Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос. Движение «макрейкеров»



Первое десятилетие ХХ века – годы широкого антимонопольного движения, охватившего различные слои американского общества: рабочий класс, фермерство, буржуазию. Одним из звеньев этой антимонополистической оппозиции было движение “разгребателей грязи” – прогрессивных журналистов, выступивших с резкой критикой могущественных корпораций. Название ввел Т.Рузвельт

“Разгребателями грязи” называли группу писателей и публицистов, ставящих своей задачей привлечь внимание широких кругов общественности к различного рода злоупотреблениям и коррупции во всех сферах общественной жизни и ратовавших за проведение демократических реформ. Движение не было оформлено ни политически, ни организационно, наиболее активными его участниками стали такие журналисты, как Стеффенс, Бэйкер, Тарбелл, Филлипс, Синклер, Салливен, Адамс и Уайт.

Они не были связаны какой-либо политической программой, более того это были люди весьма разных политических убеждений. Просто их объединяла вера в социальный прогресс, в возможность разрешения социальных конфликтов с помощью демократических реформ, но сами они никаких координальных перемен не предлагали, не предлагали и каких-либо рецептов для решения тех или иных проблем. Журналисты апеллировали к общественному сознанию, считая какие-либо организованные действия уделом политических деятелей.

Своей задачей участники движения считали разоблачение коррупции в бизнесе, в муниципальных кругах, в конгрессе и сенате. Только если разоблачать зло во всех его проявлениях, заменить взяточников честными людьми, пробудить совесть в бизнесменах, финансистах, государственных чиновниках, смогли бы (по мнению “разгребателей грязи”) восторжествовать идеалы истины, добра и справедливости.

“Разгребатели грязи” сильно критиковали американскую действительность, но их положительная программа была весьма расплывчатой.

Наиболее типичный выразитель движения, его сильных и слабых сторон – “Макклюрс”. Журнал отличается от того, который был образован в 90-е годы ХIХ века Макклюром. После испано-американской войны на фоне массового антимонополистического движения “Макклюрс” уже не мог держаться на старой тематике. Погоня за читателями, желание увеличить тираж вынудили издателя искать новое содержание, новую программу. Этой программой и стало “разгребание грязи” – критическое направление в журналистике. Трибуной для журналистов стали массовые журналы: “Макклюрс”, “Космополитен”, “Кольерс”, “Саксес”, “Эврибодиз”, Индипендент, Американ Мэгэзин.

 К 1902 году был создан новый “Макклюрс” ХХ века, которому суждено было открыть эру “разгребания грязи”. Для журналистов главными были не сенсации, а проверенные факты.

Ида Тарбелл – серия статей “История “Стандард ойл компани”. Тарбелл показывает, как капиталисты умышленно, тонко, под прикрытием закона его же и нарушают и злоупотребляют законами против тех, кто стоит у них на пути.

Синклер – серия репортажей из разных городов Америки. Описывал трудности жизни. Цикл «Позор городов», «Чикагские мясобойни»

Линкольн Стеффенсон – участвовал в «Позоре городов» (“Позор Миннеаполиса”), писал о нарушениях в сенате.

Бейкер – «Право работать»

Это обстоятельные, исчерпывающие статьи, полные достоверных деталей произвели сенсации, ибо они затрагивали самые животрепещущие темы: бизнес, политику и рабочее движение.

Так началось одно из наиболее примечательных движений в истории американской прессы. Редакционная “Макклюрс” определила направленность движения, его тематические рамки и цель. “Разгребатели грязи” не помышляли о ниспровержении существующего государственного и общественного строя. Движение критически настроенных журналистов вполне укладывалось в рамки американских общественно-политических отношений.

У читателей средних слоев: служащих, мелких предпринимателей, высокооплачиваемых рабочих – статьи “разгребателей грязи” находили самый горячий отклик. Поэтому другие журналы пытались анализировать причины успеха “Макклюрс” и следовать его примеру.

Январский выпуск журнала (1903 г.) был тем толчком, который помог завершить эволюцию многих массовых журналов. Обличительные статьи стали главным атрибутом в их содержании.

Против шарлатанства в медицине, против правительственных спекуляций ресурсами Аляски выступил с обличительными статьями журнал "Кольерс".

Журнал "Саксес" раскрыл перед читателем ужасающие условия труда на чикагских скотобойнях.

"Эврибодиз" в 1905 году начал свою знаменитую серию "Бешеные финансы". За короткий срок журнал обогнал по тиражу "Макклюрс" и "Мансиз".

В марте 1906 года сенсацию в широких кругах общественности произвела статья "Космополитен" из серии "Измена сената".

На страницах "Хэмптонс" был раскрыт вопрос о женском равноправии.

Но все-таки наиболее ярким выразителем движения в 1902-1905 годах являлся журнал "Макклюрс". Здесь работали самые талантливые авторы, собирались самые интересные материалы. Статьи этого журнала считались наиболее авторитетными и были последним словом по тому или иному обсуждаемому вопросу. Никакой другой журнал не заботился о достоверности своих материалов так, как это делал "Макклюрс". И хотя "Макклюрс" был самым ярким выразителем движения, сам Макклюр никогда не был его участником. Он печатал обличительные статьи только потому, что они приносили большие тиражи и потому что в подобных материалах были заинтересованы читатели. Журналисты обвинили Макклюра в том, что его проект зиждется на спекулятивных предприятиях. После многочисленных споров Ида Тарбелл, Джон Филлипс, Бэйкер, Стеффенс и другие заявили о своем выходе из состава редакции (1911). Затем Филлипс с друзьями купил на корпоративных началах ежемесячник Фрэнка Лесли "Леслиз мансли" и начал издавать его под названием "Америкен мэгэзин". 

Сотрудники собирались создать из журнала образцовый "разгребательский" орган.

Целью "Америкен мэгэзин" было желание пробудить общественное сознание. Журнал пользовался большим успехом, являлся важной силой в борьбе за реформы. Однако положение журнала было непрочным. Политика "разгребания грязи" вызывала недовольство деловых кругов. Таким образом, сократилась реклама, и снизились от нее доходы. Филлипс был вынужден обратиться за помощью к калифорнийскому миллионеру Кенту.

С этого момента начало сказываться финансовое давление рекламодателей, изменилась политика журнала. Статьи стали менее резкими. Попытка "разгребателей грязи" создать свой орган потерпела крах. Филлипс и совладельцы продали журнал, и "Америкен мэгэзин" стал третьесортным бульварным изданием типа "Мансиз".

Итак, "разгребатели грязи" писали о всех отрицательных моментах, которые существовали в обществе, не предлагая никаких кардинальных перемен. Взлет и падение "разгребателей грязи" приходится на первые годы ХХ века. В итоге движение само собой сошло на нет.

Итог их деятельности: внесение изменений в антимонопольное законодательство, жесткие законопроекты, начало жанра расследования. Основания для последующих реформ в различных сферах.

Бернстайн и Вудворт стали продолжателями их дела.

Вопрос. Херст и Пулицер

Концепция "нового журнализма" связана с деятельностью Джозефа Пулитцера, Уильяма Херста и Адольфа Окса. В своей издательской и редакторской практике они разработали и предложили американской прессе стандарты "нового журнализма", который имел как положительные, так и отрицательные аспекты.

Понятие "новый журнализм" в первую очередь обязано журналистским и редакторским инновациям Джозефа Пулитцера, иммигранта из Австро-Венгрии, прибывшего в Америку в 1864 г. Журналистская работа в Сент-Луисе дала Пулитцеру необходимый опыт и средства, чтобы в 1878 г. он смог издавать собственную вечернюю газету "The St. Louis Post-Dispatch", которая стала ведущим изданием Сент-Луиса. Одно из серьезных нововведений Пулитцера — проведение постоянных газетных кампаний по различным поводам с политическими разоблачениями и кричащими заголовками. Эти кампании приковывали внимание читателей, поднимали тираж газеты и приносили солидный доход издателю.

В 1883 г. Пулитцер приобрел газету "The New York World" и перенес стандарты "нового журнализма" в Нью-Йорк. В это время пресса Нью-Йорка испытывала финансовые затруднения, в определенной степени связанные с дефицитом новых идей. Акцент был сделан на привлечение массового среднего читателя. Стиль пулитцеровской "The New York World" отличался сенсационностью и агрессивностью даже на фоне изданий "penny press". Дело было не в самой сенсационности, а в форме ее подачи. Такие заголовки, как "Дыхание смерти" или "Крещенный кровью", сразу приковывали внимание читателей. Пулитцер придавал особое значение иллюстративному ряду. Он пригласил к сотрудничеству ведущих карикатуристов. С их приходом в газету впервые в американской прессе появились серии политических карикатур в качестве своеобразных "рисованных передовиц".

В 1889 г. Пулитцер демонстрирует журналистскому миру образец "эффектного журнализма". Он отправил известную журналистку Нелли Блай повторить путешествие вокруг земного шара быстрее, чем это сделал герой известного романа Жюля Верна. Н. Блай удалось обогнуть земной шар за 72 дня, 6 часов, 11 минут и 14 секунд. Причем она потеряла один день, чтобы заехать в Амьен и взять интервью у самого Жюля Верна. Она же отправилась в психушку, симулировав шизофрению.

В этом заключалась еще одна принципиальная особенность "нового журнализма", исповедуемого Джозефом Пулитцером. Центр внимания перемещался с "факта" на "сюжет": репортер должен найти не столько свежий факт, сколько новый сюжет. Сочетание информационности и развлекательности — важный аспект "нового журнализма".

Было много расследований, яркие заголовки, репортажи, самореклама, розыгрыши, лотереи

Самым удачливым продолжателем принципов "нового журнализма" стал выходец из обеспеченной калифорнийской семьи Уильям Рэндолф Херст. В 1885-1887 гг. он прошел школу репортерской работы в пулитцеровской "The New York World" и досконально изучил приемы "нового журнализма". Вернувшись в 1887 г. в Сан-Франциско, Херст взял в свои руки управление газетой "The San Francisco Examiner" и за три года превратил это издание в агрессивную, жесткую и процветающую газету. Херст внес свои коррективы в концепцию "нового журнализма", отбросив такие его составляющие, как аккуратность и точность в подаче информации. С точки зрения Херста, сенсацию можно было сделать из самого незначительного факта: главное — форма подачи материала и соответствие запросам читателя. В 1895 г. Херст совершил прорыв на нью-йоркский газетный рынок, приобретя газету "The New York Journal".

Херст переманил многих ведущих журналистов и художников из пулитцеровской "The New York World", усилил сенсационность и развлекательность, снизил цену своего издания, и тираж "The New York Journal" резко вырос. В 1896 г. Херст смог привлечь к сотрудничеству создателя первого американского комикса Ричарда Аутколта. Началась борьба между Херстом и Пулитцером за авторские права на издание комикса. Комикс, издаваемый Херстом, печатался полностью в желтом цвете, что и дало повод современникам назвать херстовскую модель журналистики "желтым журнализмом".

Сенсационно-развлекательный стиль стал ведущим в эстетике печатных изданий, ориентированных на вкусы и потребности "человека-массы". Он требовал от журналистов особого языка изложения.

Пользовался людским чувством любопытства и самосохранения. Тема личной жизни, криминала

Однако наиболее выдающейся идеей Пулитцера стала мысль о "крестовых походах" - так сам делец называл предпринимаемые им в газете различные общественные компания. "Уорлд" выступал с призывом обложить налогом предметы роскоши, добиваться принятия закона о наказании за покупку голосов. Пулитцер считал, что день был потрачен впустую, если в его газете не появлялся какой-нибудь очередной "крестовый поход" или какая-нибудь громкая сенсация.

Газета "Уорлд" ввела также в практику своеобразный вид саморекламы ("промоушн") в виде отрезных купонов выигрышных лотерей.

Ожесточенная конкурентная борьба между Пулитцером и Херстом приобрела неприглядные формы, особенно в период кубинских событий 1895-1898 гг. Сражаясь за тиражи, "The New York Journal" и "The New York World" соревновались в сенсационной подаче новостей о кубинских событиях, пренебрегая точностью и достоверностью в подаче материалов. Они не только подробно расписывали зверства испанских войск на Кубе, но и позволяли себе вмешиваться во внутренние дела зарубежного государства. В 1897 г. газета Херста организовала побег из гаванской тюрьмы молодой кубинки, обвиненной в измене, а в начале 1898 г. на страницах "The New York Journal" было опубликовано выкраденное частное письмо испанского посла, в котором содержалась нелестная характеристика американского президента Уильяма Маккинли. Цель этой акции — заставить президента, занимавшего миролюбивую позицию, предпринять более решительные действия по отношению к Испании.

Загадочный взрыв 15 февраля 1898 г. на американском броненосце "Мэн", находившемся в порту Гаваны, отозвался подлинной истерией в газетах Херста и Пулитцера, запестревших крупными заголовками самого сенсационного свойства. Пулитцер призвал президента к "быстрой и жесткой" войне с Испанией. Через две недели после взрыва на броненосце "Мэн" тираж "The New York World" вырос до 5 млн. Газета Херста также призвала к вооруженной интервенции на Кубу. Ура-патриотическая кампания, развязанная этими газетами привела к тому, что война США с Испанией стала неизбежной.

Уильям Херст умел приспосабливаться к меняющимся временам. Он не остался в стороне от движения "разгребателей грязи", сулившего ему финансовый успех. Для этой цели он приобрел журнал "Cosmopolitan Magazine" и превратил его в макрейкерское издание.

Интуиция и деловая хватка подсказали Херсту необходимость создания газетного концерна. В 1911 г. он основал информационное агентство International News Service, вошедшее в тройку ведущих американских информационных агентств наряду с Associated Press и United Press.

Утверждение принципов "нового журнализма" в американской газетной индустрии привело как к появлению "желтых" изданий, так и к созданию "качественной журналистики". "Качественная журналистика" в истории американской журналистики связывается с именем Адольфа Окса, который в 1896 г. приобрел некогда популярное издание "The New York Times". Первое, на что обратил внимание новый владелец "The New York Times", — изменение облика газеты. Считал, что новости должны быть сбалансированными, достоверными, а газета — обладать определенными моральными критериями для их отбора.

Стратегической задачей Окса, помимо привлечения подписчиков, стало создание конкурентоспособного респектабельного издания, соответствующего стандартам "качественной" журналистики. В 1897 г. "The New York Times" резко выступила против самой эстетики "желтых" изданий, посвятив этой теме ряд программных публикаций. "The New York Times" провозгласила своими принципами отказ от публикации скандальных или непроверенных новостей ради создания сенсации, от сомнительных методов добывания информации, от чрезмерно драматизированных иллюстраций и фотографий, от сюжетов, ориентированных на низкие вкусы, от вмешательства в частную жизнь, от низкопробной рекламы.

Стандарты, предложенные и исповедуемые "The New York Times", отделяли "качественные" издания от изданий "желтой" прессы, которая в погоне за высокими тиражами не ставила себе никаких моральных ограничений. Результаты редакционной политики Окса привели к тому, что стиль "качественной" журналистики "The New York Times" был принят влиятельными интеллектуальными и издательскими кругами США, а чтение этой газеты стало признаком респектабельности. К 1920-м гг. "The New York Times" стала котироваться наряду с такими признанными "качественными" и влиятельными европейскими изданиями как лондонская "The Times" и "Frankfurter Zeitung".

Борьба за "качественную" журналистику в США завершилась тем, что в 1923 г. было образовано "Американское общество редакторов газет", и вскоре был разработан кодекс журналистской этики, определявший нормы поведения журналистов. Этот кодекс был принят более чем 100 американскими газетами, не желавшими связывать свою репутацию с традициями "желтой прессы".

К моменту принятия "этического кодекса" уже произошла дифференциация таких понятий как "quality paper" и "popular paper". "Quality paper" — "качественная (солидная) газета", то есть издание, рассчитанное на осведомленного читателя (обычно публикует много политической и экономической информации, аналитические статьи); как правило, подобного рода издания выходят небольшими тиражами, но пользуются особым уважением. К таким газетам можно отнести "The New York Times", английские "The Times" или "The Guardian". "Popular paper" -"популярная, массовая газета", т.е. издание для массового, преимущественно невзыскательного читателя, которое часто печатает материалы сенсационного характера, большое число фотографий, издается обычно многомиллионными тиражами. В качестве примера можно назвать "Daily Mirror", "Daily Express" или "Sun".

Характеристики желтой прессы 19 века:

· Взывает к эмоциям, чувствам

· Не взывает к разуму

· Искажение фактов

· По форме подачи – сенсационность

· Кричащие заголовки

· Картинка преобладает над текстом

· Жанр комиксов

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь