Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Д.Дефо как журналист. Феномен персонального журнализма в английской журналистике XVIII века.
Дефо как редактор Обозрения The Review.
В 1704 начинает выходить его газета ОБОЗРЕНИЕ. За новостями Дефо не гнался: и угнаться было трудно, и публика не успевала бы их переваривать. Он жил как бы в ритме с читателями. Он информировал их косвенно, подсказывал, на что обратить внимание, обсуждал все, что давно уже носилось в воздухе, что вроде бы и так известно, но стоит о том же еще поразмыслить. Дефо занимался пропагандой. Газета считалась еженедельником, но только первые четыре номер выходили раз в неделю, два, потом даже три. Выходило отдельными выпусками, Издавалась газета на государственные средства В обязанности Дефо входило следующее: 1 быть в курсе всего, что предпринимается различными группировками против унии Англии и Шотландии, и стараться помешать их попыткам, 2 беседовать с жителями, склоняя сознание людей в пользу объединения, 3 опровергать в печати всякое выступление против союза, 4 устранять подозрения у людей относительно тайных происков Англии против шотландской церкви. В 1707 старания унии увенчались успехами. Сам Дефо прославился как опытный памфлетист и полемист, сатирические выпады которого не раз достигали цели. Его памфлет «Кратчайший способ расправы с диссидентами» (1702) был направлен против религиозных преследований со стороны английской церкви, но Дефо написал его так, что ввел в заблуждение тех, против кого этот памфлет был направлен. Ответом на мелкую карикатуру стал суд над памфлетистом, публичное сожжение обнаруженных экземпляров, штраф и троекратное выставление к позорному столбу. Но Дефо удалось превратить гражданскую казнь в собственный триумф. В тюрьме Дефо написал «Гимн позорному столбу» (1703), который поступил в продажу как раз в момент исполнения приговора, - и собравшаяся на площади толпа приветствовала Дефо рукоплесканиями и осыпала его цветами. После выхода из заключения Дефо становится независимым журналистом и издает собственный журнал. По мнению Г. Геттнера, тюремное заключение сделало Дефо еще любезнее народу; он писал сатиры, политические сочинения, полемические статьи. Но всего более занимало его издание «Обозрения отношений Франции и всей Европы, насколько простирается влияние Франции», выходившего четыре раза в неделю, которое было народным листком в истинном смысле этого слова и которое поэтому и должно собственно считаться первым началом английской журналистики». Дефо продолжал издавать журнал, заполняя его в основном материалами собственного сочинения, вплоть до 1713 года и даже получил прозвище «господин Ревью». (персональный журнализм) В английской просветительской журналистике выделились два подхода к исправлению нравов – сатирический и морально-дидактический. Их всегда можно разъединить, но если выделять крайние стороны, то нравоучительная журналистика Джозефа Аддисона и Ричарда Стиля оказываются с одной стороны, а едкая сатира Джонатана Свифта – с другой. Как остроумно заметил Теккерей, Аддисон – «мягкий сатирик, он никогда не наносил запрещенных ударов; милосердный судья, он карал только улыбкой. В то время как Свифт вешал без пощады». Как видим, в Англии начинает создаваться независимое от власти короля и о т власти парламента общественное мнение. Независимость прессы создается не сама пи себе, а только благодаря личной смелости и убедительности английских писателей, участвующих в издании газет и журналов. Например, Д. Дефо, известный романист, издает в 1704-1713 гг. газету "Ревью". Сочетание информации и анализа становится для читателей этой газеты привычным. Во время войны за испанское наследство ( 1701 -1714гг) Дефо становится вигом. Он ведет в газете рубрику " Советы из скандального клуба". Довольно быстро разочаровавшись в политических партиях, Дефо выступает , так сказать, как независимый публицист, утверждая, что " увидел изнанку всех партий, изнанку всех их претензий и изнанку их искренности". Дефо имел у читателей репутацию несколько загадочного и подчас скандального публициста. Связано это было с его собственной страстностью, несдержанностью. Дефо принимал участие в восстании Монмаута против короля Якова П, в борьбе за укрепление конституционной монархии Вильгельма Ш. Но власть никогда не бывает благодарной. . . Дефо вступился за нищих, обездоленных- и за свои публикации и смелые речи был арестован, заключен в тюрьму и подвергнут гражданской казни у позорною столба. . . Дефо хорошо владел искусством политической маски, так же как искусством иронии. Он нередко спорил с самим собой в анонимных статьях, задавая головоломку читателям. Персональный журнализм как явление эпохи Просвещения. В это время авторы в одиночку, собственными силами издавали журналы публицистической направленности. (на всякий случай) Серия памфлетов Свифта «Бумаги Бикерстафа» (1708-1709) определила форму нравоучительной журналистики Ричарда Стиля и Джозефа Аддисона. Свифту удалось создать запоминающуюся комическую маску Исаака Бикерстафа, имя которого стало нарицательным. Ричард Стиль, бывший в ту пору редактором официальной газеты, решил использовать созданную Свифтом маску для издания нового журнала в 1709 году. Журналу Стиля, получившему название «Болтун» и имевшему подзаголовок «Болтун Исаака Бикерстафа», суждено было положить начало не только английской, но и всей европейской нравоучительной журналистике. Издание начиналось обращением Бикерстафа, предлагавшего читателю «поучительное и вместе с тем вызывающее на мысль чтение», которое «благодетельно и необходимо». Удачно найденная маска и точно выдерживаемая программа издания завоевала английского читателя. В 1710 г. издательским проектом своего друга заинтересовался Джозеф Аддисон. Он стал присылать в журнал свои статьи и эссе. Аддисон нашел свое призвание и самый восхитительный собеседник заговорил. С приходом Аддисона качество журнальных публикаций возросло, многие его эссе до сих пор переиздаются и считаются непревзойденными образцами английской эссеистики. Структура «Болтуна» основывалась на одном эссе, являвшимся композиционным стержнем каждого номера. Эссе создавалось Стилем или Аддисоном от имени выбранной маски и посвящалось различным событиям лондонской жизни. Помимо эссе, в номер включались также мелкие объявления и заметки («Болтун» выходил три раза в неделю). Опасаясь, что маска Исаака Бикерстафа может потерять свою привлекательность, Аддисон и Стиль прекращают издание «Болтуна» в начале 1711 г., когда журнал находился на пике своей популярности. В тот же год появился самый удачный журнал в творческом наследии этих авторов – «Зритель». На этот раз Аддисон и Стиль разработали целую галерею масок, членов небольшого клуба, которые собирались, чтобы порассуждать на самые замысловатые темы из области политики, литературы, философии, театра, светской жизни и т.д. Подлинной удачей стал образ «Зрителя» – сэра Роджера де Коверли, добропорядочного провинциального джентльмена, английского чудака, с любопытством вглядывавшегося в окружающий мир: «Так и живу я на свете, скорее как Зритель, созерцающий человечество, чем как один из его представителей; таким образом я стал прозорливым государственным деятелем, военным, торговцем и ремесленником, никогда не вмешиваясь в практическую сторону жизни. Теоретически я прекрасно знаю роль мужа или отца и замечаю ошибки в экономике, деловой жизни и развлечениях лучше других, чем те, которые не редко ускользают от тех, кто замешан в деле. Короче говоря, я во всех сторонах своей жизни оставался наблюдателем, и эту роль я намерен продолжать и здесь».
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 1370; Нарушение авторского права страницы