Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
II. Беседа по роману «Мать»
— О чем роман? (Роман «Мать» — о двух путях в революцию, в «завтрашний день»: пути разума, социальной и кровавой переделки мира, и пути сердца, обретения нового бога и тем самым переделки себя. В финале эти пути (сына и матери) сливаются воедино: «Душу воскресшую не убьют!») — Кто, с вашей точки зрения, является главным героем романа? (Обсуждение вариантов. Вывод: И все же Горький назвал свой роман «Мать», тем самым, видимо, обозначив главного героя и высказав тем самым свою позицию. Предметом изображения в романе становится частная жизнь Пелагеи Ниловны Власовой, история ее духовного пути и нравственного воскресения.) — Какое значение имеет образ Ниловны? (В образе Ниловны раскрывается идея социального переустройства мира на основе добра и справедливости. Путь нравственного восхождения Ниловны начинается из-за ее желания приобщиться к делу сына, к революционной борьбе, которая мыслится ей по-своему, в религиозно-эмоциональном плане.) Комментарий учителя: Вспомним «идеологический» роман Достоевского «Преступление и наказание». Писатель показал губительность попыток подчинения живой жизни любой теоретической схеме, любой идее, трагически неразрешимый внутренний конфликт человека, одержимого «идеей». Горький обращается к сходной проблематике. Его интересует, какие перспективы откроются перед человеком, приобщившимся к социалистической идее. Именно в этой идее Горький видит способ преодоления социальной несправедливости, перспективы внутреннего роста личности. Таким образом, Горький вступает с Достоевским в творческую полемику. — Как развивается сюжет романа? (Экспозиция — жизнь семьи Власовых, отличается статикой. Дни и годы идут однообразно и неизменно примитивно. Движение начинается, когда мать замечает, что «сын ее становится непохожим на фабричную молодежь... что он сосредоточенно и упрямо выплывает куда-то в сторону из темного потока жизни» Процесс становления Павла как революционера происходит как бы за кадром повествования. Его образ воплощает цель конечного развития человека, как она мыслится писателем.) — Как ведется повествование в романе? (Горький ориентируется на точку зрения героини. Мы видим происходящее как будто ее глазами. Писатель многократно подчеркивает это: «она знала», «ей казалось», «она замечала», «иногда она думала». Главным объектом художественного исследования, таким образом, становится сознание матери. Возникают два композиционных плана: объективная действительность и сознание, стремящееся постигну эту действительность.) — Каким образом воспринимает мир Пелагея Ниловна? (Ниловна воспринимает мир романтически, что характерно для растущего, становящегося сознания. Действительность делится для нее на два мира: соратники Павла — красивые внешне и внутренне люди, и его враги — бесцветные, лишенные индивидуальности маски.) — Какая авторская мысль воплощается в образе матери? (Мать — в центре повествования. Это дает писателю возможность сопоставить конкретные социальные идеи с вечными идеалами материнства. Идеи Павла воспринимаются Ниловной не как абстрактная истина, а как близкая и понятная правда жизни, принесенная сыном. Мир, доступный сознанию Ниловны, расширяется от слободки до глобальных масштабов, когда героиня понимает, как в ее «тесной комнате рождалось чувство духовного родства рабочих всей земли». Ниловна чувствует возможность изменить и улучшить мир, встав рядом с сыном и его товарищами.) — Каков путь Ниловны? (Мир изменяется для героини и в социальном плане Она проходит путь неграмотной, забитой женщины до сознательного революционера. Постепенное движение героини к идеалу происходит под воздействием совершенно определенных, конкретных событий в жизни рабочей слободки. Они изображаются для того, чтобы обосновать закономерность становления сознания героев.) — В чем же заключается новое качество реализма у Горького? (В том, что он утверждает не только возможность и неизбежность влияния действительности на человека, но обосновывает неизбежность и необходимость обратного влияния: человека на действительность.)
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы