Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сказки А.С. Пушкина: сюжетные источники, интерпретация фольклорных мотивов, мифопоэтика, образность.
А.С.Пушкин пишет сказки с 1831-1834 год. Сказки изначально не были предназначены для детского чтения. В «Сказке о рыбаке и рыбке» (1833) отразились мотивы, бытующие не только в русском, но и в зарубежном фольклоре. Так, в сборнике братьев Гримм есть похожая сказка («Сказка о рыбаке и его жене»). Сказка Пушкина представляет собой философское по замыслу размышление о противостоянии терпеливого добра и агрессивного зла. Не чужд поэт и социальных мотивов. Это подчеркивается резким противопоставлением старика и старухи: он остается крестьянином, а она поднимается все выше по социальной лестнице. Старуха из сказки Пушкина не есть только и столько указание на возраст, сколько стилизация фольклорного начала русских сказок. В образе старика олицетворяется народное начало сказки. Старик – воплощение мудрости. Он вынужден покоряться воле жадной старухи, но не испытывает к ней почтения, как бы высоко ни вознеслась она. Об этом свидетельствует его обращение к ней, когда она захотела стать царицей: «Что ты, баба, белены объелась?» В сказке Гримм старик заодно со старухой, но он испытывает чувство неловкости перед рыбой. В отличие от Пушкинской сказки, в сказке Гримм повествуется не о «рыбаке и рыбке», а о «рыбаке и его жене». Конфликт – внутрисемейный. Образ старухи, постепенно выходит за рамки изображения жадности и становится символом социального гнета. Из-за человеческой жадности и глупости нарушается гармония в природе: море всякий раз всё неспокойнее и грознее. В «Сказке о рыбаке и рыбке» отразилось народное отношение к тиранам. Добро не столько побеждает зло в открытом противостоянии, сколько пережидает его. Сказка завершается поучительной картиной наказанного по законам высшей справедливости (их выразителем является золотая рыбка) самодурства: Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто. Сказка написана речитативным стихом (в ней отсутствуют рифмы). «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» написана в 1833 г. В ней особенно четко отразилась гуманистическая направленность пушкинских сказок. В «Сказке о мертвой царевне» положительные персонажи наделены такими чертами характера, которые ценятся людьми труда: добротой, великодушием, храбростью, преданностью в дружбе. Добро и зло изображаются в почти одинаковых внешне портретах двух красавиц. Любовь спасает царевну от смертельного сна. Вопросы жизни и смерти, добра и зла освещены Пушкиным с позиции народной веры Царица-мать верно ждет своего мужа, отправившегося в дальний поход. Пушкин рассказывает об этом в ярких сценах, близких по стилю к устному народному творчеству. В образе царевны-дочери преобладают романтические мотивы. Она вызывает любовь девушки Чернавки и семерых богатырей и тем, что «всех милее, всех румяней и белее», и, главное, своей добротой, отзывчивостью, готовностью прийти на помощь. Образ королевича Елисея дан в былинных тонах. Герой «отправляется в дорогу за красавицей душой, за невестой молодой». Он близок к природе. Лирические обращения Елисея к солнцу и месяцу, и наконец, к ветру поэтически окрашивают его образ, придают ему особое обаяние. «Сказка о мертвой царевне» написана поэтом в творческом состязании с Жуковским. Но в отличие от него Пушкин не ограничивается романтическим изображением героев, он вводит реалистические картины жизни царского двора, создает и сатирические персонажи в своей сказке. Основная же сила сатиры Пушкина направлена против царицы-мачехи, олицетворяющей «темный мир» в сказке. Зависть и злость ко всему светлому и доброму приводят ее в конце концов к смерти: «Тут ее тоска взяла, и царица умерла». Так в сказке победа добра символизирует гибель зла. 7. Андерсеновская традиция в русской литературной сказке. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 749; Нарушение авторского права страницы