Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Преподобный Иоанн Молчальник. Преподобный Иоанн Молчальник (затворник) родился около 454 года в городе Никополе



Дни памяти: 30 Марта / 12 Апреля, 3 / 16 Декабря

Прп. Иоанн Безмолвник. Икона

Преподобный Иоанн Молчальник (затворник) родился около 454 года в городе Никополе Армянском в семье военачальника Енкратия и супруги его Евфимии. Мальчик рано начал изучать Священное Писание и всем сердцем полюбил уединение и молитву.

На доставшуюся ему после смерти родителей часть имения юноша Иоанн построил церковь во Имя Пресвятой Богородицы. С 18 лет Иоанн вместе с десятью иноками жил при церкви в посте, молитве и воздержании. По просьбе граждан города Колонии (Палестина), митрополит Севастийский[376] рукоположил 28-летнего Иоанна в епископа Колонийской Церкви. Приняв церковное правление, преподобный не изменил строго аскетического образа жизни. Под влиянием святителя жили по-христиански и его близкие - брат Пергамий (приближенный императоров Зенона и Анастасия) и племянник Феодор (приближенный императора Юстиниана).

На десятом году епископства Иоанна власть в Армении принял Пазиник, муж сестры святителя - Марии. Новый правитель стал властно вмешиваться в духовные и церковные дела. В Церкви начались нестроения. Тогда святой Иоанн отправился в Константинополь и через архиепископа Евфимия просил императора Зенона защитить Армянскую Церковь от грубых посягательств.

прп. Савва Освященный

Удручаемый мирской бранью, Иоанн тайно оставил кафедру и отплыл в Иерусалим. Со слезами молил он Бога указать место, где ему жить и спастись. Явилась яркая звезда, которая привела Иоанна в Лавру преподобного Саввы. Иоанн, скрывший свое епископское достоинство, был принят в число братии простым послушником. По поручению святого игумена Саввы (память 5 / 18 декабря) преподобный Иоанн более 4-х лет выполнял самые тяжелые работы на строительстве странноприимного дома и монастыря для новоначальных монахов. Видя смирение и трудолюбие Иоанна, святой Савва счел его достойным рукоположения во пресвитера. Святителю пришлось открыть тайну Патриарху Иерусалимскому Илии (494 - 517). По благословению первоиерарха Иерусалимской Церкви преподобный Иоанн принял обет молчания. Вскоре Господь открыл тайну Иоанна святому Савве. Четыре года провел преподобный Иоанн в келлии, никого не принимая и не выходя даже в церковь.

Желая еще большего уединения и сугубого воздержания, преподобный Иоанн покинул Лавру и удалился в пустыню, где провел более девяти лет, питаясь травами. Здесь он пережил опустошительный набег арабов и не погиб только потому, что Господь послал ему защитника - свирепого льва, при виде которого враги не раз хотевшие убить преподобного, в страхе разбегались. Предание рассказывает о многих чудесах, явленных по молитве святой Иоанна во время его жизни в пустыне.

Когда святой игумен Савва, надолго уходивший в Скифополь[377] вернулся, он уговорил преподобного Иоанна оставить пустыню и вновь поселиться в обители. После этого Господь чудесным образом открыл всем насельникам Лавры, что Иоанн - епископ.

Когда преподобному Иоанну было семьдесят лет, скончался святой и Богоносный отец, игумен Савва. Святитель глубоко скорбел об усопшем. Святой Савва явился ему в видении и, утешив, предсказал, что Иоанну предстоит много потрудиться в борьбе с ересью. И, действительно, Иоанн должен был покинуть свою келлию, чтобы укрепить братию в борьбе с ересью оригенитов[378].

Преподобный Иоанн Молчальник провел в Лавре преподобного Саввы Освященного 66 лет. Неустанным иноческим подвигом, неусыпной молитвой, смиренномудрием стяжал Иоанн благодать Святого Духа: по его молитве совершались многие чудеса; тайные мысли людей были для святителя явными; он исцелял больных и бесноватых; еще при жизни своей спасал от неминуемой гибели призывавших его имя; из семени смоковницы, брошенного святителем в сухую почву, произросло прекрасное дерево и принесло плоды.

В возрасте 104 лет преподобный Иоанн Молчальник с миром отошел ко Господу.

О дне сем.

И снова – Великая вечерня и утреня. На великой вечерне Великий прокимен: « Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего »[379].

Чтения литургии. Отрывок из книги Деяний апостольских: 1При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.

2И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.

3И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.

4И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

5В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.

6Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.

7И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?

8Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.

9Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 10Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты*, 11критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

12И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит?

13А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина.

14Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: 15они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; 16но это есть предреченное пророком Иоилем: 17И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.

18И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.

19И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма.

20Солнце превратится во тьму, и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный.

21И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

22Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, 23Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; 24но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.

25Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался.

26Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, 27ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.

28Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим.

29Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня.

30Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, 31Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.

32Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели.

33Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.

34Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, 35доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.

36Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.

37Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?

38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу́ чите дар Святаго Духа.

39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.

40 И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.

41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.

42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.

43 Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.

44Все же верующие были вместе и имели всё общее.

45И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого.

46И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, 47хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.

Завершается цитирование проповеди апостола Петра и приводятся результаты – около 3000 крестившихся в один день. Ранее апостолы не могли и мечтать о такой силе своего слова. Но все это – не их- сила, но действие Духа Божия, вразумляющего их в том, как и что говорить, а также просвещающего души, готовые к восприятию слов проповеди апостолов. Так, слабые, малодушные и маловерные некогда люди силой Божией превратились в истинных апостолов Христовых. И после апостолов были проповедники, чье слово имело такую силу. Скажем, праведный Иоанн Кронштадтский никогда не пользовался ораторскими приемами, его слова были просты и бесхритростны, но имели великую силу, так что сказанное им поражало слущающих, достигая их душ. Плакали те, кто слушали проповеди одного из древних столпов Церкви – святителя Григория Паламы. Но эта великая сила стала следствием их стремления к Богу, желания их не на словах, но на деле стать сосудом Духа Божия, к чему и призваны все мы. Эта сила является плодом многих трудов над своей душой. Притом, никакие слова не имеют силы, если слушатель не видит действительного воплощения в жизни того, что проповедник говорит. Впрочем, проповедник и не будет иметь такой силы слова, если не будет воплощать проповедуемое им в своей жизни. В древние времена подчас сама жизнь христиан поражала окружающих настолько, что привлекала людей в Церковь без всякой проповеди. Отсюда и такая великая сила слова, бывшая обычным делом у проповедников первых веков. Потом христианам стала свойственна некоторая расслабленность, отчего и духоносные проповедники стали редостью. Что уж говорить о нас и наших временах? Оттого и результаты проповеди христианской сегодня скромные, что пример богоугодной жизни сегодня не найти (увы мне), ведь слыша наши слова, люди видят и дела, а если слова расходятся с делами, то большего вреда для проповеди христианской не найти….

Евангелие (от Иоанна): 1Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.

2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви́! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.

3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть

Царствия Божия.

4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?

5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.

7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.

8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

9 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?

10 Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?

11 Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.

12 Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?

13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, 15дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

16Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

17Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

18Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.

19Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; 20ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, 21а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

Беседа Христа с праведным Никодимом. Господь, говоря о «рождении от воды и Духа», говорит о будущем Таинстве крещения, а также говорит о сути своего служения. Упоминая медного змея, который сделал по повелению Божию Моисей, Господь намекает на свои Крестные страдания, ведь змей был повешен на нечто крестообразное, водруженное посреди лагеря иудеев (сделано это было после того, как иудеи, роптавшие на Моисея, начали массово умирать от укусов змей, во множестве плодившихся в местах, где они остановились). Господь сам указывает и цель: «чтобы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Здесь нам снова напоминается о том, что наше спасение оплачено кровью Христа и дабы не остаться неблагодарными Богу, мы должны принять этот дар спасения, последовав пути Господню….


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь