Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Определение понятий Дух и духовность



   Для конструктивного разговора о духовности с читателями, имеющими материалистическое мировоззрение, ей нужно дать определение. Сказать из каких структурных элементов духовность состоит, какие функции каждый элемент выполняет, цель и смысл ее существования, механизм выполнения своего предназначения. Сформулировать такое структурированное содержательное определение духовности и Духа сложно.

Графический и звуковой образ слова ДУХОВНОСТЬ состоит из слов ДУХ В НАС. То есть, оно обозначает наше отношение к Духу. Если мы для него открыты и принимаем его в душу и тело, и живем по его законам – мы духовные.

 Духовность – это характеристика человека, определяющая меру или степень его приятия Духа, соединения с ним, которое, может реализоваться как касание, принятие, наполнение, погружение, единение, служение, подчинение и другими вариантами взаимодействия.

 О-предел-ение понятия означает установление его пределов или границ. У Духа никаких границ нет. Ни правовых, потому что он свободен, никому не принадлежит, существует независимо от человека; ни временных-возрастных, потому что он вечный и всегда молодой; ни территориальных, потому что он не привязан к месту; нет формы, размеров, цены и т.д. Поэтому ему трудно дать определение. Для различения Духа и души и осознания связи между ними,  сравним Дух с душой.

Душа - личная, индивидуальная, временно «прописанная» в определенном человеке, пока он жив. После биологической смерти душа покидает тело. Определением «одушевленный» разграничивают живые организмы (кто) и неживые предметы (что). В разговорной речи различия между душой и Духом иногда не четкие и совпадают как синонимы. Например, выражение «испустить дух», по результату соответствует «умереть», а по смыслу - перестать быть одушевленным, расстаться с душой. Живой, одушевленный Человек сам выбирает свою стратегию отношений с Духом: принимать, присоединяться и быть с ним, то есть, быть духовным - или нет. Если Да, то что это для человека?

Духовность - это определенное подчинение Духу, причем не как физической силе реального человека, а силе надчеловеческой, даже неземной, космической. Духовность на психо-физическом уровне проявляется как настройка или перезагрузка личности, форматирование под определенный Идеал. На социальном уровне это можно сравнить с вступлением в виртуальную партию, причем, без каких-либо формальностей - письменного заявления, членских взносов, контроля, но с добровольным, полным подчинением Духу, как Лидеру, который персонально не существует, никак себя не проявляет, но все видит, слышит, знает, решает и умеет. Духовность реализуется как добровольное выполнение человеком нравственных обязательств при удовлетворении биологических, социальных и духовных потребностей. Нравственные заповеди,  всем хорошо известны из Библии: не желай ничего чужого, не завидуй, не кради, не убивай, не прелюбодействуй, почитай отца и мать, не делай идолов и не служи им и др. Их выполнение исключает радикализацию, экстремизм и терроризм.  

Ограничение собственных прав нравственными нормами духовным человеком  осуществляется добровольно. Оно ощущается не как надзор и принуждение, а наоборот, как подключение и присоединение к ресурсам Силы Духа в результате вступления в виртуальную партию, возглавляемую самим Всевышним. Членство в ней дает чувство и представление Правды, единения с Высшей Силой, которая правильно - идеально организована и направлена.

В диаде Дух-Человек. Дух главный. Но какой Он?  Это великая тайна.  Инструментам познания и обозначения он не доступен. В этом состоит сложность осознания, осмысления, понимания и определения Духовности, а также привлекательность попыток справиться с этой сверхсложной, нечеловеческой задачей с Божьей помощью.

Дух нельзя описать и изобразить, потому что его невозможно увидеть глазами. На зрительные рецепторы сетчатки глаз он не действует, и прямых, зримых, видимых характеристик – цвета, размеров, формы у Духа нет. Его нельзя нарисовать. Но ассоциативные зрительные характеристики существуют – «нечистый дух», а также чистый, светлый, свободный и др. Визуальные проявления духа воплощаются в духовной живописи – иконах и картинах. Распространенные, зримые символы духовного содержания – храмы, мечети, соборы, гербы, знамена, кресты, полумесяц и др.

Дух не имеет запаха. Носом - рецепторами, воспринимающими запахи знакомых веществ и предметов – хлеба, ландыша, леса и др. Дух не ощущается. Но ассоциативные обонятельные характеристики известны. Например, у Пушкина «Здесь Русский дух. Здесь Русью пахнет». В духовных ритуалах используются ароматы – ладан, елей, благовония...

Веса Дух тоже не имеет. Его нельзя взвесить на весах и определить сколько он весит. Но, опять же, ассоциации весового характера применяются – «легкий дух», «тяжелый дух»…

Вкуса у Духа тоже нет. Вкусовыми рецепторами языка, различающего сладкое, соленое, кислое, горькое дух не ощущается. Даже нет вкусовых ассоциаций, определяющих Дух. То есть, он более всего далек от пищи земной, материальной, которую можно откусить или отпить, пожевать, проглотить. Но есть продукты духовного предназначения – святая вода, просфорки, пасхальный кулич, крашеные яйца. В религиях имеются регламентация пищевого поведения - постные дни, посты. Есть понятия «пища духовная», «питаться духом святым». Это значит - ничего не есть, но голода не ощущать. Это метафора. Биологических составляющих - белков, жиров, углеводов, витаминов в духовной пище нет.

Дух не звучит. Звуковые рецепторы уха, которыми определяются характеристики звука - громкость, тональность, источник звука, его место, например, звонок телефона, сигнал машины, гром небесный, Дух не воспринимают. Однако, существует музыка, которую люди однозначно определяют как духовную. Духовные ритуалы содержат звуковую часть – колокольный звон, орган, церковные хоры, исполняющие молитвы. Духовность выражается словами и воспринимается на слух. Проповеди озвучивают священнослужители. 

  То есть, Дух существует, но человеком познается не органами чувств, как вещество, а душой, то есть, психическими функциями – как определенное состояние со-знания, чувств, восприятия, воображения, внимания, воли, мышления. 

Известное выражение быть «в духе» характеризует субъективное, душевное состояние человека, его нахождение в пространстве Духа, как резонанс и гармония души и Духа. Это хорошее состояние души - гармонии, радости, оптимизма, уверенности, ясного сознания, творческого вДОХновения. Оно проецируется на состояние психических функций. Психофизиологическое толкование – гармония левополушарных, правополушарных и подкорковых функций. Нейрохимическое объяснение – высокий уровень и баланс дофамина, норадреналина, серотонина, окситоцина и других медиаторов, гормонов, пептидов и др. 

Быть «Не в духе» - значит выйти из пространства Духа. Это плохое, неконгруентное состояние Души и Духа. Оно проецируется на психические функции как снижение настроения, активности, наличие мыслей об угрозах, обидах, отсутствие плана действий. Психофизиологическое представление - доминирование правого полушария. Нейрохимическое толкование - дефицит серотонина, дофамина, норадреналина, окситоцина и других медиаторов и пептидов. 

Дух не материален, не доступен прямому, контактному познанию с помощью органов чувств, но взаимодействие с ним Человеку необходимо. Оно осуществляется душой, то есть психическими функциями и состояниями. Для этого используются методические приемы и техники, хорошо знакомые священникам, психотерапевтам, воспитателям, музыкантам, художникам, актерам и другим специалистам, соработающим с Духом.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь