Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Благословения над пищей во время трапезы



1. Над всеми видами пищи, которую обычно едят во время трапезы, после произнесения благословения над хлебом "Выращивающий хлеб из земли" больше никаких благословений говорить не нужно. Это благословение включает в себя благодарность Всевышнему за всю пищу, которую едят для насыщения.

Точно так же не нужно произносить после этих видов пищи и заключительное благословение: все включает в себя "Биркат гамазон".

2. К видам пищи, которую обычно едят для насыщения, относятся мясо, рыба, творог и сыр, яйца, овощи, соления, каши и т. п. Галаха называет их "сутью трапезы", и даже если во время трапезы их едят без хлеба, благословение произносить не нужно. Но есть виды пищи, которые обычно едят не для насыщения, а для удовольствия, -например, фрукты. Когда во время трапезы их едят без хлеба, причем не имеет значения, сырыми или вареными, - надо сначала произнести соответствующее благословение. Заключительного благословения произносить не нужно: достаточно произнести "Биркат гамазон".

3. Если фрукты или сладкие овощи едят для удовольствия, над ними произносят благословение даже тогда, когда они приготовлены вместе с другим видом пищи, относящимся к "сути трапезы", - например, с мясом. Однако если их хотят есть с хлебом, то, во избежание сомнений в необходимости произнести благословение, следует поступить следующим образом: съесть немного из них до начала трапезы (см. выше, 42:1) или же во время трапезы сначала поесть их без хлеба, а уже потом - с хлебом. В обоих этих случаях благословение произносят. Однако если сначала эти виды пищи ели с хлебом для насыщения, а потом продолжают есть без хлеба, благословения произносить не нужно.

4. В отношении кондитерских изделий, которые едят во время трапезы, действует тот же критерий, о котором сказано выше. То есть если их едят с хлебом, для насыщения, произносить над ними особого благословения не нужно - его заменяет благословение над хлебом; но если их едят только для удовольствия, - сначала произносят благословение "Творящий различные виды пищи". Заключительное благословение и в этом случае не произносят: его заменяет "Биркат гамазон".

5. Во время трапезы перед тем, как пить любые напитки, кроме вина, благословения произносить не нужно. Это относится даже к тому случаю, когда напитки пьют, чтобы утолить жажду (даже если ее испытывали еще до начала еды), а не для облегчения процесса еды.

Тот, кто хочет во время трапезы пить вино -даже для того, чтобы пищу было легче глотать, - обязан сначала произнести благословение "Творящий плод виноградной лозы". Так постановили мудрецы Торы ввиду особой ценности вина. Однако, выпив вино во время трапезы, заключительное благословение произносить не нужно.

Если же пили вино еще до начала трапезы -как, например, во время субботнего или праздничного "Кидуша", - то если вино хотят пить и во время ее, перед этим произносить благословение не нужно, при условии, что еще перед началом трапезы собирались пить вино и во время ее. Но, если человек, выпив вино перед трапезой и произнеся благословение, не намеревался пить его в течение трапезы, а затем передумал, то прежде, чем выпить вино, он должен произнести благословение.

6. Среди авторитетов Галахи нет единого мнения, нужно ли произносить благословение, если уже после окончания трапезы, но еще до прочтения "Биркат гамазон" пьют чай или кофе. Поэтому лучше всего произнести благословение "По слову Которого возникло всё" над кусочком сахара, имея в виду также напиток (над которым произнесли бы то же самое благословение).

Глава 46

Поведение за столом

1. Мудрецы Торы постановили, что если домашним животным надо дать корм, хозяин обязан сделать это раньше, чем сам начнет есть. Основанием для этого послужили слова Торы: "И дам Я траву в поле твоем для скота твоего, и будешь ты есть, и насытишься" (Дварим, 11:15). Корм для скота упоминается здесь раньше, чем еда для человека. Однако пить человек имеет право раньше, чем напоит животных. Основание для этого правила также содержится в Торе. Когда Ривка говорит Элиэзеру: "Пей!.. И для верблюдов твоих начерпаю - пока не напьются вдоволь" (Брейшит, 24:18,19), то сначала сказано о необходимости напоить человека, и лишь потом - о животных.

2. Стол, за которым едят, должен быть чист и накрыт чистой скатертью, при этом не имеет значения количество или качество блюд и число сотрапезников.

3. Во время еды нельзя разговаривать - даже на темы Торы. Однако в перерыве между подачей блюд такой разговор не только разрешен, но является заповедью. Впрочем, чтение "Биркат га-мазон" (и глав Тегилим перед ним) засчитывается так же, как исполнение этой заповеди, но все же более похвально до этого вести разговор о Торе.

4. Нельзя пить и есть с жадностью: облизывать пальцы, откусывать большие куски, рвать еду на большие ломти, пить залпом и т. д. Впрочем, маленький стакан можно выпить сразу - иначе это производит впечатление жеманства.

5. Нельзя есть и пить стоя. После еды и питья не следует резко вставать.

6. Взятый кусок нельзя класть обратно на блюдо или на стол - это может вызвать отвращение у участников трапезы.

Отпив из стакана, не передают его сотрапезнику, чтобы тот допил остальное, так как это может повредить его здоровью. Даже пустой стакан прежде, чем дать его другому, надо ополоснуть водой.

7. Не следует приступать к еде раньше хозяина, даже если перед каждым из сидящих за столом уже лежит его порция.

8. Наши мудрецы строго предостерегают от любого выражения пренебрежения к хлебу. Поэтому запрещено выбрасывать его, использовать в качестве подставки для чего-либо, а если с его помощью подбирают пищу с тарелки, каждый раз надо откусывать и от него. Очистив куском хлеба тарелку, его обязательно надо съесть.

Точно так же нельзя пренебрежительно обращаться и с другими продуктами и допускать, чтобы они теряли свой внешний вид. Например, запрещено садиться на мешок с какими-либо плодами, если они от этого сомнутся, омывать руки вином или каким-либо другим напитком, если есть вода, и т. п. Увидев на полу или на земле что-либо съестное, надо это немедленно поднять.

Запрещено без необходимости скармливать животным еду, пригодную для человека.

9. Запрещено бросать хлебные крошки туда, где на них могут наступить. Их можно собирать мокрой тряпкой, но лучше собрать и скормить птицам.

10. Для приготовления лекарства разрешается использовать любые съестные продукты, в том числе и хлеб, несмотря на то, что это приводит к их порче.

11. Не следует выражать свою злость или досаду во время еды: сотрапезники могут решить, что это относится к ним и что хозяин недоволен тем, как и что они едят.

12. Войдя в чужой дом, неприлично просить есть -надо дождаться, пока это предложат сами хозяева.

13. Разрешается предлагать хлеб только тому, кто совершит омовение рук и произнесет благословение.

14. Мудрецы Торы строго предостерегают гостя от участия в трапезе, если он видит, что пищи недостаточно для самих хозяев. Даже если те приглашают его к столу, его долг - отказаться.

15. Гость не должен угощать детей хозяина тем, что подали ему самому: может быть, хозяину больше нечего ему предложить, и это поставит его в неловкое положение. Однако если стол обильный, то это разрешено.

16. Не смотрят в лицо человеку, когда он ест или пьет, чтобы не смущать его, и не разглядывают пищу, лежащую в его тарелке.

17. Галаха запрещает пить воду на глазах у всех - нужно слегка отвернуться от присутствующих. Однако к другим напиткам это не относится.

18. Подав на стол аппетитное блюдо, от которого распространяется соблазнительный запах, надо немедленно предложить его сотрапезникам. Как было сказано выше (32:13), если у человека появляется сильное желание съесть аппетитную и вкусно пахнущую пищу, но он не может этого сделать, его здоровье может пострадать.

Подчеркнем, что это в равной мере относится и к напиткам.

19. Для женщины считается неприличным пить вино или другие алкогольные напитки даже в собственном доме, если ее муж не присутствует на трапезе. В другом же доме ей не пристало пить вино даже в присутствии мужа.

20. Есть обычай омывать руки после каждого блюда, хотя Галаха этого и не требует. Однако тот, кто коснулся мясной еды и хочет взять молочную (или наоборот), обязан омыть руки и хорошо их вытереть.

21. Наши мудрецы постановили, чтобы во время трапезы в будни - даже в честь празднования брит-милы, бар-мицвы и т. п., - какие-либо детали напоминали нам о разрушении Иерусалимского Храма и о том, что мы все еще находимся в изгнании. Исполняя это указание мудрецов Торы, не следует подавать на стол сразу все блюда, приготовленные для трапезы, и ставить на стол много красивой посуды.

22. До окончания трапезы и прочтения "Биркат га-мазон" из-за стола не встают. Запрещено уходить в другое помещение, чтобы закончить там трапезу, или даже выйти за дверь и возвратиться на то же самое место, где начал еду.

Если все же это правило нарушили, то, начиная есть на новом месте, произносить благословение не нужно, надо только съесть хотя бы немного хлеба.

Сказанное относится только к трапезе с хлебом. Когда едят без хлеба, изменение места означает прекращение одной трапезы и начало другой, что обязывает произнести благословение снова.

23. Ради исполнения какой-либо заповеди разрешается уходить оттуда, где начали трапезу, и заканчивать ее в другом месте. Но необходимо, чтобы это делали с намерением продолжать трапезу на новом месте (съев там хотя бы немного хлеба) или для такой заповеди, время исполнения которой ограничено. Нужно, чтобы еще во время произнесения благословения "Выращивающий хлеб из земли" было намерение прервать трапезу.

24. Прервав трапезу ради молитвы, не надо произносить благословение над хлебом.

Тот, кто случайно заснул за столом, не должен, проснувшись, повторять благословение "Выращивающий хлеб из земли". Однако он не может снова приступить к еде, пока не совершит омовения рук и не произнесет соответствующее благословение, но не упоминая имени Всевышнего и Его царского титула.

25. Следует избегать ситуации, когда, уже закончив трапезу и собираясь читать "Биркат гамазон", вдруг передумали и решили продолжить есть или пить. Среди авторитетов Галахи нет единого мнения, нужно ли в этом случае произносить благословения, поэтому лучше постараться избегать подобного.

Глава 47

Маим ахроним

1. После окончания трапезы, перед "Биркат гамазон" принято читать главы из книги Тегилим: в будни - главы 137 и 67, в субботы, праздники и дни, когда не читают "Таханун", - главы 126 и 87, а также еще несколько цитат из Танаха, которые приводятся в сидуре.

2. Затем омывают пальцы обеих рук. Эта процедура называется маим ахроним (букв, "последняя вода") - в отличие от омовения рук перед едой, которое называется маим ришоним ("первая вода"). Наши мудрецы весьма отрицательно относятся к тем, кто пренебрегает омовением пальцев перед "Биркат гамазон", и поэтому каждый, кто стремится исполнять заповеди как можно лучше, обязан строго придерживаться этого закона.

Принято мокрыми руками проводить по губам, очищая их от следов пищи.

3. После маим ахроним не разговаривают.

4. Если за столом ели по крайней мере три взрослых еврея старше 13 лет, - они обязаны совершить зимун (см. гл. 48). Тот, кто будет ведущим в зимуне и чтении "Биркат гамазон", омывает пальцы первым. Но если за столом находится более пяти взрослых евреев, то сначала это делают другие сотрапезники, а в конце - пятеро самых уважаемых из них, причем ведущий совершает омовение пальцев первым.

5. Для маим ахроним пригодна любая вода - в том числе та, которая для нетилат ядаим не пригодна (при условии, что она достаточно чиста для питья животного). Кроме того, можно употреблять другие напитки, кроме вина, которое представляет собой особую ценность.

6. Нельзя выливать маим ахроним на пол или на землю, потому что, как объясняет Кабала, эта вода приобретает чрезвычайно сильную ритуальную нечистоту. Для этого используют какую-либо посудину (которую немедленно затем уносят), и лишь в случае ее отсутствия маим ахроним можно вылить на какой-либо предмет, лежащий на земле, например, на дрова. Только в самом крайнем случае разрешается вылить маим ахроним на пол или на землю - но категорически запрещено выливать эту воду там, где на нее может наступить человек.

Есть также обычай не сливать маим ахроним в серебряную тарелку или миску.

7. Воду от маим ахроним, пролитую на стол, следует вытереть или, по крайней мере, прикрыть (например, тарелкой - даже прозрачной).

8. Если забыли омыть пальцы перед чтением "Биркат гамазон", следует сделать это после прочтения.

Глава 48

Зимун

1. Если три (или более) еврея ели за одним столом и каждый из них съел по крайней мере казаит (букв. "величиной с маслину", ок. 27 г) хлеба, они обязаны перед чтением "Биркат гамазон" совершить зимун: один из них должен обратиться к остальным и призвать их вместе с ним воздать хвалу Всевышнему за пищу, которую они ели.

2. Наилучшим способом исполнения заповеди о совершении зимуна (и о чтении "Биркат гамазон") считается, если ведущий держит в правой руке бокал с вином.

Ведущий берет бокал с вином перед тем, как начать зимун. Согласно Кабале, он берет его правой рукой и передает его в левую, а затем опускает на ладонь правой руки, охватывая его вертикально поднятыми пальцами. Полагается держать бокал на высоте ок. 25 см от поверхности стола.

Если нет вина, но сотрапезники желают совершить зимун (и прочитать "Биркат гамазон") над бокалом, можно использовать для этого пиво или другой алкогольный напиток.

3. Этот бокал наполняют еще до моим ахроним.

4. Бокал должен быть абсолютно целым, без малейших трещин даже на его краях, вино в него наливают до самых краев.

5. Для зимуна могут объединиться даже те, кто находился за одним столом или рядом друг с другом, но каждый ел свою пищу. Надо, однако, чтобы эти виды пищи можно было объединить в пределах одной трапезы. Так, если кто-либо из присутствующих ел мясо, а другой - твердый сыр (после которого надо выждать 6 часов, чтобы есть мясо), они не могут объединиться для зимуна. Когда соседи по столу собираются есть разную пищу, но все же хотят объединиться для зимуна, трапезу им надо начать с того, что каждый съест казаит чистого хлеба: этого достаточно для того, чтобы их трапеза стала считаться совместной.

6. Если трое ели вместе, но двое из них закончили есть и прочитали "Биркат гамазон", зимун распался. Но если только один закончил есть и прочитал "Биркат гамазон", двое имеют право присоединить его к зимуну, и он произнесет благословение зимуна, даже если после прочтения "Биркат гамазон" ничего не ел. Точно так же в компании из десяти человек можно присоединить к зимуну трех уже прочитавших "Биркат гамазон", чтобы совершить его с упоминанием имени Всевышнего.

7. Два сотрапезника могут присоединить для зимуна третьего, который съел лишь казаит любой пищи (даже фрукт или овощ) или выпил не менее 86 мл любого напитка, даже воды. И так же семеро могут присоединить к себе троих на тех же условиях. Однако шестеро не имеют права присоединить к себе четверых, так как необходимо, чтобы число первоначальных сотрапезников было заметным большинством в "миньяне".

8. Один человек, тем не менее, не может участвовать в двух зимунах даже при соблюдении указанных выше условий.

9. Несовершеннолетний (т. е. мальчик младше 13 лет) не присоединяется к зимуну.

10. Женщины, в принципе, освобождены от обязанности совершать зимун, но если они хотят этого - такое право им предоставляется. Но они не упоминают имени Всевышнего в зимуне, даже если их не менее десяти.

11. В качестве возглавляющего зимун (и последующее чтение "Биркат гамазон") лучше всего выбрать того, кто наиболее велик в знании Торы. Если за столом присутствует коген, заповедь предписывает предоставить эту честь ему, - однако при условии, что он не полный невежда в Торе. Когда в числе сотрапезников есть человек, обладающий большими познаниями в Торе, чем коген, желательно, чтобы он сам предложил когену быть ведущим. Если к кому-либо из сотрапезников просто хотят проявить уважение, то и знаток Торы, и коген имеют право предоставить эту честь ему.

Если среди сотрапезников есть человек, который находится в трауре по кому-то из родителей, умершему менее 11 месяцев тому назад, возглавить зимун поручают ему.

12. Тот, кто хочет уйти с большой трапезы раньше, может организовать свой зимун и прочитать "Биркат гамазон", не дожидаясь конца трапезы.

13. Если две компании сотрапезников едят в одном помещении, они объединяются для зимуна при условии, что хотя бы некоторые из одной компании находятся в поле зрения кого-то из другой. Наличие официанта, обслуживающего обе компании, также объединяет их. Однако если они сидят так, что не видят друг друга, и их не обслуживает один официант, каждая из них совершает зимун для себя.

Глава 49

"Биркат гамазон"

1. Сказано в Торе: "И будешь есть, и насытишься, и благословишь Г-спода, Б-га твоего, за прекрасную страну, которую Он дал тебе" (Дварим, 8:10). Слова эти - основа закона, предписывающего нам произносить благодарственную молитву после еды. Мудрецы установили, что человек должен читать "Биркат гамазон" каждый раз, когда он съел минимум казаит (27 г) хлеба. Если он съел хлеба меньше, чем казаит, но насытился, так как вместе с хлебом ел другую пищу (например, мясо или рыбу), читать "Биркат гамазон" все же не нужно (но надо произнести заключительное благословение, соответствующее тому виду пищи, которую он ел с хлебом).

2. Не убирают со стола хлеб и скатерть, пока не прочли "Биркат гамазон". Хлеб, лежащий на столе во время чтения "Биркат гамазон", указывает на изобилие в доме: здесь ели хлеб, и он еще остался. Это гарантирует изобилие в будущем, притягивая благословение Всевышнего, которое не осеняет пустое место.

3. Перед чтением "Биркат гамазон" в будни принято убирать со стола ножи или прикрывать их. Стол подобен храмовому жертвеннику, который, согласно указанию Торы, строят только из неотесанных камней (Шмот, 20:22). Смысл этого объясняет Талмуд: железо укорачивает жизнь человека, а жертвенник создан для того, чтобы ее продлевать; поэтому безнравственно использовать то, что укорачивает жизнь человека, для строительства того, что ее продлевает.

И сказали мудрецы наши: "В те времена, когда существовал Храм, жертвенник искупал грехи человека; сейчас же искупает грехи человека стол, за которым он ест" (при условии, что он ест ради служения Всевышнему, как было сказано выше, 31:2). Кроме того, стол служит для исполнения важной заповеди гостеприимства, благодаря которой Шхина осеняет еврейский дом.

В субботу и праздники ножи можно оставить на столе. Железо - это выражение мощи Эйсава, согласно полученному им благословению от отца его, Ицхака: "Мечом твоим ты будешь жить" (Брейшит, 27:40). Но в субботу и праздники сила Эйсава, который ненавидит Яакова, ослабевает, и потому железо уже не представляет угрозы.

4. "Биркат гамазон" не читают стоя или во время ходьбы, а только сидя и на том месте, где ели.

5. Прежде, чем приступить к чтению "Биркат гамазон", надевают шляпу и пиджак, тем самым подчеркивая важность этой заповеди. Принято также подпоясываться пояском (гартлом). Читают не торопясь, осмысливая значение слов, с чувством благоговейного страха пред Всевышним.

Читая "Биркат гамазон", нельзя одновременно заниматься какой бы то ни было работой.

6. Первое из четырех благословений, входящих в "Биркат гамазон, составил Моше-рабейну, второе - Йегошуа бин Нун после того, как евреи вступили в Эрец-Исраэль, третье - Давид и Шломо. Посреди каждого из этих трех благословений, входящих в "Биркат гамазон", нельзя прерываться даже для того, чтобы ответить на "Кадиш", "Барху" и "Кдушу". Четвертое благословение добавили во II в. н. э. мудрецы Мишны.

7. В заключительной части "Биркат гамазон" слова "Милосердный - Он благословит отца моего... и мать мою" произносят все: и сам хозяин, и гости, и даже тот, у кого нет родителей, - так как, согласно Кабале, это фраза имеет также такой скрытый смысл, который относится ко всем евреям в равной степени.

8. У хасидов принято начинать этот отрывок с упоминания "ребе": "Милосердный, Он благословит нашего господина, наставника и учителя..." и т. д.

9. Все присутствующие за столом, читая "Биркат гамазон", должны заканчивать каждое благословение чуть раньше ведущего, чтобы ответить ему "амен". Однако в последнем благословении не принято отвечать "амен" ни после слов: "...И да не лишит Он нас всех благ Своих вовеки", ни в заключение всех фраз, начинающихся: "Милосердный - Он...".

10. "Биркат гамазон" можно произносить все время, пока чувствуешь сытость после еды. Но поскольку это ощущение у разных людей различно, не следует читать "Биркат гамазон" позже, чем через час с четвертью после еды. Если после основной трапезы долго сидят за десертом, это считается продолжением все той же трапезы (хотя лучше десерт не затягивать).

11. "Биркат Гамазон" надо читать на том же месте, где ели; если встали и ушли, то для прочтения "Биркат гамазон" следует вернуться. Однако если это правило нарушили и ушли так далеко, что для возвращения на то же место потребуется больше времени, чем допустимый перерыв между едой и чтением "Биркат гамазон", разрешается его прочитать там, где находятся в этот момент.

12. Если в комнате присутствует нееврей, в заключительной части "Биркат гамазон" после слов "Он благословит всех нас..." добавляют "сынов завета".

Глава 50

Общие правила произнесения "благословений негенин"

1. Мудрецы обязали нас произносить благословения каждый раз, когда мы собираемся что-либо съесть или выпить. Благословения эти называются "благословениями негенин" (от слова ганаа - "удовольствие", "польза").

2. Тот, кто только пробует пищу и выплевывает, благословения не произносит. То же относится и к тому, кто проглатывает что-либо, не разжевывая (даже если затем ощущает сытость).

Не произносят благословение также тогда, когда едят продукт, который обычно употребляют с какой-либо другой пищей (например, сухой перец) или который большинство людей считают несъедобным (например, что-либо очень горькое).

3. Перед приемом лекарств благословения не произносят. Однако если лекарство принимают вместе с какой-либо пищей или напитком, приятными на вкус, следует произнести благословение даже тогда, когда едят или пьют это против воли.

4. Тот, кто по состоянию здоровья вынужден во время поста или в ситуации, угрожающей его жизни, есть пищу, запрещенную Торой, должен произносить благословение.

5. Во время произнесения благословения пища, к которой оно относится, должна быть перед глазами, а еще лучше, если возможно, взять ее в правую руку (а левша - в левую). Но произносить благословение, имея в виду пищу, которую еще не подали на стол, нельзя.

Тот, кто хочет напиться прямо из крана, не должен для произнесения благословения брать воду в пригоршню - ему достаточно открыть кран. Несмотря на то, что пить он будет уже не ту воду, которая была перед ним в момент благословения, оно все же действительно, так как с самого начала человек знал это. То же самое относится к случаю, когда хотят напиться из реки или ручья.

6. Произнеся благословение, следует попробовать пищу, над которой его произнесли, не делая никакого перерыва даже для того, чтобы произнести "амен" или ответить на "Кадиш", "Барху" или "Кдушу". Поэтому не следует произносить благословение над слишком горячей или слишком холодной едой (или напитками) - ее невозможно сразу проглотить, и возникает сомнение: не образовался ли недопустимый перерыв. Если после произнесения благословения сказали что-то, не связанное с этой едой, благословение надо повторить. Однако если между благословением и едой имел место перерыв, в течение которого ничего не было сделано или сказано, благословение повторять не нужно (но лучше этого не допускать).

7. Если пищу положили в рот, не произнеся благословения, ее нужно выплюнуть и затем произнести благословение. Но чтобы не вызвать отвращение у окружающих, можно языком заложить пищу за щеку и произнести благословение. Если о благословении вспомнили только после того, как пищу уже съели, дело можно поправить: надо съесть еще немного, произнеся перед тем нужное благословение.

Если начали пить без благословения - надо выплюнуть то, что отпили, произнести благословение и отпить снова.

8. В любом случае, когда забыли произнести благословение перед тем, как есть или пить, обязанность произнести после этого заключительное благословение остается в силе.

9. Если на стол поданы два вида пищи, которым соответствует одно и то же благословение, и то и другое собираются есть, благословение произносят только один раз - над тем, что более ценно или более любимо, имея в виду, что благословение относится также и ко второму. В этом случае нельзя произносить благословение дважды - над каждым видом пищи в отдельности, чтобы избежать ненужного упоминания имени Всевышнего (что весьма нежелательно). Если же благословение произнесли над менее ценным видом пищи, возникает ситуация, о которой авторитеты Галахи высказывают противоречивые мнения, - поэтому надо стараться в такое положение не попадать.

10. Ели на стол поданы различные виды пищи, например, овощи и фрукты или мясо, которым соответствуют различные благословения, то надо над каждым из них произнести соответствующее благословение. Если ошиблись и произнесли над фруктом благословение "Творящий плоды земли" или над любым видом пищи - благословение "по слову Которого возникло всё", это постфактум засчитывается как исполнение обязанности, но этого надо избегать (см. гл. 64).

11. Если, произнеся благословение и уже приступив к еде, перешли в другое место, даже взяв с собой эту еду, то перед тем, как там продолжить есть, благословение надо повторить. Это правило относится ко всем видам пищи, кроме хлеба, кондитерских изделий из муки и плодов, которыми славится Страна Израиля: винограда (и виноградного вина), инжира, граната, маслин и фиников, а также к тем случаям, когда перешли в другое помещение или так отдалились от того места, на котором сказали благословение и начали есть, что уже не видят его.

Благословение повторять не надо в случае, когда еще во время произнесения благословения уже намеревались уйти в другое место. 12. Сменив место внутри одного и того же помещения, благословение повторять не нужно, даже если это помещение очень большое и можно уйти далеко.

Глава 51

"Творящий различные виды пищи"

1. Над изделиями из муки, полученной из одного из пяти видов злаков, которые обычно едят не для насыщения, а в качестве десерта, произносят сначала благословение "Творящий различные виды пищи", а после еды - т. н. "Тройное благословение": "За пищу и за средства к существованию" (см. ниже, 58:1).

2. К таким изделиям относятся следующие.

а) Оладьи - печеные или жареные на сковороде с небольшим количеством масла изделия из теста настолько жидкого, что его не месят руками, а размешивают в миске ложкой. До еды над ними произносят благословение "Творящий различные виды пищи", а после - "За пищу и за средства к существованию" только тогда, когда едят их в небольшом количестве. Если же их хотят есть для насыщения, то сначала надо совершить нетилат ядаим и произнести благословение над хлебом, т. е. устроить настоящую трапезу, после окончания которой надо прочитать "Биркат гамазон".

б) Блины - изделия, подобные оладьям, но гораздо более тонкие. Когда их хотят есть для насыщения в количестве, которое считается трапезой (см. ниже, п. 3), лучше сделать это после благословения над хлебом, поскольку среди авторитетов Галахи для этого случая нет единого мнения.

в) Сладкие кондитерские изделия, тесто для которых замешано не на воде, а на молоке, яйцах, вине, меде и т. д., или же на воде, но с добавлением такого количества специй, что после выпечки их не едят как хлеб - с другими видами пищи.

Ряд авторитетов Торы считают, что с точки зрения Галахи, между водой и другими жидкостями нет различия. Поэтому тому, кто стремится исполнить заповеди как можно лучше, рекомендуется есть такие изделия только во время трапезы с хлебом.

Исключение представляет собой леках - медовый пирог, в котором мед является главным компонентом, а мука - второстепенным. Перед тем, как его есть, всегда произносят "Творящий различные виды пищи", а после него - "Тройное благословение".

г) Сладкие пироги - изделия, выпеченные из обычного теста для хлеба, но имеющие начинку из фруктов, меда, орехов, мака и т. п. Если начинка является основным компонентом, а тесто нужно только для скрепления начинки и придания изделию определенной формы, то перед тем, как есть эти изделия, произносят благословение "Творящий различные виды пищи", а после - "Тройное благословение". К этому же роду изделий принадлежат блинчики с начинкой из творога, варенья и т. п.

Если их разрезают и едят тесто отдельно от начинки, то над тестом произносят "Творящий различные виды пищи", а над начинкой - благословение, соответствующее ее составу. (В этом случае "Тройное благословение" произносят только в том случае, если теста съели не меньше, чем казаит).

д) Пироги - изделия, подобные упомянутым выше, но имеющие начинку, которая насыщает, - из мяса, рыбы, творога или овощей, которые обычно едят во время трапезы с хлебом. Перед тем, как их есть, надо произнести благословение над хлебом, а после еды - "Биркат гамазон".

Это относится также к пуримским сладким пирожкам (гоменташам), которые изготавливают из обычного теста, но со сладкой начинкой из мака. Поскольку у евреев Восточной Европы в Пурим их принято есть для насыщения, надо перед трапезой произнести благословение над хлебом, а после - "Биркат гамазон".

е) Если изделие из жидкого теста не испекли, а поджарили в глубокой сковороде или кастрюле с большим количеством масла, то прежде, чем начать их есть, произносят "Творящий различные виды пищи", а после - "Тройное благословение" даже в том случае, если их съели в таком количестве, которое считается трапезой (см. ниже, п. 3). (Но если их поджарили на сковороде с небольшим количеством масла, чтобы они не подгорели, - Галаха приравнивает это к выпечке.)

ж) Изделия из обычного теста, не испеченные в духовке, а поджаренные на масле, лучше всего есть только во время трапезы. Но если их все же ели отдельно, произносят "Творящий различные виды пищи" и "За пищу и за средства к существованию".

Когда едят макаронные же изделия - т. е. изготовленные из обычного теста, но сваренные в воде или поджаренные в большом количестве масла, - произносят благословения "Творящий различные виды пищи" и "За пищу и за средства к существованию" всегда - даже если их съели в количестве, которое считается трапезой. То же правило относится и к еврейским национальным кушаньям кнейдлах и креплах.

Однако если после того, как эти изделия сварили или поджарили, их запекли еще в духовке, они считаются хлебом, и тогда надо произнести соответствующие ему благословения.

Если же вареные изделия не запекли, а только поджарили на сковороде, возникают сомнения, какие благословения надо произнести. Поэтому эти изделия лучше есть только во время трапезы с хлебом.

з) Гренки - обычный хлеб, поджаренный на небольшом количестве масла, - лучше есть только во время трапезы с хлебом.

и) Изделия из небольших кусочков хлеба и хлебных крошек, размоченных в супе, молоке или меде и потерявших свой первоначальный внешний вид, не считаются хлебом. Перед тем, как их есть, даже в количестве, считающемся трапезой, произносят "Творящий различные виды пищи".

Это правило относится к тому виду кнейдлах, которые принято есть за пределами Страны Израиля в последний, восьмой день Песаха: мелкие кусочки мацы замачивают в воде, смешивают с жиром, яйцами и замешивают как настоящее тесто - так что маца совершенно теряет свой первоначальный вид, - а затем варят их в бульоне или жарят. (Однако в Стране Израиля в последний, седьмой день Песаха, действуют все ограничения, связанные с размоченной мацой, которые приняты у хасидов.)

к) Прежде, чем есть кашу, приготовленную из муки или размолотых зерен пшеницы, ячменя, полбы, овса или ржи, а также из целых зерен, но разваренных настолько, что они слиплись между собой, следует произнести благословение "Творящий различные виды пищи". Если же зерна в каше остались целыми и не слиплись, ее следует есть только во время трапезы с хлебом. Но когда ее едят отдельно, то перед едой произносят благословение "Творящий плоды земли" (см. ниже, 58:3).

3. Галаха определяет следующее количество пищи, которое считается трапезой.

а) Тот, кто собирается съесть 1244 г или более мучных изделий, обязан произнести благословение "Выращивающий хлеб из земли", а после еды прочитать "Биркат гамазон" - даже если он остался голоден, - так как эта пища заменила ему хлеб.

б) Тот, кто хочет съесть от 336 г до 1244 г и считает, что насытится таким количеством пищи, должен произнести благословение "Выращивающий хлеб из земли". Если же он полагает, что останется голоден, то он обязан совершить нетилат ядаим, произнести благословение над хлебом, имея в виду также мучные изделия, которые собирается есть, а затем съесть его не меньше чем казаит (в противном случае возникает очень сложная проблема, какие благословения нужно произнести).

в) Тот, кто собирается съесть от 230 до 336 г, считая, что будет этим сыт, произносит "Выращивающий хлеб из земли", а после еды - "Бир-кат гамазон". Если же он думает, что не насытится, то произносит "Творящий различные виды пищи", а затем - "Тройное благословение".

г) Тот, кто собирается есть мучные изделия в количестве менее 230 г и полагает, что будет сыт, обязан сначала произнести благословение над хлебом и съесть казаит хлеба, а после еды - прочесть "Биркат гамазон".

д) Следовательно, над мучными изделиями - кроме лекаха (см. выше, п. 2в), макарон (п. 2д) и некоторых особых кушаний (п. 2г и ж) - произносят вначале "Творящий разнообразные виды пищи", а после еды - "За пищу и за средства к существованию" только в том случае, если их едят не для насыщения - в количестве менее 230 г.

4. С точки зрения Галахи, тот, кто съел меньше 230 г мучных изделий, но насытился, потому что вместе с ними ел также другую пищу - мясо, рыбу и т. п., - будто насытился только мучными продуктами, и его еда считается настоящей трапезой. Поэтому тот, кто собирается поступить именно так, обязан предварительно произнести благословение над хлебом и съесть по крайней мере казаит хлеба. Если же вместе с мучными изделиями он собирается есть пищу, которую обычно едят не для насыщения, а только для удовольствия, Галаха определяет, как он должен поступить, только на основании количества мучных изделий. Значит, если количество их меньше, чем то, которое считается трапезой, он должен произнести благословения "...различные виды пищи" и "За пищу...".

5. Если человек собирался съесть немного кондитерских изделий и произнес "Творящий различные виды пищи", но затем передумал и решил съесть их побольше, то, чтобы не впадать в сомнения относительно благословений, которые надо произнести, ему лучше всего прочитать "Тройное благословение", сделать небольшой перерыв, а затем совершить нетилат ядаим, произнести благословение над хлебом и, насытившись, прочитать "Биркат гамазон".

6. Какое благословение произносить над рисом и просом, точно неизвестно. Поэтому блюда из этих злаков лучше есть только во время трапезы с хлебом. Если же все-таки их едят отдельно, то перед едой читают благословение "По слову Которого возникло всё", а после нее - "Творящий различные виды пищи".

7. Благословение "Выращивающий хлеб из земли" произносят также над хлебом, испеченным из смеси муки, изготовленной из указанных выше пяти видов злаков, с мукой гречневой, гороховой и т. п.

Глава 52

Благословения над вином

1. Наши мудрецы установили для вина особое благословение: "Благословен... творящий плод виноградной лозы", подчеркнув тем самым его особую ценность (выражающуюся, в частности, в том, что Тора предписывает использовать его в храмовом служении). Это благословение произносят, когда хотят пить даже слегка скисшее вино (но не превратившееся в уксус), виноградный сок, вино из изюма, вино, сдобренное специями (типа вермута) и т. п. После того, как выпили вино, произносят заключительное "Тройное благословение" (см. ниже, 58:1). 2. Если приготовляют напиток из винограда настолько сухого, что из него не выделяется сок даже под прессом, этот напиток не считается вином, и перед тем, как пить его, произносят благословение "По слову Которого возникло всё", а потом - "Творец множества живых существ".

Те же благословения произносят, если пьют вино, разбавленное водой более чем на три четверти. Разбавленный водой виноградный сок теряет свой вкус еще больше, чем вино, и поэтому, даже если его разбавили водой менее чем на треть, над ним произносят благословение "По слову Которого...".

3. Если вино или виноградный сок разбавляют не водой, а каким-нибудь другим напитком, произносить благословение следует в зависимости от того, чувствуется ли в смеси вкус вина (или виноградного сока). Если вкус ощущается, и большая часть напитка - вино, то произносят "Творящий плод виноградной лозы", а затем - "Тройное благословение"; если же вино - меньшая часть напитка, то произносят "По слову Которого...", а потом - "Творец множества живых существ". Если вкуса вина (или виноградного сока) в смеси не чувствуется, то, естественно, произносят благословения - "По слову Которого..." и "Творец множества...".

4. Над коньяком, бренди и другими крепкими алкогольными напитками, приготовленными из виноградного вина, произносят "По слову Которого...", потому что в процессе переработки вкус вина совершенно теряется. Но если по ошибке над этими напитками произнесли "Творящий плод виноградной лозы", это постфактум засчитывается как исполнение заповеди (в отличие от случая, когда это благословение произнесли над смесью, о которой было сказано выше, п.п. 2 и 3).

5. Ввиду особой важности вина мудрецы установили для него еще одно благословение, которое произносят во время трапезы с участием нескольких сотрапезников, когда на стол подают разные сорта вина. А именно: после того, как уже произнесли благословение "Творящий плод виноградной лозы" и выпили вина одного сорта, на стол подают другое вино (и точно известно, что оно не хуже первого), перед тем, как отведать его, произносят: "Благословен... добрый и творящий добро".

Благословение "Добрый и творящий добро" произносят и в том случае, если перед этим не произнесли "Творящий плод виноградной лозы" (например, гости настроились есть и пить все, что им предложит хозяин, - см. 57:3).

6. Благословение "Добрый и творящий добро" произносят только тогда, когда со стола еще не убрано первое вино и сотрапезники хотят сравнить его вкус со вторым. Если же первое вино выпили полностью и на стол подается другое вино для продолжения пира, это благословение произносить не надо.

7. Как было сказано выше (п. 5), это благословение произносят также при условии, что в трапезе принимают участие как минимум два человека: если за столом сидит один человек, он его не произносит. Однако если за столом присутствуют члены его семьи, это благословение произносят.

Еще одно условие, когда произносят благословение "Добрый и творящий добро": по крайней мере два сотрапезника должны хоть немного выпить и первого, и второго вина. Если первое вино пил только один, а второе собираются пить оба, это благословение не произносят.

8. Белое вино считается более полезным, чем красное. Поэтому если на стол после красного вина подают белое (и точно известно, что оно по качеству не хуже первого), произносят это благословение. Однако если красное вино подают после белого, это благословение произносят только тогда, когда точно известно, что оно по качеству лучше белого.

Точно так же, если после старого вина на стол подают молодое - благословение "Добрый и творящий добро" произносят только тогда, когда точно известно, что молодое вино лучше старого.

9. Если же с самого начала трапезы на столе находятся разные сорта вин, благословение "Творящий плод виноградной лозы" следует произнести над лучшим из них (и тогда произносить "Добрый и творящий добро" над вином худшего качества уже не надо).

10. Если после второго вина на стол подают третье, благословение "Добрый и творящий добро" произносят только тогда, когда, произнося это благословение над предыдущим сортом вина, больше пить не собирались, но затем, увидев третье вино, передумали.

11. Если другой сорт вина подали только для того, чтобы наполнить бокал для прочтения "Биркат гамазон", то перед тем, как выпить его после окончания чтения, "Добрый и творящий добро" произносить не надо - так как именно это благословение представляет собой основу четвертого раздела "Биркат гамазон".

12. Так же, как после благословения над хлебом не надо произносить благословение над пищей, из которой состоит трапеза, так благословение "Творящий плод виноградной лозы" включает в себя благодарность Всевышнему за все виды напитков, которые собираются пить, а заключительное "Тройное благословение" ("За виноградную лозу и плод виноградной лозы") заменяет благословение "Творец множества живых существ" (которое нужно было бы произнести, если бы не пили вино).

Однако если, произнося "Творящий плод виноградной лозы", другие напитки пить не собирались, или они просто не были поданы к столу, то во избежание сомнений, какое благословение надо произнести, лучше всего произнести благословение "По слову Которого возникло всё" над какой-нибудь пищей, имея в виду также напитки, съесть ее немного, а после того, как пили эти напитки, произнести заключительное благословение "Творец множества живых существ", имея в виду и съеденную пищу, и выпитые напитки.

13. Если выпили немного вина, не намереваясь пить еще (вино или что-либо другое), а потом передумали и решили выпить какие-либо другие напитки, то перед тем, как их пить, надо произнести благословение "По слову Которого...". В этом случае достаточно потом произнести только "Тройное благословение", которое заменит и благословение "Творец множества живых существ".

14. Совершающий "Кидуш" уже не должен произносить отдельные благословения над напитками, которые он будет пить во время трапезы.

Глава 53

"Плод дерева" и "плоды земли"

1. Благословение "Благословен... творящий плод дерева" произносят перед тем, как есть фрукты, а "Благословен... творящий плоды земли" -когда хотят есть овощи (не во время трапезы с хлебом).

2. Галаха считает деревом растение, ствол и ветви которого сохраняются из года в год. Высота растения, его внешний вид и т. д. не имеют при этом значения. Над плодами растения, листья и ветви которого зимой опадают - тем более, если зимой сохраняется только его корень, - произносят благословение "Творящий плоды земли". Если все же по ошибке над плодом такого растения произнесли "Творящий плод дерева", то постфактум это засчитывается как правильное благословение. (Однако если даже корень этого растения зимой не сохраняется, над его плодами следует произносить благословение "Творящий плоды земли").

Таким образом, над бананами, папайей, ананасом произносят "Творящий плоды земли", но если сказали: "Творящий плод дерева", то постфактум долг свой исполнили. Над плодами кактуса (сабрес) надо произнести "Творящий плод дерева".

3. Над всеми корнеплодами - морковью, картофелем, репой, свеклой и т. п. - произносят "Творящий плоды земли". Несмотря на то, что они не являются плодом растения, но его корнем, произнесение этого благословения отражает тот факт, что именно они являются самой ценной частью растений, ради которой его сажают.

4. Если над плодом, к которому относится благословение "Творящий плоды земли", по ошибке произнесли "Творящий плод дерева", то прежде, чем его есть, надо произнести правильное благословение. Но если над фруктом произнесли благословение "Творящий плоды земли", то постфактум это считается правильным, так как, в сущности, плоды дерева тоже получают свое питание из земли (мудрецы установили для них отдельное благословение, чтобы подчеркнуть их ценность).

Если точно неизвестно, к какому виду относится плод, который хотят есть, произносят "Творящий плоды земли".

5 Над овощами, выращенными в горшках или ящиках без отверстий, не надо произносить благословение "Творящий плоды земли" Перед тем, как их есть, произносят: "...По слову Которого возникло все". Однако фрукты деревьев, выращенных в горшках без отверстий, считаются "плодами дерева".

6. Прежде, чем есть овощи, выращенные по методу гидропоники, произносят "По слову Которого...". Но если по ошибке сказали: "Творящий плоды земли", то постфактум это считается правильным.

Что же касается проросших семян пшеницы, люцерны и т. п., все зависит от того, сохранилось ли еще само семя. Если сохранилось - произносят "Творящий плоды земли", если же семя почти исчезло - "По слову Которого...".

7. Если хотят съесть плод дерева, который большинство людей не употребляют в пищу, потому что он еще не созрел или из-за его плохого вкуса, благословения не произносят вообще.

Над плодом, который обычно едят не в сыром виде, а только в вареном, произносят "По слову Которого".

8. Не произносят никакого благословения над очень кислыми лимонами. Если же они не столь кислы или их подсластили, то произносят "По слову Которого...".

9. Над незрелым виноградом произносят "Творящий плоды земли" (но если по ошибке сказали "Творящий плод дерева", то постфактум это засчитывается как исполнение долга). Однако есть их следует только во время трапезы, так как неясно, нужно ли после них произносить "Тройное благословение". Если же виноградины зрелые, но очень маленькие, над ними произносят благословение "Творящий плод виноградной лозы".

10. Над горьким, еще не созревшим миндалем произносят благословение "Творящий плод дерева", а над созревшим - благословения вообще не произносят (как сказано в п. 7). Однако если его испекли, сварили и т. п., сделав съедобным, - произносят "Творящий плод дерева" (ибо этот вид миндаля сажают именно для того, чтобы плоды его есть только после приготовления на огне).

11. Если семена и косточки плодов едят вместе с мякотью, отдельного благословения произносить не нужно. Но если их едят отдельно - над вкусными произносят соответствующее благословение (например, над тыквенными семечками - "Творящий плоды земли"), над горькими или вяжущими - никакого благословения не произносят.

12. Если горох, бобы и т. п. посадили, чтобы есть их в сыром виде, произносят "Творящий плоды земли", когда едят их незрелыми. Если же такого намерения не было, произносят "По слову Которого...".

13. Если едят кожуру фруктов - например, апельсинов, - произносят "Творящий плоды земли". (Однако постфактум засчитывается также благословение "Творящий плоды дерева".)

14. Над овощами, которые едят только в вареном или жареном виде (например, картофель), произносят благословение "Творящий плоды земли". Если же их едят в сыром виде, то произносят "По слову Которого...".

Когда фрукты или овощи, которые обычно едят сырыми, сварили, и от этого их вкус ухудшился или они утратили свою форму, произносят "По слову Которого".

15. Когда едят вареный или жареный лук, произносят "По слову Которого...", даже если его готовили вместе с мясом или с чем-то другим и вкус его улучшился.

16. Если над компотом или вареньем, в котором плоды так разварились, что утратили форму, вместо "По слову Которого" произнесли благословение, соответствующее этим плодам, то постфактум это засчитывается как исполнение долга.

Глава 54

"По слову Которого возникло всё"

1. Над пищей нерастительного происхождения - мясом, рыбой, молочными продуктами, яйцами и т. д., - а также над всеми напитками, - водой, молоком, медом, фруктовыми или овощными соками и т. п. (кроме вина), - произносят благословение "Благословен... по слову Которого возникло всё".

2. Это же благословение произносят над грибами -так как, согласно Галахе, грибы получают свое питание не из земли, а из воздуха. Сказав по ошибке "Творящий плоды земли", следует поправиться и произнести "По слову Которого...".

Над шоколадом произносят "По слову Которого...", однако если по ошибке сказали "Творящий плод дерева" или "Творящий плоды земли", то постфактум это засчитывается как правильное благословение.

3. Над водой это благословение произносят только тогда, когда хотят утолить жажду или освежиться в жаркий день. Если же водой запивают пищу, благословения не произносят. Это же правило относится и к благословению "Творец множества живых существ", которое произносят после питья.

4. Над пищей, которая слегка испортилась, но все еще пригодна для еды и ее хотят употребить в пищу, произносят благословение, соответствующее более низкой ступени галахической лестницы - "По слову Которого...".

5. Произнося благословение "По слову Которого...", можно иметь в виду и пищу, которую собираются есть, и напитки, которые собираются пить. Это в дальнейшем избавляет от необходимости повторять это благословение.

6. Благословение "По слову Которого..." произносят также тогда, когда неясно происхождение пищи, которую собираются есть, поскольку благодаря своему всеобщему характеру это благословение относится к любому виду пищи - даже к хлебу. Однако его нельзя произносить всегда, считая, что тем самым исполняют свой долг. Устанавливая благословения, которые надо произносить над различными видами пищи и питья, мудрецы обязали евреев соблюдать градации, которые эти благословения отражают. Поэтому каждый еврей обязан изучать соответствующий раздел Галахи и стремиться к тому, чтобы над каждым видом пищи или питья произносить соответствующее ему благословение.

7. К примеру, тот, кто высасывает сок из плода, но не ест мякоть, обязан сначала произнести благословение "По слову Которого...". Но высасывая сок из виноградин, он должен произнести "Творящий плод дерева". Если же сначала он ел фрукты, произнеся перед тем "Творящий плод дерева", а затем решил выпить жидкость, в которой они были сварены или замочены и тем самым передали ей свой вкус, благословения "По слову Которого..." произносить не нужно: по мнению некоторых авторитетов Торы, этот долг уже был исполнен, когда было произнесено благословение над плодами. В сомнительных случаях лучше воздержаться от благословения и не подвергать себя опасности, упомянув имя Всевышнего зря. Поэтому в данном случае надо взять еду или напиток, требующие благословения "По слову Которого", и произнести это благословение, имея в виду также сок компота.

8. Желающий пить только жидкость компота из фруктов, которыми славится Страна Израиля (см. выше, 50:11), попадает в затруднительную ситуацию: то ли он должен произнести после этого "Тройное благословение", то ли "Творец множества живых существ". Лучше всего, конечно, пить такой компот только во время трапезы с хлебом, но если все же хотят его пить отдельно, следует поступить так: съесть какой-либо фрукт из тех, которыми славится Страна Израиля, съесть или выпить что-либо, после чего произносят благословение "Творец множества живых существ", а потом произнести оба заключительных благословения (и "Тройное благословение", и "Творец множества..."), имея в виду также выпитый компот.

9. Сказанное выше в п.п. 7 и 8 относится только к случаю, когда фрукты замачивали или варили с намерением есть их тоже. Но если напиток готовили только для питья, то сомнения отпадают: сначала произносят благословение "По слову Которого...", а потом - "Творец множества живых существ". Более того: если хотят есть также плоды, оставшиеся в этом напитке, вообще не нужно произносить никакого благословения, так как эти плоды уже не представляют собой никакой самостоятельной ценности (см. ниже, гл. 56).

10. Перед тем, как есть овощной суп, произносят благословение "Творящий плоды земли", а если в нем сварена какая-либо крупа, то сначала берут ложкой одну жидкость и произносят благословение "По слову Которого...", а потом - одну крупу и произносят "Творящий различные виды пищи". Если же в супе крупа разварилась или же главную ценность для того, кто ест, представляет одна только жидкость, он произносит благословение "По слову Которого...". (Естественно, это относится лишь к тому случаю, когда в супе сварена крупа, относящаяся к одному из пяти видов злаков; если же в нем сварена другая крупа - например, гречневая или кукурузная, - над ней произносят "Творящий плоды земли".)

11. Над супом, в котором вместе с овощами варили мясо, произносят благословение "По слову Которого...", потому что мясо - более ценный продукт, чем овощи. (Если же, по мнению того, кто ест, овощи также ценны, ему следует произнести над ними отдельное благословение.) Однако если в этом супе, помимо овощей и мяса, сварена также крупа, относящаяся к пяти видам злаков, то над супом произносят благословение "Творящий различные виды пищи", так как крупа всегда считается более ценным продуктом, чем мясо.

12. Если хотят пить воду, в которой были законсервированы овощи, произносят "По слову Которого...". Однако если скажут "Творящий плоды земли", то постфактум это засчитывается как правильное благословение (поскольку эта вода приобрела вкус законсервированных в ней овощей). Это же правило относится к соку из-под маринованных или засоленных овощей - хотя, кроме вкуса овощей, он может иметь и собственный вкус (например, из-за содержащегося в нем уксуса).

Глава 55


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.142 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь