Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Святая икона Божией Матери Одигитрия, именуемая Шуйская



Дни памяти: Вторник Светлой седмицы, 28 Июля / 10 Августа, 2 / 15 Ноября

Икона Божией Матери Одигитрия Шуйская

Святая икона Божией Матери Одигитрия, именуемая Шуйская, явилась в городе Шуе Владимирской епархии в самый разгар свирепствовавшего морового поветрия[319] в 1654-1655 годах. Население города в этой беде прибегало к молитве, собиралось в храмах, прося у Господа милости. Один благочестивый прихожанин Воскресенской церкви посоветовал своим согражданам собрать средства и заказать список со Смоленской иконы Божией Матери и поставить ее в храме, что и было сделано. Икона была написана в 7 дней, во время которых жители Шуи постились и совершали усердные молитвы к Божией Матери. Причастившись Святых Таин, они во главе со священником внесли вновь написанную икону в церковь. С того времени моровая язва (бубонная чума) прекратилась. В 1831 году заступлением Богоматери прекратилась в Шуе и эпидемия холеры. От этой святой иконы получил исцеление от беснования отрок Иаков и многие другие больные. Наибольшее число исцелений зафиксировано 28 июля / 10 августа 1666 года (день празднования Смоленской иконы Божией Матери) и в следующий день. По инициативе шуйского духовенства была составлена челобитная царю Алексею Михайловичу, сообщавшая о событиях вокруг иконы. В приложенном к ней перечне («роспись чудес») речь шла о 103 чудесах. Накануне 28 июля / 10 августа 1667 года по указу царя и с благословения патриарха Иосифа II в Шую прибыла возглавляемая архиепископом Стефаном комиссия для установления подлинности чудес. Комиссия, опрашивая утверждавших об исцелении, а также их родственников и соседей, пришла к неоднозначным выводам, тем не менее многие чудеса подтвердились, икона была признана чудотворной и получила название «Смоленская-Шуйская Богоматерь». Отчёт комиссии опубликован в «Книге свидетельств чудотворнаго образа Пречистыя Богородицы Одигитрия чудесем, что в Шуе»[320]. Воскресенская церковь вскоре сделалась соборной, а икона стала её главной святыней и приобрела широкую известность в России, особенно в Верхневолжье и Поочье. 1666—1667 года ознаменовались победой России в Русско-польской войне, по результатам которой Смоленск присоединялся к России, и созванием Большого собора, который осудил Никона, но подтвердил правильность начатых им реформ. Не исключено, что отправкой делегации к Шуйско-Смоленской иконе власти решили отметить достижения в военной и духовной сферах[321], а чудотворения вокруг иконы могли бы быть восприняты как благословение свыше на проводимую в государстве политику[322].

В честь Шуйско-Смоленской иконы были освящены главные престолы в двух новых ярославских церквах (Великомученика Димитрия Солунского (1673 год) и Иоанна Златоуста (1690 год)) и несколько придельных престолов в других городах.

Шуйско-Смоленский Образ Богоматери воспринимался народным сознанием как спасающий от болезней, моров, оберегающий на войнах. Неподтверждённое документально предание гласит, что в 1722 году император Пётр Великий по пути в Персидский поход посетил город Шую, чтобы приложиться к чудотворному образу. Впрочем, документально эти сведения не подтверждаются. В XVIII веке исцеления от иконы продолжали происходить, хоть и в меньших количествах. Воскресенский собор несколько раз подвергался пожарам, но икона оставалась цела. Во время эпидемии чумы 1771 года в селе Павлово был создан список Шуйской иконы. После крестного хода с ним вокруг села, как гласит предание, чума от Павлова отступила. К 1799 году достроен новый каменный Воскресенский собор.  Икона находилась в освящённом в её честь главном храме.  С заступничеством Пресвятой Богородицы после молитв перед иконой связывается избавление Шуи от эпидемий холеры в 1831 и 1848 году. Известно, что в 1837 году посещал Шую и прикладывался к иконе будущий император Александр II.

Шуйский Воскресенский собор

В начале 1922 года советская власть инициировала кампанию по изъятию церковных ценностей. Визит «уездной комиссии по учёту и сосредоточению ценностей» в Воскресенский собор был назначен на 15 марта. В этот день красноармейцы применили оружие против протестующих верующих, собравшихся возле собора, в результате чего несколько гражданских было убито и ранено. О случившемся стало известно руководству РСФСР. Эти события стали известны как Шуйское дело. 17 марта был арестован настоятель собора протоиерей Павел Светозаров, а 23 марта происходило изъятие имущества собора. 10 мая Светозаров, священник Рождественский и мирянин Языков были расстреляны, несколько человек отправлены в тюрьму. После этого икона продолжала оставаться в соборе, но с неё были сняты драгоценные ризы.

В 1922 году художественное значение двух икон Шуйско-Смоленской Богоматери XVII и XVIII веков из Воскресенского собора отмечал И. Э. Грабарь. В 1924 году шуйский священник Н. И. Миловский составил для иконы отдельную службу.

В 1935 году некий инспектор по делам музеев ИПО после посещения Шуи предложил Комитету по охране памятников обратить внимание на памятники искусства оттуда. Комитет, получив одобрение дирекции Третьяковской галереи, взял под охрану помимо прочего Шуйско-Смоленскую икону и её список 1745 года письма Б. И. Болотова. 2 октября 1937 года Воскресенский собор был закрыт. Нет никаких сведений о передаче иконы в какой-либо музей, её судьба остаётся неизвестной.

В 1990 году богослужения в Воскресенском соборе возобновились. Сейчас в нём находится список XIX века. В дни празднования иконы в собор из Николо-Шартомского монастыря[323] привозится её старинный список.

Тропарь, глас 4

Я́ ко многоце́ нное сокро́ вище прия́ т гра́ д Шу́ я/ чуде́ сно напи́ санную ико́ ну Твою́, / Пресвята́ я Влады́ чице, Де́ во Богоро́ дице, / во исцеле́ ние лю́ тыя я́ звы/ и во утеше́ ние правосла́ вных Тобо́ ю дарова́ нную, / от нея́ же исто́ чники благода́ тныя и до ны́ не оби́ льно излива́ ются./ Проба́ ви, Пречи́ стая, и на бу́ дущее вре́ мя ми́ лости Твоя́ ве́ дущим Тя, / храни́ гра́ д Тво́ й и всю́ Ру́ сскую зе́ млю// и спаса́ й люде́ й, к Тебе́ с ве́ рою и любо́ вию притека́ ющих.

Ин тропарь, глас 4

Всеблага́ я и преми́ лостивая Засту́ пнице ро́ да христиа́ нскаго, / Пречи́ стая Де́ во Богоро́ дице, / припа́ дающе пред святы́ м и чудотво́ рным Твои́ м о́ бразом, / и́ мже от лю́ таго смертоно́ сия гра́ д Шу́ ю дре́ вле изба́ вила еси́, / уми́ льно взыва́ ем Ти́: / не преста́ й под кро́ вом Свое́ я бла́ гости/ сохраня́ ти от бе́ д и обстоя́ ний гра́ д Тво́ й/ и вся́ гра́ ды и ве́ си страны́ Росси́ йския/ и моли́ ти Сы́ на Твое́ го, Христа́ Бо́ га на́ шего, // да спасе́ т ду́ ши на́ ша.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь