Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ведизм как этническая религия Индии. Пантеон богов ведизма.



Ведизм как этническая религия Индии. Пантеон богов ведизма.

Ведизм или ведийская религия — религиозная система, предшествовавшая брахманизму и фактически являющаяся первой стадией формирования индуизма.

Своё название ведизм получил от слова «Веды». Базой для развития ведизма послужили верования праиндоевропейцев. Ведизм постепенно перешёл в брахманизм; жрецы стали доминирующим классом, что повлекло за собой трансформацию идеологии.

Основным системообразующим фактором индийской религии стала религия древних ариев, которые во II тысячелетии до н.э. стали проникать на территорию Индии. Арии были светлокожими и светловолосыми людьми, а местные племена - дравиды и прото-дравиды имели иссиня-черный цвет кожи. Древние арии были язычниками, обожествлявшими и одухотворявшими животных, растения, явления природы. Главным религиозным действием был ритуал жертвоприношений, в том числе и человеческих. Вся сложная религиозная практика постепенно была сведена к каноническим, священным текстам - Ведам.

Характерная черта ведизма — обожествление сил природы, часто в мифологических образах, а также генотеизм. Большое значение имеют магические обряды. Была хорошо развита ритуалистика, существовали различные типы жрецов.

Наиболее почитаемыми богами ведийского пантеона были Варуна, Индра, Агни и Сома. Объективное изучение ведизма в чистом виде практически невозможно. Единственным документом для изучения ведийской религии являются ранние части Вед. Чёткой иерархии богов также не существует.

Агнибог огня, доставлявший жертву небесным богам. В силу важности для ритуалов, занимал центральное место в ведийских гимнах. Огненные жертвоприношения (хома, агни-хотра и др.) играли ключевую роль в ведийской религии.
Индра — бог-воитель. Важное место в Ригведе занимает мотив космического подвига Индры — убийства змея Вритры, «сковавшего воды».
Рудраразрушитель мира, позже стал именоваться Шивой. Согласно Ведам, является вечносуществующим создателем вселенной.
Вишнупомощник Индры, совершивший «три шага», укрепивших мироздание.
Пурушагигантский первочеловек. Пуруша был принесён в жертву богами древности (садхьями), а из частей его тела была создана Вселенная (см. Пуруша-сукта). Поэтому основа ведийского культа — жертвоприношения, сопровождавшиеся сложным ритуалом, который выполнялся брахманами.
Варунабог вод, охранитель истины и правосудия, карающий за грехи.
Митра — брат Варуны, солнечный бог договора и дружелюбия.
Ашвины божественные близнецы, связанные с утренними и вечерними сумерками.
Сома — божество, равное Агни. Бог-напиток, приготовленный из сока растения. Подобный опьяняющий напиток возливается в огонь в процессе жертвоприношения.
Ямасолнечный бог смерти. Первый умерший человек, проложивший путь в царство мёртвых и ставший его царём. Обитает в жилище из света, куда после смерти попадают праведники и сами становятся богами. Как следствие, в ведизме широкое распространение получил культ предков, питаров.










Индуизм, его истоки и основные исторические этапы существования и развития.

Индуизм уходит своими корнями в ведийскую, хараппскую и дравидийскую цивилизации, из-за чего его называют древнейшей в мире религией. В отличие от авраамических религий, у индуизма не было своего основателя, в нём отсутствуют единая система верований и общая доктрина. Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований, основанных на монотеизме, политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме и даже атеизме.

Ведийский период

Самые ранние свидетельства практики индуизма датируются периодом от позднего неолита до периода Хараппской цивилизации (5500-2600 года до н. э.). Верования и практики доклассического периода (XVI—VI века до н. э.) принято называть ведизмом. Современный индуизм произошёл из Вед, древнейшей из которых считается «Ригведа», датируемая большинством учёных второй половиной II тысячелетия до н. э. Веды в основном посвящены поклонению различным дэвам (божествам), таким как Индра, Варуна и Агни, в них также содержится описание ритуала Сома. Основной религиозной практикой ведийской религии было совершение огненных жертвоприношений и повторение ведийских мантр.

Движения бхакти

Бха́кти — собирательное понятие в индуизме, используемое для обозначения взаимовыражения эмоциональной привязанности и любви между преданным (бхактой) и Богом в различных формах.

Элементы бхакти уже присутствовали в ведийский период, но широко традиция распространилась только в VI—X веках, сначала в Южной Индии, а потом и в Северной. Своё выражение она нашла в поэмах и гимнах альваров и наянаров, составленных на тамильском языке и посвящённых Вишну и Шиве. Подобно традициям мирской эротической поэзии, поэты-бхакты часто применяли к божеству чувства разлуки женщины со своим возлюбленным

Широкое распространение также получила синкретическая форма бхакти, в которой суфизм сочетался с индуистскими традициями веданты и йоги. Взаимодействие между суфиями и бхактами в некоторых регионах Индии привело к тому, что индуисты и мусульмане собирались вместе в мазаре (суфийском храме) на богослужение, проводимое вайшнавским пуджари.

Цель джайнизма — освобождение души от негативных эффектов, вызванных неправильными действиями, мыслями и речами. Эта цель может быть достигнута через очищение кармы, если использовать «три драгоценности джайнизма».

Три Драгоценности

Коренные идеалы буддизма в совокупности известны как Три Драгоценности, или Три Сокровища. Это Будда, Дхарма и Сангха. Именно сделав эти три вещи центральными принципами своей жизни, человек становится буддистом.

Будда
Будда
означает как исторического Будду, так и идеал состояния Будды, который открыт для всех.

Дхарма
Дхарма
главным образом обозначает учения Будды или истину, которую он познал. У слова «Дхарма» много значений, но наиболее важно значение непосредственной Истины (как пережитой просветленным умом) и буддийских учений как Истины, выраженной посредством языка и мышления. Во втором значении Дхарма – это учение, которое появилось, когда Будда впервые рассказал о своем понимании в словах и передал его другим в Сарнатхе, в Северной Индии. Это событие обычно называют «Первым поворотом Колеса Дхармы», а Колесо Дхармы с восемью спицами стало известным символом буддизма.

Кроме этого, под Дхармой понимается целый свод писаний, которые составляют буддийский канон. Они включают записи, сделанные при жизни Будды (известные как Палийский канон), более поздние писания и письменные учения тех людей, которые достигли Просветления столетия спустя. Собранный воедино, канон во много сотен раз больше Библии и представляет собой литературные источники беспримерной ценности. Он включает такие работы как Дхаммапада, Алмазная Сутра и Тибетская книга мертвых.

Сангха
Третья из Трех Драгоценностей – Сангха, или духовная община. Буддизм – не абстрактная философия или вероучение, это образ жизни, и следовательно, он обретает смысл только в конкретных людях. Поэтому буддисты придают большое значение дружеским отношениям с теми, кто следует по тому же пути, теми, кто воплощают его цель. В этом, самом широком значении, под Сангхой понимаются буддисты всего мира и те, которые жили раньше или будут жить после нас. На практике это обычно относится к тем буддистам, с которыми мы действительно взаимодействуем.

Четыре благородные истины — одно из базовых учений буддизма, которого придерживаются все его школы. Четыре благородные истины сформулировал Будда Шакьямуни.

1. Вся жизнь человека — страдание. Эта истина основана на признании непостоянства и преходимости всех вещей. Все возникает, чтобы быть уничтоженным. Существование лишено субстанции, оно само себя пожирает, поэтому в буддизме оно обозначается в виде пламени. А из пламени можно вынести только скорбь и страдание.

2. Причина страдания — наше желание. Страдание возникает, потому что человек привязан к жизни, он жаждет существования. Поскольку существование наполнено скорбью, страдание будет существовать до тех пор, пока человек будет жаждать жизни.

3. Чтобы избавиться от страдания, нужно избавиться от желания. Это возможно только в результате достижения нирваны, которая в буддизме понимается как угасание страстей, прекращение жажды. Не есть ли это одновременно и прекращение жизни? Буддизм избегает прямого ответа на этот вопрос. По поводу нирваны высказываются только отрицательные суждения: это не желание и не сознание, не жизнь и не смерть. Это такое состояние, в котором освобождаются от переселения душ. В позднейшем буддизме нирвана понимается как блаженство, состоящее в свободе и одухотворении.

4. Чтобы избавиться от желания, нужно следовать восьмеричным путем спасения. Именно определение этих ступеней на пути к нирване и является основным в учении Будды, которое называют срединным путем, позволяющим избежать двух крайностей: потакания чувственным удовольствиям и истязания плоти. Это учение называют восьмеричным путем спасения, потому что оно указывает восемь состояний, овладев которыми человек может достичь очищения ума, спокойствия и интуиции – НИРВАНОЙ.




Этика даосизма.

Одним из сложнейших в китайской традиции выступает понятие «Дэ». С одной стороны, «Дэ» — есть то, что питает «Дао», делает его возможным (вариант из противоположности: «Дао» питает «Дэ», «Дао» — безгранично, «Дэ» — определено). Это некая универсальная сила, принцип, с помощью которого «Дао» — как путь вещей, может состояться. Это также метод, с помощью которого можно практиковать и соответствовать «Дао». «Дэ» — принцип, способ бытия. Это и возможность правильного накопления «жизненной энергии» — Ци. «Дэ» — искусство правильно распорядиться «жизненной энергией», правильное поведение. Но «Дэ»— не мораль в узком понимании. «Дэ» выходит за рамки здравого смысла, побуждая человека высвобождать жизненную силу из пут повседневности. К понятию «Дэ» близко даосское учение об У-вэй, недеянии.

Главная категория даосизма, дао – своего рода закон спонтанного бытия Космоса, всеобщий, закон природы, начало, порождающее мир форм. Все сущее; произошло от дао, чтобы.затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Дао не только первопричина, но и конечная цель, и завершение бытия. Постижение дао недоступно для органов чувств. Дао - это "изначальная пневма", проявляется лишь через силу дэ (добродетель). Задача подвижника - познать дао, встать на путь "естественности", под которой имеется в виду "гармония мира" – слияние человека с природой.

Другим важным понятием даосизма выступает "недеяние" - отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным миропорядком. Следуя принципу недеяния, мудрый правитель упорядочивает Поднебесную, управляет государством, предотвращает смуту. Даосизм рассматривает все сущее во Вселенной как единое целое, стремится к гармонизации противоречий.

Не следует стремиться к чрезмерной образованности, повышению эрудиции или изощренности — напротив, следует вернуться к состоянию «необработанного дерева», или к состоянию «младенца». Все противоположности неразделимы, комплементарны, взаимодействуют друг с другом. Это относится и к таким противоположностям, как жизнь и смерть. Смерть это завершение жизни, являющееся одновременно и началом другой жизни. А конец «смерти», является началом другой «жизни».

Характеристика синтоизма.

В синтоизме существует такое понятие, как «ками» - это боги, духи, населяющие весь окружающий мир. Формально считается, что их примерно 8 миллионов, но по понятиям синтоизма – скорее бесконечность. Так же синтоизм является НАЦИОНАЛЬНОЙ религией,

Первые мифологические памятники Японии, относящиеся к VII-VIII в. н.э., - Кодзики, Фудоки, Нихонги - отразили сложный путь формирования системы синтоистских культов. Значительное место в этой системе занимает культ мертвых предков, главным из которых был клановый первопредок удзигами, символизировавший единство и сплоченность членов рода. Объектами почитания были божества земли и полей, дождя и ветра, лесов и гор и др.

В отличии от большинства религий, в синтоизме нет множества четко прописанных правил, норм и запретов, которым должны следовать адепты этого верования. Это обстоятельство сами японцы объясняют тем, что в их народа высокие моральные и нравственные качества в крови, и синтоистам не нужны религиозные запреты, чтобы не совершать аморальных поступков.

Как и другие "восточные" религии, синтоизм не отвергает возможность реинкарнации, однако синтоисты уверены, что бессмертная душа человека после смерти может не только вселиться в другое живое существо либо в предмет, но и стать ками либо ангелом-хранителем. Для того, чтобы дальнейший путь души был более легким и она могла достичь божественного уровня, японцы проводят поминальные обряды. Также, согласно верованию, люди, отдавшие свою жизнь за императора либо погибшие, защищая честь и интересы родины или семьи, сразу становятся ками, и именно на этой вере были основаны некоторые традиции самураев в средневековье и солдат-камикадзе во времена Второй мировой войны. 

Вероучение ислама.

Аллах

По Ко­ра­ну, Бог (Аллах) — единый и всемогущий Тво­рец всего сущего, не имеющий конкретного образа и являющийся в исламе единственным объектом поклонения. Бог является всеведущим и вездесущим, абсолютным владыкой мира.

Ангелы

Ангелы (малаика) — созданные из света существа, беспрекословно выполняющие волю Бога. Самые известные ангелы:
Гавриил хра­нит и не­сёт про­ро­кам божественное От­кро­ве­ние;
Михаил печётся о пропитании всех тво­рений;
Исрафил воз­ве­ща­ет о наступ­ле­нии Судного дня и воскресении из мёрт­вых;
Азраил изымает ду­ши умер­ших.
Раем ве­да­ет ан­гел Ридван, адом — ан­гел Ма­лик.
Считается, что каждому человеку приставлены анге­лы-хра­ни­те­ли и два ангела, записывающих все его поступки в книгу, которую он получит в Судный день.







Священные писания

Бо­же­ст­вен­ное От­кро­ве­ние про­ро­кам обыч­но по­лу­ча­ет форму Пи­са­ний. Ислам признаёт в качестве Священных Писаний Таурат ( Тора ), ниспосланный пророку Мусе (Моисею);
Забур ( Псалтирь ) — Давуду (Давиду);
Инджиль ( Евангелие ) — Исе (Иисусу);
Сухуф (Свитки), ниспосланный нескольким пророкам;
Коран, ниспосланный пророку Мухаммеду. Мусульмане считают, что дарованые иудеям и христианам Писания были ими забыты, искажены и скрыты. Толь­ко обе­ре­га­емый Бо­гом Ко­ран сохранился в том виде, в котором он был ниспослан на Землю

Пять столпов ислама включают пять действий, обязательных для правоверного мусульманина, среди которых:

· Шахада - декларация веры, содержащая исповедание единобожия и признание пророческой миссии Мухаммада

· Пятикратный намаз

· Ураза - пост

· Закят религиозный налог в пользу нуждающихся

· Хадж паломничество в Мекку





Этика и право ислама.

Шариат (с арабск. — правильный путь, закон, обязательные предписания) — комплекс закрепленных Кораном и Сунной правил, сведённых в единую систему и регулирующих жизнь верующих во всех сферах: религиозную деятельность, нравственные поступки, экономические, политические, социальные, бытовые, семейно-брачные и т. д. взаимоотношения мусульман. В мусульманских странах нормы шариата имеют статус религиозного законодательства. В отличие от нормативных постановлений других религий, шариат учитывает обстоятельства жизни конкретного человека, что не делает нормативность шариата абсолютной

Составной частью шариата является мусульманское право. Первоначально все действия мусульман разделялись на запретное (харам) и одобренное (халяль), но к моменту окончательного формирования шариата действия были разделены на пять категорий (хукм)

Де­таль­но раз­ра­бо­та­нные об­ря­до­вые и пра­во­вые за­пре­ты не доз­во­ля­ют мусульманам упот­реб­лять в пи­щу
сви­ни­ну и мя­со павших животных,
алкогольные напит­ки,
наркотики и другие одурманивающие сред­ст­ва.
За­пре­ще­ны азарт­ные иг­ры, расточительство и ростовщичество. Коран запрещает распространённый в доисламской Аравии обы­чай за­жи­во хоронить но­во­ро­ж­дён­ных девочек, ограничивает кро­во­мще­ние, запрещает самоубийство и убийст­во людей не по прав.





Монашество

Православие: существует институт монашества, отцом которого считается Василий Великий
Католицизм: существует институт монашества, но с 11-12 вв. оформляется в ордена
Протестантизм: институт монашества отсутствует



Учение о деве Марии

Православие: имела первородный грех
Католицизм: не имела первородный грех
Протестантизм: Мария как образ совершенной женщины



Отношение к исповеди

Православие: исповедь в присутствии священника считается обязательной
Католицизм: исповедь в присутствии священника считается желательной хотя бы 1 раз в год.
Протестантизм: 



Язык богослужения

Православие: служба проходит на национальном языке
Католицизм: либо на латыни, либо на национальном
Протестантизм: на национальном



Богослужение

Православие: литургия, песнопение
Католицизм: литургия
Протестантизм: различные формы богослужения



Почитание святых

Православие: есть культ святых
Католицизм: есть культ святых
Протестантизм: -



Почитание икон

Православие: развито почитание икон
Католицизм: развито почитание икон, но в отличие от православия – молятся перед иконой, а НЕ иконе
Протестантизм: нет изображений, но есть крест



Ведизм как этническая религия Индии. Пантеон богов ведизма.

Ведизм или ведийская религия — религиозная система, предшествовавшая брахманизму и фактически являющаяся первой стадией формирования индуизма.

Своё название ведизм получил от слова «Веды». Базой для развития ведизма послужили верования праиндоевропейцев. Ведизм постепенно перешёл в брахманизм; жрецы стали доминирующим классом, что повлекло за собой трансформацию идеологии.

Основным системообразующим фактором индийской религии стала религия древних ариев, которые во II тысячелетии до н.э. стали проникать на территорию Индии. Арии были светлокожими и светловолосыми людьми, а местные племена - дравиды и прото-дравиды имели иссиня-черный цвет кожи. Древние арии были язычниками, обожествлявшими и одухотворявшими животных, растения, явления природы. Главным религиозным действием был ритуал жертвоприношений, в том числе и человеческих. Вся сложная религиозная практика постепенно была сведена к каноническим, священным текстам - Ведам.

Характерная черта ведизма — обожествление сил природы, часто в мифологических образах, а также генотеизм. Большое значение имеют магические обряды. Была хорошо развита ритуалистика, существовали различные типы жрецов.

Наиболее почитаемыми богами ведийского пантеона были Варуна, Индра, Агни и Сома. Объективное изучение ведизма в чистом виде практически невозможно. Единственным документом для изучения ведийской религии являются ранние части Вед. Чёткой иерархии богов также не существует.

Агнибог огня, доставлявший жертву небесным богам. В силу важности для ритуалов, занимал центральное место в ведийских гимнах. Огненные жертвоприношения (хома, агни-хотра и др.) играли ключевую роль в ведийской религии.
Индра — бог-воитель. Важное место в Ригведе занимает мотив космического подвига Индры — убийства змея Вритры, «сковавшего воды».
Рудраразрушитель мира, позже стал именоваться Шивой. Согласно Ведам, является вечносуществующим создателем вселенной.
Вишнупомощник Индры, совершивший «три шага», укрепивших мироздание.
Пурушагигантский первочеловек. Пуруша был принесён в жертву богами древности (садхьями), а из частей его тела была создана Вселенная (см. Пуруша-сукта). Поэтому основа ведийского культа — жертвоприношения, сопровождавшиеся сложным ритуалом, который выполнялся брахманами.
Варунабог вод, охранитель истины и правосудия, карающий за грехи.
Митра — брат Варуны, солнечный бог договора и дружелюбия.
Ашвины божественные близнецы, связанные с утренними и вечерними сумерками.
Сома — божество, равное Агни. Бог-напиток, приготовленный из сока растения. Подобный опьяняющий напиток возливается в огонь в процессе жертвоприношения.
Ямасолнечный бог смерти. Первый умерший человек, проложивший путь в царство мёртвых и ставший его царём. Обитает в жилище из света, куда после смерти попадают праведники и сами становятся богами. Как следствие, в ведизме широкое распространение получил культ предков, питаров.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 1204; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь