Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Воскресение 8 апреля. Светлое Христово Воскресение. Пасха Господня.
Ныне небеса да возвеселятся, земля да радуется, да празднует мир видимый и невидимый, Христос бо восста, веселие вечное….. (Канон Пасхи). Ныне все и вся ликует и празднует, всяк, кто имеет хоть малое представление о христианстве, знает и в той или иной форме чтит праздник сей, праздник Светлого Христова Воскресенья. Некогда избранный народ торжественно вспоминал свой исход из Египта, из дома рабства, и имя праздник получил пейсах (в переводе «прошел мимо»), отсюда и пошло известное нам наименование праздника ибо как евреи вспоминали исход свой из египетского плена, так христиане вспоминают воскресение Христа и исход праотцев из плена адова, как вспоминаем, что этим исходом и мы все получили возможность освобождения от рабства греху. Нам даровано освобождение из рабства греху, даровано Царство, которое закрыто было для праотцев, даже праведников древности и даже Иова, который говорил, что ни в чем не согрешил пред Богом. Одни лишь Илия и Енох избежали схождения во ад, будучи вознесены на небеса. Остальные не избежали этой участи. Не помогли никакие дела, как сказал апостол «делами закона не оправдается никакая плоть…..». Столь страшные
последствия имел грех праотцев, чье зло породило в нас склонность ко греху, влечение не к добрым, а к злым делам, которые усугубляют вину человека, как писал еще Давид: «ибо не оправдается пред Тобой всяк живущий» (Пс. 142). Как бы ни старался человек творить добрые дела, молиться, но он непрестанно согрешает, обесценивая все свои усилия по примирению с Богом. И видя это, Господь стал человеком, подобным нам во всем, кроме греха и вместо положенной ему радости претерпел крест, страдания и смерть, дабы одной жертвой, как сказал апостол, совершенной один раз, упразднить грех, но не так конечно, как думают протестанты, толкуя слова апостола Павла, сказанные в полемике с иудействующими, сказанные, что человек спасается не делами, а только единой верой, то есть, ты веришь, а значит, уже спасен. Но перестаем ли мы совершать грехи? И по воскресении Христа мы продолжаем совершать множество грехов. Да, и сам Господь сказал, что «Царство Божие силой берется…..». Но вместе с тем, правда, в то же время и в Новом Завете Господь еще раз сказал о спасении, что «человеку это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу…». Все возможно Богу. И Господь претерпевает ради нас страдания и смерть и своей кровью созидает и освящает новую скинию – Церковь Свою, которая получает прочное основание уже в день Сошествия Святаго Духа на апостолов – день Пятидесятницы, поскольку над чадами Церкви и ее священноначалием теперь есть действие Духа Божия, руководствующего ими. И именно в Церкви созидается дело спасения нашего, в ней грешник получает первозданную чистоту и отпущение грехов и окормление дарами Святаго Духа, который иным образом не исходит на грешного человека, кроме как в Таинствах. Высшим из них является приобщение Тела и Крови Христа Спасителя, которые Господь дал нам в воскресении своем, дал нам для освящения, если мы достойно приобщаемся. Именно об этом Тельце и об этом Пире Веры вещает Божественный Златоуст ныне, а не о чем-то другом, не о «брашне мяс», о чем мы с вами подчас думаем в эти дни больше. И об этих дарах Господь говорит, что «если кто не будет есть тела и пить крови Сына Человеческого, не будет иметь в себе жизни». То есть это для нас истинная пища и истинное питие, получаемое в Церкви. И это дано нам кровью Христа, как Кровью Его мы получаем спасение. Так просто, мы, не имеющие никакого права даже взирать на врата Царствия, получаем приглашение идти к нему и вступить в Него. И это все дано нам воскресением Христа, претерпевшего страшные страдания нас ради, принесшего ради этого великую жертву. Ибо «за праведника едва кто умрет, Господь же умер за нас, когда мы еще были грешниками», как говорит апостол Павел. В этом-то и состоит суть нашей радости и понимая величие этого праздника, величие события, составляющего суть праздника, мы претерпеваем долгий пост, составляющий Четыредесятницу и непосредственно, дни, составляющие воспоминание страданий Христа, готовимся и говеем, желая достойно встретить это праздник, предаться сугубому покаянию, очищая души наши, очищая, ибо, как писал пророк, «несть радоватися нечестивым». И вот, трапеза исполнена, телец упитан и да никто не отойдет голодным от этого пира веры. Но да не будет для нас этот праздником лишь очередной памятной датой в календаре или днем, когда мы приходим куда-то, блистая яркими одеждами, уходя же из храма, забываем о сути праздника, а так часто бывает. «Не будем искушать Христа, разве мы сильнее его? » - Пишет апостол. Но Господь не спросит нас так о том, как мы отмечали Пасху, но спросит, если мы отказали кому в помощи или проявили грубость или еще что. Вспомним список делателей греха, приводимый апостолом (9Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, 10ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют. – апостол Павел, первое послание к Коринфянам, Глава 6, 9 – 10 стихи), которые никогда не имеют наследия в Царствии Небесном, а целью нашей может быть лишь оно, вся же наша жизнь – Великий пост, время подготовки ко дню, когда мы предстанем пред Очами Божиими и получим, либо не получим наследия в Царстве Божием, время когда мы не только за дело, но и за слово дадим ответ.. На земле мы можем прикрываться благовидными предлогами для наших грехов, хуля тех, кто обличает нас, но нам предстоит встреча с Судией, у которого нет лицеприятия, Того, кто вчера пришел спасти мир, а завтра придет судить нас. Что же цель наша – Вечная Пасха в Царствии Христовом или мучения адовы, от которых и приходил Господь избавить нас? Но да не забываем об этом, и примем руку Божию, пока она протянута нам, пока Бог желает спасти нас и пока не наступил час, когда будет поздно. Да не забываем об этом, и да будет наша нынешняя радость истинно радостию о Господе, радостию нелицемерной, и как бы хотелось, чтобы эта же радость стала предтечею вечной радости во Царствии Господнем! Воскресни Господи, спаси мя Боже мой….! (Пс. 3) О празднике Праздник Пасхи является главным праздником для всех православных, ибо Воскресением Христа нам дарован вход в Царство Божие. Дата Пасхи является преходящей, просто потому что рассчитывается по фазам Луны: Пасха всегда бывает в первое воскресенье после первого полнолуния после 22 марта по юлианскому календарю (фактически это 4 апреля), если же полнолуние приходится точно на данный воскресный день, то празднование Пасхи переносится на следующее воскресенье. Причина таких сложностей в требованиях, предъявляемых к празднованию Пасхи Церковью, главное из которых – она не должна совпадать или быть раньше еврейской Пасхи[282], которая, как известно, праздновала исход евреев из Египта, а Господь, как известно, воскрес уже после праздника, накануне которого и пострадал, тем более, что праздник должен совершаться 14 нисана. Месяц нисан в еврейском календаре примерно соответствует марту-апрелю, притом, месяцы в еврейском календаре начинаются исключительно в новолуние, таким образом, пейсах всегда приходится на полнолуние. Особенностью же таких календарей является постоянное смещение дат по отношению к обычному солнечному календарю, отсюда и все эти особенности, в том числе, христианской Пасхи. В связи с этим рассчитываются и все связанные с ней праздники, а также начало Великого поста и дней подготовки к нему, а также попразднество, длящееся 39 дней в связи с тем, что Господь, как написано в книге Деяний апостольских, 40 дней после Воскресение учил апостолов, а на 40 день вознесся на небеса…. Празднование Пасхи начинается накануне полуночи, когда в храме совершается полунощница особым чином с пением или чтением канона Великой субботы, в конце которого лежащая в центре храма с Великого пятка плащаница Христова вносится в алтарь. В полночь начинается крестный ход с пением «Воскресение Твое Христе Спасе, Ангели поют на небеси и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити», после чего духовенство останавливается перед закрытыми дверями храма. Все это символизирует шествие жен-мироносиц ко гробу Господню в день Воскресения. И здесь по традиции начинается утреня праздника, в которой оставлено лишь пение, а всякие читаемые элементы, включаемые в утреню в другие дни, опускаются. Главной частью праздничной службы является канон праздника, который не читается, а исключительно поется[283]. После первых возгласов духовенство и народ возвращается в храм, где продолжается богослужение. После утрени всегда читается огласительное слово святителя Иоанн Златоуста на праздник Пасхи. Точно также исключительно из пасхальных песнопений состоят и пасхальные часы и лишь литургия отличается от обычной лишь пением в начале пасхального тропаря с повторением стихов из 67 и ряда других псалмов. Также, по традиции, в этот день Евангелие на литургии в храмах, где служат несколько священников, читается на нескольких языках в воспоминания Сошествия Святаго Духа на апостолов, после которого они начали говорить на других языках, которых прежде не знали. По окончании пасхальной службы освящается артос – особый хлеб, традиция освящения которого пошла с тех времен, когда апостолы, совершая трапезу, всегда клали хлеб на место, отведенное Христу, а затем возносили его во имя Господне. Вечером в день Пасхи совершается Великая пасхальная вечерня, на которой поется Великий прокимен[284] «Кто бог велий яко Бог наш, Ты еси Бог творяй чудеса» (который у нас красиво пропевает диакон о.Евгений Габов), а также читается Евангелие. 7 дней после Пасхи длится Светлая седмица, когда службы совершаются по чину Пасхи с некоторыми отличиями. Всю седмицу в храме совершаются Великие вечерни с Великим прокимном (свой на каждый день), но Евангелие уже не читается и т. д. Артос всю седмицу находится в храме и носится на крестных ходах, которые положены каждый день после литургии и в субботу с особой молитвой раздробляется и раздается верующим. Следующее после Пасхи воскресенье именуется Неделей Антипасхи и посвящается явления Воскресшего Христа апостолу Фоме, который не видел Воскресения, когда Христа видели прочие апостолы и сказал, что не поверит, пока не увидит Господа сам. Именно в этот день поется величание празднику Пасхи, хоть с этого дня восстанавливается обычный чин службы. Последующие воскресные дни, до отдания Пасхи имеют свою символику. Отдание Пасхи в этом году совершается 3 /16 мая, накануне праздника Вознесения Господня. История. Праздник Пасхи установлен еще в Апостольской Церкви и торжественно праздновался уже тогда. Древняя Церковь именовала Пасхой две седмицы: предшествующую дню Воскресения Христова и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха Крестная, или Пасха Страданий, и Пасха Воскресная, или Пасха Воскресения. После Никейского[285] Собора (325 г.) эти наименования выходят из употребления и вводятся новые названия — Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой. В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, ее праздновали в 14-й день нисана (марта) – в день еврейской Пасхи, на какой бы день седмицы ни приходилось это число. А Западная Церковь, почитая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между Церквами по этому вопросу была сделана при св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не увенчалась. Два разных обычая празднования Воскресения Христова просуществовали до Первого Вселенского Собора (325 г.), на котором было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта / 4 апреля и 25 апреля / 8 мая, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской. Канон праздника написан преподобным Иоанном Дамаскиным. Тропарь Пасхи. Глас 5 Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ// и сущим во гробех живот даровав. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы