Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эллинистические государства: социально-политический строй и культура.



Эллинистические государства – это важная веха, особый период в человеческой истории, оказавший огромное влияние на последующее развитие общественно-государственного и культурно-политического мирового строя. Что стало причиной появления этих держав? В результате чего возникли эллинистические государства? Каковы их отличительные черты и особенности? Данная статья будет посвящена этим и многим другим вопросам. Также мы ознакомимся с конкретными примерами эллинистических государств, узнаем их краткую историю и поговорим о знаменитых правителях того времени. Предыстория, или с чего все начиналось Эллинистические государства пришли на смену Классической эпохе государственного строя, характеризующейся античной городской гражданской общиной. В тот исторический период человеческое общество было организовано в так называемые полисы, часто принимаемые облик городов-государств. Каждая отгороженная территория считалась отдельной страной, во главе которой стояла земледельческая община. Поэтому, если говорить кратко, возникновение эллинистических государств зиждилось на основе античных полисов. Чем еще характеризовались данные поселения? Прежде всего, каждая гражданская община состояла из городского центра и прилегающей к нему сельскохозяйственной территории. Члены общин обладали одинаковыми политическими и владельческими правами. Существовала и отдельная часть населения в полисе, не имеющая гражданских прав. Это были рабы, метеки, вольноотпущенники и другие. Каждый город обладал собственной властью, денежной единицей, религиозной и светской организацией. Государственный строй таких полисов был разнообразен: начиная от монархического политического режима и заканчивая демократическим или капиталистическим. Чем ознаменовалась новая общегосударственная система? Что изменилось с возникновением эллинистических государств? Кратко об этом речь пойдет ниже. Новый виток в общественных отношениях Прежде всего, на смену городам-государствам пришли целые империи или державы, включающие в себя не один город, а несколько крупных поселков и городищ, окруженных сельскими поселениями, пространными пастбищами и просторными лесами. Кто смог осуществить такой общегосударственный переворот, затронувший все сферы человеческого общества? Этим человеком стал не кто иной, как Александр Македонский. Благодаря завоеваниям этого сильного и могущественного правителя как раз и возникли эллинистические государства. Кратко об этом речь пойдет ниже. Однако вначале давайте узнаем, чем примечательна эллинистическая эпоха и какую роль она сыграла в общеполитической мировой истории. Суть эллинизма Если сказать кратко, эллинистические государства являлись следствием распространения греческой культуры, активно внедряемой Александром Македонским. Это порождало новые политические и общественные связи, торгово-рыночные отношения, а также популяризацию греческого языка и культуры. Эллинизация стран Востока обуславливалась принятием местным населением культуры, обычаев, традиций и взглядов греков-завоевателей, а также подражанием их образу жизни, привычкам и государственному строю. Основным инструментом распространения греческой культуры являлось градостроительство, так как эллинистические власти занимались активным возведением городов на подконтрольной им территории. Масштабы строительства больших городов были огромными и впечатляющими. На их территории заранее планировались широкие улицы, просторные парки, религиозно-культовые здания и большие центральные площади. Такое обширное градостроительство являлось основной особенностью эллинистических государств, так как город в греческой культуре считался центром искусства, образования и политической жизни всего населения. Другим способом распространения греческого образа жизни стало насаждение образования, активно осуществляемое Македонским и его приверженцами. Александр Великий очень любил просвещение. Он строил школы и библиотеки, поощрял труды литераторов и ученых, способствовал становлению театра и переводу священных книг. Как уже упоминалось выше, эллинистические государства возникли в результате завоеваний Александра Македонского. Кем был этот человек и что ему удалось достичь? Предводитель эллинизма Александр Македонский, родившийся летом 356 года до нашей эры, в двадцать лет стал царем в результате преждевременной смерти своего отца. За тринадцать лет своего правления Александр не только укрепил собственное государство, но и завоевал Персидскую империю и распространил греческую культуру по всему Востоку. Тем самым он показал себя как блестящий полководец и мудрый властелин. Став царем Азии, Александр Великий захотел уравнять и соединить победителей с побежденными. Он стремился объединить обычаи разных народов. Данная политика касалась и ношения восточных одежд, и соблюдения придворных церемоний, и содержания гарема. Однако придерживаться персидских обычаев или нет – зависело от самого захватчика-македонянина, Александр не заставлял своих подданных строго придерживаться тех или иных восточных традиций. И все же против Македонского неоднократно вспыхивали бунты в его же собственных войсках. Возможно, это было связано с внедрением персидского обычая целовать ноги своему повелителю. Смерть властелина Согласно многим историческим сообщениям, Александр Великий умер внезапно, после десятидневной тяжелой болезни. Одни связывают заболевание эллинистического правителя с малярией или воспалением легких. По мнению других, великий полководец мог умереть вследствие паразитарных заражений или онкологического недуга. Существует версия и о преднамеренном отравлении Александра во время его очередного военного похода. Как бы там ни было, со смертью Македонского наступил упадок греческих государств, приведший к полному падению Греции и грандиозному процветанию Римской империи – страны, покорившей эллинистические государства. Какие же державы входили в состав греческого правления? Завоеванные страны Как мы увидели, эллинизм и эллинистические государства тесно взаимосвязаны. Благодаря завоеваниям Александра Македонского и покорению многих народов стало возможным распространение греческой культуры. Какие страны входили в список эллинистических государств? Вот некоторые из них: Государство Селевкидов. Греко-Бактрийское царство. Индо-греческое царство. Эллинистический Египет. Понтийское царство. Ахейский союз. Пергамское царство. Боспорское царство. Главные эллинистические государства (как и многие другие вышеперечисленные) являлись своеобразным синтезом между местной деспотической властью и греческой политической традицией. Во главе каждого отдельного государства стоял царь. Его власть опиралась на бюрократический аппарат и граждан, пользующихся особыми правами и привилегиями. Благодаря возникновению эллинистических государств и их дружеским отношениям империя Александра Македонского включала в себя стабильные, хорошо развитые державы, объединенные общими культурными и политическими ценностями. Какова краткая характеристика эллинистических государств? Давайте познакомимся с ними поближе. Эллинистические государства. Их сходства и различия После смерти Македонского его великая и сильная империя развалилась, так как была поделена между его полководцами. Отдельные державы несли в себе идеи и взгляды греков, но все же они уже не обладали былой мощью ни в политическом, ни в культурном, ни в военном смысле. Чтобы узнать больше об этих эллинистических государствах, необходимо определить их основные параметры и характеристики. Государство Селевкидов Представляло собой монархию, ядром которой был Ближний Восток. Это государство, огромное по занимаемой территории, включало в себя Малую Азию, Финикию, Месопотамию, Сирию и Иран. Фактически оно представляло собой связывающее звено между греческой и восточной культурой. Начав проводить военную агрессию, империя столкнулась с римской армией и получила резкий отпор. Затем была захвачена парфянами и армянами, после чего превратилась в римскую провинцию. После того как государство вошло в состав Римской империи, ему было определено другое название – Сирия. Здесь по-прежнему царила греческая культура, нашедшая отражение в греко-македонских общинах, греческих храмах, банях и театрах. Сирийцы слыли нравственно распущенными людьми, предающимися различным удовольствиям и усладам. Государство существовало за счет внутренних налогов (подушный, таможенный, соляной, муниципальный и другие). Также держава славилась своей сильной, профессиональной армией, основоположником которой являлся Александр Македонский. Греко-Бактрийское царство Возникло в результате распада империи Селевкидов. В состав державы входили земли Бактрии и Согдианы. Само государство просуществовало чуть больше ста лет. Поначалу население страны придерживалось греческих традиций и мировоззрений, но со временем жители переняли образ мышления и обычаи Востока, что породило культурно-религиозное смешение, называемое “греко-буддизмом”. Экономика страны держалась в основном на золотодобыче и вывозе шелка из Китая. Индо-греческое царство Возникло в качестве расширения Греко-Бактрийского, охватывало всю территорию северной Индии. Правящей династией в государстве были наследники Евтидема, они значительно расширили царство благодаря многочисленным военным действиям, проводившимся на западе и востоке своей страны. В первые годы возникновения данное эллинистическое государство придерживалось индуистских религиозных взглядов, на смену которым пришел буддизм, тесно связанный с греческой культурой. Например, культовые здания и изображения представляли собой смесь восточных и эллинистических традиций. Последний царь государства был свержен индоскифскими завоевателями. Понтийское царство Это греко-персидское государство занимало южный берег Черного моря и просуществовало около двухсот пятидесяти лет. Было условно разделено Понтийскими Альпами на две части: нагорную (где добывали руду и другие драгоценные металлы) и прибрежную (где выращивали оливки и занимались рыболовством). Между этими областями существовали различия в культуре и обычаях. Население побережья было грекоговорящим, в то время как жители внутренних районов принадлежали к иранской национальности. Религия царства была смешанной – в ней находили отражение как греческая мифология, так и персидские мотивы. Некоторые цари государства придерживались иудаизма. Армия страны считалась сильной и многолюдной (до трехсот тысяч воинов), в состав которой входил мощный флот. Однако это не помешало Понтийскому государству потерпеть разгромное поражение в битвах с Римской республикой, после чего западная часть страны присоединилась к Риму в качестве провинций Вифиния и Понт, а восточная часть отошла к другому государству. Пергамское царство Занимало северо-западный регион Малой Азии. На протяжении всей истории (около ста пятидесяти лет) государство было населено разнообразным национальным составом. Здесь жили афиняне, македонцы, пафлагонцы, мисийцы и другие. Пергамские цари славились своим покровительством искусству, литературе, науке и ваянию. Под конец существования государства его правители выступали в качестве вассалов римского императора, что в конце концов привело к тому, что царство превратилось в одну из римских провинций. Коммагенское царство Считается древнеармянским эллинистическим государством, находящимся на территории современной Турции (точнее, некоторых ее областей). История данной державы не была отмечена какими-либо выдающимися памятными событиями, хотя ее царям на протяжении длительного периода удавалось отстаивать свою независимость. И все же со временем Коммагена была присоединена к Риму в качестве очередной провинции. Однако на этом история эллинистического государства не была окончена. На некоторый период, по распоряжению императора, Коммагенское царство вновь обрело свою самостоятельность, чтобы через тридцать лет окончательно присоединиться к Римской империи. Эллинистический Египет Являлся основным центром греческой культуры. История данного эллинистического государства началась с момента его покорения Александру Македонскому и закончилась поражением державы в битве с римским правителем Октавианом. С тех пор Эллинистический Египет стал входить в Рим в качестве одноименной провинции. Египтом в те времена управляли Птолемеи. В своей власти они сочетали как греческие, так и местные традиции и обычаи. При дворе существовали привилегированные должности, такие как “родственники”, “первые друзья”, “приемники” и подобные им. Административно Египет разделялся на несколько полисов, которые не играли значительной роли в политическом управлении, а также на номы, которые вообще не обладали ни влиянием, ни самоуправлением. Важной социальной и политической силой в государстве обладали жрецы, находящиеся при каждом храме. Эти культовые работники получали материальное пособие из казны, а также собирали подношения множества верующих. В период эллинизма Египет отступал от своей культурной самобытности, постепенно перенимая эллинистический образ жизни. Здесь процветали библиотеки и школы, развивались такие науки, как геометрия, математика, география и другие. В Эллинистическом Египте жили знаменитые литераторы, такие как Каллимах, Аполлоний Родосский, Феокрит, которые творили в различных жанрах и стилях (гимны, трагедии, мимы, идиллии и другие). Религия государства соединила в себе греческое и египетское вероисповедание, выражающееся в культе бога Сараписа. Ахейский союз Другое название державы – военно-политическое объединение древнегреческих городов, обосновавшееся в южной части Балканского полуострова. На территории Ахейского союза не было центрального лидирующего полиса. Верховной властью считался синклит – собрание членов Союза, в который могли входить все свободные мужчины, достигшие тридцатилетнего возраста. На подобных встречах принимались законы и рассматривались текущие дела. Ахейцы обладали сильной армией, но очень редко воевали, чаще всего в оборонительных целях. Образовавшись в четвертом веке до нашей эры, Ахейский союз потерпел поражение в сто сорок шестом году до нашей эры, проиграв римскому полководцу. Боспорское царство Античное государство, территориально расположенное на севере Причерноморья, в Керченском проливе. Образовавшись в пятом веке до нашей эры, уже к первому веку до рождения Христа оно стало зависимым от Римской империи. Экономика государства базировалась на выращивании злаковых – проса, пшеницы, ячменя. Также боспорцы специализировались на экспорте соленой и вяленой рыбы, кожаных и меховых изделий, скота и даже рабов. Среди импортируемых товаров ценились вина, оливковое масло, дорогие ткани и драгоценные металлы, искусно выполненные статуи, вазы и терракоты. Конец данных государств и причины этого Как видим, государства эллинистического мира играли важную роль в культурном, общеполитическом и социальном плане всей эпохи. Возникнув практически в один момент, каждая держава обладала собственной историей и собственным административно-политическим устройством, что отрицательно сказалось на их дальнейшей судьбе. Каковы основные черты эллинистических государств? Прежде всего, это их направленность на греческую культуру, отражающуюся в искусстве, религии, науке и других сферах жизни каждого жителя. Как уже упоминалось выше, эллинистические государства возникли в результате завоеваний Александра Македонского и распространения греческой культуры среди восточного населения того времени. Конец этих некогда могущественных держав был разгромным и эпохальным. Однако события разворачивались медленно и постепенно. Основную роль в покорении греческих держав сыграл Рим, ставший новым, реальным претендентом на мировое господство после империи Александра Великого. Самым первым, кто вступил в противоборство с Римской державой, был Антиох III – правитель Селевкидов. Он потерпел поражение, следствием которого являлось подчинение Греции и Македонии римским легионерам. Это произошло в сто шестьдесят восьмом году до нашей эры. Затем в военные распри с римлянами вступила Сирия, которой пришлось обороняться от агрессивных нападок новой главенствующей державы. Подчиненное положение Сирии Селевкидам привело к тому, что государство практически сразу покорилось завоевателям. В шестьдесят четвертом году до нашей эры Сирия стала провинцией Римской империи. Дольше всех продержался Египет. Династия Птолемеев, во главе которой на тот момент стояла могущественная царица Клеопатра, долгое время сопротивлялась римскому господству. Расчетливая египетская правительница была любовницей влиятельных императоров, территориально находящихся во вражеском лагере. Ими были и Цезарь, и Марк Антоний. И все же Клеопатра вынуждена была признать римское господство. В тридцатом году нашей эры она покончила жизнь самоубийством, после чего могущественный Египет перешел во власть Римской империи и затерялся среди ее многочисленных провинций. Это было концом целой эллинистической эпохи, нашедшей отражение в нескольких крупных греческих государствах того времени. С тех пор главенствующее место на мировой арене отошло Риму, ставшему центром культурной, политической и экономической жизни общества того времени.

Культура эпохи эллинизма

 

Введение

Новым рубежом в истории Греции становится поход на Восток Александра Македонского (356–323 до н.э.) – сына Филиппа II, подчинившего Грецию. В результате похода (334–324 до н.э.) была создана огромная держава, простиравшаяся от Дуная до Инда, от Египта до современной Средней Азии. Начинается эпоха эллинизма (323–27 до н.э.) – эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и местных культур способствовало созданию единой эллинистической культуры, сохранившейся и после распада империи на ряд так называемых эллинистических государств (Птолемеевский Египет, государство Селевкидов, Пергамское царство, Бактрия, Понтийское царство и др.).

Сущность эллинизма

Основные черты эллинизма

Что же такое эллинизм, каковы его характерные черты? Эллинизм стал насильственным (т.е. достигнутым в результате ожесточенных войн) объединением древнегреческого и древневосточного мира, ранее развивавшихся раздельно, в единую систему государств, имеющих много общего в своей социально-экономической структуре, политическом устройстве, культуре. В результате объединения древнегреческого и древневосточного мира в рамках одной системы создалось своеобразное общество и культура, которые отличались как от собственно греческого (если исходить из особенностей Греции V–IV вв. до н.э.), так и собственно древневосточного общественного устройства и культуры и представляли сплав, синтез элементов древнегреческой и древневосточной цивилизаций, который дал качественно новую общественно-экономическую структуру, политическую надстройку и культуру.

Как синтез греческих и восточных элементов эллинизм вырастал из двух корней, из исторического развития, с одной стороны, древнегреческого общества и прежде всего из кризиса греческого полиса, с другой – он вырастал из древневосточных обществ, из разложения его консервативной, малоподвижной общественной структуры. Греческий полис, обеспечивший экономический подъем Греции, создание динамичной социальной структуры, зрелое республиканское устройство, включая разные формы демократии, создание замечательной культуры, в конце концов исчерпал свои внутренние возможности и стал тормозом исторического прогресса. На фоне постоянной напряженности в отношениях между классами развернулась острая социальная борьба между олигархией и демократическими кругами гражданства, которая вела к тирании и взаимоуничтожению. Раздробленная на несколько сотен мелких полисов небольшая по территории Эллада стала ареной непрерывных войн между коалициями отдельных городов-государств, которые то объединялись, то распадались. Исторически необходимым для дальнейших судеб греческого мира представлялось прекращение внутренних беспорядков, объединение мелких враждующих между собой независимых полисов в рамках крупного государственного образования с твердой центральной властью, которая бы обеспечила внутренний порядок, внешнюю безопасность и тем самым возможность дальнейшего развития.

Другой основой эллинизма стал кризис древневосточных общественно-политических структур. К середине IV в. до н.э. древневосточный мир, объединенный (кроме Индии и Китая) в рамках Персидской империи, также переживал серьезный общественно-политический кризис. Застойная консервативная экономика не позволяла освоить обширные пространства пустующих земель. Персидские цари не возводили новых городов, уделяли слабое внимание торговле, в подвалах их дворцов лежали огромные запасы валютного металла, которые не пускались в оборот. Традиционные общинные структуры в наиболее развитых частях Персидской державы – Финикии, Сирии, Вавилонии, Малой Азии – разлагались, и частные хозяйства как более динамичные производственные ячейки получили некоторое распространение, но этот процесс шел медленно и болезненно. С политической точки зрения Персидская монархия к середине IV в. до н.э. представляла собой рыхлое образование, связи центральной власти и местных правителей ослабли, а сепаратизм отдельных частей стал обычным явлением.

Если Греция середины IV в. до н.э. страдала от излишней активности внутриполитической жизни, перенаселенности, ограниченности ресурсов, то Персидская монархия, напротив, от застойности, слабого использования огромных потенциальных возможностей, дезинтеграции отдельных частей. Таким образом, на очередь дня вставала задача некоего объединения, своеобразного синтеза этих различных, но могущих дополнить друг друга социально-экономических и политических систем. И этим синтезом стали эллинистические общества и государства, образовавшиеся после распада державы Александра Македонского.

Какие сферы жизни охватил синтез греческих и восточных элементов? По этому вопросу в научной литературе существуют различные точки зрения. Одними учеными (И. Дройзен, В. Тарн, М.И. Ростовцев) синтез восточных и греческих начал понимается в плане объединения некоторых элементов культуры и религии или, самое большее, как взаимодействие греческих и восточных начал в области политических учреждений, культуры и религии. В отечественной историографии эллинизм понимается как сочетание и взаимодействие греческих и восточных элементов в области экономики, классово-социальных отношений, политических учреждений, культуры и религии, т.е. во всех областях жизни, производства и культуры. Эллинизм стал новым и более прогрессивным этапом в судьбах древнегреческого и древневосточного общества в обширном регионе Восточной половины Средиземноморья и Передней Азии. Синтез древнегреческих и древневосточных начал в каждом регионе эллинистического мира, в каждом эллинистическом государстве был неодинаковым по степени своей интенсивности и роли участвующих в нем элементов. В одних государствах и обществах превалировали греческие начала, в других – восточные, в третьих их соотношение было более или менее равномерным. К тому же этот синтез в одних странах охватил больше одни элементы, например общественные структуры, в других – политические учреждения, в третьих – сферу культуры или религии. Различная степень сочетания греческих и восточных начал зависела от конкретно-исторических особенностей существования тех или иных эллинистических обществ и государств.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь