Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Изобразительное искусство говорит само за себя



 

Пер. До сего времени мы говорили о конопле, ржи, кораблях и музыке как основных нитях культурного влияния с востока. Мне хочется сказать и о том, насколько изобразительное искусство в Скандинавии было подвержено влиянию из тех же районов. Особенно это заметно в скульптуре, производстве тканей и ювелирном деле. Я говорил о том, что мне сказал недавно один норвежский специалист по коврам?

Тур.  Нет.

Пер.  Он сказал, что традиционные норвежские узоры с оленями на национальных свитерах и кофтах пришли к нам с Алтайских гор, с Монгольского Алтая. Он видел точно такой же узор в Эрмитаже в Санкт-Петербурге на скифском ковре, которому более двух тысяч лет. Там, как ты знаешь, хранится и замечательное собрание скифских ювелирных изделий.

Тур. Да, я как раз был недавно там, и русские сами отмечают параллели с древнескандинавским стилем.

Пер. Мы находим эти параллели и в скифском «зверином стиле», который, в свою очередь, уходит корнями в древние культуры Китая и Месопотамии. То же самое касается и традиционного стиля эпохи викингов, хотя многие считают, что он чисто северного происхождения. На самом деле и здесь наблюдается явное скифо-сарматское влияние. Конечно, в этом нет ничего предосудительного: художники всегда заимствовали идеи и черпали вдохновение в работах друг друга.

Тур. Я лично всегда затруднялся различать скифов и сарматов. Думаю, это испытывали все, кто не занимался углубленным изучением их искусства или культуры. Впервые я услышал, что русские используют слово «сарматы», когда приехал на Кавказ, чтобы начать раскопки. Русские называли сарматами почти все кочевые племена, перемещавшиеся верхом на лошадях в Кавказском регионе в те времена, когда эти народы еще не обосновались на определенном месте и не перешли к оседлости. Если отвлечься от разнообразных названий народов и племен, постоянно менявших место жительства и враждовавших друг с другом в древние времена и в эпоху раннего Средневековья, похоже, они все действительно были подвидами сарматов. У меня создалось впечатление, что когда греки и римляне вторглись сюда и нанесли Кавказский регион на карту, то названия местностей и племен свидетельствовали о том, что во всем регионе от Балтийского моря до Каспийского на протяжении нескольких столетий в конце прошлой и начале новой эры доминировали сарматы. Ты согласен со мной?

Пер. Да, вполне. На старинных картах это очень хорошо видно. Карта мира Птолемея, к которой мы постоянно обращаемся, называет Балтийское море Сарматским океаном. Вся территория на запад от Дона называется Европейская Сарматия, а на восток — Азиатская Сарматия.

Тур. В этих степях расстояния не имели значения для народа, постоянно кочевавшего верхом, так же, как и для викингов, путешествовавших позже по морям.

Пер. Сначала скифы тоже были номадами (кочевниками), но их роль в степях постепенно перешла к сарматам. В общем и целом считается, что скифы доминировали на протяжении столетий до начала нашей эры, а затем преобладать стали сарматы. Геродот в V в. до н. э. писал, что сарматы — это народ, который появился, когда скифы и амазонки объединились и поселились на расстоянии трех дней пути на северо-восток от Азовского моря.

Тур. Скифы и сарматы доминировали в районе Азовского моря как раз в те времена, когда его покинули асы. В таком случае художественное ремесло асов претерпело влияние со стороны искусства скифов и сарматов. Снорри говорит в «Эдде», что Один взял с собой множество людей, молодых и старых, мужчин и женщин, и много драгоценных вещей.

Пер. В Дании в Гуннеструпе на полуострове Ютландия была найдена большая серебряная чаша с узором, в котором прослеживаются и кельтские, и скифские мотивы. Чаша была изготовлена практически в то же время, когда асы отправились в Скандинавию и Дания была их первой «остановкой». Факт переселения народов во времена Одина подтверждает известный датский археолог Йоханнес Брёндстед, один из главных авторитетов в этой области. Вот что он пишет: «Короткое время спустя после Рождества Христова, т. е. в начале римской эпохи, в Данию, судя по всему, откуда-то издалека пришел народ скандинавского типа с удлиненной формой черепа…»

Эту точку зрения подтверждают и лингвисты, например, филолог Йорген Кр. Банг цитирует «Эдду» Снорри. Как известно, у Снорри есть собственные филологические изыскания по поводу языка, который, по его мнению, изменился в северных странах с приходом асов. Он неоднократно упоминает о том, что асы взяли себе в той земле жен и настолько умножилось их потомство, что их язык распространился в трех Скандинавских странах, в стране саксов и в Англии: «Язык этих людей из Азии стал языком всех тех стран… А в Англии есть старые названия земель и местностей, которые, как видно, происходят не от этого языка, а от другого»[262].

Тур. Лингвисты, наверное, никогда не придут к единому мнению по вопросу происхождения так называемых индоевропейских языков и их взаимосвязей и разветвлений. Мы же исследуем сходство не языка скифов, сарматов и асов, а их искусства.

Пер. Я только что получил богато иллюстрированную книгу о ювелирном искусстве скифов — каталог крупной русской передвижной выставки, на открытии которой ты только что был в Париже. Выставка называлась «Золото скифов». На ней были представлены экспонаты из региона вокруг Азова и Азовского моря. У кого не было возможности посетить эту выставку, достаточно полистать эту книгу, чтобы понять, откуда жители Севера черпали свои идеи.

 

«Кавказский» тип

 

Пер. Расскажи, пожалуйста, почему тот тип, к которому принадлежали викинги, да и все мы в Скандинавии, назвали «кавказским»? Неужели антропологи инстинктивно почувствовали, что мы, должно быть, пришли с Кавказа?

Тур. Это объясняется теорией немецкого антрополога Иоганна Фридриха Блуменбаха[263], выдвинутой им в 1781 г. В то время начали говорить о различных человеческих расах, но с биологической точки зрения все человечество принадлежит к одной и той же расе, мы различаемся только по некоторым параметрам и цвету кожи. Блуменбах выделил пять категорий людей: кавказскую, монголоидную, малайскую, эфиопскую и американскую. В просторечии — это «белые», «желтые», «коричневые», «черные» и «красные» люди. Однако Блуменбах не ограничился только внешними признаками. Он выбрал череп женщины с территории Кавказа в качестве прототипа кавказской группы — настоящей представительницы с родины асов, к востоку от Черного моря у подножия Кавказских гор. Неужели Блуменбах читал саги Снорри об истинной родине скандинавов?

Пер. Или Библию? Во времена Блуменбаха Библия все еще имела довольно сильное влияние на науку. Согласно Книге бытия, Ноев ковчег пристал к земле на горе Арарат — самой высокой вершине региона, находящейся к северу от озера Ван. Оттуда после Всемирного потопа сыновья Ноя отправились дальше: Сим — в Азию, Хам — в Африку, Иафет — в Европу. Существует даже старинная карта, где Арарат представлен как центр мира.

Тур. Я сомневаюсь, что Блуменбах выбрал одного из сыновей Ноя в качестве прототипа кавказской группы, ведь тогда и два других сына Ноя должны были быть кавказцами. Однако, если говорить серьезно, мы поступим несправедливо по отношению к Блуменбаху, если будем считать, что он использовал либо Снорри, либо Библию в качестве основы для определения кавказской группы. Интересно, однако, что Арарат возвышается над армянским горным массивом как раз там, где жили ваны, т. е. в центре целого культурного ландшафта, где одна река впадает в Каспийское море, а другая течет в Месопотамию.

Кстати, ты знаешь, что на древнееврейском языке Арарат называется Урарту? Так же, как и ванская цивилизация?..

Пер. Нам никуда не деться от асов и ванов.

Тур. Разделять людей по цвету кожи — значит лить воду на мельницу расистов. Это было величайшей ошибкой всего человечества. Считать, что от цвета кожи зависят умственные способности, — глубокое заблуждение. Кроме того, белых людей вообще не бывает, они выглядели бы ужасно. А те из нас, кто имеет светлую кожу, изо всех сил стараются загореть.

Тем не менее многие антропологи, не будучи расистами, связывают белый цвет кожи с европейским происхождением. Они отказываются верить преданиям ацтеков и инков, гласящим, что мореплаватели со светлой кожей и светлыми волосами и бородой, похожие на европейцев, посещали Мексику и Перу еще до испанцев. Получается, что другие европейцы приходили в Америку до Колумба, а это совсем не совпадает с датой открытия Америки в 1492 г. А как объяснить тысячелетние мумии белых людей с бородой, которые находили на всей территории от бассейна реки Тарим в Китае до Канарских островов в Атлантике? Ведь у них не было никаких европейских предков! К этому мы еще вернемся…

Когда я был юным студентом и познакомился с полинезийцами на далеких островах Тихого океана, я поразился, насколько мы, европейцы, ограничены в своих представлениях о нашем месте в мировом сообществе. Я никогда не устану повторять, что мировая история началась не у нас. Сначала мореплаватели с Крита и других средиземноморских островов нашли нас в Европе, научили читать и писать, и только потом мы стали частью мировой культуры — в 1-м тыс. до Рождества Христова.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь