Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Полунощница, крестный ход и утреня.



Встреча Благодатного огня.

И вот, завершился долгий Великий пост. Наступает праздник, являющийся главным и самым торжественным из всех праздников нашего календаря. Разумеется, выхожу из дома я заранее. Город затих, лишь отдельные прохожие и немногие машины время от времени нарушают покой улиц. После относительно холодных дней начала Страстной седмицы, в канун Пасхи резко потеплело, так что по-настоящему запахло весной. Ведущая к храму улица Видова перекрыта и на ней рабтотают дорожные службы, использующие момент, что обновить разметку. Чуть поодаль стоит пожарная машина. Ближе к верхним воротам, ведущим во двор храма стоит большая толпа ярко разодетых казаков. В самих воротах с важным видом стоят двое полицейских. Сам двор пуст. лишь на лавочках кое-где сидят казаки, да в глубине двора виден оператор камеры, всегда работающий при архиерейских богослужениях. Из малого храма в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» доносится пение верхнего хора, готовящегося к службе. В самом храме пока мало народу, лишь в южной части храма, где всегда проходит исповедь, толпится народ. Исповедь проводят о.Михаил Смирнов и о.Сергий Видяев. Что говорить? Еще несколько лет назад возможность причащения в праздник Пасхи была немыслимо. Это объяснялось тем, что вместе с верующими к Чаше подходит кто попало. Однако и верующие не могли приступать к причастию, а именно его имел в виду святитель Иоанн Златоуст, приглашая всех на пир. Правда, это всегда можно было делать в храме Новомучеников, да в Свято-Троицком храме, но не в соборе. Со сменой в храме руководства такая возможность появилась и у прихожан нашего собора.  На южном клиросе один из верующих громко читает книгу Деяний Апостольских (есть традиция – перед пасхальным богослужением читать эту книгу). Иконостас украшен цветами – в частности, ими обрамлен проем Царских врат.

Проходит время. Храм постепенно наполняется людьми. Проходит минут десять, прежде чем появляются иподиаконы, один из которых выносит на амвон архиерейский жезл (не тот, что постоянно висит на иконостасе, а используемый во время служб), а другой - подсвечник, третий же раскладывает орлецы. В центре в это время ставится архиерейский амвон. Боковой хор в это время уже занял свое место. Через какое-то время к плащанице выходит о.Евгений Кузнецов в полном литургическом облачении (священник должен совершить проскомидию перед литургией, плюс к тому, он должен соершать в полном облачении и всю пасхальную утреню), который, поклонившись плащанице, начинает полунощницу. Напомню, что полунощница – это служба, которой начинается день. Смысл включенных в нее псалмов и молитв – благодарение за пробуждение от сна и просьба о помощи в наступающий день. Пасхальная полунощница, впрочем, имеет другое содержание: после начала читается 50 псалом, а затем – канон Великой субботы. На сей раз служба совершалась без спешки, а потому канон читался так, как это было принято у нас всегда. Около 8 песни открываются Царские врата, и выходит правящий архиерей в сопровождении о.Антония Новицкого, а также о.Алексия Смирнова и о.Сергия Видяева, он проходит через храм, выйдя в притвор. По пути он что-то с жаром говорит о.Евгению…. Через несколько минут духовенство возвращается. В руках правящего архиерея – букет из зажженных свечей. Кто-то держит фонарь со свечой. В собор из Палестины прибыл Благодатный огонь. Вскоре от этих свечей зажигаются все свечи и лампады в храме, а полутемный храм озаряется огнями множества огоньков зажженных свечей в руках у верующих. Вскоре они снова идут к плащанице. Начинается чтение входных молитв. Вскоре о.Евгений возобновляет чтение канона. Закончив их чтение, Владыка просит прощения у народа, благословляет народ на три стороны. Все духовенство, кроме о.Евгения, уходит в алтарь. 9 песнь канона о.Евгений читает как-то особенно долго. Наконец, Царские врата открываются, и из алтаря выходят диаконы о.Евгений Габов и о.Сергий (Пугач) с подсвечниками в руках. После того, как хор вторично пропевает ирмос 9 песни канона, о.Евгений берет плащаницу, унося ее в алтарь. Царские врата и завеса закрываются. Наконец, после окончания чтения канона, читается Трисвятое по «Отче наш…», а затем тропарь «Егда снисшел еси…», провозглашается ектения, а затем полунощница заканчивается. Наступает тишина. Вскоре в алтаре выключается почти все освещение, так что в храме становится еще темнее. Проходит еще минут десять. В это время в центре храма выстраиваются казкки с хоругвями. Также в храм выходят пономари с запрестольными фонарем, а также Крестом и образом Божией Матери. Все они выстраиваются в алтаре, потом переходя ближе к притвору. Из центра храма уносится стол, на котором лежала плащаница. Тем временем, «захожане» пришедшие в храм ради развлечения, начинают громко роптать, что здесь «ничего не происходит» (так что окружающие с большим трудом их урезонивают). Вскоре, однако, из алтаря начинается пение. Духовенство поет традиционное песнопение: « Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси. И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити ». Всегда это звучит очень красиво. Пение звучит еще и еще раз, постепенно становясь громче. После второго раза открывается завеса. Раньше при этом постепенно зажигался весь свет в храме, но теперь в храме остается полумрак. Наконец, открываются Царские врата, и из алтаря выходит духовенство – ипдиаконы с архиерейским жезлом, дикирием и трикирием (украшенными розетками с крестообразными узорами), затем духовенство, в том числе, правящий архиерей с пасхальным трисвечником. И снова диакон о.Александр Лысенко выступает именно, как диакон. Они, продолжая петь, направляются к выходу. Казаки, несколько замешкавшись, выносят хоругви во двор. Трезвона при этом нет. Начинается крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. Вслед за духовенством к выходу направляется боковой хор, а за ними – заполняющая храм толпа. С этой минуты Царски врата не будут закрываться до Светлой субботы, закроются они лишь перед началом всенощного бдения Недели Антипасхи. И вот, крестный ход выходит из храма. Обойдя храм, духовенство останавливается перед входными дверями. Архиерей кадит в сторону двери, держа при этом Крест с пасхальным трисвечником. И вот, звучит начальный возглас пасхальной утрени: « Слава Святей и Единосущней и Животворящей Троице всегда, ныне и присно и во веки веков ». Хор отвечает «Аминь», подтверждая слова и тогда впервые двор оглашает пение пасхального тропаря. Его троекратно пропевает духовенство, затем хор. А затем духовенство начинает петь строки из 67 псалма: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его и да бежат от лица Его ненавидящи Его, яко, исчезает дым – да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнт грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся….». Последний, правда, стих «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь», взят уже из другого псалма. На пение каждого стиха хор отвечает пением пасхального тропаря, а архиерей приветствует всех вестью о Воскресшем Христе. Наконец, тропарь пропевается в последний раз. Открываются двери и крестный ход врывается в храм, где тропарь поет уже верхний хор красивым распевом. Духовенство располагается в центре храма. Пасха – единственный праздник, не имеющий полиелея, однако торжественное пение канона компенсирует это. Ирмос каждой песни поет сперва верхний хор – красивым, вычурным распевом, а затем – боковой, который поет и тропари. Когда-то эта часть утрени проходила, практически, по Уставу: ирмосы песней канона пело сначала духовенство, затем оба хора по очереди. При пении 1 песни канона архиерей в предшествии иподиаконов с дикирием и трикирием и диаконов с подсвечниками кадит весь храм, приветствуя народ. В конце ирмос снова поется верхним хором – как катавасия. На этой службе после каждой песни следует малая ектения, а во время каждой из песней кто-то из священников кадит центр храма. На практике из-за приветствий священников и ответов народа слышно лишь пение ирмосов и катавасий – пение самих тропарей каждой из песней, с их радостью о Воскресшем Господе, прославлением Господа, тонут среди крика заполняющего храм народа. А после 6 песни троекратно поется «Воскресение Христово видевши[297]….» и «Воскресый Иисус от гроба[298]……». Их поют сначала духовенство, а потом оба хора, но так как их принято петь общенародно, то с духовенством их поют все. Перед началом пения 9 песни уже диаконы, кадя приветствуют народ. А потом протодиакон пропевает: « Величит душа моя Воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца! », а хор поет ирмос 9 песни канона: Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия, ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего. Боковой хор пропевает его второй раз, а затем поет особые припевы к ним, а с ними – тропари 9 песни. Архиерей в это время снова кадит весь храм.

Заканчивается пение канона и духовенство уходит в алтарь. Троекратно (сначала – духовенство, а потом оба хора) пропевается потрясающий по красоте светилен канона: « Плотию уснув, яко мертв. Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение ». После этого начинается пение стихир Пасхи. Часть стихир поются обычным образом, перемежаясь со стихами из 150 псалма. Раньше они пропевались все, но теперь из них поется лишь одна. После этого начинают петь стихиры Пасхи, перемежающиеся со стихами, упомянутыми в начале описания утрени. Раньше их полностью

пело духовенство, теперь же оно пропевает лишь стихи, а сами песнопения поет боковой хор.

После пения стихир на амвон был вынесен микрофон, перед которым вышедший о.Антоний Новицкий зачитывал традиционное Оласительное слово святителя Иоанна Златоуста в день Пасхи, которое было приведено выше.

Провозглашаются две ектении, а затем утреня завершается, разумеется, пасхальным тропарем. Звучит отпуст и многолетие. После этого о.Алексий Смирнов зачитал верующим патриаршее пасхальное послание (см. выше). В это время в алтаре все переоблачаются из белых в красные облачения. В алтаре проходит проскомидия – первая, подготовительная часть литургии, когда священник готовит Агнец, вырезая его из специальной просфоры, вынимает частицы из просфор, посвященные ожией Матери и святым, а затем – вынимает частицы за тех, кто подал записки о себе и близких своих (раньше записки подавали отдельно на проскомидию и на момен освящения Даров, но теперь разделения нет). На архиерейской литургии будет совершена особая, архиерейская проскомидия, которая проходит во время Херувимской песни. В это время начинается пение Пасхальных часов. Они состоят из пасхальнх песнопений и являются одни последованием, повторяющимся вместо 1, 3, 6 и 9 часа (перед вечерней – раньше он неукоснтельно пелся на Светлой седмице перед Великой вечерней). На практике это последование пропевается один раз. В это время духовенство переоблачается из белого в красное….

Литургия.

Во время литургии.

И вот, завершается пение пасхальных часов. Звучит отпуст. Спустя какое-то время духовенство выходит в центр храма. «Время сотворити Господеви, преосвященнейший Владыко благослови… Помолися за ны, преосвященнейший Владыко, помяни нас преосвященнейший Владыко…» - Слышен голос диакона. Старший священник и диаконы берут благословение архиерея. Старший священник (о.Евгений Кузнецов) идет к престолу, а протодиакон – на амвон. Иподиаконы с архиерейским жезлом и подсвечником становятся у амвона, а затем все снова кланяются архиерея, прося благословения….

«Благослови Владыко! » - Произносит диакон после архиерейского благословения и вот, следует начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.». Благословенное Царство Божие – это не только те райские обители, куда нам всем надлежит попасть (если мы не хотим угодить в ад, в место, уготованное не нам, но сатане), но и здесь, в здании храма, приготовленном Богу, но также, по слову Христову: «Царство Божие внутри вас есть». Каждый из нас созидает в себе то царство, которое и наследует: ад или рай, прежде чем человек войдет в них по смерти, он созидает в себе в течение жизни….

И снова внутренность храма троекратно оглашается пением пасхального тропаря, сначала его поет духовенство, а потом - верхний хор, а затем – снова снова поются те же стихи из 67 псалма («Да воскреснет Бог…») с тропарем. Затем архиерей кадит центр храма и солею. По возвращении его в центр звучит великая ектения, в которой мы молимся о ниспослании мира душам нашим и миру нашему и о спасении душ наших и о всех православных христианах, начиная от священноначалия и кончая ближних наших, плавающих путешествующих, страждущих, плененных, о ниспослании всяческих плодов земных и наконец, воспомянув Божию Матерь и всех святых, предаем живот наш Богу. Звучит славословие. В это время архиерею подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы, которые должны читаться в определенные ее моменты. 

Начинается пение 1 антифона. В этот раз, по настоянию правящего архиерея, было возрождена старая практика антифонного пения, то есть, все антифоны, как и положено (и как у нас всегда было на Пасху и двунадесятые праздники, имеющие свои антифоны), поют попеременно оба хора. Итак, антифон 1:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь