Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Появление индологии и распространение индуизма на Западе



Индология как научная дисциплина изучения индуизма и индийской культуры с европейской перспективы возникла в XIX веке. Ключевую роль в развитии индологии в XIX — начале XX века сыграли такие учёные как Макс Мюллер и Джон Вудрофф. Они открыли ведийскую, пураническую и тантрическую литературу и философию для Европы и США.

С начала XIX века, движение в индуизме, которое можно назвать неоведантическим, превознесло монизм некоторых Упанишад и отвергая такие популярные индусские практики как поклонение мурти, выступило инициатором общественных преобразований и диалога с другими религиозными традициями. Такие общества как «Брахмо-самадж» и Теософское общество попытались создать синтез аврамических и дхармических философий. В этот период также появился ряд новаторских движений, произошедших из местных традиций и основанных на учении таких харизматичных духовных лидеров, как Рамакришна (1836—1886) и Рамана Махарши (1879—1950).

Выдающиеся индийские философы перевели и распространили основные тексты индуизма за пределами Индии и привлекли последователей по всему миру. Вивекананда (1863—1902) и Парамаханса Йогананда (1893—1952) сыграли большую роль в популяризации на Западе йоги и веданты.

5. Характеристика индуизма, его основные черты. Пантеон богов индуизма. Учение о Брахме и Шиве. Пантеон богов индуизма. Учение о Вишне и Раме. «Рамаяна», её содержание и идеи. Учение о Кришне. «Махабхарата» и «Бхагават Гита», их содержание и идеи.

Индуи́зм — одна из индийских религий, которую часто описывают как совокупность религиозных традиций и философских школ, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты.

Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований. В индуизме существует большое количество священных писаний, которые делятся на две основные категории: шрути и смрити. Важными индуистскими текстами являются Веды, Упанишады, Пураны, эпосы «Рамаяна» и «Махабхарата» (частью которой является «Бхагавадгита») и Агамы.

Типичными для индуизма можно признать такие религиозные положения, как

дхарма - совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка,
карма - вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения,
сансара - круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой,
майя - человек из-за своего неведения (авидья) строит в уме ложное представление о существующем мире, такое представление о мире является майей. Человек часто пытается такое представление о мире натянуть на реальный мир, предаётся иллюзиям, майе,
мокша - освобождение из круговорота рождений и смертей (сансары) и всех страданий и ограничений материального существования
йога - совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния.

Прежде всего, большинство направлений индуизма (за редким исключением) безоговорочно признают высший авторитет Вед в религиозных и философских вопросах. Приверженцы разных направлений индуизма могут очень по-разному понимать и трактовать Веды, но в любом случае Веды считаются истиной.

Второе, что объединяет хинду, - это вера в Бога как в творческую и поддерживающую силу, благодаря которой существует весь проявленный мир

Третье, что присуще индуизму – это вера в то, что творение, не имеет ни начала, ни конца – оно вечно. Другими словами, хинду не верят, что Вселенная была однажды сотворена просто из ничего, и однажды будет окончательно разрушена, превратившись в ничто. И так же они не верят, что души живых существ были созданы вместе с созданием Вселенной. Души существуют вечно; они не подвержены ни рождению, ни смерти.

Четвертое: практически все хинду верят, что человек не является всего лишь физическим телом, а так же умом и чувствами, но есть нечто высшее, за пределами материи и психики, - Атман. Атман – это термин, который сложно перевести с санскрита одним словом. Поскольку в других языках нет равнозначного термина, то любой перевод искажает его смысл. Можно сказать, что Атман – это высшее «Я», дух или бессмертная душа, но эти обозначения не дают полного представления об Атмане. Принимая различные формы жизни в процессе реинкарнации (в сансаре), Атман при этом остается вечным, неизменным, неподвижным и незатронутым влиянием материального мира.

В теорию реинкарнации так же верят все хинду. Главный смысл всех духовных поисков индуиста – это найти путь освобождения из Сансары (колеса перевоплощений).

Еще одна важная характерная черта индуизма – толерантность. Хинду верят, что истина многогранна, и разные пути к истине имею право на существование.

Тримурти(Триада главных божеств)

Брахма — творит вселенную в начале времени.
Вишну — опекает вселенную в течение её существования; верховное божество в вайшнавизме.
Шива — уничтожает вселенную в конце времён; верховное божество в шиваизме.

Локапалы(Опоры и стражи мира)

Индра — бог-воитель, Громовержец, божество дождя; хранитель востока.
Сурья — божество солнца; хранитель юго-востока.
Яма — божество смерти и справедливости, божество Закона; хранитель юга.
Агни — божество огня; хранитель юго-запада.
Варуна — божество вод; хранитель запада.
Ваю — божество воздуха, ветра; хранитель северо-запада.
Кубера — божество богатства; хранитель севера.
Сома — божество Луны-Месяца; хранитель северо-востока.

Брахман (средний род, в именительном падеже Брахма) буквально значит: великое, отсюда – по преимуществу великое, высшее существо, от которого все имеет свое начало и в которое все возвращается. Это – вечно в себе законченное единство мира и всех существ, которое, как чистое единство, не может быть ни олицетворено, ни обозначено человеческими понятиями. Из этого отвлеченного единства, составляющего сущность всего, вышло второе, конкретное существо, верное отражение существа первоначального, обозначаемое мужским родом Брахман (в именительном Брахма). Это первоначальный разум, которым созданы действительный мир и род человеческий. Он сообщил людям священные книги: Веды, законы Ману и пр. Только этому Брахме мужеского рода воздают внешнее поклонение, а не отвлеченному первоначальному существу, которое, как чистое единство, не может быть предметом человеческого представления.

Вишну – также личное откровение того же первоначального духа индийцев; это слово означает или проникающий (от корня «вис»), или защитник, хранитель (от корня «ви» и частицы «сну», которая по причине гласной переходит в «шну»). Он хранитель, искупитель, вечное восстановление нравственного порядка в мире, на благо людям сам делается человеком и борется со злом. У своих почитателей бог Вишну считался ещё и творцом, хранителем и искупителем, т. е. уничтожающим старый и устанавливающим новый порядок.

Поклонение третьему богу – Шиве возникло в гористых северных частях Индии и оттуда распространилось по всей стране. Главное местопребывание его в горах, особенно на Гималаях; Шива – горное божество. Оттого он называется еще горовладыкой, а жена его – Парвати – горнорожденной, и сверх того Дургой, нелегко доступною. В этом представлении есть нечто двойственное: с одной стороны разрушительный, поглощающий свою противоположность элемент; с другой стороны огонь и теплота – начало жизни и естественной производительности. Поэтому Шива главным образом представляет собою дикую жизненную силу вообще и соединяет в себе две стороны природы: производящую и разрушающую, которые вечно сменяют одна другую, как лето и зима.

В основе вишнуизма лежит культ бога Вишну и связанных с ним Кришны и Рамы. На основе анализа индийской мифологии можно сделать вывод, что благодаря Вишну достигается синтез сотворенного мира, его структура и целостность. Четырехрукий Вишну обычно изображается возлежащим на плывущем по первобытным водам вселенной тысячеглавом драконе Шеше. Когда Вишну просыпается, из его пупка произрастает лотос, в венчике которого сидит Брахма. В мифологию Вишну включено представление об аватарах - периодических появлениях его в мире в облике зверя или человека. Каждое такое появление Вишну связано с определенной функцией, которую он должен выполнить для спасения людей. Человеческое воплощение впервые произошло в образе царевича Рамы, затем Кришны, Будды и т.д. Вишнуиты почитают также его супругу Лакшми. Культ Лакшми связан с культами плодородия и животных. Самостоятельно индусы почитают Лакшми как богиню удачи и процветания и любящую супругу.

Со 11 в. начинается интенсивное развитие вишнуизма, что в немалой степени связано с популярностью образов Рамы и Кришны — аватар Вишну.

Рама - герой древнеиндийского эпоса «Рамаяна». Этот эпос сложился в завершенном, письменном виде за несколько веков до нашей эры и стал одной из основ индийской культуры. «Рамаяна» — любимая поэма индийцев, повествующая о любви и верности, о чести и соблюдении обычаев. Неудивительно, что ее герой Рама был обожествлен в представлении народа как одно из воплощений бога Вишну.

В Рамаяне повествуется история седьмой аватары Вишну Рамы (один из четырёх одновременных воплощений Вишну, остальные три — его братья), чью жену Ситу похищает Равана — царь-ракшаса Ланки. В эпосе освещаются темы человеческого существования и понятие дхармы. В поэме содержатся учения древних индийских мудрецов, которые представлены посредством аллегорического повествования в сочетании с философией и бхакти.

Кришнаизм — ветвь индуизма, которая, не порывая с ним связи, приобрела самостоятельное значение. Кришна - древнее божество. Его имя означает «черный» и свидетельствует о том, что по происхождению он — божество аборигенное. Впервые упоминание о боге Кришну появляется в «Махабхарате» - еще одной знаменитой эпической поэме Индии. Особенно большое значение для понимания учения вишнуизма имеет глава поэмы под названием «Бхагават-гита», что в переводе означает «божественная песня».

В 60-е г. XX в. в США благодаря деятельности индийского проповедника Свами Брамхупада возникает общество «Сознание Кришны», которое быстро приобрело большую популярность. Скоро отделения этого общества появились в Европе, а затем и в России. В настоящее время общество активно действует во многих городах России, в том числе и в Новороссийске. Таким образом, одно из направлений национальной религии индуизма распространяется во всем мире.

В основе эпоса «Махабхарата» лежит повествование о распре между двумя группами двоюродных братьев — пятью Пандавами и ста Кауравами. «Махабхарата» построена вокруг попытки разрешить вопрос о соотношении свободы воли человека и воли судьбы. В этическом учении «Махабхараты» наличествуют два аспекта. С одной стороны, это порицание эгоизма и поощрение бескорыстия; с другой — недвусмысленное указание на то, что полное пренебрежение личным благом во имя абстрактного также небезопасно.

Текст «Бхагавадгиты» состоит из философской беседы между Кришной и Арджуной, которая происходит на поле битвы Курукшетра непосредственно перед началом Битвы на Курукшетре между двумя воюющими кланами Пандавов и Кауравов. Арджуна — воин и один из пяти братьев-царевичей клана Пандавов — перед решающим сражением впадает в сомнение о целесообразности боя, который приведёт к смертям многих достойных людей, в том числе его родственников. Однако его колесничий — Кришна — убеждает Арджуну принять участие в битве, разъясняя ему его долг как воина и царевича и излагая перед ним различные философские системы веданты и практики йоги, в том числе карма-йогу, которая объявляется главным путём к мокше.

Авторитет и влияние «Бхагавад-гиты» таковы, что её обычно рассматривают наравне с Упанишадами. Её называют «самой популярной индийской Библией», и из-за того, что в ней подчёркивается важность самоотверженного служения, она была главным источником вдохновения для Махатмы Ганди.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь