Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Эмиль де Жирарден и его новаторство в области прессы.
Эмиль де Жирарден Создать новый тип газеты — дешевую прессу — решил Эмиль де Жирарден (1806–1881), который, по сути, стал организатором новой французской журналистики. Жирарден был внебрачным сыном графа Александра де Жирардена, ставшего впоследствии генералом французской армии. В 1827–1828 го& дах Жирарден выпустил два автобиографических романа, но затем решил заняться журналистикой, причем создать принципиально новую газету. Voleure В том же 1828 году Жирарден стал издавать еженедельную газету Voleure («Волёр» — «Вор»), которая стала первым в истории журналис& тики дайджестом. Материалы для своей газеты он подбирал сам, пере& печатывая из парижских газет наиболее интересные заметки за неделю, без разрешения их авторов и редакторов. Друзья советовали Жирардену дать газете нейтральное название, например «Волшебный фонарь». Но начинающий журналист настоял на своем варианте: он считал, что надо называть вещи своими именами. Кроме того, по мнению Жирардена, название «Вор» на фоне привычных названий газет «Монитёр», «Жур& наль де деба», «Насьональ», «Конститусьонель» и им подобных сразу будет бросаться в глаза покупателям. Расчет Жирардена оказался точным: и необычное, шокирующее название газеты, и развернувшаяся в печати резкая критика методов сбора публикаций послужили лучшей рекламой нового и необычного издания, а сам издатель сразу же приобрел скандальную репутацию в журналистском мире Парижа, да и всей страны. Задумка Жирардена о газете&дайджесте удалась: читателям было го& раздо выгоднее покупать раз в неделю одну газету и читать в ней самые интересные материалы, чем ежедневно тратить немалые деньги на по& купку всех газет, откуда они были перепечатаны. А вопросы журналист& ской этики и авторского права подавляющее большинство читателей волновали очень мало. В июне 1831 года Жирарден продал Voleure. 33 La Mode Жирарден не стал останавливаться на достигнутом и в 1829 году ос& новал еженедельный журнал La Mode («Мод» — «Мода»). Он был заду& ман для широкой публики: «как для двора, так и для простонародья», но не просто как журнал о моде — такие издания существовали и прежде, а, прежде всего, как политическое издание с разделами о жизни королев& ского двора и парижской элиты, о моде, женщинах, детях, семье и браке. Для работы в журнале Жирарден привлек Оноре де Бальзака (1799– 1850), Александра Дюма (1802–1870), Жорж Санд (1804–1876), Эжена Сю (1804–1857) — в будущем знаменитых французских писателей, а тогда начинающих авторов. Сначала они публиковали в La Mode только жур& налистские материалы. Но затем Жирарден стал публиковать на страни& цах журнала их романы. Так появился жанр романа с продолжением. В XIX веке подавляющее большинство художественных произведе& ний пришло к французскому читателю через романы с продолжением, которые были сначала опубликованы в газетах Жирардена и только по& том выходили в свет отдельными книгами. Писатели получали за них огромные гонорары и были крайне заинтересованы в таких публикаци& ях. Это сотрудничество выгодно было и Жирардену, поскольку тем са& мым росла популярность его прессы. Первоначально Жирарден платил писателям гонорары в зависимо& сти от количества строк. Но некоторые писатели (например, Александр Дюма), стремясь получить больше денег, строили романы на диалогах, так что в строке иногда было всего по нескольку слов. Тогда Жирарден изменил правила и стал платить только за строки, в которых количе& ство знаков превышало половину газетной строки. И количество диа& логов в романах таких авторов значительно снизилось. Романы с продолжением, публиковавшиеся в La Mode, крепко при& вязывали читателей к журналу. Более того: романы верстались таким образом, что можно было их вырезать из журнала, а по окончании пуб& ликации переплести, чтобы получилась книга. Книги в магазинах сто& или дорого, и далеко не каждый любитель литературы мог позволить себе регулярно покупать книжные новинки. А регулярные читатели La Mode собирали домашнюю библиотеку, не заходя в книжные магазины. Вскоре по примеру Жирардена и другие парижские газеты стали публиковать романы с продолжением. Этот жанр быстро распростра& нился и за пределами Франции. Со временем освоили его и русские пе& риодические издания. В апреле 1831 года Жирарден продал La Mode. Guarde Nacionalle В сентябре 1830 года Жирарден начал издавать газету, рассчитан& ную на более широкую аудиторию, чем читатели еженедельника La Mode. 34 Она называлась Guarde Nacionalle («Гард насьональ» — «Национальный гвардеец») и была, по замыслу Жирардена, адресована элите француз& ской нации. Чтобы газета уже с первого номера имела успех, Жирарден пред& принял необычную рекламную компанию. Он подписал на Guarde Nacionalle короля Луи Филиппа, королеву, членов королевского двора, премьер&министра и всех министров — разумеется, не спрашивая у них разрешения. И в первом же номере сообщил читателям о столь высоко& поставленных подписчиках. Читатели, польщенные возможностью чи& тать ту же газету, что и руководство страны, с удовольствием ее покупали. Но такая реклама не могла быть действенной долгое время. Вскоре число подписчиков начало снижаться, и Guarde Nacionalle стала терпеть убытки. Тогда Жирарден закрыл газету. Неудачная судьба этого издания привела Жирардена к мысли о не& обходимости провести реформу прессы, которая заключалась бы в уменьшении ее зависимости от политических партий. Для этого, по мнению Жирардена, следовало бы привлечь больше подписчиков. Journal de connaissance utile Закрыв Guarde Nacionalle, продав La Mode и Voleure, Жирарден в том же 1831 году основал Journal de connaissance utile («Журналь де конессанс ютиль» — «Газета полезных сведений»). Это был тридцатидвухполос& ный еженедельник, где печаталась полезная информация политиче& ского, коммерческого и сельскохозяйственного характера: выдержки из законов, официальных документов, советы читателям и т.п. Объявляя подписку на Journal de connaissance utile, Жирарден сни& зил ее стоимость до четырех франков в год, в то время как годовая под& писка на аналогичные периодические издания стоила около 15 фран& ков. Успех не заставил себя ждать: если первые номера газеты имели тираж 400 экземпляров, то спустя год Journal de connaissance utile насчи& тывал уже 132 тысячи подписчиков, а Жирарден завоевал массовую из& вестность. Альманах&ежегодник Almanach de France («Альманак де Франс» — «Альманах Франции»), который Жирарден выпустил в 1832 году, разо& шелся во многом благодаря славе издателя фантастическим тиражом в 1 миллион 300 тысяч экземпляров. La Presse Вершиной журналистской деятельности Жирардена и первым пе& риодическим изданием принципиально нового типа стала ежедневная информационная газета La Presse («Ля Пресс» — «Пресса»). Ее первый номер увидел свет 1 июля 1836 года огромным для того времени тира& жом пять тысяч экземпляров. Подписная цена газеты — 40 франков 35 в год — была вдвое ниже всех остальных ежедневных французских пе& риодических изданий. Такая дешевизна достигалась, в первую очередь, за счет платных объявлений и рекламы: из&за большего, чем у других газет и журналов, тиража реклама в La Presse стоила дороже, чем у кон& курентов. Успеху La Presse способствовала и выбранная Жирарденом позиция газеты: не затеряться среди массы других газет. Вот как пишет В. Е. Ани& кеев о намерениях Жирардена: «Его главной задачей было представить свою газету в качестве органа, стоящего над другими изданиями. Само ее название должно было способствовать этому, как бы олицетворяя всю прессу, не отдавая предпочтения какому&либо политическому оттенку»1 . Кроме того, Жирарден перенес и успешно сгенерировал в La Presse приемы и журналистские находки, которые он использовал в предыду& щих своих газетах. Из этих новаций самый большой успех имели рома& ны с продолжением. Их авторы, лучшие французские писатели того времени — Виктор Гюго (1802–1885), Теофиль Готье (1811–1872), Оно& ре де Бальзак, Александр Дюма и другие, — с первых номеров были ли& тературными сотрудниками La Presse. Гюго, например, заведовал в La Presse разделом политики. Рубрику «Парижская хроника» вела под псевдонимом Виконт де Лоне жена Жирардена Дельфина де Жирарден (1804–1855), которая была хорошо известна не только как самобытный журналист и публицист, но и поэт и драматург. Через месяц после начала выхода в свет тираж газеты вырос до деся& ти, затем — до двадцати тысяч экземпляров, что явилось абсолютным рекордом. La Presse старалась не ссориться с властями и, как правило, поддер& живала политику главы государства. Новаторство Жирардена Успех La Presse в частности и массовой прессы в целом объясняется созданием Жирарденом так называемой тиражнорекламной спирали. Он понял, что рекламодатель покупает не место в газете, а количество чи& тателей. И чем выше тираж газеты, тем больше цена рекламы в ней. Соответственно, увеличение тиража газеты приводило к повышению цены на рекламу, а вырученные деньги опять шли на рост тиража. Из&за этого такие газеты всегда продавались ниже себестоимости. В них было большое количество рекламы товаров и услуг, объявлений. Жирарден первым разделил газетные расходы на убывающие и прогрессирующие. К убывающим расходам относятся затраты, не завися& щие от тиража издания: например, на редактирование, типографский набор, административные расходы. Прогрессирующие расходы зависят 1 Аникеев В. Е. История французской прессы (1830–1945). М.: МГУ, 1999. С. 8. 36 от тиража: на бумагу, изготовление газеты, печать тиража, почтовые сбо& ры, налоги. Но популярность газет Жирардена объяснялась не только успехом экономической концепции. Читателей привлекали интересные литера& турные материалы. Для них Жирарден придумал газетный жанр романа с продолжением. Практически каждый известный французский писа& тель XIX века начинал публиковаться в печати именно таким образом. Французская массовая газета была рассчитана на достаточно обра& зованного читателя. Возможно, сегодня такая газета считалась бы каче& ственной. Жирарден, открыв серию других массовых газет, ставил пе& ред собою цель просветить читателя. Он считал, что новая газета долж& на быть энциклопедической, то есть представлять весь спектр интересов и взглядов (тогда как его английские и американские коллеги, прежде всего, желали обогатиться). |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 1715; Нарушение авторского права страницы