Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос. Журналистика германии, первая половина 20 века
В XX век Германия вступила империалистической державой с высокоразвитой экономикой. 28 июля 1914г. Начало Первой мировой войны. Одной из крупнейших газет, которая тоже сыграла немалую роль в приходе Гитлера к власти, а затем ставшей одним из основных пропагандистских рупоров фашистской Германии была Der Sturmer. 20 апреля 1923 года первый номер газеты "Der Sturmer" ("Штурмовик") вышел в свет. Он состоял из четырех небольших страниц, которые готовил Юлиус Штрайхер. Штрайхер сфокусировал свое внимание на политических соперниках (а не на евреях). В номере содержалось несколько карикатур и рекламок. Но уже в ноябре к моменту перерыва издания "Der Sturmer" выходил тиражом в несколько тысяч экземпляров. Только месяц спустя "Der Sturmer" опубликовал первую карикатур, направленную против евреев. Штрайхер ориентировался на простых людей, рабочих, людей с небольшим свободным временем на чтение газет. В статьях использовались короткие предложения и простой словарь. Идеи повторялись из статьи в статью. Заголовки сразу бросались в глаза читателю. Карикатуры были легко и однозначно понимаемы. Несмотря на то, что рисунки все же появляются в газете, они занимают до 19 декабря 1925 незначительную часть. В этот день первая карикатура Филиппа Рупрехта (Philippe Rupprecht, псевдоним "Fips") была опубликована в газете. Карикатуры Рупрехта содержали сатиру на антисемитскую тематику. Он рисовал евреев с огромными крючковатыми носами, выпученными глазами, небритых, коротких и толстых. Он часто изображал их в виде паразитов, змей и пауков. Руппрехт хорошо рисовал женские формы обнаженные или полуобнаженные. Арийские женщины на таких карикатурах выступали как жертвы евреев. Обнаженные женщины привлекли особенное внимание молодых людей. Газета заполнялась историями о скандалах, криминале и непристойностях. Основанные на реальных фактах статьи содержали преувеличения и искажения. Статьи писали небольшой группой постоянных корреспондентов, самим Штрайхером и читателями, которые присылали их в редакцию. Хотя издание начинало тиражом в пару тысяч, в 1927 он достиг 14 тыс. копий еженедельно, а в 1938 почти перешагнул рубеж полумиллиона. Но цифры тиража не играли роли для людей, которые действительно читали издание. Кроме продажи в газетных киосках газета вывешивалась на специальных досках для общественного прочтения по всей Германии Доски устанавливались в местах скопления людей: парках, перекрестках, остановках и т. д. Часто встречались доски большого размера "украшенные" цитатами из газеты типа "Die Juden Sind Unser Ungluck" ("Евреи - наша беда"). Интересно заметить, что списки новых досок, также как и изоброжения наиболее оригинальных из них печатались в самой газете. Местные сторонники часто устанавливали караул у таких мест, чтобы защитить их от вандалов. На протяжении 30-ых тираж рос. Но уже к 1940 году он упал. Часть вины за это приходится на нехватку бумаги, но, с другой стороны, привлекательность газеты падала с исчезновением евреев из повседневной немецкой жизни. Издание "Der Sturmer" продолжалось до конца войны. Последний номер вышел 1-го февраля 1945 года. Вслед за захватом власти нацистами в 1933 году Гитлер создал Министерство пропаганды и народного образования во главе с Йозефом Геббельсом. В задачу Министерства входило внедрение в массы нацистских идей через искусство, музыку, театр, кино, книги, радио, учебные пособия и прессу. Для нацистской пропаганды существовало несколько объектов. Немцам напоминали о необходимости борьбы с иностранными врагами и низложении евреев. В течение периода, предшествовавшего принятию законодательных или исполнительных мер по отношению к евреям, пропагандистская кампания создавала атмосферу терпимости к преступлениям против евреев, главным образом в 1935 году (перед выходом в сентябре Нюрнбергских расовых законов) и в 1938 (накануне заблокировавшего экономику евреев Германии антисемитского законопроекта, последовавшего за “Ночью разбитых витрин”). Пропаганда поощряла пассивное одобрение надвигающихся мер против евреев, представляя нацистское правительство как орган, постепенно восстанавливающий порядок. Предметом нацистской пропаганды являлась также реальная и сознательная дискриминация этнических немцев в восточноевропейских странах, таких как Чехословакия и Польша, увеличивших свои территории за счет Германии после Первой мировой войны. Такого рода пропаганда взывала к политической преданности и так называемому расовому самосознанию. Она призывала к введению в заблуждение зарубежные правительства, включая Европейские Великие державы, утверждениями, что Германия якобы предъявляет ясные и честные требования концессий и аннексий. После нападения Германии на Советский Союз нацистская пропаганда в равной степени усилила давление на гражданское население Рейха, солдат, офицеров полиции и военнослужащих иностранных армий-союзников гитлеровской Германии. Темы пропаганды были неизменны – связь советского коммунизма с европейским еврейством, представление Германии как защитника западной культуры от еврейско-большевитской угрозы и изображение трагической картины того, что может случиться, если Советы выиграют войну. Особого накала пропаганда достигла после катастрофического поражения немцев под Сталинградом в феврале 1943 года. Предполагалось, что лейтмотивы пропаганды должны были звучать как призыв ко всем воюющим на стороне Рейха войскам бороться до конца. Киноленты играли важную роль в распространении расового антисемитизма – наиглавнейшей задачи немецкой военной власти, так как евреи были определены нацистской идеологией как злейшие враги нации. Фильмы, созданные нацистами, представляли евреев “нечеловеческими” созданиями, проникшими в арийское общество. Например, фильм “Вечный жид”, снятый в 1940 году Фрицем Хипплером, рисует евреев как странствующих культурных паразитов, поглощенных сексом и деньгами. Некоторые фильмы, такие как “Триумф воли” (1935) режиссера Лени Рифеншталь, прославляли Гитлера и национал-социалистическое движение. Две другие работы Лени Рифеншталь, “Фестиваль нации” и “Фестиваль красоты”, изображали Берлинские Олимпийские игры 1936 года и пробуждали национальную гордость за достижения нацистского режима во время проведения Олимпийских игр. Немецкие газеты, главным образом “Штурмовик”, помещали на своих страницах антисемитские карикатуры на евреев. После нападения Германии на Польшу в сентябре 1939 года, начавшего Вторую мировую войну, нацистский режим использовал пропаганду для внушения немецкому и гражданскому населению идеи, что евреи не только “нечеловеки”, но и опасные враги германского Рейха. Нацисты рассчитывали заручиться поддержкой или хотя бы согласием немцев с политикой, направленной на полное выселение евреев с территории Германии. Во время осуществления так называемого “Окончательного решения еврейского вопроса” – массового уничтожения европейского еврейства – руководители СС своими действиями в лагерях смерти заставляли жертв Холокоста прибегать к уловкам, необходимым для беспрeпятственного выезда из Германии и оккупированной Европы. Руководство концентрационных лагерей и лагерей смерти заставляло заключенных, многим из которых вскоре предстояло погибнуть в газовых камерах, отправлять открытки родным, сообщая о хорошем обхождении с ними и нормальных условиях жизни. Таким образом лагерное начальство использовало пропаганду для сокрытия свидетельств жестокости и массовых убийств. В июне 1944 года немецкая Служба безопасности разрешила группе сотрудников Международного Красного Креста инспектировать Терезиенштадтский лагерь-гетто, расположенный в протекторате Богемии и Моравии (ныне Чешская республика). Войска СС и полиции основали Терезиенштадт в ноябре 1941 года как орудие пропаганды для воздействия на граждан германского Рейха. Лагерь-гетто использовали для разъяснения немцам, озадаченным депортацией немецких и австрийских евреев – стариков, инвалидов войны, известных у себя на родине артистов и музыкантов – на восток на принудительные работы. Готовясь к предстоящему визиту 1944 года гетто “преобразилось”. Побужденные инспекцией, эсэсовские власти протектората выпустили фильм о жителях гетто, демонстрируя великодушное обхождение с евреями, предположительно имевшее место в Терезиенштадте. Когда фильм был закончен, эсэсовцы депортировали большинство “действующих лиц” фильма в лагерь смерти Аушвиц-Биркенау. До самого конца существования нацистского режима пропаганда эффективно использовалась для призыва немецкого населения поддерживать захватнические войны гитлеровцев. Нацистская пропаганда была также необходима для мотивации тех, кто осуществлял массовые убийства европейских евреев и других жертв нацистского режима. Кроме того пропаганда использовалась для обеспечения молчаливого согласия миллионов других – в качестве сторонних наблюдателей – на совершаемые в расовых целях преследования и убийства. Условия, которые обеспечили успех пропаганды: · Каналы воздействия на массы – подконтрольные СМИ · В СМИ нет оппозиции · Нет новостей из других стран Законы пропаганды: 1. закон вдалбливающего повторения (ложь, повторенная много раз, становится правдой) 2. мы добиваемся не правды, а эффекта 3. чем вероломнее ложь, тем она правдоподобнее 4. образ врага (3 компонента: найти виновного, объединение нации, позволяет отвлечь общество от важных проблем) 5. пропаганда здорового образа жизни 6. идея вождизма 7. Идентификация страны и вождя 8. закон умственного упрощения (цель – заставить человека чувствовать нужные эмоции) 9. информация положительная или отрицательная, с позиции свои-чужие 10. закон эмоционального нагнетания (на пике эмоций принимает нужные решения) 11. много развлечений 12. лакировка действительности СМИ № 1 – радио Закон умственного упрощения означал, что любая сложная мысль, объясняющая то или иное явление, сводилась до простой схемы, понятной любому человеку. То же самое касалось и лексики пропагандистов — слова должны были быть понятны каждому, за исключением разве что умственно неполноценных людей (для которых гитлеровцы разработали программу «эвтаназии»). Закон ограничения материала был тесно связан с первым законом. Если о каком-либо предмете рассказывать подробно, давать о нем много информации, то, во-первых, объект воздействия просто «утонет», запутается в ней, потеряет интерес к пропагандистским материалам. Это снизит общий эффект влияния на массы. Во-вторых, если человек обладает большим объемом информации о том или ином явлении, то индивида становится сложно убедить, что только одна точка зрения на это явление — верная. Субъективность присутствует во всех пропагандистских материалах, причем в двух аспектах. Во-первых, при составлении листовки или текста радиовыступления учитывается субъективный настрой людей, для которых пропаганда предназначена. Во-вторых, автор преднамеренно субъективен, то есть ему не важно, что представляет собой на самом деле предмет, о котором он повествует. Эмоциональное нагнетание необходимо, как для того, чтобы поддерживать у человека постоянный интерес к тому, о чем рассказывает пропаганда, так и для того, чтобы информация легче входила в голову. Когда говорят эмоции и чувства, разум молчит. Возбужденный человек гораздо легче совершает необдуманные поступки: а именно к таковым его подталкивали руководители Третьего Рейха. К тому же эмоциональная возбужденность очень сильно изменяет поведение человека, даже повседневное. Как правило, происходит мобилизация организма, всплеск сил... И эти силы умелый политик, особенно в тоталитарном государстве, может легко направить в нужное ему русло. Закон умственного упрощения означал, что любая сложная мысль, объясняющая то или иное явление, сводилась до простой схемы, понятной любому человеку. То же самое касалось и лексики пропагандистов — слова должны были быть понятны каждому, за исключением разве что умственно неполноценных людей (для которых гитлеровцы разработали программу «эвтаназии»). Закон ограничения материала был тесно связан с первым законом. Если о каком-либо предмете рассказывать подробно, давать о нем много информации, то, во-первых, объект воздействия просто «утонет», запутается в ней, потеряет интерес к пропагандистским материалам. Это снизит общий эффект влияния на массы. Во-вторых, если человек обладает большим объемом информации о том или ином явлении, то индивида становится сложно убедить, что только одна точка зрения на это явление — верная. Субъективность присутствует во всех пропагандистских материалах, причем в двух аспектах. Во-первых, при составлении листовки или текста радиовыступления учитывается субъективный настрой людей, для которых пропаганда предназначена. Во-вторых, автор преднамеренно субъективен, то есть ему не важно, что представляет собой на самом деле предмет, о котором он повествует. Эмоциональное нагнетание необходимо, как для того, чтобы поддерживать у человека постоянный интерес к тому, о чем рассказывает пропаганда, так и для того, чтобы информация легче входила в голову. Когда говорят эмоции и чувства, разум молчит. Возбужденный человек гораздо легче совершает необдуманные поступки: а именно к таковым его подталкивали руководители Третьего Рейха. К тому же эмоциональная возбужденность очень сильно изменяет поведение человека, даже повседневное. Как правило, происходит мобилизация организма, всплеск сил... И эти силы умелый политик, особенно в тоталитарном государстве, может легко направить в нужное ему русло.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы