 1919 был его страшней».
V . Тест — см. Приложение в конце книги Домашнее задание Подготовиться к сочинению.
Уроки 6—7 (67—68). |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы