Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дни памяти: Собор Новомучеников и исповедников Российских, 13 / 26 марта.



Священномученик Михаил родился 15 / 28 октября 1888 года в городе Полоцке Витебской губернии в семье священника Спасо-Евфросиниевского женского монастыря[15] Фёдора Околовича. В 1899 году Михаил окончил начальную школу и поступил в Полоцкое духовное училище. В 1904 году Михаил Фёдорович поступил в Витебскую Духовную семинарию, по окончании которой в 1910 году поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, которую окончил по первому разряду в 1914 году. Родители предполагали, что он примет монашеский постриг и будет делать церковно-административную карьеру, но вышло иначе. В 1913 году он познакомился со студенткой Бестужевских курсов Марией Максимовной Мастрюкович, уроженкой города Моршанска Тамбовской губернии. Её дед был крепостным крестьянином, но уже отец стал обеспеченным и даже зажиточным человеком. Он желал, чтобы дочь вышла замуж за другого человека, не из духовного сословия, и уже, во всяком случае, закончила бы своё образование. Но получилось иначе. По окончании Духовной академии Михаил Федорович и Мария Максимовна обвенчались, и он был указом Святейшего Синода определён на должность инспектора классов и законоучителя Иркутского женского училища. 23 ноября / 6 декабря 1914 года Михаил Федорович был рукоположен во священника ко храму училища. В марте 1915 года отец Михаил был избран членом училищного совета, а в июне 1917 года – членом Иркутского епархиального училищного совета. В том же году собрание духовенства мирян Иркутской епархии избрало отца Михаила делегатом на Всероссийский Поместный церковный собор.

В 1918 году после прихода к власти безбожников женское училище было закрыто, и отец Михаил был назначен служить священником в Крестовоздвиженскую церковь в Иркутске. К этому времени отец Михаил стал одним из наиболее известных пастырей в Иркутске, его полюбили за истовое, благоговейное служение, глубокую сердечную проповедь, сострадание к людям, готовность всегда прийти на помощь. В некоторой степени благодаря этому он не был обделён вниманием Иркутской ЧК. В феврале 1921 года сотрудники Иркутской губЧК произвели на чердаке Крестовоздвиженского храма обыск, в результате которого были найдены патроны, порох и граната. В хранении оружия был обвинён отец Михаил и сторожа храма. Все обвиняемые отказывались признать себя виновными в причастности к хранению боеприпасов. 26 мая 1921 года состоялось заседание Революционного Трибунала. Следователям не удалось доказать причастность обвиняемых к хранению оружия, к чему они и в действительности не имели никакого отношения. Их приговорили к условному заключению, вскоре все обвиняемые в связи с четырёхлетней годовщиной октябрьского переворота были амнистированы. Отец Михаил продолжал служить в Крестовоздвиженском храме. Его неоднократно вызывали в ГПУ, предлагали снять сан, поменять деятельность священника на педагогическую, предлагали стать осведомителем и поддержать обновленцев, обещая высокое положение в обновленческой иерархии. Но все эти предложения священник отверг. Незадолго перед арестом в 1925 году отец Михаил был возведён в сан протоиерея.

В 1925 году отец Михаил был арестован вместе с другими священниками Иркутска и приговорён к трём годам заключения в концлагерь, с последующим запретом жить в шести областях, указанных ОГПУ. Заключение отец Михаил отбывал в Свирлаге, где некоторое время исполнял должность табельщика и счетовода. Поскольку по окончании срока заключения в лагере ему было запрещено жить в Иркутске, то отец Михаил поселился в Минусинске, куда приехал в июне 1928 года. Сначала он мало кого здесь знал, но затем познакомился с епископом Минусинским Димитрием (Вологодским) и местным духовенством. Сюда к нему приехала жена, оставив дочь Анну на попечение близких. Служить в храме власти ему запрещали, на советскую работу его не принимали, как священника, и он пел в храме на клиросе, а жили они тем, что продавали последние оставшиеся у них вещи.

Из Минусинска отец Михаил писал духовным детям: «Здесь чувствуется отсутствие друзей, особенно это замечается в праздничные дни. Дома не хватало времени на посещение друзей, а здесь есть время, да друзей нет – они далеко. Всегда с нетерпением ждём писем, и получение писем значительно поднимает настроение. Это особенно сказывается на Марусе, которая, благодаря своим сильно расстроенным нервам, плохо владеет своими чувствами. Первое время, после её приезда сюда, нам очень редко писали из Иркутска, так она прямо не находила себе места. Теперь крёстная вняла моим мольбам и сама пишет сравнительно часто, и Анечку заставляет. Здесь у Маруси, не смотря на небольшое хозяйство, день почти весь занят… Я не скажу, чтобы я очень тосковал или унывал, но настроение тяжёлое всё-таки бывает. Главная причина, что я не могу сейчас своими трудами добывать средства к жизни. Постоянно идут на память слова Господа Иисуса Христа, приводимые апостолом Павлом: «Блаженнее давать, нежели брать». (Деян. 20, 35). Правда, меня немало утешают друзья словами, близко напоминающими рассуждения апостола Павла в десятой главе первого послания к Коринфянам. Лично я для некоторого успокоения обращаюсь к словам того же апостола: «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно, ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя».. (1Тимоф. 4, 16). Дома мне этого совсем не приходилось делать. Сейчас мне как бы даётся на это время. Если я его не использую в данном направлении, то не будет мне никакого оправдания. И всё-таки иногда жалею, что не знаю никакого полезного рукоделия… Просим не забывать нас в молитве и хоть изредка радовать нас письмами или хоть коротенькими весточками о себе. Да хранит вас Господь и укрепит! »

В 1933 году поднялась новая волна гонений на Русскую Православную Церковь, направленная, в основном, на уничтожение местных епархиальных управлений, для чего арестовывались, прежде всего, правящие архиереи и близкое к ним духовенство. Такие аресты прошли и в Минусинске, и 26 февраля 1933 года среди других был арестован и отец Михаил. Всего по делу было арестовано 82 человека. Создатели этого дела: Буйницкий, Писклин и Рабинович – писали в обвинительном заключении по делу: «Возникновение контрреволюционно-монархической организации относится к 1929 -1930 годам, то есть к периоду важнейшего мероприятия Правительства – ликвидации кулачества как класса на основе сплошной коллективизации.

Деятельность староцерковников, проходившая до того времени в пределах общины, направленная на борьбу с обновлением и сохранением численности своих общин – резко изменила своё направление, став на путь активной борьбы с проводимыми мероприятиями на селе Партией и Правительством. В воскресные дни, когда верующие собирались в церковь на богослужение, священники, в проповедях, обращаясь к народу, говорили, что «Слово Божие» начинает сбываться, антихрист вводит смуту среди народа и т.д. К этому приводили пример: выселение и распродажу крестьянских хозяйств…» Одно из главных обвинений ОГПУ было в том, что священники, «вербуя членов для контрреволюционной организации, вели борьбу против проводимых Партией и Правительством мероприятий в деревне, в особенности, против колхозов, подрывающих основу религии».

Вызванный на допрос, отец Михаил не признал себя виновным и в своих собственноручных показаниях написал: «По вопросу существования какой-то организации, направленной к противодействию начинаниям советской власти, я ни от кого ничего не слыхал; не слыхал и разговоров о необходимости создания какого-либо объединения для подобной цели». Десятого июня тройка Полномочного Представительства ОГПУ приговорила протоиерея Михаила к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, и он был отправлен в 4-е отделение Дальлага НКВД Паха, в лагпункт «Балынь», заключённые которого занимались строительством города Комсомольска-на-Амуре.

Из заключения он писал письма супруге и духовным детям. Из всех писем сохранилось только одно письмо, написанное 24 июля 1935 года и адресованное духовной дочери: «Вот и закончился период нашей весенней изолированности: прошёл Амур, пошли пароходы, и мы снова можем утешаться, получая весточки от наших родных и друзей. Я уже осчастливлен получением трёх старых писем да одной свежей открытки от домашних.

После зимнего перерыва я писал Вам, поздравлял и выражал свои благопожелания. К сожалению, это письмо затерялось. Я всё надеялся, что оно всё-таки дойдёт, но и в последних письмах сообщают о том, что оно так и не получено. Конечно, от потери его Вы ничего не потеряли, но мне огорчительно, что у Вас может сложиться представление, будто я и забыл Вас или настолько безразлично отношусь к Вам, что даже не считаю долгом поблагодарить за проявление Вашей заботы и участие. Нет, дорогая. Вашу память обо мне и участие я очень ценю и бесконечно благодарен за них. Причём, я не настолько избалован этим, чтобы так безразлично к этому относиться. Скажу больше, по складу своего характера я очень привязчив, и забыть своих друзей и хороших знакомых не могу никогда. Пожалуй, в этом отношении даже ревнив более, чем следует. Претендовать на то, чтобы меня помнили, я не могу, но очень скорблю, когда некоторые из близких лиц совершенно исчезают из вида, и я о них ничего не могу узнать. Беспощадная смерть унесла многих друзей, живые рассеялись и забыли, а новых не приобреталось. Вполне понимаю неизбежность полного забвения и одиночества, безразлично пока к этому относиться трудно. Время своё сделает. Но будет говорить о себе.

Как же Вы живёте? Я не знаю Вашего душевного состояния, но независимо от всего, в связи со светлыми весенними днями с приветом шлю пожелание радости и бодрости. Для Вас и год, и месяц эти знаменательны. Вот уже десять лет, как Вы совершили шаг, изменивший Вашу жизнь…

У меня тоже юбилейный год – десять лет скитальческой жизни. К тихому берегу в этой жизни уже не чаю пристать. Пока ещё жив и тяну лямку. Конечно, если бы не милость Божия и поддержка близких, уже не таскал бы ноги. В отношении работы и прочего, настоящее положение своё считаю хорошим. Больше терзаюсь за своих, у которых здоровье очень неважное.

Буду очень рад узнать о Вашей жизни более подробные сведения. Пока кончаю. Да хранит Господь! Не поминайте лихом Вашего друга и кума. Далёкий Амурец».

В 1937 - 1938 годах началось новое гонение на духовенство, включая тех, кто находился в тюрьмах и концлагерях. В лагере отец Михаил оказался в одном бараке с учителем из Ишима и крестьянином из Тамбова. С ними, видимо, сложились у него хорошие отношения. 7 марта 1938 года осведомитель по кличке Огарок написал в донесении оперуполномоченному, что эти трое заключённых находятся в хороших отношениях, что Околович, как священник, говорил, что всё, что написано в Библии сбывается, другие же поддакивали ему. Были вызваны лжесвидетели, которые показали, что отец Михаил и два его сокамерника тесно сдружились, защищают друг друга. Оправдываясь преклонными годами, стараются найти полегче работу. Пользуясь большим скоплением людей, ведут контрреволюционную пропаганду, которая заключается в том, что «заключённый Околович, как бывший священник, часто вставляет фразы из Библии, доказывает, что библейское предсказание полностью оправдывается».

11 марта отец Михаил был вызван на допрос. «Следствию известно, что Вы совместно с заключёнными… вели контрреволюционную агитацию… Признаёте Вы себя виновным? » - спросил следователь. «В предъявленном обвинении я себя виновным не признаю. В чём и расписываюсь», - ответил священник.

26 марта 1938 года тройка УНКВД по ДВК приговорила отца Михаила и его двух сокамерников к расстрелу. Протоиерей Михаил был расстрелян в тот же день, 26 марта, и погребён в общей безвестной могиле.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 мая 2003 года.

Память священномученика Михаила совершается в день его смерти 13 (26) марта, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских – 25 января (7февраля).

Источники, использованные для составления жития:

Околович Анна Михайловна. Воспоминания. Рукопись.

Архив УФСБ РФ по Иркутской области. Архив № 3397.

Архив УФСБ РФ по Красноярскому краю. Архив № П-1551.0.Т. 2-4.

Архив ИЦ МВД Хабаровского края. Архив № 4319.

О дне сем.

Паремия на 6 часе. Книга пророка Исаии (Главы 48 и 49): 1Слушайте это, дом Иакова, называющиеся именем Израиля и происшедшие от источника Иудина, клянущиеся именем Господа и исповедающие Бога Израилева, хотя не по истине и не по правде.

2Ибо они называют себя происходящими от святого города и опираются на Бога Израилева; Господь Саваоф - имя Ему.

3Прежнее Я задолго объявлял; из Моих уст выходило оно, и Я возвещал это и внезапно делал, и все сбывалось.

4Я знал, что ты упорен, и что в шее твоей жилы железные, и лоб твой - медный; 5поэтому и объявлял тебе задолго, прежде нежели это приходило, и предъявлял тебе, чтобы ты не сказал: " идол мой сделал это, и истукан мой и изваянный мой повелел этому быть".

6Ты слышал, - посмотри на все это! и неужели вы не признаёте этого? А ныне Я возвещаю тебе новое и сокровенное, и ты не знал этого.

7Оно произошло ныне, а не задолго и не за день, и ты не слыхал о том, чтобы ты не сказал: " вот! я знал это".

8Ты и не слыхал и не знал об этом, и ухо твое не было прежде открыто; ибо Я знал, что ты поступишь вероломно, и от самого чрева матернего ты прозван отступником.

9Ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя.

10Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания.

11Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, - ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному.

12Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я Тот же, Я первый и Я последний.

13Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса; призову их, и они предстанут вместе.

14Соберитесь все и слушайте: кто между ними предсказал это? Господь возлюбил его, и он исполнит волю Его над Вавилоном и явит мышцу Его над Халдеями[16].

15Я, Я сказал, и призвал его; Я привел его, и путь его будет благоуспешен.

16Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его.

17 Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти.

18 О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя - как волны морские.

19 И семя твое было бы как песок, и происходящие из чресл твоих - как песчинки: не изгладилось бы, не истребилось бы имя его предо Мною.

20 Выходите из Вавилона, бегите от Халдеев, со гласом радости возвещайте и проповедуйте это, распространяйте эту весть до пределов земли; говорите: " Господь искупил раба Своего Иакова".

21 И не жаждут они в пустынях, чрез которые Он ведет их: Он источает им воду из камня; рассекает скалу, и льются воды.

22 Нечестивым же нет мира, говорит Господь.

Глава 49.

1 Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое; 2и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня; 3и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь.

4 А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего.

5И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой - сила Моя.

6И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли.

7Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов: цари увидят, и встанут; князья поклонятся ради Господа, Который верен, ради Святаго Израилева, Который избрал Тебя.

8Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе; и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные, 9сказать узникам: " выходите", и тем, которые во тьме: " покажитесь". Они при дорогах будут пасти, и по всем холмам будут пажити их; 10не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце; ибо Милующий их будет вести их и приведет их к источникам вод.

Начинается текст с жесткого обличения народа еврейского, о которых пророк говорит, что у них «медный лоб», что вполне сходно с тем, что у нас человека, который в своем упорстве стоит на своем, доходя в этом упорстве до невменяемости, называют «твердолобым». И здесь же он замечает, что если бы народ этот соблюдал данные ему заповеди, то не претерпевал бы таких скорбей. Бог не хочет зла человеку, но попускает его, дабы вразумить его и отвратить от большего зла. И далее, казалось бы, речь идет о возвращении евреев из вавилонского плена. Впрочем, здесь есть и иносказание – например, святитель Феофан Затворник трактует эти слова в смысле призыва оставить греховный образ жизни. Но далее снова речь идет о Христе. Можно подумать, что пророк говорит о себе, но тут же сказано о том, что РАБ, от имени которого пишет пророк, должен принести спасение не только Израилю, но и всем народам мира, а это уже явно относится ко Христу. Когда народ еврейский отвернулся от Бога, то проповедь была обращена к народам мира, и многие народы, которых «правоверные» иудеи почитали варварами, с которыми скверно даже разговаривать, обратились к Богу….

Паремии на вечерне. Паремия 1. Книга Бытия (Глава 27): 1Жизни Сарриной было сто двадцать семь лет: вот лета жизни Сарриной; 2и умерла Сарра в Кириаф-Арбе, [который на долине, ] что ныне Хеврон[17], в земле Ханаанской. И пришел Авраам рыдать по Сарре и оплакивать ее.

3И отошел Авраам от умершей своей, и говорил сынам Хетовым[18], и сказал: 4я у вас пришлец и поселенец; дайте мне в собственность место для гроба между вами, чтобы мне умершую мою схоронить от глаз моих.

5Сыны Хета отвечали Аврааму и сказали ему: 6послушай нас, господин наш; ты князь Божий посреди нас; в лучшем из наших погребальных мест похорони умершую твою; никто из нас не откажет тебе в погребальном месте, для погребения [на нем] умершей твоей.

7Авраам встал и поклонился народу земли той, сынам Хетовым; 8и говорил им [Авраам] и сказал: если вы согласны, чтобы я похоронил умершую мою, то послушайте меня, попросите за меня Ефрона, сына Цохарова, 9чтобы он отдал мне пещеру Махпелу, которая у него на конце поля его, чтобы за довольную цену отдал ее мне посреди вас, в собственность для погребения.

10Ефрон же сидел посреди сынов Хетовых; и отвечал Ефрон Хеттеянин Аврааму вслух сынов Хета, всех входящих во врата города его, и сказал: 11нет, господин мой, послушай меня: я даю тебе поле и пещеру, которая

на нем, даю тебе, пред очами сынов народа моего дарю тебе ее, похорони умершую твою.

12Авраам поклонился пред народом земли той 13и говорил Ефрону вслух [всего] народа земли той и сказал: если послушаешь, я даю тебе за поле серебро; возьми у меня, и я похороню там умершую мою.

14Ефрон отвечал Аврааму и сказал ему: 15господин мой! послушай меня: земля стоит четыреста сиклей[19] серебра; для меня и для тебя что это? похорони умершую твою.

16Авраам выслушал Ефрона; и отвесил Авраам Ефрону серебра, сколько он объявил вслух сынов Хетовых, четыреста сиклей серебра, какое ходит у купцов.

17И стало поле Ефроново, которое при Махпеле, против Мамре, поле и пещера, которая на нем, и все деревья, которые на поле, во всех пределах его вокруг, 18владением Авраамовым пред очами сынов Хета, всех входящих во врата города его.

19После сего Авраам похоронил Сарру, жену свою, в пещере поля в Махпеле, против Мамре[20], что ныне Хеврон, в земле Ханаанской.

20Так достались Аврааму от сынов Хетовых поле и пещера, которая на нем, в собственность для погребения.

Глава 24.

1Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама всем.

2И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое 3и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему [Исааку] жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, 4но пойдешь в землю мою, на родину мою [и к племени моему], и возьмешь [оттуда] жену сыну моему Исааку.

5Раб сказал ему: может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю, должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел?

6Авраам сказал ему: берегись, не возвращай сына моего туда; 7Господь, Бог неба [и Бог земли], Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне и Который клялся мне, говоря: [тебе и] потомству твоему дам сию землю, - Он пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему [Исааку] оттуда; 8если же не захочет женщина идти с тобою [в землю сию], ты будешь свободен от сей клятвы моей; только сына моего не возвращай туда.

9И положил раб руку свою под стегно Авраама, господина своего, и клялся ему в сем.

10И взял раб из верблюдов господина своего десять верблюдов и пошел. В руках у него были также всякие сокровища господина его. Он встал и пошел в Месопотамию[21], в город Нахора, 11и остановил верблюдов вне города, у колодезя воды, под вечер, в то время, когда выходят женщины черпать [воду], 12и сказал: Господи, Боже господина моего Авраама! пошли ее сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом; 13вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; 14и девица, которой я скажу: наклони кувшин твой, я напьюсь, и которая скажет [мне]: пей, я и верблюдам твоим дам пить, [пока не напьются, ] - вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узна'ю я, что Ты творишь милость с господином моим [Авраамом].

15Еще не перестал он говорить [в уме своем], и вот, вышла Ревекка, которая родилась от Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата Авраамова, и кувшин ее на плече ее; 16девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж. Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх.

17И побежал раб навстречу ей и сказал: дай мне испить немного воды из кувшина твоего.

18Она сказала: пей, господин мой. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою и напоила его.

19И, когда напоила его, сказала: я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются [все].

20И тотчас вылила воду из кувшина своего в поило и побежала опять к колодезю почерпнуть [воды], и начерпала для всех верблюдов его.

21Человек тот смотрел на нее с изумлением в молчании, желая уразуметь, благословил ли Господь путь его, или нет.

22Когда верблюды перестали пить, тогда человек тот взял золотую серьгу, весом полсикля, и два запястья на руки ей, весом в десять сиклей золота; 23[и спросил ее] и сказал: чья ты дочь? скажи мне, есть ли в доме отца

твоего место нам ночевать?

24Она сказала ему: я дочь Вафуила, сына Милки, которого она родила Нахору.

25И еще сказала ему: у нас много соломы и корму, и есть место для ночлега.

26И преклонился человек тот и поклонился Господу, 27и сказал: благословен Господь Бог господина моего Авраама, Который не оставил господина моего милостью Своею и истиною Своею! Господь прямым путем привел меня к дому брата господина моего.

28Девица побежала и рассказала об этом в доме матери своей.

29У Ревекки был брат, именем Лаван. Лаван выбежал к тому человеку, к источнику.

30И когда он увидел серьгу и запястья на руках у сестры своей и услышал слова Ревекки, сестры своей, которая говорила: так говорил со мною этот человек, - то пришел к человеку, и вот, он стоит при верблюдах у источника; 31и сказал [ему]: войди, благословенный Господом; зачем ты стоишь вне? я приготовил дом и место для верблюдов.

32И вошел человек. Лаван расседлал верблюдов и дал соломы и корму верблюдам, и воды умыть ноги ему и людям, которые были с ним; 33и предложена была ему пища; но он сказал: не стану есть, доколе не скажу дела своего. И сказали: говори.

34Он сказал: я раб Авраамов; 35Господь весьма благословил господина моего, и он сделался великим: Он дал ему овец и волов, серебро и золото, рабов и рабынь, верблюдов и ослов; 36Сарра, жена господина моего, уже состарившись, родила господину моему [одного] сына, которому он отдал все, что у него; 37и взял с меня клятву господин мой, сказав: не бери жены сыну моему из дочерей Хананеев, в земле которых я живу, 38а пойди в дом отца моего и к родственникам моим, и возьмешь [оттуда] жену сыну моему.

39Я сказал господину моему: может быть, не пойдет женщина со мною.

40Он сказал мне: Господь [Бог], пред лицем Которого я хожу, пошлет с тобою Ангела Своего и благоустроит путь твой, и возьмешь жену сыну моему из родных моих и из дома отца моего; 41тогда будешь ты свободен от клятвы моей, когда сходишь к родственникам моим; и если они не дадут тебе, то будешь свободен от клятвы моей.

42И пришел я ныне к источнику, и сказал: Господи, Боже господина моего Авраама! Если Ты благоустроишь путь, который я совершаю, 43то вот, я стою у источника воды, [и дочери жителей города выходят черпать воду, ] и девица, которая выйдет почерпать, и которой я скажу: дай мне испить немного из кувшина твоего, 44и которая скажет мне: и ты пей, и верблюдам твоим я начерпаю, - вот жена, которую Господь назначил сыну господина моего [рабу Своему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим Авраамом].

45Еще не перестал я говорить в уме моем, и вот вышла Ревекка, и кувшин ее на плече ее, и сошла к источнику и почерпнула [воды]; и я сказал ей: напой меня.

46Она тотчас спустила с себя кувшин свой [на руку свою] и сказала: пей, и верблюдов твоих я напою. И я пил, и верблюдов [моих] она напоила.

47Я спросил ее и сказал: чья ты дочь? [скажи мне]. Она сказала: дочь Вафуила, сына Нахорова, которого родила ему Милка. И дал я серьги ей и запястья на руки ее.

48И преклонился я и поклонился Господу, и благословил Господа, Бога господина моего Авраама, Который прямым путем привел меня, чтобы взять дочь брата господина моего за сына его.

49И ныне скажите мне: намерены ли вы оказать милость и правду господину моему или нет? скажите мне, и я обращусь направо, или налево.

50И отвечали Лаван и Вафуил и сказали: от Господа пришло это дело; мы не можем сказать тебе вопреки ни худого, ни доброго; 51вот Ревекка пред тобою; возьми [ее] и пойди; пусть будет она женою сыну господина твоего, как сказал Господь.

52Когда раб Авраамов услышал слова их, то поклонился Господу до земли.

53И вынул раб серебряные вещи и золотые вещи и одежды и дал Ревекке; также и брату ее и матери ее дал богатые подарки.

54И ели и пили он и люди, бывшие с ним, и переночевали. Когда же встали поутру, то он сказал: отпустите меня [и я пойду] к господину моему.

55Но брат ее и мать ее сказали: пусть побудет с нами девица дней хотя десять, потом пойдешь.

56Он сказал им: не удерживайте меня, ибо Господь благоустроил путь мой; отпустите меня, и я пойду к господину моему.

57Они сказали: призовем девицу и спросим, что она скажет.

58И призвали Ревекку и сказали ей: пойдешь ли с этим человеком? Она сказала: пойду.

59И отпустили Ревекку, сестру свою, и кормилицу ее, и раба Авраамова, и людей его.

60И благословили Ревекку и сказали ей: сестра наша! да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих!

61И встала Ревекка и служанки ее, и сели на верблюдов, и поехали за тем человеком. И раб взял Ревекку и пошел.

62А Исаак пришел из Беэр-лахай-рои[22], ибо жил он в земле полуденной.

63При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды.

64Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда.

65И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась.

66Раб же сказал Исааку все, что сделал.

67И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по [Сарре, ] матери своей.

Глава 25.

1И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру.

2Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха.

3Иокшан родил Шеву, [Фемана] и Дедана. Сыны Дедана были: [Рагуил, Навдеил, ] Ашурим, Летушим и Леюмим.

4Сыны Мадиана: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага. Все сии сыны Хеттуры.

5И отдал Авраам все, что было у него, Исааку [сыну своему], 6а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную.

7Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет; 8и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный [жизнью], и приложился к народу своему.

9И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре, 10на поле [и в пещере], которые Авраам приобрел от сынов Хетовых. Там погребены Авраам и Сарра, жена его.

11По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его. Исаак жил при Беэр-лахай-рои.

12Вот родословие Измаила, сына Авраамова, которого родила Аврааму Агарь Египтянка, служанка Саррина; 13и вот имена сынов Измаиловых, имена их по родословию их: первенец Измаилов Наваиоф, за ним Кедар, Адбеел, Мивсам, 14Мишма, Дума, Масса, 15Хадад, Фема, Иетур, Нафиш и Кедма.

16Сии суть сыны Измаиловы, и сии имена их, в селениях их, в кочевьях их. Это двенадцать князей племен их.

17Лет же жизни Измаиловой было сто тридцать семь лет; и скончался он, и умер, и приложился к народу своему.

18Они жили от Хавилы до Сура[23], что пред Египтом, как идешь к Ассирии. Они поселились пред лицем всех братьев своих.

19Вот родословие Исаака, сына Авраамова. Авраам родил Исаака.

20Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина из Месопотамии, сестру Лавана Арамеянина.

21И молился Исаак Господу о [Ревекке] жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его.

22Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа.

23Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему.

24И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее.

25Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав.

26Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились [от Ревекки].

27Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах.

28Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова.

29И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый.

30И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом.

31Но Иаков сказал [Исаву]: продай мне теперь же свое первородство.

32Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?

33Иаков сказал [ему]: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал [Исав] первородство свое Иакову.

34И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство.

Глава 26.

1Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому[24], в Герар[25].

2Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе, 3странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву [Мою], которою Я клялся Аврааму, отцу твоему; 4умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные, 5за то, что Авраам [отец твой] послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои.

6Исаак поселился в Гераре.

7Жители места того спросили о [Ревекке] жене его, и он сказал: это сестра моя; потому что боялся сказать: жена моя, чтобы не убили меня, думал он, жители места сего за Ревекку, потому что она прекрасна видом.

8Но когда уже много времени он там прожил, Авимелех, царь Филистимский, посмотрев в окно, увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею.

9И призвал Авимелех Исаака и сказал: вот, это жена твоя; как же ты сказал: она сестра моя? Исаак сказал ему: потому что я думал, не умереть бы мне ради ее.

10Но Авимелех сказал [ему]: что это ты сделал с нами? едва один из народа [моего] не совокупился с женою твоею, и ты ввел бы нас в грех.

11И дал Авимелех повеление всему народу, сказав: кто прикоснется к сему человеку и к жене его, тот предан будет смерти.

12И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь.

13И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим.

14У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей, и Филистимляне стали завидовать ему.

15И все колодези, которые выкопали рабы отца его при жизни отца его Авраама, Филистимляне завалили и засыпали землею.

16И Авимелех сказал Исааку: удались от нас, ибо ты сделался гораздо сильнее нас.

17И Исаак удалился оттуда, и расположился шатрами в долине Герарской, и поселился там.

18И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама [отца его]; и назвал их теми же именами, которыми назвал их [Авраам, ] отец его.

19И копали рабы Исааковы в долине [Герарской] и нашли там колодезь воды живой.

20И спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, говоря: наша вода. И он нарек колодезю имя: Есек, потому что спорили с ним.

21[Когда двинулся оттуда Исаак, ] выкопали другой колодезь; спорили также и о нем; и он нарек ему имя: Ситна.

22И он двинулся отсюда и выкопал иной колодезь, о котором уже не спорили, и нарек ему имя: Реховоф, ибо, сказал он, теперь Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле.

23Оттуда перешел он в Вирсавию[26].

24И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, ради [отца твоего] Авраама, раба Моего.

25И он устроил там жертвенник и призвал имя Господа. И раскинул там шатер свой, и выкопали там рабы Исааковы колодезь, [в долине Герарской].

26Пришел к нему из Герара Авимелех и Ахузаф, друг его, и Фихол, военачальник его.

27Исаак сказал им: для чего вы пришли ко мне, когда вы возненавидели меня и выслали меня от себя?

28Они сказали: мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз, 29чтобы ты не делал нам зла, как и мы не коснулись до тебя, а делали тебе одно доброе и отпустили тебя с миром; теперь ты благословен Господом.

30Он сделал им пиршество, и они ели и пили.

31И встав рано утром, поклялись друг другу; и отпустил их Исаак, и они пошли от него с миром.

32В тот же день пришли рабы Исааковы и известили его о колодезе, который копали они, и сказали ему: мы

нашли воду.

33И он назвал его: Шива. Посему имя городу тому Беэршива [Вирсавия] до сего дня.

34И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина; 35и они были в тягость Исааку и Ревекке.

Глава 27.

1 Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я.

2 [Исаак] сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; 3возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, 4и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру.

5 Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи; 6а Ревекка сказала [меньшему] сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву: 7принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею.

8 Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе: 9пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка [молодых] хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит, 10а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею.

11 Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий; 12может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение.

13 Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне.

14 Он пошел, и взял, и принес матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его.

15 И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела [в нее] младшего сына своего Иакова; 16а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят; 17и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему.

18 Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой?

19 Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя.

20 И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу.

21 И сказал Исаак Иакову: подойди [ко мне], я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет?

22 Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы.

23 И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его 24и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я.

25 Исаак сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил.

26 Исаак, отец его, сказал ему: подойди [ко мне], поцелуй меня, сын мой.

27 Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля [полного], которое благословил Господь; 28да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; 29да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны!

30 Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом [сыном своим], и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей.

31 Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя.

32 Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав.

33 И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал [мне] дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен.

34 Исав, выслушав слова отца своего [Исаака], поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня.

35 Но он сказал [ему]: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое.

36 И сказал [Исав]: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И еще сказал [Исав отцу своему]: неужели ты не оставил [и] мне благословения?

37 Исаак отвечал Исаву: вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой?

38 Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И [как Исаак молчал, ] возвысил Исав голос свой и заплакал.

39 И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; 40и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.156 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь