Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Модуль 1 включает 7 лекционных тем
Тема 1. Информационная деятельность в государствах древности. Пражурналистика и журналистика. Предпосылки возникновения устной публицистики в Древней Греции. Софистика и ораторское искусство Понятие информационной деятельности, её формы в государствах древности. Зависимость форм информационной деятельности от социальной структуры общества. Человек и государство в цивилизациях древности. Коммуникативные процессы в древнем Египте, цивилизациях Междуречья, Китае, их историческая специфика. Публицистика как особая форма словесного творчества и важнейший социальный институт. Функции публицистики. Взаимодействие публицистики с другими сферами словесного творчества. Обусловленность характера публицистики формой правления и политической системой государства. Исторические формы публицистики. Значение терминов «пражурналистика», «журналистика» и «публицистика». Отличия и сходства между пражурналистикой и журналистикой. Вопрос периодизации истории зарубежной журналистики. Предпосылки возникновения и исторические особенности пражурналистских явлений античности. Обусловленность характера публицистики формой правления и политической системой государства. Античность как исток и важнейший этап формирования европейской культуры. Политическая предпосылка возникновения публицистики: демократия и риторика. Афинские органы государственной власти и их функции. Ораторское искусство как необходимое звено государственной системы и первая историческая форма публицистики. Злободневность и актуальность ораторской речи. Античный оратор и аудитория. Принцип состязательности (агонистики) как основа греческой культуры. Отражение агонистики в общественной жизни. Место звучащего слова в культуре Греции. Коллективный характер исполнения и восприятия хоровой лирики и других жанров. Устное слово как политическое оружие (творчество Каллина, Тиртея и Солона). Влияние изустной традиции эпической и лирической поэзии на формирование ораторского искусства. Искусство красноречия как вид творческой деятельности и пражурналистское явление античности. Древнегреческая софистика V-IV вв. до н. э. как идейно-философская предтеча искусства красноречия. Субъективизм, скептицизм, релятивизм софистов, их просветительский пафос. Взгляды софистов на проблему познания и сущность истины. Связь софистики с демократическим устройством древнегреческих полисов и ее роль в становлении ораторского искусства. Первые учителя красноречия на Сицилии и в Афинах (Эмпедокл, Корак, Тисий). Первые руководства по искусству красноречия.
Тема 3. Судебное и политическое красноречие. Публицистика Горгия. Публицистика Лисия и Исократа Публицистика Горгия (485—380 гг. до н. э.). Горгианские фигуры. Методика воздействия Горгия на слушателей. Софистический релятивизм Горгия в речи «Похвала Елене». «Соотнесение» как способ рассуждения Горгия и первых софистов. Особенности судопроизводства в демократических Афинах. Гелиэя – первый в истории демократический суд. Организация судебных процессов в условиях демократии. Практика судебного красноречия. Обвинительные и оправдательные речи как важнейшая составляющая судебной системы. Специфика деятельности логографов. Особенности подготовки и произнесения судебных речей. Композиция судебной речи. Теория правдоподобия как особый тип аргументации в судебной речи. Судебные ораторы Аттики V-IV вв. до н. э. (Антифонт, Андокид, Лисий (ок. 459—380 гг. до н. э.), Исей). Нравственный идеал человека-гражданина по речам Лисия. Стиль Лисия-оратора. Лисий — основатель аттицизма и мастер этопеи «Защитительной речи по делу об убийстве Эратосфена». Выдающиеся политические ораторы Древней Греции V-IV вв. до н.э. Роль политического красноречия в решении государственных задач (Перикл, Клеон). Исократ (436—338 гг. до н. э.) — моралист, теоретик ораторского искусства и первый «кабинетный» публицист античности. Роль Исократа в создании аналитической публицистики. Композиция и форма его речей. Способ рассуждения Исократа: роль бинарных оппозиций. Принцип благозвучия. Общественно-политические взгляды Исократа: идея панэллинизма в речи «Панегирик» (380 г. до н.э.). Обоснование идеи просвещенной тирании в «Кипрском цикле» (370—360-е гг. до н.э.). Энкомий «Евагор» как пропагандистское произведение, прославляющее политического деятеля. Пять разделов риторики, их характеристика. Классификация речей: судебное, политическое и эпидейктическое (торжественное) красноречие.
Тема 4. Публицистика Демосфена и Эсхина. Красноречие эллинистической Греции Эллинизм — новый этап развития античного общества. Греческий мир во 2-й пол. IV в. до н. э. Кризис полисной демократии и распад гражданского коллектива. Новые политические центры. Военно-политическая экспансия Македонии и ее влияние на публицистику Греции. Военные походы Филиппа II и Александра Македонского. Масштабы эллинистических монархий и место в них отдельного человека. Идеология и культура эллинистической Греции. Публицистика Демосфена (384—322 гг. до н. э.) как вершинное достижение греческого ораторского искусства. Отражение общественно-политических взглядов Демосфена в его речах. Демократическая и патриотическая позиция Демосфена и обоснование им этического кодекса человека-гражданина. Внутриполитическая борьба в Афинах между демократической и промакедонской партией. Борьба Демосфена против Филиппа: «Филиппики» (351-330 гг. до н.э.) как ярчайший образец античного политического красноречия. Способы эмоционального воздействия на слушателей. Приемы смыслового выделения. Причины противоборства Демосфена и Эсхина (ок. 390—314 гг. до н. э.). Судебно-политические речи Демосфена «О предательском посольстве» (343 г. до н.э.) и «За Ктесифонта о венке» (330 г. до н.э.) и ответные речи Эсхина. Исторический контекст судебных процессов. Красноречие Греции после смерти Демосфена и падения демократии. Судьба гражданских прав и свободы слова при переходе от демократии к единоличной власти. Публичное слово в новых социально-политических условиях. Судебное и парадное красноречие. Школьная риторика. Риторические упражнения. Эллинистический «канон» десяти ораторов. Изменение эстетического идеала красноречия. Азианство и аттицизм — два направления в ораторском искусстве: их характеристика и главные представители.
Тема 5. Государственное устройство Древнего Рима и ораторское искусство. Римская протогазета и другие формы письменной публицистики О возникновении государственности в Древнем Риме. Военная экспансия Рима. Влияние греческой культуры и искусства. Органы государственной власти республиканского Рима, распределение полномочий между ними. Значимость устного слова в принятии политических решений. Роль политических противоречий в развитии ораторского искусства. Общая характеристика римского красноречия: утилитарность, лаконизм, афористичность, юмор. Влияние менталитета римлян на развитие ораторского искусства. Социальный статус оратора. Отношение родовой аристократии к риторике. Предшественники Цицерона. Роль ораторского искусства в борьбе Гая и Тиберия Гракхов против сенатской олигархии. Особенности судопроизводства в Древнем Риме и характер римского судебного красноречия. Роль искусства красноречия в адвокатской практике Цицерона (106—43 гг. до н. э.) и его политической карьере. Отражение в судебных процессах политических противоречий. Речи Цицерона в процессах по делам Росция и Верреса. Политическая борьба в Риме в I веке до н. э. в условиях кризиса республиканского правления. Политические воззрения Цицерона и его взгляды на роль оратора в общественной жизни. Исторические причины формирования концепции «согласия всех сословий». Деятельность Цицерона на посту консула (63 г. до н. э.). Содержание и форма речей против Катилины. Республиканские идеалы Цицерона и политические реалии его времени. Превратности общественной деятельности Цицерона в последние годы жизни. «Филиппики» (44 г. до н.э.) против Марка Антония. Цицерон и Демосфен: сходства и различия в биографиях и публицистике.
Тема 6. Публицистика Цицерона. Публицистика Цезаря Судьба римского красноречия в условиях борьбы за единоличную власть. Общественно-политическая карьера Гая Юлия Цезаря (100—44 гг. до н. э.). Его политическая программа. Роль публицистики в достижении политических целей Цезаря и главные препятствия на его пути. Речи Цезаря в сенате и в армии. «Записки о Галльской войне» и «Записки о гражданской войне» как форма политической публицистики. Характеристика задач Цезаря-публициста. Средства создания образа идеального полководца и защитника интересов римского народа. Публицистический стиль Цезаря. Устная и письменная публицистика Рима во время гражданской войны между сторонниками Цезаря и Помпея. Создание первой официальной римской протогазеты «Acta diurna» (59 г. до н. э.) как часть политической программы Цезаря. Её содержание, цели, функции, способ изготовления и распространения. Роль издания в информировании граждан о политической жизни Рима и в формировании общественного мнения. Эволюция содержания и функций «Acta Diurna» при Августе и в позднейшее время: соотношение политической информации и светской хроники. Судьба газеты после падения римской империи и её влияние на будущее развитие журналистики. Отношение Цезаря к политическому красноречию и свободе слова. Устная публицистика после окончательного установления императорской власти. Учреждение Августом государственной почтовой службы и ее роль в создании единого информационного пространства империи.
Тема 7. Публицистика императорского Рима Устная и письменная публицистика Рима в I–II вв. нашей эры. Римские операрии — первые профессиональные сборщики новостей. Специфика их деятельности и социальный статус. Письмо в римской культуре как явление частной жизни и способ формирования общественного мнения. Открытые и «подметные» письма как формы политической публицистики: способы тиражирования и распространения. Эволюция латинского красноречия после перехода от республики к империи. Школьное риторическое образование. Виды риторических упражнений. Попытки обновления риторики. Два пути римского красноречия — Квинтилиан и Тацит. Синтез публицистики и философии в диатрибах Сенеки (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.). Сатира и инвектива в политическом памфлете Сенеки «Отыквление»: осмеяние Клавдия и восхваление Нерона. Другие формы политической публицистики. Культурная жизнь Римской империи во II-III веках нашей эры. Эллинское возрождение и «вторая софистика». Деятельность странствующих ораторов. Роль торжественного красноречия. Идеализация прошлого и реставраторские тенденции в ораторском искусстве. Эволюция судебного красноречия: творчество Апулея («Апология»). Речи на парадоксальную тему. Ораторское искусство Диона Златоуста («Троянская речь»), Элия Аристида («Вторая священная речь») и Либания («Надгробное слово по Юлиану»). Древнегреческое и древнеримское красноречие: сходства и различия. Тема 8. Ранняя христианская публицистика I-IV веков Зарождение христианства и социальная среда, в которой оно первоначально распространялось. Значимость устного «евангелия» о миссии Христа в пропаганде новой религии в первые века нашей эры. Представления о боговдохновенном «логосе» в христианском вероучении и отношение христиан к устному и письменному слову. Слово публичное и потаенное. Устная проповедь как важнейший жанр ранней христианской публицистики. Обличение, просвещение и наставление в проповеди. Соотношение эмоционального и рационального начал. Характер исполнения и восприятия. Аллегоризм и назидательность логий и притч Иисуса Христа. Христианская публицистика евангелистов. Экспрессивность и дидактизм посланий апостола Павла. Новый этап развития христианского ораторского искусства после формирования епископальной церкви. Синтез устной христианской проповеди и достижений античной риторики. Проповедь как плод божественного вдохновения и результат высокого искусства. Роль Евсевия Кесарийского, Ария и Афанасия Александрийского в формировании новой христианской риторики. Расцвет христианской риторики в произведениях Василия Кесарийского, Григория Богослова и Григория Нисского. Патетика проповедей Иоанна Златоуста. Античное риторическое наследие в творчестве Августина и Иеронима. Древнегреческое, древнеримское и раннехристианское красноречие: сходства и различия. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы