Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Фольклор в детском чтении и в детской литературе (малые жанры детского фольклора; сказка в детском чтении).
Детский фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, сочиненные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного творчества взрослых. Функционирование детского фольклора тесно связано с игрой. В системе жанров детского фольклора особое место занимает «материнская поэзия». Сюда относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких. Колыбельные. Жанр музыкально-поэтический (важна поэзия звуков, а не поэзия смыслов). В центре колыбельной – сам ребенок, окруженный идеальным миром. В колыбельной даются первые педагогические наставления. Пестушки, потешки. Как и колыбельные песни, эти произведения содержат в себе элементы первоначальной народной педагогики, простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром. Пестушки (от слова «пестовать» — воспитывать) связаны с наиболее ранним периодом развития ребенка. Пестушки сопровождают физические процедуры, необходимые ребенку. Пестушки лаконичны. «Сова летит, сова летит», — говорят, например, когда машут кистями рук ребенка. Потешки — более разработанная игровая форма, чем пестушки. И более объемна. Несет в себе развлекательную функцию. Небылицы-перевертыши, нелепицы. В основе этого жанра лежит оксюморон (сочетание несочетаемого). У ребенка развивается систематизация явлений окружающего мира и юмор. Считалки. Это веселые и ритмичные стишки, под которые распределяются роли в игре. Считалки родились в игре и неразрывно с нею связаны. Скороговорки. Они относятся к жанру потешному, развлекательному. Корни этих произведений устного творчества также лежат в глубокой древности. Это словесная игра, входившая составной частью в веселые праздничные развлечения народа. Скороговорки всегда включают в себя нарочитое скопление труднопроизносимых слов, обилие аллитераций («Был баран бе- лорыл, всех баранов перебелорылил»). Этот жанр незаменим как средство развития артикуляции и широко применяется воспитателями и медиками. Заклички – небольшие стихотворения, обращенные к силам природы, животным, растениям и тп. «Радуга-дуга, Не дай нам дождя, Дай красна солнышка Колоколицы!» (Закличка). Малые жанры в круге детского чтения: Ø Пословица (первый собиратель - Даль) Ø Поговорка Ø Загадка Ø Скороговорка Сказка. 3 жанра сказки: о животных, волшебная, бытовая. Возникли в незапамятные времена. В сказке непременно торжествуют истина и добро. Воображаемый, фантастический мир оказывается отображением реального мира в главных его основах. Сказочная, непривычная картина жизни дает ребенку возможность сравнивать ее с реальностью, с окружением, в котором существуют он сам, его семья, близкие ему люди. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано. Чаще всего персонаж воплощает какое-нибудь одно качество: лиса хитра, медведь силен, Иван в роли дурака удачлив, а в роли царевича бесстрашен. Персонажи в сказке контрастны. Отличительные элементы волшебной сказки: Ø Отлучка героя из дома Ø Путешествие героев в иной мир Ø Встреча с волшебным помощником (животным) Ø Обретение волшебного средства Ø Битва с героем-антагонистом Ø Финал (свадьба, воцарение) Качества, которые формирует сказка в ребенке: Ø Чувство дома Ø Чувство семьи и рода Ø Учит целомудрию и заслуженной любви Ø Учит тому, что добро должно побеждать зло Понятие бродячего сюжета – общий сюжет для сказок разных народов. 4. Литературная сказка: проблема определения; история становления и развития жанра в России. Основоположник литературной сказки – Шарль Пьеро (1628-1703). Член французской академии наук. Издал книгу-цикл сказок «Принцессе», «Золушка» и тд. Романтизм немецкий (начало 19в.). Интерес к фольклору. Братья Гримм – собиратели фольклора и обработчики сказок. Эрнест Тоуфман – «Щелкунчик». В России в начале 19 в. был всплеск интереса к немецкой культуре, литературе, философии. Интерес к литературной сказке в России приходит из Германии. Русская литературная сказка 19 в. Первый сказочник – Антоний Погорельский. 1822 – «Черная курица, или подземные жители». В сказке есть все мотивы фольклорной сказки, но переосмыслены они в духе авторского психологизма – конфликт добра и зла происходит в душе одного человека. Это отличает фольклорную сказку от литературной. Одиночество ребенка, его потерянный мир. В.Ф. Адоевский, «Городок в табакерке»(1834) – первая научно-познавательная сказка. В.А.Жуков входит в литературу как переводчик с немецкого. Его сказки: «Спящая царевна», «Сказка о царе Берендее», «Война мышей и лягушек». А.С.Пушкин пишет сказки с 1831-1834 год. Сказки изначально не были предназначены для детского чтения. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы