Анализ произведения «Аленький цветочек» С.Т.Аксакова.
Почти в каждой сказке все начинается с описания семьи, которая живет в мире знакомом и привычном. В этой сказке семья состоит из 4 человек: отец и 3 сестры. У всех народов, во всех философских системах цифра имеет смысл и играет важную роль. Цифра 1 – это символ первичности, центр равновесия и цели, символ создателя – представляет отца. Число 3 – символ устойчивости и нерасторжимости; Пифагор видел в нем гармонию, а Аристотель – целостность (начало-середина-конец); это знак удачи и духовной сферы человека; это представление о человеке: тело-душа-дух. Наконец, для анализа именно этой сказки 3 может быть представлено как 2+1: уже здесь содержится противопоставление, о котором мы и узнаём из сказки. Число 4 – это первая трехмерная фигура, число очищения или чистоты, а квадрат – символ устойчивости. Таким образом, семья купца – это образ устойчивого мира, в котором есть центр и равновесие.
Отец берет на себя роль помощника любимой дочки, которая выросла и которой надо выйти замуж. Эта цель их объединяет: Анимус дочери и Анима отца вместе ищут путь к её индивидуации. Её либидо ищет применения, и коллективное бессознательное помогает ей: ей показывают во сне аленький цветочек, в котором заключен сакральный смысл. Красный цвет всегда наделяли определенными свойствами: это огонь творчества и любви, драгоценность рубина или граната, символ власти и красоты.
Отец, путешествуя и подвергаясь опасностям в море жизни (крушение кораблей), готов пожертвовать своей жизнью ради дочки (проститься с любимыми дочерьми и вернуться к чудовищу). Но купеческая дочка (меньшая и последняя, видимо, оставшаяся раньше всех без матери, и дороже всех отцовской душе) не принимает жертвы и сама отправляется к чудовищу. Эта жертва нужна ей самой — это её плата за аленький цветочек. Духовность красавицы раскрывается в её верности своим идеалам красоты (аленький цветочек) и любви к отцу (патриархальная верность Родине).
Чудовище, который ждет красавицу, олицетворяет нижний мир, животную стихию человека, это образ страсти, которая приручает дочку к себе, давая сначала послушать себя, а потом посмотреть на себя. Дочь купца пугается виду звериного, но глаза (зеркало души) приручают красавицу. Да, она заглядывает в «пропасть» своего животного начала, но и её душа откликается на эту сущность, безобразную и вызывающую отвращение. Если вспомнить смерть героев таких реалистических произведений о любви, как «Бездну» Леонида Андреева или «Митину любовь» Ивана Бунина, то станет ясно, что это отвращение к «звериному человеку» в себе побороть не каждому удается.
Что же это за сила,которая помогла дочери купца побороть свой страх и расколдовать принца? Любовь – да, но до неё – жалость! Это, кстати, нашел и М.Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита»: королева бала просит сначала о Фриде и только потом о Мастере. В памяти русского народа это закрепилось в песнях и приметах: «жалеет – значит любит» (в отличие от пьяно–бандитского варианта: бьет – значит любит).
На один день зверь отпускает дочь от себя, предупреждая о своей смерти, если дочь не вернется к нему. Так проверяется её твердость выбора. Купеческую дочь обманом удерживают дома сестры, которые здесь олицетворяют её тень или эго.
Дочь купца успевает вернуться и, называя зверя «милым другом», получает награду – это не только счастливый брак с принцем-мечтой, это путь к индивидуации.
Каждая сказка метафорична – в этом её долголетие. Метафора этой сказки видится в аналогии с судьбой любого художника, который проходит индивидуацию. Так, Россия в 19 веке ищет свою путь, и появляются славянофилы (в их числе и автор сказки «Аленький цветочек» – С.Т.Аксаков).
Аленький цветочек олицетворяет красоту и гармонию мира, которую ищет человек. Страшное «чудовище» любого творческого человека (творца любви в том числе) - мир бессознательного. Художнику требуется настоящая самоотверженность: отказ от спокойной защищенной жизни, стойкость в физических и материальных лишениях, сила духа в жизненных и творческих испытаниях. «Через тернии к звездам» -- путь настоящего Мастера.