Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Le Louvre - Rue de Rivoli 75001 Paris



Tel.: 01.40.20.55.55

www.louvre.fr

 

 

****************************************

Новые книги

Сокровища русского народа

Фонд Пьера Берже и Ива Сен-Лорана в сотрудничестве с Российским этнографическим музеем Санкт Петербурга прошлым летом организовал выставку русской национальной одежды XIX и ХХ веков.

Эти русские костюмы, которые надевались во время народных празднеств или по случаю свадьбы, представляли русскую народную традицию, подчёркнутую тонкой игрой красок и оттенков.

 

Чёрное и красное

 У всех есть «общее» представление об облике русского крестьянина. Непременная косоворотка, воротничок которой застегивается сбоку, льняные портки и стоптанные лапти. Цветовая гамма скорее серая, иногда ярко-красная, но чаще преобладают тёмные тона и чёрный цвет.

 Именно в изготовлении – творческом, неспешном и терпеливом – своих одежд и особенно праздничных нарядов простолюдины находили свободу самовыражения, недоступную им по их социальному статусу. Обозревая эти редкие костюмы, сохранённые для нас любителями искусства, мы проникаем в секреты русской жизни. Теперь мы начинаем понимать это обилие красного цвета. Ведь «красный» по-русски – ещё и «красивый». Археологи, которые подвергают анализу волокна найденных при раскопках тканей, склоняются ещё к одной идее.

Россия – это не варварская Московия, которая стремилась «замкнуться в своих бескрайних холодных просторах». Она вела оживленный обмен товарами с заграницей: Испания снабжала шерстью её фламандские прядильни, Китай и Центральная Азия обеспечивали работу её шелкоткацких станков, и уже со времён Средневековья существовало как минимум три пути, связывающих Россию с Византией. Все эти пути давали возможность русским людям, вплоть до самых простых слоёв, ознакомиться с неизвестными красителями и необычными образами.

Изображения костюмов обогатили драгоценные миниатюры и даже – о, святотатство! – вторглись в иконы к великому неудовольствию дьяка Висковатого*, боровшегося во времена Ивана Грозного за чистоту в иконописи.

Вдали от этих ученых споров и «высокой моды», культивировавшейся при дворе, развивался дизайн народного костюма – творчество, доступное тем, кто был лишён всякого творчества. Искусство безымянных портних, вышивальщиц, кружевниц и самоучек-колористов было сродни поэзии и песне.
Ибо истинные искания, часто безотчётные при движении туда-сюда иглы, были направлены на достижение свободы существования каждого, кто выдвигался из массы черни. Представим себе рождение одного из этих костюмов в зимний вечер, в утонувшей в сугробах, прокопчённой тёмной избе, и эту иглу, которая отделывает золотом или обшивает красной нитью края ткани. И песню, которая разливается по «бескрайним холодным просторам» России.


Андрей МАКИН

« Connaissance des arts » - N°396

*  Иван Михайлович Висковатый – русский дипломат и государственный деятель в царствование Ивана Грозного, возглавлял Посольский приказ с 1549 по 1562 год, был членом боярской думы.

ОБЪЯВЛЕНИЯ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь