Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Величие и святость субботы



1. Соблюдение субботы - основа нашей религии. Суббота - знак союза, заключенного Всевышним с народом Израиля, напоминающий нам о том, что Всевышний сотворил мир за шесть дней и прекратил эту работу в день седьмой, навеки освятив его и сделав благословенным. Мудрецы утверждают, что соблюдение субботы приравнивается к исполнению всех заповедей Торы: тот, кто выполнил заповедь о субботе, - словно исполнил всю Тору, но нарушивший субботу - словно отрекся от всей Торы.

И еще говорят мудрецы, что тому, кто соблюдает заповедь о субботе во всех деталях, Всевышний прощает все грехи. А еврей, который не соблюдает субботу, и об этом знают еще десять евреев, приравнивается Галахой к нееврею: если он прикоснулся к вину, то делает его запретным, хлеб, который он печет, считается нееврейским, еда, которую он готовит, - бишуль нохрим.

2. Сказано в Торе: "Помни день субботний, чтобы освятить его" (Шмот, 20:8). Это означает, что в течение всей недели надо помнить о приближающейся субботе и готовиться к ней. Например, купив какую-нибудь вкусную еду, надо оставить ее на субботу (при условии, что она не испортится), а покупая что-нибудь специально для субботы, надо сказать: "Это я покупаю в честь субботы". Особенно хорошим исполнением заповеди считается, когда покупки для субботы делают в пятницу. Но вместе с тем пятницу следует разгружать от работы, чтобы иметь время лучше подготовиться к субботе. Эту цель, например, преследует древнее установление стирать белье не в пятницу, а в четверг (хотя стирают белье, нужное в субботу).

3. Принять участие в подготовке к субботе обязан каждый, даже если у него много домочадцев, справляющихся со всеми необходимыми работами. В качестве примера Талмуд приводит поведение великих мудрецов, которые собственноручно кололи дрова, прибирали дом, готовили несложные блюда, разжигали печь, тем самым принимая участие в приготовлениях к субботе.

4. "И назовешь ты субботу блаженством" (Йешаягу, 58:13). Наслаждение субботой - это наслаждение покоем, вкусной едой, вкусными напитками. В субботу принято есть традиционные блюда - кугл (макаронную запеканку), цимес (тушеную морковь), чолнт (кушанье из картофеля, фасоли и других овощей, остающееся горячим почти целые сутки), мясо и рыбу. Согласно Кабале, рыбные блюда в каждой субботней трапезе считается особенно высоким исполнением заповеди о наслаждении субботой. (Если же кому-нибудь эти кушанья не доставляют удовольствия или даже вредят, он должен в субботу есть только то, что ему полезно и приятно.)

5. Продолжение приведенной выше цитаты - "...День, освященный Г-сподом, будешь чтить". В отношении подготовки к субботе это означает, что субботу ждут, как дорогого гостя: моют полы, вытирают пыль, перестилают кровати, покрывают стол чистой скатертью, ставят на стол красивую посуду. Оказывая честь субботе, надевают все самое лучшее, чтобы нарядно выглядеть, а во время трапез поют субботние песни (змирот).

6. Наши мудрецы говорят, что в Рош-гашана Всевышний определяет, сколько каждый человек заработает в наступающем году, но в эту сумму не включаются его расходы ради субботы, праздников и обучения детей Торе. Поэтому в течение года каждому, кто тратит больше денег на исполнение этих заповедей, Всевышний посылает новые доходы.

Тот же, кому Всевышний посылает испытание бедностью, не должен просить особой цдаки для покрытия субботних расходов. "Делай свою субботу равной будням - и не будешь вынужден обращаться к людям за помощью", - говорят об этом наши мудрецы. Но, тем не менее, даже бедняку следует по возможности сокращать расходы в течение недели, чтобы собрать немного денег и использовать их в честь субботы.

Глава 75

Канун субботы

1. В пятницу, когда наступает время "Малой Минхи" (с половины десятого солнечного часа), следует прекратить ту работу, которой занимаются постоянно, чтобы сосредоточиться на подготовке к субботе. Бедняку, стремящемуся заработать на нужды субботы, Галаха разрешает продолжить работу и после наступления этого времени (при условии, разумеется, что он прекратит ее перед наступлением субботы).

2. В пятницу нельзя отправляться в далекий путь, который, учитывая скорость передвижения, может стать причиной того, что еврей не успеет прибыть к месту назначения до начала субботы.

Если врачи настаивают, чтобы больной прошел операцию, надо приложить все усилия, чтобы она состоялась в первой половине недели, не позднее среды (разумеется, речь не идет о безотлагательных случаях).

3. Начиная с девятого солнечного часа в пятницу запрещается устраивать трапезу - даже тому, кто в будни обычно обедает в это время. Если необходимо устроить трапезу в честь исполнения заповеди - обрезания, бар-мицвы и т. п., - лучше всего это сделать как можно раньше. Но, во всяком случае, ее следует начать раньше 10-го солнечного часа и пригласить небольшое число гостей - только чтобы гарантировать наличие "миньяна". Если нет острой необходимости, Галаха советует вообще воздерживаться даже от устройства малой трапезы, чтобы во время первой субботней трапезы есть с ббльшим аппетитом.

С наступлением сумерек есть вообще запрещено.

4. Галаха предписывает каждому взрослому еврею прочитать в пятницу тот раздел Торы, который в субботу будут читать в синагоге. Читают его вместе с переводом на арамейский язык, принадлежащим Онкелосу (II в. н. э.). Каждый стих Торы прочитывают дважды, а потом - один раз его арамейский перевод. Поэтому эта заповедь так и называется: "Дважды - текст Торы, один раз - перевод". Стих, которым заканчивается субботний раздел, следует прочитать в третий раз после его перевода, чтобы все чтение закончить словами Торы. Затем прочитывают также "гафтару", которую будут читать в субботу.

Согласно Кабале, лучшее время для этого - в пятницу после полудня. Если не успели прочитать "Дважды - текст Торы, один раз - перевод" в пятницу, следует это сделать в субботу до утренней трапезы, а если не прочитали и тогда, - остается время до "Минхи", но не позже, потому что тогда уже начинают читать новый раздел Торы.

В исключительных обстоятельствах прочтение недельного раздела Торы все же разрешается закончить до конца вторника.

5. Галаха предписывает мыться в пятницу в честь субботы. Как минимум, надо вымыть горячей водой лицо, руки и ноги. Принято также в канун субботы или праздника окунаться в воды миквэ.

Запрещено посещать в баню или миквэ одновременно с отцом, тестем, отчимом или мужем сестры. Точно так же запрещается мыться вместе со своим учителем Торы, но если тот нуждается в помощи - оказать ее есть исполнение заповеди.

6. Желательно также вымыть голову и остричь ногти. Но не принято стричь ногти на руках и на ногах в один день. Согласно обычаю, стричь ногти надо в таком порядке: на правой руке - на 2-м, 4-м, 1-м, 3-м и 5-м пальцах, на левой - на 4-м, 2-м, 5-м, 3-м и 1-м пальцах. Некоторые благочестивые евреи избегают стричь ногти в четверг, так как считается, что те начинают отрастать на третий день, а этот день - суббота.

После того, как остригли ногти, их следует сжечь или во всяком случае выбросить в такое место, где не ходят люди.

Тот, у кого отросли длинные волосы, должен постричься в честь субботы. (В некоторых общинах, однако, есть обычай не стричься в канун рош-ходеша даже тогда, когда он совпадает с кануном субботы.)

7. Наши мудрецы говорят: "Пусть в субботу твоя одежда не будет такой же, как в будни". Поэтому следует постараться приобрести субботний комплект одежды - более красивой, чем одежда будней. Желательно также иметь талит для субботы - больший по размерам и с более красивыми цицит, чем для будней. Даже находясь в дороге, среди неевреев, нужно в субботу одеваться по-праздничному, так как это делается не для окружающих, а в честь субботы.

Надевая одежду перед наступлением субботы, следует хорошо ее проверить: не осталась ли в ней воткнутой иголки, не лежит ли в карманах что-либо, что запрещено переносить в субботу.

8. Принято класть халы на стол еще засветло, до зажигания субботних свечей. Желательно, чтобы хлеб на столе оставался в течение всей субботы (ср. со сказанным выше, 49:2).

Глава 76

Субботние свечи

1. Мудрецы постановили, чтобы в каждом еврейском доме перед наступлением субботы зажигали свечи в каждой комнате, где будут находиться вечером люди. Первая субботняя трапеза должна проходить около зажженных свечей, и это - одно из наслаждений субботы. По словам мудрецов, это настолько важно, что тот, у кого нет денег, должен идти от двери к двери и просить подаяние, чтобы собрать деньги, нужные для покупки свечей.

2. Чтобы лучше исполнить эту заповедь, желательно зажечь как можно больше свечей. Но, во всяком случае, их не должно быть меньше двух. Две свечи символизируют два аспекта заповеди о субботе - исполнение всех предписаний Торы о ней и всех запретов, связанных с ней. Два этих аспекта Тора выражает двумя различными словами в первом изложении Десяти заповедей в книге 'Шмот и в его повторении в книге Дварим: "Помни день субботний, чтобы освятить его" (Шмот, 20:8), "Храни день субботний, чтобы освятить его" (Дварим, 5:12). Кроме того, согласно Кабале, два эти аспекта заповеди о субботе указывают на основу семьи - супружескую пару: завет "помни" олицетворяет мужа, а завет "храни" - жену. Существует обычай прибавлять одну свечу каждый раз, когда в семье рождается ребенок.

3. Общее правило гласит, что благословение перед совершением заповеди должно непосредственно предшествовать ее исполнению. Но в данном случае это невозможно, так как, зажигая субботние свечи, человек принимает на себя соблюдение всех запретов, связанных с субботой, а произнесение благословения - неотъемлемая часть его. Следовательно, после благословения зажечь свечи уже нельзя - ведь зажигать огонь в субботу запрещено! Поэтому в этом случае благословение произносят после того, как зажгли свечи.

Обычай прикрывать глаза ладонями в момент произнесения благословения в известной степени восстанавливает обычный порядок: благословение и следующее за ним исполнение заповеди. Открыв глаза после благословения, видят свечи и наслаждаются их светом как бы впервые. Таким образом, получается, что произнесение благословения в самом деле предшествовало исполнению этой заповеди. (В праздник Галаха, в принципе, дозволяет зажечь свечи после произнесения благословения, но принято в праздник зажигать свечи так же, как перед субботой.)

4. Особое значение придают тем свечам, которые освещают стол, за которым будет проходить первая субботняя трапеза, - поэтому их следует зажигать последними.

5. Зажигать свечи следует не позже, чем за 18 минут до захода солнца. (В Иерусалиме принято зажигать свечи за 40 минут до захода солнца.) Если к этому времени еще остается много дел, которые необходимо закончить до начала субботы, Галаха, в виде исключения, разрешает перед зажиганием свечей произнести слова о том, что это еще не означает принятие на себя субботы. Тогда работу можно еще некоторое время продолжать - впрочем, недолго, так как все необходимо закончить раньше, чем зайдет солнце.

Сказанное относится, главным образом, к женщине, так как принятие на себя субботы мужчиной связано с определенным моментом в вечерней молитве: чтением "Хвалебной песни в честь субботы" (Тегилим, гл. 92) или, согласно принятому в некоторых общинах обычаю, "Барху". Тем не менее, если свечи зажигает мужчина, ему также нелишне высказать это условие в случае необходимости.

Только тот, кто зажигает субботние свечи, принимает в этот момент на себя все запреты субботы; остальные домочадцы имеют право продолжать работу.

6. Зажигание свечей, в принципе, специфическая женская заповедь. Во-первых, именно женщина ведет хозяйство, а поэтому именно она зажигает свет, т. е. обеспечивает эту столь важную составную субботнего блаженства. Во-вторых, согласно Кабале, зажигание субботних свечей -это искупление греха Хавы, праматери человечества, принесшей в мир зло. Однако мужу тоже рекомендуется принять участие в исполнении этой заповеди: например, расставить свечи, обжечь их фитили и, если надо, зажечь свечи в других комнатах.

Существует обычай, согласно которому после рождения ребенка в первую субботу зажигает свечи муж, а не роженица.

Девочки тоже должны зажигать субботние свечи. Принято, что до замужества зажигают только одну свечу. Весьма похвально, если девочка начинает делать это с раннего возраста, но произносить перед этим благословение ее надо приучать только тогда, когда она уже может понять его смысл.

7. В высшей степени похвальный обычай - зажигать свечи, уже надев субботние одежды. Следует также предварительно помолиться "Минху", иначе возникнет противоречие между уже принятой на себя субботой и текстом молитвы, относящимся к будням. Если же женщина, скажем, приходит с работы, едва поспевая ко времени зажигания свечей, то предпочтительнее, чтобы она зажгла свечи сразу же, оговорив, что она пока не принимает на себя субботу (как сказано выше в п. 5), а не стала бы вместо этого заниматься подготовкой к субботе и из-за этого зажгла свечи позже положенного времени. Если жена опаздывает домой к зажиганию свечей, муж зажигает их, не дожидаясь ее прихода.

8. Девочки зажигают свечи раньше матери. Если в доме несколько женщин, хозяйка зажигает их первой. Не принято, чтобы одна женщина зажигала свечи вместо другой (или чтобы две женщины зажигали свечи на одном подсвечнике): чем больше женщин зажигают свечи в доме, произнося благословения, тем больше в доме света и тем больше радости в субботу.

9. Ни в коем случае нельзя подставлять под свечи тарелку с водой, чтобы туда падали сгоревшие фитили, или наливать в подсвечники воду, чтобы фитиль сгоревшей свечи быстро погас.

10. Слепая замужняя женщина зажигает свечи, а ее муж произносит благословение. Если же мужа у нее нет и живет она одна, то она зажигает свечи и сама произносит благословение. Если же в доме живут другие женщины, зажигающие субботние свечи, то слепая зажигает свечи, но не произносит благословение. Но если именно она - хозяйка дома, то зажигает первой и произносит благословение, а другие зажигают вслед за ней и тоже произносят благословение.

11. Перед зажиганием свечей желательно положить немного монет в копилку для цдаки. Принято, что, произнеся благословение и еще не отняв ладоней от глаз, женщина произносит короткую молитву о благополучии семьи, о ниспослании помощи и благословения свыше, чтобы вырастить детей благочестивыми, любящими и знающими Тору. Ибо в этот момент, фазу после исполнения столь важной заповеди, Всевышний особенно благосклонен к Своему народу, Израилю, и принимает молитвы с любовью и милосердием.

Глава 77


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь