Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основание для запрещенного предмета



1. Если в пятницу хозяин положил на какую-нибудь свою вещь мукцэ с намерением оставить его там до наступления субботы, вещь под мукцэ превращается в "основание для запрещенного предмета". Даже если затем, в субботу, мукцэ сняли с этой вещи, ее запрещено переносить даже ради использования этой вещи не по назначению или ради ее места.

2. Если перед началом субботы на какую-либо вещь положили мукцэ и предмет, который разрешается переносить в субботу, эта вещь становится основанием и для запрещенного, и для разрешенного предмета. Если мукцэ более важно, чем разрешенный предмет, эту вещь переносить запрещено, а если важнее разрешенный предмет, то ее переносить разрешается.

Из этого правила следует, что перед началом субботы на стол надо положить хлеб. Тогда стол становится основанием и для хлеба, и для подсвечников со свечами. Хлеб более важен, так как необходим для субботней трапезы, поэтому в субботу станет возможным переносить стол. Если же поставить на стол подсвечники, не положив хлеба раньше, чем начнется суббота, стол станет "основанием для запрещенного предмета". Тем не менее, в случае острой необходимости стол вместе со скатертью передвигать разрешается (ср. со сказанным выше, 85:11).

3. Если в пятницу забыли вынуть деньги из врезного кармана одежды (мешочка, пришитого к разрезу с внутренней стороны одежды), она не становится "основанием для запрещенного предмета". Поэтому в субботу эту одежду разрешается брать в руки, но не надевать (из опасения, что, забыв о мукцэ в кармане, в ней выйдут на улицу). Однако деньги в накладном кармане (дно которого образует сама одежда) делают всю одежду "основанием для запрещенного предмета", и в субботу ее нельзя переносить даже после того, как деньги вытряхнут из кармана (см. выше, 87:14).

Если в ящике стола лежит только мукцэ, запрещено переносить в субботу весь стол.

4. Если мукцэ попало на какую-то вещь уже после наступления субботы, она не стала из-за этого "основанием для запрещенного предмета" и ее свободно можно брать и переносить (предварительно отряхнув с нее мукцэ, как сказано выше, 87:14).

5. Если мукцэ в пятницу положили на какую-то вещь и забыли об этом, эта вещь в субботу не становится "основанием для запрещенного предмета".

6. Если вещь, на которую человек положил мукцэ, принадлежит не ему, а кому-то другому, она также не становится "основанием для запрещенного предмета".

Глава 89

"Создавая субботу"

1. Сказано в Торе: "И будут хранить сыны Израиля субботу, создавая субботу" (Шмот, 31:16). Что значит "создавать субботу"? Объясняют наши мудрецы, что имеются в виду такие стороны человеческой деятельности, в которых как таковых нет ничего, что несло бы в себе нарушение субботы, но от которых, тем не менее, следует воздерживаться в субботу.

Например, даже походка в субботу должна отличаться от походки в будни - в субботу не следует быстро ходить (за исключением случаев, когда торопятся исполнить какую-нибудь заповедь). Не подобает во время субботней прогулки осматривать свои владения и решать, что там необходимо сделать на следующий день, или гуляя по городу, подыскивать себе подходящее средство транспорта, чтобы по окончании субботы воспользоваться им.

Однако, как выражаются наши мудрецы, "жалеет Тора еврейское имущество". Поэтому Галаха разрешает в субботу стеречь как свое собственное имущество, так и принадлежащее другому еврею.

2. "Разговор твой в субботу пусть не будет будничным разговором", - завещали наши мудрецы.

Поэтому в субботу не говорят о том, что будут делать после ее окончания.

В субботу неуместны пустословие, рассказы о чем-то неприятном или вызывающем переживания и т. п. Сказано в Торе о самой первой субботе: "Ибо тогда прекратил Г-сподь всю работу Свою" (Брейшит, 2:3). А "работа" Всевышнего состояла в сотворении мира одним только словом Его. Тора предписывает нам подражать нашему Творцу, и потому мы тоже обязаны воздерживаться в субботу от всяких слов, связанных с работой.

3. В принципе, думать о делах и работе в субботу не запрещено. Однако тот, кто желает, чтобы суббота для него действительно была блаженством, должен в этот день воздерживаться от посторонних мыслей. А потому лучше всего все свободное время в субботу посвятить изучению Торы. Следует внушить себе, что все дела уже закончены и думать о них незачем. Сказано в Десяти заповедях: "Шесть дней работай и делай всю работу свою" (Шмот, 20:9). Но разве действительно за шесть дней можно сделать "всю работу свою"? Однако именно здесь Тора намекает, что в субботу следует вести себя так, будто вся работа завершена еще до наступления субботы.

4. Все сказанное выше относится только к тому, что составляет интересы отдельного человека. Если же речь идет об интересах общества и уж тем более об исполнении заповедей Торы, все эти ограничения снимаются. Более того: Галаха разрешает в субботу обращаться даже к нееврейским властям, если это необходимо для общественных нужд.

Глава 90

Уход за больными

1. Как было уже сказано, все запреты субботы отменяются, если речь идет о спасении человеческой жизни (85:1,2). Поэтому если один еврей говорит о другом, больном, что жизнь его находится в опасности, к этим словам прислушиваются и предпринимают всё, чтобы спасти жизнь больного. Так поступают даже тогда, когда тот, кто высказывает свое мнение, сомневается, в самом ли деле состояние больного вызывает опасение, но говорит, что знаком с этой болезнью и считает, что в данном случае надо нарушить субботу, чтобы оказать больному необходимую помощь.

Если один врач говорит, что больному угрожает серьезная опасность, а другой врач или сам больной с ним не согласен, следуют советам первого врача и делают всё, что требуется, несмотря на субботу. Но когда сам больной говорит, что ему необходимо то-то и то-то, а врач возражает, выполняют желание больного: "Сердце знает горечь души своей", - говорит мудрый царь Шломо (Мишлей, 14:10). Однако если речь идет о лекарстве, которое требует больной, а, по мнению врача, оно больному повредит, следуют мнению врача.

2. Заключение опытного, знающего врача имеет решающее значение всегда - даже если он нееврей. Когда врач или другой человек, обладающий необходимыми знаниями или опытом, заявляет, что в настоящий момент больному не угрожает опасность, но если немедленно в целях профилактики не предпринять необходимые меры, то через некоторое время болезнь может развиться, что приведет к серьезным осложнениям, следуют его указаниям, несмотря на субботу. Так поступают даже тогда, когда сам больной возражает. Субботу нарушают даже в том случае, если врач не скрывает своего сомнения в эффективности данного средства, но говорит, что если не применить его, то больной наверняка умрет, а если применить - оно, возможно, несколько продлит жизнь больному.

3. Любое ранение внутренних органов считается опасным для жизни и требует срочного вмешательства врача, для чего разрешается нарушить субботу. Причем, с точки зрения Галахи, ранением внутренних органов считается даже ранение полости рта, а также травмы от удара или нарыв. Даже если сам больной молчит, а врача рядом нет, делают все, как в будний день.

Но если уверены, что болезнь не угрожает жизни больного, субботу не нарушают.

4. Зубная боль не считается болезнью, из-за которой нарушают субботу. Однако при острой боли, когда выдержать ее нет сил, Галаха разрешает пойти к зубному врачу-нееврею и просить его оказать любую необходимую помощь - вплоть до удаления больного зуба.

5. Ранение тыльной стороны кисти руки или наружной части стопы считается опасным, поскольку могут быть задеты кровеносные сосуды. Галаха также считает, что вообще любая рана, полученная от металлического предмета, потенциально опасна для человеческой жизни.

Укус животного или пресмыкающегося (даже если неизвестно, ядовитое ли оно), осы или пчелы, сильное повышение температуры тела, перелом кости, загрязнение даже небольшой ранки, отравление, обморок - все это и подобное этому рассматривается как угроза для жизни и требует немедленного вмешательства, несмотря на субботние запреты.

6. Начало глазных заболеваний Галаха считает достаточной причиной для нарушения субботы. Однако если заболевание глаз длится несколько дней и больной уже на пути к выздоровлению, ради оказания ему помощи субботу не нарушают.

7. Если больному в течение нескольких дней проводили курс лечения (например, делали серию уколов) и врач считает, что его не следует прерывать даже на один день, лечение продолжают и в субботу.

8. Для опасно больного, который требует мяса, Галаха разрешает производить шхиту и совершать все действия, необходимые для кашерования и приготовления мяса. Если нет другого мяса, кроме запрещенного Торой, его готовят, но некоторое время не дают больному - в надежде, что, узнав, какое это мясо, он откажется его есть. Если же больной малолетний или находится в бреду, его кормят без промедления.

9. Еду, приготовленную для больного в субботу на огне, в течение субботы запрещается есть любому другому человеку. Однако с окончанием субботы она становится разрешенной для всех.

Если же в субботу для больного варил нееврей, то после окончания субботы эта пища запрещена и больному (если в доме есть другая еда). Посуду, в которой нееврей готовил для больного в субботу, кашеровать не нужно - достаточно не употреблять ее полные сутки, а после этого ею можно пользоваться.

10. В отличие от сказанного выше, если болезнь не опасна для жизни, Галаха запрещает в субботу оказывать помощь больному - даже когда он чувствует себя довольно плохо. Например, если человек вынужден лечь в постель из-за слабости или остаться дома из-за сильной головной боли, если это больной астмой, сахарным диабетом, воспалением глаз или суставов, сердечник и т. п. Малолетнего ребенка Галаха приравнивает к больному, жизни которого опасность не угрожает.

11. Для больного, жизни которого не угрожает опасность, еврей может делать все, что разрешено в субботу. Если же необходимо сделать что-то, связанное с нарушением какого-либо субботнего запрета, и это невозможно отложить до конца субботы, галаха разрешает попросить об этом нееврея. В частности, такому больному разрешается в субботу есть пищу, приготовленную неевреем.

12. Больной, жизни которого не угрожает опасность, имеет право принимать любые лекарства. Однако готовить для него лекарства разрешается только способом, отличающимся от обычного. Но если опасность угрожает хотя бы какому-нибудь органу человека (хотя организм в целом не затронут), все необходимое разрешается делать, как обычно, если при этом не совершают работу, запрещенную в субботу. Когда же необходимо сделать что-либо, выходящее за эти рамки, необходимо обратиться за помощью к нееврею.

13. Если же человек не болен, а просто чувствует легкое недомогание, ему запрещается принимать какие бы то ни было лекарства. В частности, легким недомоганием Галаха считает зубную боль (не острую), насморк, кашель, головную боль (например, от утомления), боли в горле. Однако в таком состоянии разрешается выбирать такую еду или такие напитки, которые могут принести облегчение. Непременное условие только - чтобы эта еда и эти напитки были такими же, какие обычно едят и пьют здоровые люди. Пусть даже будет ясно, что если этот человек не чувствовал бы себя плохо, он не стал бы этого есть и пить, но если то же самое едят или пьют другие люди - Г алаха разрешает такой способ лечения.

Так, тому, у кого болит горло, разрешается есть мед или пить горячее молоко с медом, страдающему кашлем - сосать леденцы (обычные, не содержащие в себе лекарственных компонентов), потерявшему голос - проглотить сырое яйцо и т. п. Однако запрещается полоскать рот или горло и выплевывать жидкость - ее необходимо глотать.

14. Запрещается класть грелку, когда у человека болит живот, однако разрешается положить на живот теплый сосуд, из которого только что вылили горячую воду, или сухую одежду, которую сняли с печки или с батареи.

15. Если человек почувствовал себя плохо еще до наступления субботы, разрешается смешать лекарственные капли с каким-либо напитком или растворить в нем таблетки, чтобы пить это в субботу.

16. Если болит ухо, разрешается заложить в него ватный тампон. Однако в субботу запрещается скручивать вату в фитилек - кусок ваты закладывается в ухо таким, какой он есть. (Однако небольшие кусочки ваты необходимо заготовить с пятницы, так как в субботу запрещено отрывать их - см. выше, 81:47.)

17. Ранку, из которой сочится кровь, запрещено перевязывать, так как при этом ткань окрасится (см. выше, 81:35); запрещено также выдавливать из нее кровь. Следует обмыть ее водой или вином, чтобы кровотечение прекратилось, а уже потом забинтовать.

18. В любом случае, когда человек твердо знает, что неприятные ощущения, которые он испытывает, означают, что спустя какое-то время у него проявится настоящая болезнь, он имеет право принять нужные лекарства сразу.

Глава 91

Роженица

1. С точки зрения Галахи, беременная женщина считается больной, жизни которой опасность не грозит. Поэтому в период беременности женщина имеет право в субботу принимать любые лекарственные препараты, если ее здоровью или здоровью ребенка угрожает хоть малейшая опасность. Но если она испытывает лишь легкие недомогания, не связанные с беременностью, ей запрещается принимать какие-либо лекарства, которые относятся к неразрешенным (см. выше, 90:12).

2. С начала первых родовых схваток до истечения трех дней после родов женщина имеет статус больного, жизнь которого находится в опасности. Поэтому даже если она уверяет, что не нуждается в чем-то, связанном с нарушением субботы, но врач или присутствующие говорят, что ей это необходимо, ради роженицы нарушают субботу.

Если через три дня после родов ее состояние нормализовалось, то еще в течение четырех дней ради нее можно нарушать субботу, если она об этом просит (или молчит, видя, как это делают для нее другие люди). Если она говорит, что не нуждается в этом, субботу не нарушают (даже если кто-нибудь из присутствующих утверждает, что это необходимо сделать).

Разумеется, если после родов возникли, не дай Б-г, осложнения, то все эти сроки продлеваются.

3. После семи дней от родов до конца месяца роженица считается больной, жизни которой не угрожает опасность. Поэтому даже если она просит сделать что-то в нарушение запрета субботы, ей в этом отказывают. Однако в этот период, по ее просьбе, даже еврею разрешается включить отопление или затопить печку, так как весь месяц после родов холод для нее очень опасен.

4. Для новорожденного в субботу делают абсолютно все, что делают в будни: обрезают пуповину, обмывают его и т. п. - даже если есть очень слабая надежда на то, что он выживет.

Глава 92

Окончание субботы

1. Галаха предписывает начать субботу немного раньше захода солнца в пятницу (см. выше, 76:5), а заканчивать субботний отдых несколько позже захода солнца, чтобы некоторое время будней тоже освятилось субботней святостью. Поэтому принято молиться "Маарив" на исходе субботы позже обычного.

2. В молитву "Шмонэ-эсрэ" "Маарива" на исходе субботы мудрецы включили текст, смысл которого тождественен "Гавдале", - для того, чтобы еще до совершения "Гавдалы" над вином совершить ее устно. Это - вставка в 4-е благословение, начинающееся словами "Ты даровал нам". Если молящийся забыл произнести ее вовремя, но вспомнил о ней раньше, чем упомянул имя Всевышнего в заключении того же благословения, он должен фазу же ее прочитать и повторить заключение благословения: "И удели нам...". Если же не вспомнил о ней вовремя, то повторять из-за этого молитву не нужно, так как впереди - "гавдала" над вином. Однако надо быть очень осторожным, чтобы не совершить до Гавдалы" никакой работы, запрещенной в субботу, и ничего не есть. Если же без этого обойтись невозможно, то перед тем следует сказать: "Благословен отделяющий святое от будничного". Тот, кто, молясь "Маарив", знает, что в доме у него нет вина, но забыл прочитать "Ты даровал нам", если вспомнил об этом раньше, чем дошел до 16-го благословения ("Внимающий молитве"), должен произнести эту вставку там, в 16-м благословении. Но если он уже закончил "Шмонэ-эсрэ", то, будучи уверен, что и до завтрашнего вечера вина у него не будет, он должен повторить молитву еще раз (см. также 21:5).

3. В "Маариве" на исходе субботы после "Шмонэ-эсрэ" и "Хаци-кадиша", произнесенного хазаном, стоя читают слова благословения, которым Моше благословил народ Израиля после завершения работы над Мишканом (Тегилим, 90:17), а затем - главу 91 Тегилим, с повторением, по обычаю, последнего стиха, и "Кдушу" из молитвы "И придет избавитель в Сион" (вместе с завершающими ее цитатами).

Поскольку смысл прочтения благословения Моше заключается в том, что мы просим Всевышнего "утвердить творения наших рук", то если в наступающей неделе есть день праздника, и значит, мы будем работать не все дни недели, эти молитвы не произносят. Их не читают также, если следующий день после субботы - Девятое ава.

4. Удлинение текста "Маарива" на исходе субботы было сделано с целью оттянуть возобновление наказания грешников в духовном мире: его прекращают на субботу и вновь начинают только после того, как последний "миньян" закончит "Маарив".

5. Как уже упоминалось (78:1), церемония "Гавдалы" (отделения субботы от наступающих будней) есть исполнение заповеди "Помни день субботний, чтобы освятить его". Женщины тоже обязаны слушать (или совершать) "Гавдалу".

6. От начала сумерек в субботу до конца "Гавдалы" ничего не едят и не пьют - даже воду. Но, начав третью трапезу днем, разрешается закончить ее даже ночью.

7. Если в доме нет вина, разрешается совершить "Гавдалу" над любым напитком - даже над чаем (но не над простой водой).

8. Замужние женщины, которым необходимо совершить какую-либо работу раньше, чем они услышат "Гавдалу", произносят: "Благословен отделяющий святое от будничного" (а если сразу после субботы наступает праздник, то: "Благословен отделяющий святое от святого") и приступают к работе.

9. Тот, кто после наступления ночи еще не помолился "Маарив" или все еще продолжает третью субботнюю трапезу, имеет право попросить другого еврея, уже помолившегося, сделать для него любую работу, запрещенную в субботу, а также пользоваться плодами этой работы. Например, есть то, что приготовит на огне тот еврей. Тем не менее, когда он будет читать после еды "Биркат гамазон", то обязан прочитать его со всеми субботними вставками. 10. Принято наполнять бокал для "Гавдалы" "с верхом", чтобы часть вина пролилась, так как это - признак благословения изобилием. В правую руку берут бокал, а в левую - благовония и произносят благословение над вином. Затем берут бокал левой рукой, а благовония - правой, и читают благословение над благовониями. Наконец, бокал снова берут правой рукой для произнесения благословения "Творящий свет огней", после чего берут бокал в левую руку или ставят его на стол и рассматривают отсвет свечи на ногтях четырех пальцев правой руки (кроме большого), снова берут ею бокал с вином и произносят последнее благословение: "Благословен... отделяющий святое от будничного" и т. д. Закончив это благословение, садятся, выпивают бокал, оставляя на дне его немного вина, которое затем выливают. В него окунают свечу и гасят ее.

Принято обмакивать в остатках этого вина кончики мизинцев и смачивать им веки в знак любви к этой заповеди. Кроме того, это считается чудесным средством (сгула), предохраняющим глаза.

Вино из бокала, над которым совершили "Гавдалу", не дают, в отличие от "Кидуша", попробовать никому из присутствующих.

11. Свеча для "Гавдалы" должна иметь несколько фитилей, так как в благословении упоминается "свет огней", а не "огня". Если такой свечи нет, берут две обыкновенные свечи и сближают их настолько, чтобы их пламя слилось.

12. Слепой не произносит благословения над свечой, а тот, кто не чувствует запаха - над благовониями (разве что он делает это для других, которые затем вдохнут аромат благовоний).

13. Если, собираясь произнести благословение над благовониями, человек по ошибке произнес "Благословен... творящий свет огней", но тут же спохватился, он поправляется: "Творец различных благовоний", а потом уже произносит благословение над свечой. Однако если, произнеся сначала благословение над свечой, он сделал это сознательно, забыв о правильном порядке благословений в "Гавдале", то прочитать благословение над благовониями он должен после благословения над свечой.

14. Согласно Кабале, устраивать еще одну трапезу вечером, после окончания субботы, - чрезвычайно важная заповедь. Эта трапеза носит название "Мелавэ малка" ("проводы царицы"), и Галаха предписывает проводить ее при зажженных свечах.

15. Желательно во время трапезы "Мелавэ малка" есть хлеб - особенно тому, кто устраивал третью субботнюю трапезу без него. В крайнем случае, можно поесть какие-либо мучные изделия или только фрукты.

16. Тот, кто уже совершил "Гавдалу", имеет право повторить ее для тех, кто не умеет это делать сам, однако для тех, кто умеет - повторять ее не разрешается. Произнеся благословение над благовониями, тот, кто совершает "Гавдалу" только для присутствующих, обязан сам вдохнуть аромат - иначе его благословение будет ненужным. Также не повторяют "Гавдалу" только для женщин.

17. Тот, кто по каким-либо причинам не смог совершить "Гавдалу" вовремя, обязан сделать это на следующий день. Но если обстоятельства опять ему помешали, то, в крайнем случае, "Гавдалу" разрешается совершать до вечера во вторник, но не позже, так как дни после вторника уже имеют отношение не к прошедшей, а к будущей субботе.

Совершая "Гавдалу" не сразу после исхода субботы, а позже, уже не произносят благословения ни над благовониями, ни над свечой.

18. Если сразу после субботы начинается Девятое ава, то "Гавдалу" откладывают до окончания поста.

19. Вечер после окончания субботы и трапеза "Мелавэ малка" в еврейской традиции связываются с образом пророка Элиягу, который придет перед самым приходом Машиаха и возвестит об освобождении из изгнания - дай Б-г, чтобы это произошло вскорости, в наши дни!

Библиография

В своей работе составитель пользовался следующими книгами на иврите:

Даниэль-Шалом Вайс. Шулхан Арух гакацар, ч. 1,2. Нью-Йорк, 1992.

р. Хаим-Йешая Гакоген. Мисгерет гашулхан (в книге Кицур Шулхан Арух, изд. "Эшколь"). Иерусалим, 1990.

р. Шломо Ганцфрид. Кицур Шулхан Арух (изд. "Кегат" с примечаниями р. Л. Быстрицкого). Нью-Йорк, 1992.

р. Элиягу-Йоханан Гурарье. Кицур галахот (Орах хаим, гилхот шабат). Кфар-Хабад, 1992.

Иш-Шов [р. Аврагам-Ицхак Шперлинг]. Сефер таамей гамингагим умекорей гадиним. Иерусалим, 1982.

р. Йегошуа-Йешая Нойвирт. Шмират шабат кегилхата. Иерусалим, 1989.

Сефер гамингагим (Мингагей Хабад). Кфар-Хабад, 1978.

р. Менахем-Мендл Шнеерсон [Любавичский Ребе]. Шаарей галаха умингаг, ч. 2, т. 1. Иерусалим, 1993.

р. Шнеур-Залман из Ляд. Шулхан Арух, т.т. 1,2. Нью-Йорк, 1986.



Кицур Шулхан Орух

Том 2

Кицур Шулхан Орух. 1

Том 2. 1

Часть пятая. 4

НОВОМЕСЯЧЬЕ (РОШ-ХОДЕШ). 4

Глава 93. 4

Значение новомесячья. 4

Глава 94. 7

"Яале веяво". 7

Глава 95. 9

"Галель". 9

Глава 96. 10

Освящение луны. 10

Часть шестая. 12

ПРАЗДНИКИ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. 12

Глава 97. 12

"Вот праздники Мои". 12

Глава 98. 15

Некоторые работы, запрещенные в праздник. 15

Глава 99. 19

Мукцэ в праздник. 19

Глава 100. 20

Второй день праздника за пределами Страны Израиля. 20

Глава 101. 21

Эйрув тавшилин. 21

Глава 102. 23

Холь гамоэд. 23

Глава 103. 25

Несиат капаим.. 25

Глава 104. 30

Месяц нисан. 30

Глава 105. 32

Хамец. 32

Глава 106. 34

Кашерование посуды. 34

Глава 107. 37

Подготовка кухни к Песаху. 37

Глава 108. 39

Продажа хамеца. 39

Глава 109. 40

Бдикат хамец и биур хамец. 40

Глава 110. 42

Канун Песаха. 42

Глава 111. 45

Подготовка к "седеру". 45

Глава 112. 47

Проведение "седера". 47

Глава 113. 53

Хамец в Песах. 53

Глава 114. 53

Последний день Песаха. 53

Глава 115. 54

От праздника Песах до праздника Шавуот. 54

Глава 116. 58

Шавуот. 58

Глава 117. 58

Общественные посты. 58

Глава 118. 62

От Семнадцатого тамуза до Девятого ава. 62

Глава 119. 64

Канун Девятого ава. 64

Глава 120. 66

Девятое ава. 66

Глава 121. 70

Помнить о разрушении Храма. 70

Глава 122. 71

Месяц элуль и канун Рош-Гашана. 71

Глава 123. 75

Рош-Гашана. 75

Глава 124. 81

Десять дней раскаяния. 81

Глава 125. 83

Канун Йом-Кипура. 83

Глава 126. 88

Йом-Кипур. 88

Глава 127. 93

Праздничный шалаш. 93

Глава 128. 99

Арбаа миним и нетилат лулав. 99

Глава 129. 103

Молитвы праздника Сукот. 103

Глава 130. 106

Шмини-Ацерет и Симхат-Тора. 106

Глава 131. 108

Ханука. 108

Глава 132. 115

Ту-Бишват и арба парашийот. 115

Глава 133. 116

Пурим. 116

Часть седьмая. 124

ЦИКЛ ЖИЗНИ. 124

Глава 134. 124

От рождения до получения имени. 124

Глава 135. 129

Выкуп первенца. 129

Глава 136. 131

О воспитании детей. Первая стрижка волос. 131

Глава 137. 135

Совершеннолетие. 135

Глава 138. 138

Почитание родителей. 138

Глава 139. 142

"И уважай старца". 142

Глава 140. 144

"Плодитесь и размножайтесь". 144

Глава 141. 149

Бракосочетание. 149

Глава 142. 156

"Освящайте же себя и будте святы". 156

Глава 143. 161

"Руки ваши кровью наполнены". 161

Глава 144. 163

Исур йихуд. 163

Глава 145. 166

Нида. 166

Глава 146. 171

Очищение ниды. 171

Глава 147. 178

"И к жене во время отстранения ее в нечистоте ее не приближайся". 178

Глава 148. 182

Невеста. 182

Глава 149. 184

Роженица. 184

Глава 150. 185

"Я - Б-г, твой целитель". 185

Глава 152. 195

Онен. 195

Глава 153. 198

Похороны. 198

Глава 154. 205

Похороны в праздник. 205

Глава 155. 207

"Ненавистников Твоих, Б-г, ненавижу я". 207

Глава 156. 208

"Да не осквернится прикосновением к умершим". 208

Глава 157. 211

Шивъа. 211

Глава 158. 222

Утешение скорбящих. 222

Глава 159. 223

Шлошим и двенадцать месяцев. 223

Глава 160. 227

Траур в субботу и в праздники. 227

Глава 161. 230

Йорцайт. 230

Часть восьмая. 232

"РАЗЛИЧАТЬ МЕЖДУ НЕЧИСТЫМ И ЧИСТЫМ" (Веикра, 11:47) 232

Глава 162. 232

Авода зара. 232

Глава 163. 236

Запрет колдовства и ворожбы. 236

Главa 164. 237

Запрещенные изображения. 237

Глава 165. 238

"3аконам их не следуйте". 238

Глава 166. 239

"Да не надевает мужчина женского платья". 239

Глава 167. 239

Запрет на зерно нового урожая. 239

Глава 168. 240

Орла. 240

Глава 169. 242

Килаим. 242

Глава 170. 244

Аннулирование долгов в седьмой год. 244

Глава 171. 245

Судопроизводство. 245

Глава 172. 247

Запрет воровства и грабежа. 247

Глава 173. 249

Запрет причинять материальные убытки. 249

Глава 174. 251

Запрет наносить физический ущерб. 251

Часть девятая. 253

"КОГДА ПРИДЕТЕ В СТРАНУ...". 253

Глава 176. 253

Святость Страны Израиля. 253

Глава 177. 255

Трумот умаасрот. 255

Глава 178. 259

Шмита. 259

Глава 179. 266

Пурим в Иерусалиме. 266

 

Часть пятая

НОВОМЕСЯЧЬЕ (РОШ-ХОДЕШ).

Глава 93.

Значение новомесячья.

1. Первой заповедью, которую Всевышний дал народу Израиля, была заповедь освящения нового месяца, т. е. заповедь о еврейском календаре. Еще в Египте, за две недели до исхода, Всевышний показал Моше-рабейну только что появившуюся на небе луну и сказал: "Месяц этот для вас - начало месяцев" (Шмот, 12:1).

Объясняет Устная Тора: "Когда увидишь ты на небе луну вот такой формы, значит начался новый месяц".

Согласно Мидрашу, тайну счисления дней в году Всевышний открыл еще первому человеку, Адаму, и от него, по цепочке устной традиции передачи Б-жественных знаний, она дошла до Аврагама, праотца еврейского народа. Тем не менее, свое практическое выражение она нашла лишь после того, как была дана Моше-рабейну в качестве заповеди Торы, предназначенной для всего еврейского народа.

2. Правильное определение первого дня месяца имеет колоссальное значение и является весьма нелегкой задачей. Прежде всего, от этого зависит, будут ли еврейские праздники отмечаться вовремя. Кабала объясняет, что ежегодно в каждую знаменательную дату еврейского календаря на землю посылается поток Б-жественной энергии, аналогичный тому, который вызвал данное событие, когда оно произошло впервые. Следовательно, крайне важно, чтобы в нашем материальном мире отмечали годовщину этого события именно тогда, когда оно отмечается в мире духовном.

Далее, Тора связывает каждый из праздников с определенным временем года и с определенными периодами сельскохозяйственных работ (см. Шмот, 34:18,22). Однако лунный год короче солнечного примерно на 11 суток. Следовательно, если придерживаться только лунного календаря, пришлось бы каждый год отмечать Песах на 11 дней раньше, чем в предыдущем году, и через некоторое время мы праздновали бы его не весной, а зимой! Чтобы избежать этого, примерно каждые три года, когда разница между лунным и солнечным годами достигает целого месяца, к двенадцати месяцам года добавляют тринадцатый. Этот дополнительный месяц - адар-бейт ("второй адар"). Почему удваивают именно адар? Намек на это содержится в Танахе.

В книге Эстер (3:7) упоминается, что адар - двенадцатый месяц года; если же удвоить какой-либо другой месяц, то адар не будет двенадцатым месяцем.

3. Согласно Галахе, устанавливать ("освящать") новомесячья имеет право только Сангедрин на основании показаний свидетелей, видевших новую луну. Однако в IV в. н. э. глава последнего (Сангедрина, раби Гилель Ганаси, составил на основании математических расчетов тот календарь, которым мы пользуемся по сей день, освятив все новомесячья до скончания времен. Он предвидел, что при все более усложняющихся условиях изгнания освящение новомесячья на основании свидетельских показаний очень скоро станет невозможным. И вот что поразительно: почти за два тысячелетия, предшествовавших этой "реформе" календаря, освящение месяцев на основании такого, казалось бы, ненадежного фактора, как визуальное наблюдение появления новой луны, еврейский календарь не обнаружил сколь-нибудь заметных отклонений от астрономического. Это еще раз подтверждает тот факт, что еврейская традиция является Б-жественной истиной: только Тот, Кто сотворил время, может дать идеальный способ его исчисления. Рош-ходеш обладает некоторыми признаками праздника. А именно: в "Шмонэ-эсрэ" вставляют молитву "Яале веяво" (см. гл. 94); после "Шмонэ-эсрэ" читают "Галель" (см. гл. 95); ежедневную главу из книги Тегилим ("Шир шель йом") прочитывают не в конце, а в середине утренней молитвы и прибавляют еще одну главу, 104-ю. В рош-ходеш читают определенный отрывок из Торы, для чего вызывают четырех человек -больше, чем в будни. После "Шахарит" молятся "Мусаф".

5. Перед "Мусафом" принято снимать "тфилин Раши" и возлагать "тфилин дерабейну Там". Затем читают "Шма" и два отрывка из Торы (см. выше, 9:18), после чего "тфилин дерабейну Там" снимают и помещают в футляры. Лишь после этого хазан произносит "Хаци-кадиш", и все молящиеся приступают к чтению "Мусафа".

6. В рош-ходеш запрещено поститься, а также устраивать траурные церемонии в честь покойного (геспед).

7. Хотя Галаха не запрещает работать в рош-ходеш, согласно древней традиции женщины в этот день не работают. Устная Тора говорит, что в награду за то, что женщины отказались отдать свои золотые украшения для сооружения золотого тельца, Всевышний сделал для них рош-ходеш праздником.

8. Галаха предписывает устраивать в рош-ходеш более обильную трапезу, чем в будни. Даже если рош-ходеш совпадает с субботой, следует в честь новомесячья подать на стол какое-нибудь дополнительное блюдо.

9. В последнюю субботу перед наступлением нового месяца в синагоге после чтения Торы совершают церемонию благословения наступающего месяца. Поэтому такую субботу называют Шабат мевархим ("суббота, в которую благословляют [наступающий месяц]"). Исключение составляет последняя суббота перед праздником Рош-Гашана, когда этого не делают. Как объяснил р. Исраэль Баал-Шем-Тов, в эту субботу наступающий месяц благословляет Сам Всевышний - и тем самым дает народу Израиля силу освящать все остальные месяцы года.

10.В Шабат мевархим принято приходить в синагогу раньше обычного, чтобы еще до "Шахарит" прочитать в "миньяне" всю книгу Тегилим (см. 122:9). После чтения Тегилим произносят "Кадиш ятом", а если в "миньяне" есть человек, который обязан читать "Кадиш ятом" по умершему, он делает это после прочтения каждой из пяти частей книги Тегилим.

11. Перед началом церемонии благословления наступающего месяца в синагоге громко объявляют, в какой день и час рождается новая луна. Это важно для того, чтобы знать, с какого дня можно совершать освящение луны и после какого дня это делать уже запрещается (см. 96:3). После освящения месяца не читают "Отец милосердный" (за исключением субботы, когда благословляют месяц сиван).

Принято совершать церемонию освящения месяца стоя - в память о том, что, когда в Сангедрине освящали месяц, все вставали.

12. Согласно Кабале, рош-ходеш - особый день, предназначенный Всевышним для исправления всего мира и искупления грехов человечества, как сказано в "Мусафе" этого дня: "Время искупления всем поколениям". Когда существовал Храм, в рош-ходеш в нем совершали особые жертвоприношения; ныне их заменяют наши молитвы.

Отсюда происходит обычай считать канун рош-ходеша "малым Йом-Кипуром", поститься в этот день до полудня и читать особые молитвы и гимны - слихот и пиютим.

(Отметим, однако, что в настоящее время этот обычай соблюдают далеко не все, и поэтому каждый должен следовать обычаю, принятому в общине, к которой он принадлежит.) 13. Как было сказано выше (25:9), есть обычай, согласно которому человек каждый день прочитывает главу Тегилим, порядковый номер которой соответствует его возрасту. В рош-ходеш принято учить эту главу с комментариями (Раши и др.), распределив количество составляющих ее стихов между новомесячьями года так, чтобы закончить ее изучение к своему следующему дню рождения.

Глава 94.

"Яале веяво".

1. И рош-ходеш, в праздники и в холь гамоэд к семнадцатому благословению "Шмонэ-эсрэ" ("Рцэ") добавляют молитву "Яале веяво" ("Да взойдет, и проявится..."), в которой упоминают день, послуживший поводом для ее прочтения.

Эту молитву читают и в "Маарив", и в "Шахарит", и в "Минху".

Если забыли произнести "Яале веяво" вовремя, то эту ошибку в рош-ходеш и в холь гамоэд исправляют по-разному. А именно: тот, кто забыл прочитать "Яале веяво" в "Шмонэ-эсрэ" и вспомнил об этом прежде, чем успел произнести имя Всевышнего в заключительной формуле благословения "Рцэ", немедленно читает "Яале веяво" и, заканчивая благословение, снова произносит: "И да узрят глаза наши...". Если же он уже произнес имя Всевышнего, то в "Маариве" рош-ходеша эту ошибку исправлять не нужно (как в первую ночь, так и во вторую - если рош-ходеш длится два дня), а в "Шахарит", "Минхе" и в любой молитве в холь гамоэд -нужно. Например, если молящийся еще не начал следующее благословение ("Модим"), он должен прочесть "Яале веяво" немедленно (но не повторять заключение "Рцэ", в отличие от сказанного выше); если вспомнил уже после начала "Модим", но до произнесения заключительных слов "Шмонэ-эсрэ" "Да будут угодны Тебе...", он снова начинает благословение "Рцэ"; если же он вспомнил, что не прочитал "Яале веяво", уже завершив молитву, то должен прочитать ее сначала даже тогда, когда еще не успел сдвинуться с места (но не сразу, а после короткой паузы, как говорилось выше, 21:3).

Так же следует поступать и тому, кто спустя некоторое время после молитвы сомневается, прочитал ли он "Яале веяво": в рош-ходеш он должен повторить "Шмонэ-эсрэ" в "Шахарит" и в "Минхе", и не повторяет ее в "Маариве"; в холь гамоэд он обязан повторить "Шмонэ-эсрэ" и в "Маариве".

2. Если забыли прочитать "Яале веяво" в "Шахарит" и вспомнили об этом только после "Мусафа", повторять "Шмонэ-эсрэ" в "Шахарит" не нужно, так как рош-ходеш уже был упомянут в "Мусафе".

3. Как было сказано (20:13), хазан, допустивший во время повторения "Шмонэ-эсрэ" вслух ошибку, из-за которой во время чтения этой молитвы шепотом надо прочитать ее снова, возвращается к ее началу. Но если хазан забыл прочитать "Яале веяво" в "Шахарит" рош-ходеша и вспомнил об этом только после окончания молитвы, он, тем не менее, эту молитву не повторяет, чтобы не задерживать "миньян", - поскольку предстоит прочитать еще "Мусаф", где будет говориться о рош-ходеше.

Если же хазан допустил такую ошибку во время чтения "Шмонэ-эсрэ" шепотом, то повторение этой молитвы вслух засчитывается ему как исправление ошибки. Однако закончив чтение, он обязан прочитать всю ту заключительную часть "Шмонэ-эсрэ", которая обычно относится только к чтению шепотом, и затем сделать три шага назад.

4. Если забыли прочитать "Яале веяво" в "Минхе" рош-ходеша и вспомнили об этом только во время чтения "Маарива", то если следующий день уже не является рош-ходешем, обычное правило для восполнения пропущенной молитвы (см. 21:3) неприменимо. Поскольку в "Маариве" уже не читают "Яале веяво", повторять "Шмонэ-эсрэ" дважды не имеет смысла (так как без "Яале веяво" "Шмонэ-эсрэ" уже прочитали). Тем не менее, желательно все же повторить "Шмонэ-эсрэ" "Маарива" - но уже с намерением принести ее Всевышнему как добровольный дар.

5. В рош-ходеш, в праздники и в холь гамоэд "Яале веяво" вставляют также в "Биркат гамазон" - в третье благословение. Если один из этих дней совпал с субботой, и, читая "Биркат гамазон", случайно поменяли местами субботнюю вставку "Рцэ..." ("Пожелай и укрепи нас") и "Яале веяво", повторять "Биркат гамазон" не нужно.

Если забыли прочитать "Яале веяво" и вспомнили об этом после того, как закончили читать третье благословение, но еще не начали четвертое, пропуск компенсируют произнесением короткого благословения, в котором упоминается рош-ходеш или праздник (различные варианты этого благословения напечатаны в сидуре между третьим и четвертым благословениями).

Если же вспомнили, что не прочитали "Яале веяво", уже после того, как начали четвертое благословение "Биркат гамазон" (хотя бы произнесли его первое слово "Благословен..."), то во время вечерней и утренней трапез в праздник и вечерней трапезы в Рош-Гашана "Биркат гамазон" следует повторить. В любую другую трапезу рош-ходеша и холь гамоэда, в дневную трапезу Рош-Гашана и в дополнительную трапезу праздника (кроме вечерней и утренней) "Биркат гамазон" повторять не надо.

Когда сомневаются, прочитали "Яале веяво" или нет, "Биркат гамазон" надо повторить.

Если за столом присутствуют три взрослых еврея, и перед "Биркат гамазон" они совершили зимун, то принято, что ведущий, читая "Яале веяво", слегка повышает голос, а все присутствующие после слов летова, ливраха, лехаим товим отвечают "амен" - даже прерывая чтение того текста, который читают в настоящий момент.

Глава 95.

"Галель".

1. "Галель" читают стоя, поскольку сказано: "Благословите Б-га, все служители Б-га, стоящие в Храме" (Тегилим, 134:1). При этом запрещено даже опираться на что-либо или прислоняться к стене.

2. Чтение "Галеля" в праздники - исполнение заповеди Торы. Поэтому в первый день Песаха (а за пределами Страны Израиля - и во второй), в течение всех дней праздника Сукот и в Шмини-Ацерет "Галель" читают полностью, произнося благословения до и после чтения. (Устанавливая праздник Ханука, мудрецы Торы постановили, что в каждый из дней этого праздника "Галель" также будут читать полностью, - сама Тора дает право мудрецам придавать своим решениям такую же обязательную силу, как сила заповедей Торы.) Чтение же "Галеля" в рош-ходеш - только обычай, хотя и весьма древний. Поэтому в этот день "Галель" читают в сокращенном виде, пропуская первые половины глав 115-й и 116-й книги Тегилим, составляющих середину "Галеля".

3. Поскольку в рош-ходеш чтение "Галеля" - не заповедь, а обычай, между кодификаторами законов Торы с давних пор идет спор о право мерности произнесения благословений до и после чтения. Наилучшим выходом, удовлетворяющим всем мнениям, является следующий: благословения произносит только хазан, а остальные молящиеся отвечают на них "амен" (с соблюдением условий, о которых было сказано выше, 63:1,2). Однако среди хасидов уже давно распространился обычай произносить эти благословения всегда - их произносит и каждый из молящихся в "миньяне" (желательно завершить благословение раньше, чем хазан, - чтобы успеть ответить "амен"), и /даже тот, кто молится в одиночку.

4. Тот, кто во время чтения "Галеля" слышит "Кадиш", "Кдушу" или "Барху", отвечает с соблюдением тех же условий, что и во время чтения "Шма" (см. выше, 17:12,13).

5.Начало заключительной части "Галеля" (Тегилим, гл. 118) принято читать по-особому. А именно: хазан громко провозглашает - "Благодарите Г-спода, ибо Он добр...", и все присутствующие так же громко повторяют эти слова, а затем тихо и быстро прочитывают следующий стих: "Пусть скажет Израиль...". Хазан же произносит эти слова громко, и снова все повторяют первый стих - "Благодарите Г-спода, ибо Он добр...", причем хазан читает эти слова вместе со всеми. Все снова тихо и быстро читают дальше: "Пусть скажет Дом Агарона..."; хазан произносит эти слова громко, и все отвечают словами первого стиха - "Благодарите...", а хазан произносит их одновременно со всеми. Точно так же прочитывают следующий стих - "Пусть скажут боящиеся Г-спода..." с ответом на него "Благодарите Г-спода, ибо Он добр..." - и затем продолжают читать молитву, как обычно.

Поскольку, как видно из только что сказанного, в "Галеле" начало его заключительной части должно звучать в форме призывов и ответов на них, весьма желательно, чтобы это исполнял даже тот, кто молится без "миньяна": по крайней мере два человека три раза ответили бы ему: "Благодарите Г-спода...". (По той же причине во время пасхального "седера", когда доходят до этого момента в "Галеле", по крайней мере жена и дети ведущего должны ответить ему "Благодарите Г-спода...".) В заключительной части "Галеля" "миньян" громко повторяет за хазаном "Мы молим... спаси нас!" (два раза) и "Мы молим... пошли удачу!" (два раза).

6. "Галель" крайне важно читать вместе с "миньяном". Галаха даже позволяет тому, кто, еще не помолившись, входит в синагогу, где начинают читать "Галель", немедленно присоединиться к "миньяну", прочесть вместе с ним "Галель" и лишь потом молиться (если нет опасения, что он пропустит время чтения "Шма"). Тот, кто в это время читает "Псукей дезимра", также должен присоединиться к "миньяну" и вместе с ним прочитать "Галель", не произнося благословений (их для него заменяют "Барух шеамар" и "Иштабах").

7. Сказанное относится только к сокращенному "Галелю" в рош-ходеш (и в те дни Песаха, когда "Галель" также читают с пропусками). Когда же "Галель" читают полностью, Галаха запрещает так поступать.

Однако, как было сказано выше (16:7), согласно указаниям р. Ицхака Луриа-Ашкенази, не следует нарушать предписанный порядок молитв, и потому в дни, когда читают "Галель", каждый должен приложить все усилия, чтобы молиться одновременно с "миньяном".

Глава 96.

Освящение луны.

1. Галаха предписывает нам каждый месяц совершать освящение новой луны. Эту церемонию начинают лишь после того, как окончательно стемнеет и свет луны становится настолько ярким, что на земле четко обозначаются тени от предметов.

Не освящают луну, когда ее закрывают облака. Но если облачность легкая и луна видна, то, по букве Галахи, освящать луну разрешается. Тем не менее, тот, кто стремится исполнить заповедь как можно лучше, даже в этом случае ждет, пока небо вокруг луны совершенно очистится. Несмотря на то, что, в принципе, на луну достаточно взглянуть лишь один раз перед началом благословения "Который словом Своим сотворил небеса", Галаха предписывает, что произносить это благословение можно лишь тогда, когда свет луны не затеняется облаками. Если начали благословение, когда небо было чистым, и вдруг неожиданно появилось облако, заслонившее луну, благословение заканчивают, не обращая внимания на эту помеху.

Однако если по небу плывут облака и совершенно очевидно, что еще до окончания благословения они закроют луну, начинать его запрещается.

2. Церемонию освящения луны следует совершать под открытым небом. Лишь в крайнем случае - например, когда на земле много грязи, - разрешается делать это под крышей.

3. Освящение луны совершают не раньше, чем через трое суток после появления новой луны. Согласно Кабале, следует ждать 7 суток. Крайний срок освящения луны - 14 суток, 18 часов и 22 минуты с момента ее появления, после чего она уже не увеличивается и потому не является новой. (Вот почему так важно знать точное время рождения луны: иногда из-за дождей становится возможным совершить освящение луны буквально в последние минуты - см. выше 93:11.) 4. Лучшее время для исполнения заповеди об освящении луны - исход субботы. На исходе субботы был разрушен Иерусалимский Храм и Шхина ушла в изгнание, и именно в этот момент мы возвещаем о нашей вере в грядущее обновление Израиля и возвращение Шхины.

Но если первая суббота, когда можно освятить луну, наступит только по истечении 10 дней с момента появления новой луны или есть подозрение, что погодные условия не позволят сделать это на исходе субботы, луну освящают в будни.

5. Желательно, чтобы церемония освящения луны проходила в как можно более торжественной обстановке - на улице, при участии большого количества людей, одетых в праздничные одежды. (Легче всего выполнить эти условия именно на исходе субботы, после "Маарива", когда люди одеты по-субботнему.) Однако если погода не благоприятствует, освящение луны лучше совершить даже в одиночку - согласно принципу "проворные стараются исполнить заповедь как можно раньше".

6. Не освящают луну в пятницу вечером и в ночь накануне какого-либо праздника, чтобы не нанести урон чести святого дня, а также исходя из принципа "не смешивают различные виды веселья". Но это правило отменяется, если лишь в эту ночь погодные условия позволяют совершить церемонию освящения луны, а на исходе субботы или праздника освящать луну уже будет поздно.

В месяце ав луну не освящают до исхода Девятого ава. Скорбящий (авель) не освящает луну до истечения срока траура - разве что траур закончится лишь 10 суток после появления новой луны.

Вечером после поста сначала надо что-нибудь поесть и лишь потом освящать луну.

Так следует поступать и в Йом-Кипур, но если потом трудно собрать "миньян" для освящения луны, церемонию совершают сразу после молитвы "Маарив".

7. Слепому Галаха разрешает освящать луну.

8. Женщины луну не освящают.

9. Если в самом начале ночи небо чистое и луна светит ярко, а для освящения луны остается только 2-3 дня и есть опасение, что погода может испортиться, Галаха позволяет сначала совершить освящение луны и лишь потом молиться "Маарив". В дождливое время года, когда ясные ночи редки, так разрешается поступать, даже если до окончания времени освящения луны остается 4 дня.

10. Если в месяце адар луна показалась только в ночь на 14-е число, когда надо читать книгу Эстер, то следует сначала освятить луну, а потом приступить к чтению. Более того, если начали читать книгу Эстер, и небо вдруг прояснилось, а время для освящения луны пройдет еще до того, как закончат чтение, следует прервать чтение, чтобы освятить луну. Но если большинство молящихся еще не освятили луну, у них нет другого выхода, как пожертвовать исполнением этой заповеди ради той, которая в данный момент наиболее важна - чтения книги Эстер, чтобы возвестить о чуде, которое Всевышний совершил для народа Израиля.

11. Читая "Алейну" в конце церемонии освящения луны, сплевывают на словах "ибо они поклоняются...", но не кланяются, когда произносят: "Мы же преклоняем колени", чтобы со стороны не показалось, будто мы поклоняемся луне.

После "Алейну" принято слегка встряхивать углы "малого талита", к которым привязаны цицит.

12. Совершая освящение луны, следует думать о том, что суть этой заповеди - молитва о скорейшем восстановлении Царства Давида и что, ис полняя ее, мы ускоряем и приближаем полное и окончательное освобождение всего еврейского народа, которое наступит с приходом Машиаха - дай Б-г, чтобы это произошло вскорости, в наши дни!

Часть шестая.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.303 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь