Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


III. Заключительное слово учителя. Урок 22 (83). Судьба Григория Мелехова. Домашнее задание



Борис Васильев увидел в «Тихом Доне» отражение главного в гражданской войне: «чудовищные колебания, метания нормального, спокойного семейного человека. На одной судьбе показан весь излом общества. Пусть он казак, все равно он, в первую очередь, крестьянин, земледелец. Он кормилец. И вот ломка этого кормильца и есть вся гражданская война».

От эпизода к эпизоду нарастает трагическое несоответствие внутренних устремлений Григория Мелехова и окружающей его жизни.

В. Кожинов пишет о том, что «Тихий Дон» чаще всего пытались истолковать как воссоздание смертельной битвы красных и белых. Шолохов обвинялся в белогвардейщине. Ягода подписал указ о расстреле казака Харлампия Ермакова — главного реального прототипа Григория Мелехова. Третью книгу «Тихого Дона», посвященную Верхнедонскому восстанию казаков в 1919 году, отказывались публиковать: жалеть «реакционеров» как живую часть единого народа, жалеть их семьи, их детей не полагалось.

Шолохов встречался и беседовал со Сталиным, который требовал «ужесточить» образ Корнилова, обвинял Шолохова в сочувствии белогвардейцам. Правда, Сталин согласился с писателем в том, что «изображение хода событий в третьей книге «Тихого Дона» работает на нас» (изображение разгрома белогвардейцев на Дону и Кубани).

Шолохову пытались рекомендовать «перевоспитать», «перековать» Григория Мелехова в большевика, свести его с пролетариатом, как «перевоспитал» своего героя, белого офицера Вадима Рощина Алексей Толстой в «Хождении по мукам». Автор романа «Тихий Дон» проявил стойкость и мужество, отстояв художественную и жизненную правду. Роман был закончен в 1940 году и удостоен Государственной премии.

Роман обращен не к сегодняшнему, а к вечному противостоянию, считает В. Кожинов. Извечная «битва дьявола с Богом» обостряется во время революции, представляющей собой обнажение трагедийной основы человеческой жизни. В романе предстает жестокий, чудовищный лик Революции. Причем жестокость эта показана как естественная реальность человеческой жизни в революционную эпоху.

(Вспомним «Девяносто третий год» В. Гюго).

Но совершающие страшные деяния герои «Тихого Дона» в конечном счете остаются людьми в полном смысле этого слова, людьми, способными совершать бескорыстные, благородные поступки — дьявольское все-таки не побеждает божеское.

— Что противопоставляет автор жестокости классовой борьбы, трагедии раскола народа?

(Отвергая насильственную смерть (казнь Подтелкова, Лахачева, убийство казаков — ч. 6, гл. 24), Шолохов противопоставляет ей гармонию вечного, бескрайнего мира (находим символы: березка с бурыми почками; орел, плывущий над степью; тихий Дон, ломающий льдины, разделяющий враждующих).

 

Домашнее задание

Закончить сюжетный план «Судьба Григория Мелехова».

 

Урок 22 (83). Судьба Григория Мелехова

Цель урока: показать неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества.

Методические приемы: проверка домашнего задания — корректировка составленного учениками плана, беседа по плану.

 

Ход урока

I . Слово учителя

Герои Шолохова — люди простые, но незаурядные, а Григорий не только храбр до отчаяния, честен и совестлив, но и по-настоящему талантлив, и не только «карьера» героя это доказывает (хорунжий из простых казаков во главе дивизии — свидетельство немалых способностей, хотя у красных в годы гражданской войны подобные случаи были нередки). Подтверждает это и его жизненный крах, поскольку Григорий слишком глубок и сложен для требуемого временем однозначного выбора.

Этот образ привлекает внимание читателей чертами народности, самобытности, чуткости к новому. Но есть в нем и стихийное, что унаследовано от среды.

 

II. Проверка домашнего задания

Примерный сюжетный план

«Судьба Григория Мелехова»

Книга первая

1. Предопределенность трагической судьбы (происхождение).

2. Жизнь в доме отца. Зависимость от него («как батя»).

3. Начало любви к Аксинье (гроза на реке)

4. Стычка со Степаном.

5. Сватовство и женитьба.

6. Уход из дома с Аксиньей в батраки к Листницким.

7. Призыв в армию.

8. Убийство австрийца. Потеря точки опоры.

9. Ранение. Известие о смерти, полученное родными.

10. Госпиталь в Москве. Беседы с Гаранжой.

11. Разрыв с Аксиньей и возвращение домой.

 

Книга вторая, ч. 3—4

12. Вытравление правды Гаранжи. Уход на фронт «добрым казаком».

13. 1915 г. Спасение Степана Астахова.

14. Огрубение сердца. Влияние Чубатого.

15. Предчувствие беды, ранение.

16. Григорий и его дети. Желание конца войны.

17. На стороне большевиков. Влияние Изварина и Подтелкова.

18. Напоминание об Аксинье.

19. Ранение. Расправа над пленными.

20. Лазарет. «К кому же прислониться?»

21. Семья. «Я — за советскую власть».

22. Неудачные выборы в отрядные атаманы.

23. Последняя встреча с Подтелковым.

 

Книга третья, ч. 6

24. Разговор с Петром.

25. Злоба к большевикам.

26. Ссора с отцом из-за награбленного.

27. Самовольный отъезд домой.

28. Красные у Мелеховых.

29. Спор с Иваном Алексеевичем о «мужичьей власти».

30. Пьянство, мысли о смерти.

31 .Григорий убивает матросов

32. Разговор с дедом Гришакой и с Натальей.

33. Встреча с Аксиньей.

 

Книга четвертая, ч. 7

34. Григорий в семье. Дети, Наталья.

35. Сон Григория.

36. Кудивов о невежестве Григория.

37. Ссора с Фицхалауровым.

38. Распад семьи.

39. Расформирование дивизии, Григория производят в сотники.

40. Смерть жены.

41.Тиф и выздоровление.

42. Попытка сесть на пароход в Новороссийске.

 

Часть 8

43. Григорий у Буденного.

44. Демобилизация, разговор с Михаилом.

45. Уход из хутора.

46. В банде Филина, на острове.

47. Уход из банды.

48. Гибель Аксиньи.

49. В лесу.

50. Возвращение домой.

 

III. Беседа

— Какой смысл вкладывает Шолохов, говоря о Григории «добрый казак»?

— Почему главным героем выбран Григорий Мелехов?

(Григорий Мелехов — неординарная натура, яркая индивидуальность. Он искренен и честен в мыслях и поступках (особенно по отношению к Наталье и Аксинье (см. эпизоды: последняя встреча с Натальей — часть 7, глава 7; смерть Натальи — часть 7, главы 16-18; смерть Аксиньи). У него отзывчивое сердце, развито чувство жалости, сострадания (утенок на сенокосе, Франя, казнь Ивана Алексеевича).

Григорий — человек, способный на поступок (уход с Аксиньей в Ягодное, разрыв с Подтелковым, столкновение с Фицхалауровым — часть 7, глава 10; решение вернуться на хутор.)

— В каких эпизодах полнее всего раскрывается яркая, незаурядная личность Григория? (Ученики подбирают и кратко пересказывают эпизоды.)

— Роль внутренних монологов. Человек зависит от обстоятельств или сам делает свою судьбу?

(Он нигде не собрал перед собой, несмотря на сомнения и метания (см. внутренние монологи — часть 6, глава 21). Это единственный персонаж, мысли которого раскрывает автор.

Война развращает людей, провоцирует на совершение поступков, каких человек в обычном состоянии никогда бы не совершил. Григорий имел стержень, который не позволил ему ни разу сделать подлость.

Глубокая привязанность к дому, к земле — сильнейшее душевное движение: Моим рукам работать надо, а не воевать».)

Герой постоянно в ситуации выбора («Сам ищу выход»). Перелом: спор и ссора с Иваном Алексеевичем Котляровым, Штокманом. Бескомпромиссность человека, который никогда не знал середины. Трагедия как бы переносится в глубины сознания: «Он мучительно старался разобраться в сумятице мыслей». Это не политические шатания, а поиски правды. Григорий тоскует по правде, «под крылом которой мог бы посогреться каждый». А такой правды, с его точки зрения, нет ни у белых, ни у красных: «Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет. А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался». Эти поиски оказались, как он считает, «дрянными и пустыми». И в этом тоже его трагедия. Человек поставлен в неизбежные, стихийные обстоятельства и уже в этих обстоятельствах делает выбор, свою судьбу.)

«Больше всего нужно для писателя,— говорил Шолохов, — ему самому нужно, — передать движение души человека. Я хотел рассказать об этом очаровании человека в Григории Мелехове...»

— Как вы считаете, удается ли автору «Тихого Дона» «передать движение души человека» на примере судьбы Григория Мелехова? Если да, каково, на ваш взгляд, основное направление этого движения? Каков его общий характер?

— Есть ли в образе главного героя романа то, что вы могли бы назвать очарованием? Если да, то в чем его очарование заключается?

Основная проблематика «Тихого Дона» раскрывается не в характере одного, хотя бы и основного героя, каким является Григорий Мелехов, а в сопоставлении и противопоставлении многих и многих характеров, во всей образной системе, в стиле и языке произведения. Но образ Григория Мелехова как типической личности как бы концентрирует в себе основной и в идейный конфликт произведения и этим объединяет все детали огромной картины сложной и противоречивой жизни многих действующих лиц, являющихся носителями определенного отношения к революции и народу в данную историческую эпоху.

— Как бы вы определили основную проблематику «Тихого Дона»?

— Что, на ваш взгляд, позволяет характеризовать Григория Мелехова как типическую личность? Можете вы согласиться с тем, что именно в нем сконцентрирован «основной исторический и идейный конфликт произведения»?

Критик Н. Жданов отмечал (1940): «Григорий мог быть с народом в его борьбе... но он не стал с народом. И в этом его трагедия».

— Справедливо ли, на ваш взгляд, утверждение, что Григорий «не стал с народом разве народ — это только те, кто за красных?

— Как вы думаете, в чем трагедия Григория Мелехова? (Этот вопрос можно оставить в качестве домашнего задания для развернутого письменного ответа.)

 

Домашнее задание

Как соотносятся события, захватившие страну, с событиями личной жизни Григория Мелехова?


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь