Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 56. Наученные Закону Божьему
Эта глава основана на книге Неемии 8, 9, и 10 Наступило время праздника труб. В Иерусалиме собралось множество народа. И это было грустное зрелище: уже успели отстроить стены Иерусалима и установить ворота, но большая часть города по-прежнему лежала в развалинах. {ПЦ 661.1} На деревянном помосте, воздвигнутом на одной из широких улиц и окруженном со всех сторон печальными остатками былой славы еврейского народа, стоял Ездра, теперь уже убеленный сединами старец. Справа и слева от него — его собратья-левиты. Внизу перед ними — необозримое море голов. Со всех концов страны сюда пришли дети завета. «И благословил Ездра Господа, Бога великого. И весь народ отвечал: „аминь, аминь“... и поклонялись и повергались пред Господом лицем до земли». {ПЦ 661.2} Однако даже здесь наблюдались последствия греха Израиля. Вследствии брачных союзов с язычниками еврейский язык оказался сильно искажен, и приходилось прибегать к большим усилиям, толкуя закон, чтобы он был понятен всем. Некоторые из священников и левитов присоединились к Ездре и вместе с ним объясняли принципы закона, «и читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное». {ПЦ 661.3} «И уши всего народа были приклонены к книге закона». С вниманием и благоговением люди слушали слова Всевышнего. После того как был объяснен закон, они осознали свою вину и скорбели о своих беззакониях. Но этот день был праздником, днем радости и священного собрания; днем, который Бог заповедал проводить в веселии и радости, и потому им было повелено обратить печаль в радость, ибо Бог явил к ним такую великую милость. «День сей свят Господу, Богу вашему, — сказал Неемия, — не печальтесь и не плачьте... пойдите, ешьте тучное, и пейте сладкое, и посылайте части тем, у кого ничего не приготовлено; потому что день сей свят Господу нашему. И не печальтесь, потому что радость пред Господом — подкрепление для вас». {ПЦ 662.1} В первой половине дня происходило религиозное служение, а в остальное время народ с благодарностью вспоминал благословения Божьи и радовался щедрым дарам, какими Он наделил их. Была оказана помощь также бедным и нуждающимся. Весь народ ликовал, потому что читался закон и они могли понимать его. {ПЦ 662.2} На следующий день чтение и толкование закона было продолжено. А в назначенное время, в десятый день седьмого месяца, согласно Божьему повелению, совершалось торжественное служение Дня Искупления. {ПЦ 665.1} С пятнадцатого дня по двадцать второй день того же месяца народ и начальники еще раз праздновали праздник кущей. «И провозгласили по всем городам своим и в Иерусалиме, говоря: пойдите на гору, и несите ветви маслины садовой, и ветви маслины дикой, и ветви миртовые, и ветви пальмовые, и ветви других широколиственных дерев, чтобы сделать кущи по написанному. И пошел народ, и принесли, и сделали себе кущи, каждый на своей кровле, и на дворах своих, и на дворах дома Божия». И «радость была весьма великая. И читали из книги закона Божия каждый день, от первого дня до последнего дня». {ПЦ 665.2} Таким образом, каждый день, слушая слова закона, люди все больше убеждались в собственных беззакониях и в грехах своей страны в прошлом. Они поняли, что, позабыв Бога, они лишились Его покровительствующей любви, и дети Авраама оказались рассеяны по языческим землям. И теперь они снова твердо решили искать Его милости и дать обет исполнять Его заповеди. Перед началом этого торжественного служения, происходившего на второй день после праздника кущей, они отделились от язычников, живущих среди них. {ПЦ 665.3} Когда люди, пав ниц перед Богом, исповедовали свои грехи и умоляли о прощении, начальники ободряли их надеждой, что Бог, согласно Своему обетованию, услышал их молитвы. Им следовало не только сокрушаться, плакать и раскаиваться, но и верить, что Бог простил их. Их вера должна была проявиться в рассказах о милостях Господа и превознесении Его доброты. «Встаньте, — сказали учителя, — славьте Господа, Бога вашего, от века и до века». {ПЦ 665.4} Затем весь собравшийся народ с воздетыми к небу руками объединился в песнопении: {ПЦ 666.1} «Да славословят достославное Когда умолкли звуки хвалебного гимна, руководители собрания вновь повторили историю Израиля, особенно подчеркивая, сколь велика была милость Бога к ним и сколь чудовищна их неблагодарность. Затем все собрание клятвенно обещало исполнять заповеди Божьи. Люди понесли наказание за свои грехи и теперь признали справедливость судов Божьих над собою и поклялись, что будут исполнять Его закон. И для того чтобы это обещание было «твердым» и сохранялось в надлежащем виде как вечное напоминание об их клятве, оно было записано, и священники, левиты и князья скрепили его своими подписями. Этот документ должен был служить напоминанием об их долге и предохранять от искушений. Народ дал торжественную клятву «поступать по закону Божию, который дан рукою Моисея, раба Божия, и соблюдать и исполнять все заповеди Господа Бога нашего, и уставы Его и предписания Его». В эту клятву также входило и обещание не заключать брачных союзов с язычниками. {ПЦ 666.3} День поста уже близился к концу, когда народ выразил еще более твердое намерение возвратиться к Богу, поклявшись больше не осквернять субботы. На этот раз Неемия не воспользовался своей властью, чтобы запретить языческим купцам приходить в Иерусалим (это он сделал позже), но, желая избавить народ от искушения, он взял с людей клятву, что они не будут нарушать субботы приобретением товара у торговцев, надеясь, что это разочарует купцов и положит конец торговле. {ПЦ 667.1} Также позаботились и о всеобщем служении Богу. Помимо десятин собрание поклялось вносить и годовые пожертвования определенного размера для служения в святилище. «И обязались мы, — пишет Неемия, — каждый год приносить в дом Господень начатки с земли нашей и начатки всяких плодов со всякого дерева; также приводить в дом Бога нашего к священникам, служащим в доме Бога нашего, первенцев из сыновей наших и из скота нашего, как написано в законе, и первородное от крупного и мелкого скота нашего». {ПЦ 667.2} Искренне раскаиваясь в отступничестве, Израиль возвратился к Богу. В скорби и слезах евреи исповедали свои грехи. Они признали, что Господь обошелся с ними справедливо, и клятвенно обещали исполнять Его закон. Теперь им предстояло проявить веру в Его обетования. Бог принял их раскаяние, и теперь они должны были радоваться о прощении грехов и о возвращении к ним Божьей милости. {ПЦ 667.3} Старание Неемии восстановить служение истинному Богу увенчалось успехом. И пока евреи будут сохранять верность своей клятве и повиноваться Божьему слову, до тех пор Он будет оставаться верен Своему обетованию, изливая над ними щедрые благословения. {ПЦ 668.1} Эти страницы истории древности могут укрепить веру и ободрить всех, сознающих свой грех и чувствующих свое недостоинство. Библия самым достоверным образом описывает, к чему привело отступничество Израиля, но она также описывает и глубокое смирение, раскаяние, искреннее посвящение, щедрые пожертвования, обозначившие обращение Израиля к Господу. {ПЦ 668.2} Каждое истинное обращение к Богу непременно вносит в жизнь радость. Когда грешник вверяет себя Святому Духу, он начинает видеть разницу между своей греховностью и испорченностью и святостью Того, Кому открыты все сердца. Он сознает себя осужденным грешником. Но не следует впадать в отчаяние, ибо грешника ждет прощение. Он может радоваться мысли о том, что его грехи прощены; он может ликовать во всепрощающей любви Небесного Отца. Бог прославляется тем, что раскрывает греховному, но раскаявшемуся человеку объятия Своей любви, перевязывает его раны, очищает от греха и облекает в ризы спасения. {ПЦ 668.3} Глава 57. Преобразование Эта глава основана на книге Неемии 13 Торжественно, перед лицом всего народа израильтяне дали клятву повиноваться Закону Божьему. Но в отсутствии Ездры и Неемии многие забыли о Боге. Неемия возвратился в Персию. Пока его не было в Иерусалиме, среди народа распространились гибельные грехи. Идолопоклонники не только прочно обосновались в городе, но осквернили своим присутствием даже дворы храма. Благодаря брачному союзу возникли дружеские отношения между первосвященником Елиашивом и Товием Аммонитским, злейшим врагом Израиля. В результате этого беззаконного союза Елиашив позволил Товии занять помещение, принадлежавшее храму и прежде использовавшееся как кладовая для десятин и приношений. {ПЦ 669.1} Жестокость и вероломство моавитян и аммонитян по отношению к Израилю привели к тому, что Господь навсегда исключил их из числа Своего народа, объявив о том через Моисея (см. Второзаконие 23:3—6). Вопреки этому первосвященник выбросил приношения, собранные в хранилище дома Божьего, освободив там место для представителя этого проклятого народа. Невозможно было выразить большее презрение к Богу, чем проявив подобное расположение к врагу Бога и Его истины. {ПЦ 669.2} Возвратившись из Персии, Неемия узнал об этом дерзком богохульстве и самым решительным образом выгнал нечестивца. «Тогда мне было весьма неприятно, — говорит он, — и я выбросил все домашние вещи Товиины вон из комнаты, и сказал, чтоб очистили комнаты, и велел опять внести туда сосуды дома Божия, хлебное приношение и ладан». {ПЦ 670.1} Не только храм был осквернен, но и приношения использовались неправильно. Это пагубно сказалось на желании народа жертвовать. Люди утратили свое рвение, усердие и неохотно отдавали десятины. Хранилище дома Божьего пополнялось очень скудно, и многие из певцов и других служителей храма, не получая надлежащей поддержки, были вынуждены оставить работу Божью и приняться за другой труд. {ПЦ 670.2} Неемия принялся исправлять и эти злоупотребления. Он собрал всех, кто оставил служение в доме Господнем, и «поставил их на место их». Это воодушевило народ, и все иудеи принесли «десятины хлеба, вина и масла в кладовые». На мужей, которые «считались верными», было «возложено раздавать части братьям своим». {ПЦ 670.3} Нарушение субботы — знака, отличающего израильтян как последователей истинного Бога от всех остальных народов, явилось еще одним печальным последствием общения с идолопоклонниками. Неемия обнаружил, что языческие торговцы и купцы, приходящие из окрестностей Иерусалима, соблазнили многих израильтян заниматься торговлей по субботам. Были такие, кто не изменил своим правилам, но другие согрешили и вместе с язычниками пытались склонить к этому и верных израильтян. Многие открыто осмеливались нарушать субботу. «В те дни, — пишет Неемия, — я увидел в Иудее, что в субботу топчут точила, возят снопы, и навьючивают ослов вином, виноградом, смоквами и всяким грузом, и отвозят в субботний день в Иерусалим... И Тиряне жили в Иудее,и привозили рыбу и всякий товар, и продавали в субботу жителям Иудеи и в Иерусалиме». {ПЦ 670.4} Все это можно было бы предотвратить, если бы вожди народа применили свою власть, но из-за своих личных интересов они не хотели портить отношений с нечестивцами. Неемия бесстрашно обличил их в небрежном отношении к своим обязанностям. «Зачем вы делаете такое зло и оскверняете день субботний? — сурово спросил он их. — Не так ли поступали отцы ваши, и за то Бог наш навел на нас и на город сей все это бедствие? А вы увеличиваете гнев Его на Израиля, оскверняя субботу». Затем он распорядился, чтобы «когда смеркалось у ворот Иерусалимских, перед субботою... запирать двери, и сказал, чтобы не отпирали их до утра после субботы», и, питая больше доверия к своим слугам, чем к тем, кого могли назначить иерусалимские магистраты, он поставил их у ворот следить за исполнением своего приказа. {ПЦ 671.1} Не желая отказаться от своих намерений, «торговцы и продавцы всякого товара» ночевали «вне Иерусалима раз и два», надеясь завязать торговлю с жителями города или окрестностей. Но Неемия предупредил их, что они будут наказаны, если не подчинятся новому порядку. «Зачем вы ночуете возле стены? — спросил он их, — если сделаете это в другой раз, я наложу руку на вас. С того времени они не приходили в субботу». Он также повелел левитам нести стражу у ворот, зная, что они обладают большим авторитетом, чем простой люд; от этих служителей Божьих было вполне естественным ожидать и большего усердия в том, чтобы добиться повиновения Божьему закону. {ПЦ 672.1} Затем Неемия обратил свое внимание на опасность, вновь нависшую над Израилем из-за их брачных союзов и общения с язычниками. «В те дни, — пишет он, — я видел Иудеев, которые взяли себе жен из Азотянок, Аммонитянок и Моавитянок; и оттого сыновья их в половину говорят по-азотски, или языком других народов, и не умеют говорить по-иудейски». {ПЦ 673.1} Эти беззаконные союзы были источником многих неприятностей в Израиле, ибо некоторые из вступивших в них занимали высокое положение, были вождями народа, и к ним по праву могли обращаться за советом и брать с них пример. Предвидя гибель народа в том случае, если это зло не будет истреблено, Неемия серьезно поговорил с виновными. Приведя в пример Соломона, он напомнил им, что ни у одного народа не было подобного царя, наделенного Богом столь великой мудростью, и однако же языческие женщины отвратили сердце Соломона от Бога и его пример сослужил гибельную службу Израилю. «И можно ли нам слышать о вас, что вы делаете все сие великое зло?» — строго спросил их Неемия. Затем он повелел, чтобы «они не отдавали дочерей своих за сыновей их, и не брали дочерей их за сыновей своих и за себя». {ПЦ 673.2} Когда Неемия объяснил им уставы Божьи и напомнил, какие страшные наказания постигли Израиль в прошлом за подобный грех, их совесть пробудилась, и это послужило началом существенных перемен, отвративших Божий гнев и возвративших утраченные благословения. {ПЦ 673.3} Некоторые, причастные к священному служению, просили за своих языческих жен, говоря, что не могут расстаться с ними. Но ни положение, ни звание не могли послужить основанием для снисхождения. Если кто-то из священников или начальников отказывался порвать связь с язычниками, тот немедленно отстранялся от служения Богу. Внук первосвященника, женатый на дочери печально известного Санаваллата, не только был отстранен от служения, но и немедленно изгнан из Израиля. «Воспомяни им, Боже мой, — молился Неемия, — что они опорочили священство и завет священнический и левитский!» {ПЦ 674.1} Только день суда откроет, сколько душевных мук причинила эта необходимая суровость верному рабу Господа. Вынужденный вести постоянную борьбу с врагами истины, он прокладывал путь к победе только постом, смирением и молитвой. {ПЦ 674.2} Многие из тех, кто был связан брачными узами с язычниками, изгнанными из общества, решили разделить их участь и вместе с ними присоединились к самарянам. К ним же отправились и некоторые служители Божьи высокого ранга, впоследствии решившие остаться с самарянами навсегда. Желая закрепить этот союз, самаряне обещали более полно перенять веру и обычаи иудеев, и тогда отступники задумали превзойти прежних единоверцев и выстроили на горе Гаризим храм, где и совершали свое служение. Созданная ими религия представляла из себя смесь язычества и иудаизма, и их необоснованные притязания на право называться народом Божьим из поколения в поколение служили источником постоянных раздоров, соперничества и вражды между двумя народами. {ПЦ 674.3} Для осуществления преобразований, которые так необходимы и в нашей сегодняшней жизни, мы нуждаемся в людях, которые бы, подобно Ездре и Неемии, не замалчивали и не оправдывали грех, но неколебимо отстаивали честь Божьего имени. Те, на ком лежит бремя этой работы, не будут сидеть сложа руки, когда творится зло, и не будут скрывать его под покрывалом мнимой любви. Они знают, что Бог нелицеприятен и что суровость, проявленная к некоторым, явится милостью для многих. Знают они и то, что в людях, порицающих грех, всегда проявляется дух Христов. {ПЦ 675.1} Ездра и Неемия смиренно ходили пред лицом Божьим, исповедуя свои грехи и грехи народа и умоляя о прощении так, как будто они и сами были виновны в них. Терпеливо они трудились, молились и страдали. Причиной величайших трудностей в работе, которые они испытывали, была не открытая ненависть язычников, но тайная вражда лжедрузей, которые, отдавшись служению злу, вдесятеро увеличивали бремя слуг Божьих. От таких предателей врагам Господа становились известны лазейки для борьбы с Его народом. Их злые стремления и мятежный дух всегда противоречили простым Божьим требованиям. {ПЦ 675.2} Успехи, сопутствующие усилиям Неемии, показывают, что могут сделать молитва, вера и мудрые решительные действия. Неемия не был ни священником, ни пророком, да он и не притязал ни на какое высокое звание. Он был реформатором, призванным в нужный момент. Он поставил перед собой цель — примирить свой народ с Богом. Вдохновленный этой величайшей задачей, он отдал все силы для ее достижения. Все его действия отличались благородством и неизменной преданностью. Соприкасаясь с противниками истины, он занимал такую решительную позицию, что народ, глядя на него, с новыми силами и энергией принимался за дело. Люди не могли отрицать его верности, патриотизма, его глубокой любви к Богу, и, видя это, были готовы следовать за ним всюду, куда бы он ни вел их. {ПЦ 675.3} Прилежное исполнение возложенных Богом обязанностей характеризует истинно верующих. Люди должны пользоваться обстоятельствами как орудиями Божьими для исполнения Его воли. Быстрые и решительные действия в нужный момент увенчиваются славными победами, в то время как промедление и небрежность принесут неудачу и бесчестие Богу. Если руководители дела Божьего не проявляют рвения, если они равнодушны и нецелеустремленны, тогда церковь будет беззаботной, ленивой, любящей развлечения, но если они исполнены святого желания служить Богу и только Ему одному, тогда церковь будет единодушной, исполненной надежды и энергии. {ПЦ 676.1} Слово Божье богато яркими и резкими контрастами. Грех и святость стоят рядом, чтобы, рассматривая их, мы могли уклоняться от одного и избирать другое. Страницы, описывающие ненависть, лживость и вероломство Санаваллата и Товии, описывают также и благородство, посвященность и самоотверженность Ездры и Неемии. Мы свободны избрать то или иное. Ужасные последствия нарушения заповедей Божьих противопоставлены благословениям, являющимся результатом повиновения. Мы сами должны решить: будем ли мы страдать от одного или испытывать радость от другого. {ПЦ 676.2} Работа по восстановлению Иерусалима и перемены, произведенные вернувшимися на родину пленниками под руководством Зоровавеля, Ездры и Неемии, представляют картину духовного возрождения, которое произойдет в последние дни истории земли. Остаток Израиля был слабым народом, часто страдавшим от опустошительных набегов врагов, но через него Бог намеревался сохранить на земле познание о Себе и о Своем законе. Израильтяне были хранителями истинной религии, стражами священных истин. Они немало пережили при восстановлении храма и стен Иерусалима; они столкнулись с сильнейшим противостоянием. Люди, руководившие этой работой, несли на себе тяжелое бремя, но эти мужи с непоколебимой уверенностью, смиренным духом и твердым упованием на Бога шли вперед, веря, что Он позволит Своей истине восторжествовать. Подобно царю Езекии Неемия «прилепился... к Господу, и не отступал от Него, и соблюдал заповеди Его... И был Господь с ним» (4 Царств 18:6, 7). {ПЦ 676.3} Духовное возрождение, символом которого была работа, осуществленная во дни Неемии, описана пророком Исаией: «И застроят пустыни вековые, восстановят древние развалины и возобновят города разоренные». «И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения» (Исаии 61:4; 58:12). {ПЦ 677.1} Здесь пророк описывает народ, который во время всеобщего отступничества от истины и праведности стремится возродить принципы, являющиеся основанием Царства Божьего. Этот народ восстанавливает пролом, проделанный в Законе Божьем — стене, которую Он воздвиг вокруг Своих избранных детей, дабы защитить их. Повиновение справедливым, истинным и святым установлениям этого закона должно быть их вечной защитой. {ПЦ 677.2} В словах, значение которых невозможно не понять, пророк указывает на особую работу остатка народа Божьего, восстанавливающего стену: «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить: то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это» (Исаии 58:13, 14). {ПЦ 678.1} В конце времени должно быть возрождено каждое Божественное установление. Брешь, проделанная в законе человеком, изменившим святой день Господень, должна быть заделана. Остаток народа Божьего должен предстать перед миром как реформатор, показывая всем, что Закон Божий является основанием всякой истинной реформы и что, согласно четвертой заповеди, суббота должна оставаться памятником творения, вечным напоминанием о силе Божьей. Необходимость повиновения всем заповедям Десятисловия надо показать ясными и определенными словами. Движимые любовью Христа, дети Божьи должны сотрудничать с Ним, неся свет в пустыню. Им предстоит восстанавливать разрушенное, расчищать пути для жизни (см. Исаии 58:12). {ПЦ 678.2} |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы