Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»
Примерные темы сочинений: 1. Истоки трагедии Григория Мелехова. 2. Утверждение вечных ценностей — Дома, Труда, Любви — в романе. 3. Григорий Мелехов в поисках правды. 4. Женские образы «Тихого Дона». 5. Стихия народной жизни в романе. 6. Гражданская война как трагедия народа.
Тезисный план сочинения «Григорий Мелехов в поисках правды»
I . Введение Образ Григория Мелехова как продолжение Шолоховым традиции русской литературы — изображения правдоискателей (Н. А. Некрасов, Н. С. Лесков, Л. Н. Толстой, А. М. Горький и др.).
II. Основная часть 1. Характеристика образа Григория Мелехова. Истоки характера — в истории семьи, в генетических качествах — трудолюбии, гордости, смелости, стремлении к свободе. 2. Стремление к нравственной истине — основа характера Григория. Поиск правды, «под крылом которой мог бы посогреться каждый». 3. Попытка найти смысл в битвах Первой мировой войны и разочарование, потеря точки опоры (убийство австрийца). 4. Убежденность в истинности «правды» Гаранжи. Вытравление ее, уход на фронт «добрым казаком». 5. Стремление обрести правду во время социально-классовых битв — исток трагедии Григория Мелехова: «К кому же прислониться?» Метания Григория между «красными» и «белыми» — свидетельство не политических шатаний, а искренних попыток отыскать «настоящую» правду: «Одной правды нету в жизни». 6. Положение Григория «между» и в семье и в обществе: — между старым и новым (первоначальное следование семейным традициям казачества: подчинение отцу («Как батя») и последующий уход из хутора, да еще с чужой женой — не осознанный вызов старому, традиционному укладу жизни); — миром и войной (смелость и мужество в сражениях, осознание «страшной нелепицы войны», убежденность в противоестественности войны: «Моим рукам работать надо, а не воевать»); — большевизмом и народничеством Изварина (открытость натуры Григория, воспринимающей убедительные доводы в защиту той или иной идеологии); — Аксиньей и Натальей (любовь-страсть к Аксинье и любовь к семье, жене, детям) — отражение его поисков правды, истинного пути, обреченных на трагический исход: «За что же ты, жизнь, так меня покалечила? За что так исказнила?» 7. Позиция автора в отношении поисков своего героя. Стремление к объективности в изображении противоборствующих сторон, авторское сочувствие Григорию. Изображение гражданской войны как трагедии всего народа.
II I . Заключение Изображение поисков правды «простым» человеком, честным и искренним, передача движений души такого человека — творческая заслуга Шолохова. Образ Григория как концентрация основного исторического и идейного конфликта романа, выражение трагических поисков правды всего народа.
I V . Тест по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон» — см. Приложение в конце книги
Раздел V II. Литература периода Великой Отечественной войны Урок 27 (88). Поэзия и проза во время войны. Обзор Цель урока: показать истоки изображения войны в литературе военных лет, дать обзор произведений разных жанров. Оборудование урока: портреты писателей, иллюстрации по теме Великой Отечественной войны. Методические приемы: лекция учителя.
Ход урока I . Чтение и разбор 2—3 сочинений по творчеству М. А. Шолохова II. Лекция учителя Литература Великой Отечественной войны начала складываться задолго до ее начала. Ощущение надвигающейся «грозы» породило так называемую «оборонную» литературу. В 30-е годы проблематика, выбор героев носили классовый характер. Советский Союз представлялся пропагандой и официальной литературой как могучий оплот социализма, готовый дать решительный отпор капиталистическому окружению. Песни предвоенных лет демонстрировали мощь государства: «Кипучая, могучая, никем непобедимая», «И врага мы на вражьей земле победим малой кровью могучим ударом»; кинофильмы показывал и, как лихо побеждает Красная Армия недалеких и слабых противников («Если завтра война»). Аналогичные настроения отличали повесть Николая Шпанова «Первый удар» и роман Петра Павленко «На Востоке», вышедшие огромными тиражами. Эти пропагандистские произведения отражали сталинскую военно-политическую доктрину, которая в результате поставила армию и страну на край гибели. Противоположный этому подход к отражению предвоенных событий не мог рассчитывать на широкую аудиторию. Те, кто прошел войну в Испании, конфликты у озера Хасан и на Халхин-Голе, финскую кампанию, понимали истинное положение вещей. Монгольские стихи Константина Симонова, стихи Алексея Суркова, Александра Твардовского показывают войну тяжелым и опасным делом. Перед самой войной была написана пьеса К. Симонова «Парень из нашего города», в основу которой лег реальный опыт боев на Халхин-Голе. Позже был поставлен фильм с таким же названием. Название пьесы символично: ее герой — обыкновенный, простой человек, такой же, как многие. Он там, где трудно, где нужны его мужество и поддержка — в Испании и на Халхин-Голе. Пьеса была необходима тем, кто защищал страну от врага: она не забегала вперед, не рассказы вала о грядущей победе, но вселяла уверенность в ней. В финале пьесы зритель расстается с героем перед сражением, исход которого ясен — нельзя не победить, ведь защищаешь любимых, родных, свою отчизну. (Если есть возможность, показать отрывки из фильма). Столь же символичны названия трех выдающихся пьес военных лет: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова. Все они написаны в 1942 году, поставлёны во многих театрах, удостоены высоких премий. Им была суждена долгая сценическая жизнь.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 869; Нарушение авторского права страницы