Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Развитие английской журналистики в XVIII веке. Общая характеристика.
В 60-е годы английская пресса получила ту меру свободы, которая для своего времени была исторически возможной отмена налогов на знание. Улучшение средств связи скоростной транспорт + телефон. В 60 — 80-е развитие различных типов периодических изданий. В Лондоне — много вечерних газет Пелл Мелл Газетт, Лондонский ежедневный вестник, Вечерний вестник, Вечерние новости, Звезда. Провинциальная Дневная почта Ливерпуля. Воскресные газеты Еженедельные новости, Арбитр, Люди. Журналы Ежеквартальное обозрение, Современное обозрение, Девятнадцатый век, Обозрение двух миров. В 60 — 70-е годы популярностью пользовались еженедельники. В Ярмарке тщеславия — вроде комиксов с цветными литографическими рисунками, раздел сплетен. Создан еженедельник Мир: журнал для мужчин и женщин обзоры современной истории, интересы женщин, критические материалы, написанные джентльменами и учеными. Еженедельник Истина. О приключениях и путешествиях — Журнал всего мира, существовали религиозные, профессиональные, технические, спортивные и другие издания. В последние десятилетия XIX в. пресса стала испытывать определенные трудности. Вступлению Англии в век новой журналистики — братья Хармсворт купили лондонскую Ивнинг Ньюс и модернизировали ее. В 1888 г. вышел первый номер Ответов. Национальная ежедневная газета Ежедневная почта Газета Артура Пирсона Еженедельник Пирсона Стали появляться провинциальные выпуски столичных газет. Английская новая журналистика была связана с появлением массовой прессы со всеми ее достоинствами и недостатками.Процесс монополизации прессы в Англии набирал силу. Рабочая газета Улей — типичный представитель тред-юнионистской прессы, в интересах рабочего класса В 1893 г. была организована Независимая рабочая партия. По духу близок еженедельник Горн В 1911 г. возникает газета английских рабочих Ежедневный вестник — сначала как листовка, отразившая требования забастовщиков, уволенных с работы. Антивоенную позицию заняла еженедельная газета Призыв Таким образом, к 20-м гг. XX в. английский газетно-журнальный мир представлял собой сложное и противоречивое единство. В журналистике Англии зародились те тенденции, которые отчетливо проявят себя в следующий период развития средств информации.Дефо и Свифт. 5. Публицистика Д.Свифта в журнале «Экземинер». «Письма суконщика» и «Скромное предложение» как пример высокой публицистики. Свифт и его работа в еженедельнике Исследователь The Examiner. в этой газете Свифт опубликовал целый ряд памфлетов, статей и стихотворений, направленных против лидеров партии вигов. Роман Путешествия Гулливера — развернутый памфлет, который не сосредоточивается на одной проблеме, но поднимает бесконечное множество проблем . Серия памфлетов Свифта Бумаги Бикерстафа определила форму нравоучительной журналистики Ричарда Стиля и Джозефа Аддисона. Свифту удалось создать запоминающуюся комическую маску Исаака Бикерстафа, имя которого стало нарицательным. Ричард Стиль, бывший в ту пору редактором официальной газеты, решил использовать созданную Свифтом маску для издания нового журнала в 1709 г. Родом из Ирландии, Свифт рано осиротел и воспитывался в семье дяди. Получив образование в религиозном колледже Святой Троицы, Свифт сдал экзамены в Оксфорде на степень магистра искусств, затем, вернувшись на родину, принял сан. Увлечение литературой привело его в Лондон. Вскоре Свифт получил известность как памфлетист. Тематика его памфлетов широка и злободневна: угнетение ирландского народа («Письма суконщика», «Скромное предложение»), борьба церквей («Сказка бочки»), критика литературных нравов («Битва книг»). «Путешествия Лемюэля Гулливера» также изначально были памфлетом, высмеивавшим борьбу британских политических партий. Как журналист, Свифт издавал политическую газету «Экземинер» («Обозреватель») – официальный орган партии консерваторов, затем принимал участие в журнале «Тэтлер» («Болтун»). Свифт был непримиримым врагом Дефо. Умер Свифт после нескольких лет тяжелой душевной болезни. Свифт оставил яркий след в истории английской журналистики и публицистики. Размышляя о силе публицистического дарования Свифта, тот же Теккерей заметил, что «самые хищные клюв и когти, какие когда-либо вонзались в добычу, самые сильные крылья, какие когда-либо рассекали воздух, были у Свифта». Памфлет был излюбленным жанром Свифта. Он никогда не подписывал свои публицистические произведения, мистифицируя читателей вымышленными именами и поднимая злободневные вопросы, которые органично вписывались в контекст основных проблем английского и европейского Просвещения. В 1696-1697 гг. Свифт практически одновременно создал два памфлета, которым уготовлена была долгая жизнь. – «Битва книг» и Сказка бочки». «Сказка бочки – один из самых блестящих памфлетов в творческом наследии этого публициста. В нем дается тонкая и злая пародия на Реформацию и на различные направления внутри христианского вероучения, отразившая реакцию Свифта на события английской революции и на деятельность пуритан. Под масками Петра, Мартина и Джека возникают образы католицизма, лютеранства и кальвинизма (пуританства). Политические пристрастия Свифта сделали его редактором торийского еженедельника «Исследователь» (он вел его с ноября 1710 по 1711). В этой газете он опубликовал целый ряд памфлетов, статей и стихотворений, направленных против лидеров партии противников. В пылу политической борьбы Свифт писал, что «партия наших противников, пылая бешенством и имея довольно досуга после своего поражения, сплотившись, собирает по подписке деньги и нанимает банду писак, весьма искушенных во всех видах клеветы и владеющих слогом и талантом, достойными уровня большинства своих читателей». Даже самое известное произведение Свифта – роман «Путешествие Гулливера» (1726) – не что иное, как развернутый памфлет, который не сосредоточивается на одной проблеме, но поднимает бесконечное множество проблем – от государственного устройства Британии до нравов ученого мира и духовного облика человека в целом (йеху). Серия памфлетов Свифта «Бумаги Бикерстафа» (1708-1709) определила форму нравоучительной журналистики Ричарда Стиля и Джозефа Аддисона. Свифту удалось создать запоминающуюся комическую маску Исаака Бикерстафа, имя которого стало нарицательным. Ричард Стиль, бывший в ту пору редактором официальной газеты, решил использовать созданную Свифтом маску для издания нового журнала в 1709 году. Под маской прячется и Джонатан Свифт, издававший в 1710-1714 гг. газету "Экзаминер" совместно с лордом Болингброком. В 1704 г. он пишет "Сказку о бочке". Это еще во многом риторическое произведение, сатира, напоминающая "Похвалу глу-пости" Эразма Роттердамского и некоторые главы "Гаргантюа и Пантагрюэля" Рабле. Но в контексте эпохи эта сказка приобретала актуальный публицистический характер "Сказка о бочке" направлена против религиозного суеверия и мракобесия, против любых попыток задушить свободную мысль. Нарочито усложненная, причудливая, эта сказка несет в себе двойной смысл. Бочка по-английски не только бочка, но и околесица. Моряки (правящие классы) бросают бочку (религию) разъяренному киту (народу), желая тем самым отвлечь его внимание от корабля (государства) и незаметно ускользнуть. Сюжетной основой сказки стала аллегорическая притча и грех кафтанах, оставленных отцом после смерти своим сыновьям. Завещая их, отец потребовал никогда не изменять изначальный покрой кафтанов и не украшать их никакими побрякушками, даже если это покажется модным и современным. Но все три сына - Петр, Мартин и Джек, нарушили отцовский запрет, выдумывая самые изощренные и хитроумные доводы, чтобы оправдать свои действия. В сыновьях легко угадывались Римский Папа (наместник св. Петра), Мартин Лютер и последователи различных сект. В "Сказке о бочке" читателя поражает не только вольнодумство автора, непростительно отзывающегося об авторитетах и о самой религии, но и великолепная ирония. Свифт не просто гордился соединением иронии с притчей, но считал этот прием своим открытием, полагал, что именно он ввел его в литературу и журналистику. В "Стихах на смерть доктора Свифта" (1739) он писал об иронии: Ведь я открыл ее значенье И первый ввел в употребленье. Свифт постоянно печатал свои произведения под псевдонимами, создавал разные литературные маски. Так, в цикле памфлетов "Бумаги Викерстофа"(1708-1709) он создает маску Иоанна Викерстофа. В других своих статьях и памфлетах он также прибегает к мистификации, выступая то под личиною астролога, то бывалого путешественника, возвратившегося из неведомых стран, то нищего писаки , приютившегося где-то на чердаке и оттуда поучающего человечество... Такое разнообразие масок объяснялось и преследованиями со стороны власти, и собственной неуемной фантазией. В результате памфлеты, сатирические письма и статьи Свифта порою рассматриваются как собственно литературные произведения, несмотря на ярко выраженный публицистический характер. Так. в 1724 г. он выпускает памфлет " Письма суконщика", укрывшись за инициалами М. Б. Памфлет написан от имени дублинскою суконщика и посвящен знаменитой афере, известной как " дело Вуда". Некий мошенник получил через фаворитку короля Георга I, патент, позволявший ему чеканить мелкую разменную монету для ирландцев. Этот патент и мог принести выгоду ( и притом большую) , но только за счет обмана и обсчета жителей. Свифт понял это и показал всю невыгоду " полупенсовиков Вуда". Однако он не ограничился экономическими разоблачениями и поставил вопрос более широко: о неравноправии ирландцев с англичанами вообще. Обращаясь к своим собратьям-ирландцам, Свифт прямо писал: "по законам Бога, природы и человека вы являетесь и должны быть такими же свободными людьми, ваши братья, в Англии. ". Правительство попыталось погасить скандал, привлечь Свифта к ответственности, или арестовать его. Но это не удалось. Простые жители Дублина взяли Свифта под свою охрану. На границе между риторикой, литературной сатирой и публицистикой находится также и последний памфлет Свифта " Скромное предложение . имеющее целью не допустить, чтобы дети бедняков в Ирландии были в тягость своим родителям или своей родине, и, напротив, сделать их полезными для общества. "(1729). Сохраняя маску спокойствия , серьезности, отчасти даже подделываясь под стиль ученого рассуждения, Свифт предлагал узаконить каннибализм и разрешить употреблять в пищу мясо годовалых ирландских младенцев. Автор видит в этом двойную выгоду: во-первых, ирландская экономика должна расцвести, так как увеличивается масса товаров, появляется новая пища, а во-вторых, устраняется нищета и недовольство. Разумеется, серьезность автора была только очередной маской, за которой бушевал гнев. Публицист увидел то, что увидеть и понять было дано не каждому: опасность физического вымирания ирландцев, доведенных до крайнего разорения не только прямым насилием, но и самими законами английских властей... В конце 1840-х годов другой писатель и публицист, У. Теккерей, написал очерк "Людоеды", в котором рассказывал о чуланах добропорядочных буржуа, в которых спрятаны человеческие скелеты, и цветочные газоны, где вместо удобрения- кости невинных жертв . Однако же сам Теккерей, еще за двадцать лет до создания этого очерка, произнес речь об английских писателях 18 века ( позднее они собраны в книге "Английские юмористы 18 века".). Теккерей обращается к личности и к творчеству Свифта, который, казалось бы, должен быть близок ему. Но писатель не только не видит этой близости, но и вообще отрицает положительное влияние Свифта. Признавая его гением, равным по своему таланту Прометею, Теккерей считает, что влияние Свифта было пагубным. "... самые хищные клюв и когти, которые когда- либо вонзались в добычу, самые сильные крылья, которые когда-либо рассекали воздух, были у Свифта . Я лично рад, что судьба вырвала добычу, из его когтей, подрезала ему крылья, посадила его на цепь. И мы смотрим, не без благоговения и жалости, на одинокого орла, прикованного цепью и томящегося в клетке". 4 Чем объяснить такой отзыв? Свифт для Теккерея -не гонимый и опальный писатель, а непререкаемый авторитет, неправильно понимаемый и потому пагубный. Но такое восприятие Свифта , вероятно, связано с художественной близостью его самому Теккерею. Преемственность художественных ( а иногда и публицистических) задач заставляла Теккерея отталкиваться, отторгать близкого по художественным приемам Свифта, объясняя это разницей в этическом отношении к жизни и в понимании своих задач. Вообще, и в литературе, ив журналистике следует помнить о том, что преемственность проявляется не как " продолжение прямой линии", а как борьба. Таков закон литературной эволюции, подмеченный еще Ю. Н Тыняновым. 5 Может быть, это объясняет резкий отзыв Теккерея о " Письмах суконщика" и о " Скромном предложении" Свифта. " Неистовый изгнанник" не устает проклинать государственных деятелей, так как ею собственная карьера не удалась, и англичан, так как в Англии он не сумел прославиться. Разве справедливо называть знаменитые " Письма суконщика" патриотическими? Это великолепный образец издевательства и брани; да, этим письмам не откажешь в последовательности, но замысел так же чудовищен и фантастичен, как остров лилипутов. Дело не в том, что он так глубоко скорбит, но он видит перед собой врага и его нападки поразительны по силе, а ярость ужасающа. Видимо, это ужасное одиночество и смотрело на человечество так мрачно пронзительными глазами Свифта. " |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 1182; Нарушение авторского права страницы