Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Идейная направленность и проблематика произведения «Песня о Соколе». ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Мечта Горького о героическом и прекрасном с особой силой и полнотой воплотилась в произведениях "Песня о соколе", "Песня о буревестнике". Горький строит рассказ на контрасте - люди - соколы и люди - ужи. Автор рисует два определенных типа людей: одни, схожие с гордыми, свободными птицами, другие - с ужами, обреченными всю жизнь «ползать»: « - Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо... Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга! (Сокол) - Ну что же - небо? - пустое место... Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно... тепло и сыро! (Уж)» Читая «Песню о Соколе», невольно становишься на сторону то одного, то другого героя. Сокол, безусловно, вызывает симпатию своей самоотверженностью и храбростью, неукротимой волей к победе. Уж тоже, кажется, говорит здравые вещи: «Пусть те, кто землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье - землей живу я». Смысл в данном случае - сделать выбор, от которого мы сможем отталкиваться дальше в путешествии по жизни. Не важно, насколько длинной она будет, может, короткой, как у Сокола, но она будет полной. Хочется прожить жизнь так, чтобы потом не было мучительно стыдно за то, как ты это сделал. Хочется раз за разом пробовать себя на прочность, искать ответы на поставленные вопросы, и «бороться и искать, найти и не сдаваться».
Идейная направленность и проблематика произведения «Песня о Буревестнике» Буревестника Максим Горький отождествляет с неким высшим существом, которому подвластно управлять морской стихией, и который радуется надвигающейся бури и «над тучами смеется», то есть готов открыто вступить в схватку с непогодой и выйти из нее победителем. В контексте пропаганды революционных идей «Песня о буревестнике» обретает совершенно иной смысл. В ней звучит неприкрытый призыв к изменению действующего общественно - политического строя и свержению самодержавия, избавиться от которого без народной «бури» массового и кровопролитного восстания - не представляется возможным. Однако ни буревестника, ни автора произведения совершенно не заботит судьба «чаек» и «глупых пингвинов», которые рассчитывают на то, что буря скоро уляжется, и все в мире вернется на круги своя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Горький в романтических произведениях воспевал героизм будней, призывал к подвигу, любовался активными борцами за свободу человека, утверждал права личности на независимость, творческую и трудовую активность. Герои автора любят людей и совершают подвиги во имя общественных идеалов, борясь за справедливость, гуманистические представления об устройстве общества, готовы погибнуть за социальные интересы, за торжество общественных законов, за свободу личности, ее права и самоопределение. Но при этом его герои чувствуют высокую ответственность перед людьми, являются образцом выполнения своего долга и обязанностей. В исследованных рассказах и поэтических произведениях природа подвига героев очевидна: это высокая ответственность за жизнь на земле, трудовые успехи во имя общественного блага. Ведущей темой у писателя является тема сопротивление действительности. Она раскрывается с помощью образов многих героев, которые противостоят реальности, не подчиняются общим правилам, стремятся найти истину и обрести свободу. Именно такими были герои произведений М. Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль». Читатель постоянно сталкивается то с образами стихий (бушующее море, отвесные скалы, дремлющий лес), то с животными олицетворяющими человека (Сокол, Буревестник), а главное с героическими людьми, действующими по зову сердца (Данко). Во всем этом и заключалось новаторство Горького - создание новой, сильной и волевой личности, романтического героя, стремящегося совершить подвиг. Именно таких героев Горький хочет видеть в реальной жизни. Горький считает, что главное призвание человека - «светить миру», быть свободным от низких предрассудков толпы и прежде всего от самого себя. Тема подвига и благородства показана в произведениях Горького. Такие, как Сокол, поднимают людей на борьбу, заставляют задуматься над своей жизнью и идти отстаивать свою свободу и независимость. «Человек - это звучит гордо!.. Не унижайте жалостью человека…», - так Горький формулирует очень важную формулу человеческого достоинства, истоков героических помыслов и смысла человеческой жизни. Горький призывает верить в творческий потенциал, в силы гражданской ответственности человека перед своими современниками и последующими поколениями людей нашей страны. «Все во имя человека, все для человека!» - таков смысл патетических призывов Горького. Человек - мерило всех событий, всех действий, всей великой работы на земле.
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ 1. Литература: Справ. Материалы: Кн. Для учащихся/Л64 С.В. Тураев, Л.И. Тимофеев, К.Д. Вишневский и др. – М.: Просвещение, 1989. – 335 с. 2. Русская советская литература учебник для 10 класса средней школы Редактор Е. П. Пронина 3. https://lektsii.org/8-64162.html 4. http://lit-helper.com/p_Osobennosti_rannego_tvorchestva_M__Gor-kogo 5. http://www.yaklass.ru/materiali?mode=sochi&sochid=1533 6. http://www.litra.ru/composition/get/coid/00171111210767063715 7. https://www.allsoch.ru/sochineniya/1997 8. http://fb.ru/article/128377/analiz-makara-chudryi-m-gorkogo 9. http://www.litra.ru/composition/get/coid/00454921212571802377 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 1301; Нарушение авторского права страницы