Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
I . Поэзия «Серебряного века»
1. Напротив названия каждого поэтического сборника напишите имя его автора. «Urbi et orbi» («Граду и миру») «Cor arderns» («Сердце пламенеющее») «Александрийские песни» «Колчан» «Четки» «Чужое небо» «Tristia» («Скорбные элегии») «Chefs d’oeuvre» («Шедевры») «В безбрежности» 2. «...Символизм можно называть... «поэзией намеков», — писал В. Брюсов в предисловии ко второму выпуску «Русских символистов». Дайте свое объяснение этому определению. 3. Если символизм — «поэзия намеков», то как по аналогии можно определять акмеизм и футуризм? 4. Дайте объяснение понятию «символ». Чем отличалось понимание «символа» старшими и младшими символистами? 5. Исправьте ошибки в литературоведческих суждениях: а) для поэтического языка символистов были характерны повышенная музыкальность, активное словотворчество (создание неологизмов), тяготение к ясному и четкому пушкинскому стилю; б) образный строй лирических произведений акмеистов отличают неопределенность, расплывчатость поэтических формулировок, нарочитое внимание к мелочам, эстетизация вкусовых ощущений. 6. Расставьте в хронологическом порядке названия поэтических сборников и критических работ русских поэтов начала ХХ века: «Ключи тайн», «О прекрасной ясности», «Поэзия как волшебство», «Пощечина общественному вкусу», «Русские символисты», «Дохлая луна», «Наследие символизма и акмеизм». 7. Тезисом к литературному манифесту какого литературного направления могли бы послужить цитаты из статей поэтов «серебряного века»? а) «Страшный контрданс «соответствий», кивающих друг на друга. Вечное подмигивание. Ни одного ясного слова, только намеки, недоговаривания. Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой». б) «Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание». в) «Для нас иерархия в мире явлений — только удельный вес каждого из них, причем вес ничтожнейшего все-таки несоизмеримо больше отсутствия веса, небытия, и потому перед лицом небытия — все явления братья». 8. Сначала даются отрывки из стихотворных произведений русских поэтов начала ХX века, затем (отмеченные звездочкой) — пародии на них. Соотнесите пародию и поэтический оригинал, назовите имя автора стихотворения и пародии. Какие черты индивидуального стиля стали предметом пародии?
9. В чем сходство и в чем различие трактовки темы города в поэзии символистов и футуристов? Ответ обоснуйте на примере 2—3-х произведений разных поэтов. 10. В чем разница в значении и употреблении одних и тех же цветовых эпитетов в лирике Блока и Есенина? Примеры к вашему ответу даны ниже:
...Очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу. Ты в синий плащ печально завернулась... Выйду на озеро в синюю гать, К сердцу вечерняя льнет благодать. Только синь сосет глаза. Синий туман. Снеговое раздолье, Тонкий лимонный лунный рассвет.
11. В левой колонке приводятся наиболее характерные для индивидуального стиля поэтов «серебряного века» рифмы, справа даны имена поэтов. Определите, из каких произведений, каких поэтов приведены рифмы. Охарактеризуйте каждую рифму. Как связана рифма с тематическим и лексическим строем лирики данного поэта? а) шампанском — испанском; Есенин б) Русь — грусть; Мандельштам в) Notre Dame — создам; Северянин г) отныне — Марине. Цветаева
II. М. Горький. Рассказы 1. Вспомните, в названия каких рассказов Горького входят имена собственные. Какую художественную установку писателя отражает выбор заглавия? 2. В чем смысл конфликта в ранних романтических рассказах Горького — «Старуха Изергиль» и «Макар Чудра»? В чем его художественное своеобразие? 3. Какова роль пейзажного обрамления в рассказах? Выделите основные компоненты пейзажной картины в каждом рассказе. По какому принципу организуется художественное пространство каждого текста? 4. Выделите лексические доминанты пейзажа в рассказе «Старуха Изергиль». Каковы особенности цвето-световой организации изображаемой картины? Изобразительное или выразительное начало доминирует в пейзаже? 5. Вспомните, из каких портретных черт складывается в рассказе внешний облик старухи Изергиль, Ларры, Данко. Что общего в облике Изергиль и Ларры? Какие общие мотивы связывают реальную жизнь Изергиль и легендарную судьбу Ларры? 6. Какова логика следования эпизодов в рассказе «Старуха Изергиль»? Как соотносятся между собой легенды и рассказ о жизни старухи? 7. К каким персонажам рассказа «Старуха Изергиль» относятся следующие характеристики? а) Рыжий был весь рыжий — и усы, и кудри! Огненная голова. б) О, этот, рубленый, был хороший человек! в) ...Он был маленький, сухой и все кашлял. — Какой принцип изображения персонажа объединяет эти характеристики?
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы