Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Демократическое государство :понятие и признаки



Демократическое государство - форма государства, основывается на конституционном признании народа источником власти и реальном осуществлении народной власти через равноправное участие граждан в управлении общегосударственными и местными делами, в контроле за государственной деятельностью; выборности и сменяемости высших органов государственной власти; существовании многопартийности; обеспечении прав и свобод человека и меньшинства в соответствии с международными стандартами.

Признаки демократического государства:

1) признание народного суверенитета - власти народа в качестве верховного носителя и источника государственной власти;

2) равноправное участие всего народа (а не только части населения) в управлении делами в обществе и государстве непосредственно (самоуправление) и через представительные органы. Равный доступ всех к государственной власти предусматривает участие в формировании органов государства, контроле за их деятельностью, поддержании постоянного контакта с ними населения;

3) демократическая процедура образования органов государства в результате конкурентных, свободных и честных выборов (общее право голоса, равенство в выборах; тайное голосование; прямые (непосредственные) выборах, предусматривающие сменяемость парламента, президента, местных советов демократическим путем. В демократическом государстве одни и те же люди не должны длительное время беспрерывно занимать должности в органах власти: это вызывает недоверие граждан, приводит к утрате легитимности этих органов. Требуются сменяемость, подконтрольность и взаимоконтроль, равные возможности каждого реализовать свои избирательные права;

4) политическая свобода и равенство граждан перед законом и судом. Политическая свобода означает свободу выбора общественного строя, формы правления, право определять и изменять конституционный строй, обеспечить защиту прав человека. Она основывается на свободе экономической, различных формах собственности, равном доступе к собственности и на многообразия культурной жизни

Демократия характеризуется следующими признаками:

1) признанием народа источником власти и носителем суверенитета. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их;

2) формально-юридическим равноправием граждан и их равной возможностью участия в политической жизни страны;

3) наличием фундаментальных прав и свобод человека, их признанием, гарантированностью и защитой со стороны государства;

4) принятием важнейших властных решений по принципу большинства: именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю;

5) правом меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства;

6) политическим плюрализмом, под которым понимается наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции;

7) системой разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры;

8) гласностью действий государственных органов и должностных лиц, возможностью беспрепятственного контроля за ними со стороны общества. Этому способствуют: открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов, публикация их стенографических отчетов, представление чиновниками деклараций о своих доходах, существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных средств массовой информации;

9) выборностью основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;

10) развитой системой органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решении местных проблем.

23)Светское государство :понятие и признаки

Провозглашение в Конституции 1995 г. Республики Казахстан светским государством означает тот факт, что в стране не существует официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Государство в равной мере толерантно относится к исламу и православию, к конфессиям других вероисповеданий. Если обратиться к мировому опыту, то можно сказать, что в различных национальных обществах позиция, занимаемая государством по отношению к религии, характеризуется специфическими чертами. К примеру, в Соединенных Штатах Америки государство благожелательно настроено к религиозным группам, независимо от вероисповедания. В дореформенный период в странах Восточной Европы отделение церкви от государства приняло форму взаимной неприязни на уровне как идеологии, так и практики. Вместе с тем в деятельности современных государств есть примеры узаконения официальной религии, называемой государственной, господствующей или национальной. Например, в Англии — англиканская, в Израиле — иудейская. В ФРГ, Японии, Италии провозглашается равенство всех религий.

Утверждая себя светским государством, Республика Казахстан в Конституции и текущем законодательстве закрепила принципы, в соответствии с которыми строятся отношения религиозных объединений и государства: отделение религиозных объединений от государства, принцип отделения государственной системы воспитания и образования от религиозных объединений, принцип законности. Приоритетное значение в условиях светского государства имеет принцип отделения религиозных объединений от государства, в соответствии с которым религиозные объединения не являются субъектами политической деятельности, не участвуют в государственном управлении, в формировании государственных органов. В остальном названный принцип носит условный характер. Так, религиозные объединения оказывают помощь государству в выполнении функций социальной защиты граждан, культурно-воспитательной деятельности, конечно, в рамках законодательства. С другой стороны, государство устанавливает имущественные и финансовые льготы религиозным объединениям. Кроме того, государство и религиозные объединения не равноправные субъекты, чтобы абсолютизировать их отделение друг от друга, всегда присутствует верховенство государства. Оно не вмешивается в деятельность объединений до тех пор, пока эта деятельность не противоречит законодательству, в противном случае государством принимаются меры принуждения. Вместе с тем высказанное выдающимся русским юристом и философом И.А.Ильиным мнение по поводу соотношения государства и церкви сегодня звучит актуально: «Церковь и государство взаимно инородны — по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает достоинство и изменяет своему назначению… Церковь должна не брать меча — ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея. Ни для войны… В этом смысле церковь «аполитична», задача политики не есть ее задача, средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг»[1].

В современном Казахстане существует поликонфессиональное общество. Две наиболее крупные по численности национальности — казахская и русская — составляют примерно 80 % всего населения республики. Они относятся к двум наиболее многочисленным общинам в республике — мусульманской (суннитской) и христианской (православной). Кроме того, в республике действует 3833 религиозных объединений и общин более 40 конфессий и доминаций[2] по таким религиозным направлениям, как ислам, православие, протестантизм, баптизм, иудаизм, индуизм. Однако это стало возможным лишь в современных условиях (Программа по обеспечению свободы вероисповедания и совершенствованию государственно-конфессиональных отноше­ний в Республике Казахстан на 2007–2009 гг. Утверждена постановлением Правительства РКот 5.02.07 г. № 1185). На протяжении многих лет декларации о свободе совести оставались лишь словами. А на самом деле, в повседневной жизни свобода совести всячески ущемлялась. Принимавшиеся в дополнение к конституциям правовые акты крайне ограничивали реальные возможности религиозных объединений, содержали многочисленные запреты. Религиозные организации не могли, например, заниматься благотворительной деятельностью, не имели доступа к средствам массовой информации и т.д. «Служителям культа» практически запрещалось все, что выходило за рамки «удовлетворения потребностей верующих». Религия рассматривалась как «пережиток», унаследованный от прошлого строя, который должен был быть, по возможности, быстро «изжит

Светскость государства подразумевает уважение и веротерпимость к многообразию религий, подталкивает к созданию светского типа гуманизма в обществе, формирует светского гражданина, патриота своей страны, любящего свою страну и при этом не исключает позицию укрепления национальной культуры и традиционных для данной страны религии.

Казахстан – светское государство. Это положение отражает отношение казахстанского государства к религии, в соответствии с которым никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (Конституция РК). Государство обеспечивает свободу законной деятельности религиозных объединений, но не вмешивается в определение гражданами своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в деятельность религиозных объединений, не возлагает на них выполнение функций государственных органов и органов местного самоуправления. В свою очередь религиозные объединения не вмешиваются в деятельность государства.

Религия – это духовное состояние каждого человека внутри себя. Если человек истинно верующий, то никто не запрещает ему следовать определенным правилам и законам своей религии. Но также, верующий не должен забывать, что, в первую очередь, он – гражданин светского государства и поэтому должен уважать и соблюдать права и свободы окружающих людей.

Формирование светского типа гуманизма будет влиять в свою очередь на формирование нового типа религиозной культуры страны, не исключающей межрелигиозной толерантности и при этом сохраняющей национальную идентичность страны.

Как сказал наш Президент Н. А. Назарбаев: «Казахстан – светское государство, поэтому наша политика в религиозной сфере направлена на укрепление межконфессионального мира и толерантности. Свобода совести у нас гарантирована Конституцией».

Как известно, 11 октября 2011 года в действие вступил Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».

Важность данного Закона заключается в том, что он своим положением утверждает Республику Казахстан:

– демократическим, светским государством;

– подтверждает право каждого на свободу совести;

– гарантирует равноправие каждой личности, независимо от ее религиозного убеждения;

– признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа;

– уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана;

– признает важность межконфессионального согласия, религиозной толерантности и уважения религиозных убеждений граждан.

Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» подтверждает силу важности и значимости принципа светскости, заложенного в фундаментальных положениях Конституции (Основной Закон) Республики Казахстан.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь