Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Норвежско-шведское вторжение в Ютландию



 

Тур. Находки в результате раскопок в болоте Иллеруп в Одале — наверное, самые интересные из всех, когда-либо обнаруженных в Скандинавии.

Пер. Я только что получил книгу об этих находках «Иллеруп в Одале — волшебное зеркало археологии»[280], она издана в 2000 г. Ее автор — Йорген Илькьэр, главный археолог этого датского проекта. В ней рассказывается о находке, сделанной еще в 1950 г., когда кто-то начал копать на своем поле дренажную канаву и наткнулся на клад старинного оружия. Археологи провели там ряд пробных раскопок до 1956 г., и район был объявлен заповедным. Однако лишь в 1975 г. начались раскопки более крупного масштаба, которые продолжались до 1985 г. Они завершились, хотя не было раскопано и половины. Огромное количество найденного оружия — не что иное, как жертвенный дар богам в честь победы над войском завоевателей, пришедших из Норвегии и Готландии около 200 г. Людей в жертву не приносили, только лошадей и оружие. Так, было найдено 150 римских мечей — самая большая коллекция когда-либо найденных длинных римских мечей. Примечательно, что клинки — римского производства, в то время как рукояти и их украшения сделаны в Скандинавии. Особую ценность представляет меч, эфес которого инкрустирован слоновой костью, привезенной, как полагают археологи, из Индии и обработанной римлянами. Рукоять же выполнена в северном стиле и украшена серебром и золотом. Илькьэр пишет о масштабе и значении этих находок. Вот что он пишет: «Мозаика из 15 тыс. частей, кажется, близка к тому, что ее наконец сложат, и мы обретем основательные знания не только о самих находках, но и об их месте в истории Дании и Европы. Недостаточно изучить только находки из Иллерупа, так как они, несомненно, являются частью более широкого контекста. Необходимо сравнить их с находками такого же возраста на территориях от Черного моря до Северной Норвегии и от Северной Африки до Шотландии. Изучается не один континент, и похоже, что события в Скандинавском регионе являются частью исторических процессов в Европе. Скандинавия в то время не была изолирована от остального мира. Находки подтверждают наличие частых и регулярных контактов как с Римской империей, так и между регионами и народами Северной Европы».

Тур. Это очень важные слова, которые каждому, кто хочет взглянуть правде в глаза, следует прочесть дважды.

Пер. В газете «Berlingske Tidende» от 18 января 2001 г. опубликовано интервью с Йоргеном Илькьэром. В частности, ему был задан вопрос, почему мы постоянно недооцениваем знания и возможности прошлых эпох. Вот что он ответил: «Скорее всего, это происходит потому, что мы, археологи, погружаемся в какой-то определенный период времени и поэтому готовы рассматривать этот период как начало всего. Однако, даже если мы не знаем, что именно происходило до этого периода, нам не следует забывать, что культура вообще имеет давние традиции, и культура этого периода тоже. Находки из Иллерупа показывают, что в Скандинавии было хорошо развито кузнечное ремесло, и это неудивительно, если принять во внимание то обстоятельство, что кузнецы совершенствовались в своем мастерстве на протяжении 500 лет.

Мы также склонны недооценивать тесные связи с внешним миром той эпохи. Скандинавия вовсе не была изолированным регионом, а имела регулярные контакты с Римской империей. Каждое лето торговые суда отправлялись по определенным маршрутам из южных портов в Норвегию и затем в Польшу, Восточную Швецию и Балтийские страны. Эти связи были гораздо более оживленными, чем можно себе представить. Некоторые скандинавы научились грамоте, а также технологиям, которыми пользовались римляне…

Можно проследить также, как быстро появлялись новые виды оружия. Армия, напавшая на Ютландию около 200 г., была вооружена самыми современными тогда видами оружия, лишь немногим из них было 20–30 лет. В то время мечи были гораздо длиннее: ими можно было и колоть, и рубить. Почти все мечи из нашего клада — именно такого современного типа.

По тому, как развивались формы наконечников пик и копий, также можно довольно точно определить возраст находок. В начале III в. они плоские и широкие, в IV в. они становятся уже, а еще через 50 лет они почти квадратные в сечении.

Таким же образом менялись и щиты. До III в. они были длинными и узкими, потому что не удавалось надежно скрепить несколько досок. Однако затем появилась технология, позволившая изготовлять круглые щиты, которые защищали гораздо лучше.

Оказывается, оружие не передавали из поколения в поколение. Оно совершенствовалось так быстро, что каждое поколение имело свой тип оружия. Это было совершенно необходимо, так как не было смысла использовать устаревшие виды. Тот факт, что каждый тип оружия существовал довольно непродолжительное время, доказывает, насколько тесными были контакты между Римской империей и Северной Европой, а также связи между разными регионами Скандинавии. Почти все мечи армии завоевателей 200 г. были римского производства и на тот момент самыми современными.

Обычно археологию считают чем-то безликим, но в находках из Иллерупа мы обнаружили выгравированные имена. У многих находок разных периодов — своя история. Так, в первые века нашей эры известна волна набегов с юга. Очевидно, это были отголоски войн между римлянами и германцами. Битвы на юге дошли и до Севера».

Имена, которые были выгравированы на найденных Илькьэром предметах, написаны рунами. Самое интересное, что эти руны на большинстве находок из Иллерупа писались справа налево, точно так же, как и на Кавказе.

Тур. Кроме того, любопытно, что тюркское руническое письмо по времени совпадает со скандинавским, как писал Фарид Алакбаров. Однако, несмотря на определенное сходство, есть значительная разница между скандинавскими рунами и рунами, присланными Алакбаровым.

Пер. Совершенно верно, но существует также и значительная разница между древнескандинавскими рунами III и IX вв. Специалист по этому виду письменности Ларс Магнар Эноксен в своей книге «Руны»[281] рассматривает различные типы скандинавских рун и их изменение на протяжении 500 лет: «Слишком многие, кто писал о рунах, в том числе и об их магии, не имели элементарных знаний об их применении, истории и развитии. До сих пор мы не знаем, где и когда появились руны. Они стали известны в археологических находках II–III вв. н. э. Более поздние руны относятся к III–IX вв. и были распространены довольно широко среди германоязычных народов. Однако до V в. н. э. руны встречаются практически исключительно в Скандинавии, что, возможно, свидетельствует о том, что именно здесь они и появились. Таким образом, „древнескандинавские руны“ — подходящее название для этого алфавита из 24 знаков, хотя в рунологии также используются термины „древнегерманские руны“, или „общегерманские руны“. В промежуточный период VII–VIII вв. скандинавские руны претерпевают значительные изменения: появляется форма рун, характерная для эпохи викингов, когда алфавит сокращается с 24 до 16 знаков. Это сокращение происходило исключительно на скандинавской языковой территории. В Англии и Фрисландии (Нидерланды) количество знаков рунического алфавита в VII–VIII вв. возросло с 24 до 28 знаков, а в IX в. — до 31 знака».

Известно, что в руническом письме появились различные географические ответвления. Например, турецкий рунолог Тургай Кюрюн обращает внимание на древнетюркские надписи в горах Алтая в Северной Монголии — на так называемые Орхонские памятники[282], надписи которых сделаны, по его мнению, рунами того же происхождения, что и скандинавские. В этой связи вновь возникает актуальность нашей темы о «северонорвежской» лошади, поскольку, как известно, эта порода происходит с Алтая и из Монголии. У Иоргена Илькьэра тоже есть кое-что интересное о находках костей животных из захоронения в Иллерупе. Вот его информация: «Во время раскопок в темной болотной почве нередко находили кости, которые принадлежали не людям, а лошадям — большие берцовые кости и особенно черепа. Лошади, судя по всему, походили на норвежских фьордингов. Самые крупные имели высоту в холке до 140 см. Их закололи и зарубили мечами и топорами на мелководье. Фрагменты костей свидетельствуют о ритуальном жертвоприношении. По форме обрубков и другим следам видно, что лошадей приносили в жертву вместе с оружием и другим снаряжением. Не случайно, что лошадей приносили в жертву вместе с оружием, поскольку кавалерия играла важную роль еще в римскую эпоху. Лошади были у высших военных предводителей, и, возможно, всё это говорит о возникновении рыцарства уже в III в. н. э.».

Тур. Все это случилось уже после того, как Один прибыл в Скандинавию и принес руническое письмо, и именно в том регионе, где его впоследствии почитали как бога. По мнению Илькьэра, многие находки разного времени в болотах Дании свидетельствуют о том, что в Скандинавии в начале нашей эры было очень неспокойно и шли войны. Не тогда ли поднялись и готы[283] и взяли курс на Азовское море, откуда впоследствии и пришел Один? Не имеют ли миграции готов какое-то к этому отношение? В Норвегии в школе нам, к сожалению, слишком мало рассказывали о том, кто такие готы и откуда они появились…

 

Азовский поход готов

 

Пер. Мы проходили в школе в Швеции, что вестготы пришли из Западной Готландии, а остготы — из Восточной. Позже я узнал, что на самом деле все гораздо сложнее. Остготы назывались «остроготами» в честь их первого правителя, по имени Острогот, что, очевидно, означало «восход солнца». А вестготы назывались «веси» или «визиготами», что означало «благородные».

Тур.  Имели ли готы отношение к битве под Иллерупом?

Пер. Может быть. Самое удивительное, что об этой битве нет никаких сведений в литературе, только археологические данные. По времени эта битва совпадает с так называемым исходом герулов[284] из Скандинавии. Герулы были одним из племен готов. Они взяли курс из Скандинавии прямо в Приазовье и обосновались по обе стороны этой мелководной бухты, а также в устье Дона и на Крымском полуострове у южной оконечности Азовского моря. Там находился город Пантикапей[285] — главная резиденция царя Митридата. Оттуда они могли, как это раньше делал Митридат, контролировать транспортные потоки между Азовским и Черным морями в обоих направлениях. Сегодня в этом месте находится Керчь. А пролив, который раньше назывался Боспором, теперь называется Керченским[286].

Тур. Почему говорят именно о герулах, если они были одним из племен готов?

Пер. Считается, что это слово означает «отважные», или «герои». Есть все основания полагать, что оно происходит от греческого слова «герой», поскольку этот район в устье Дона, где они обосновались, подчинялся грекам из Танаиса.

Тур. Если они были готским племенем, то это означает, что готы уже были в Скандинавии, когда туда пришел Один, или название этой огромной народности появилось именно тогда. Но почему их назвали готами или, по-древненорвежски, гаутами?

Пер. Осмелюсь утверждать, что гауты были просто-напросто последователями культа Одина, или Гаута. Общая вера связала различные племена в своего рода этническую общность. В качестве исторической параллели можно привести быстрое распространение учения Мухаммеда 600 лет спустя.

Тур. На чем основывается твое утверждение?

Пер. Давай начнем с того момента, когда Один покинул родной дом. Когда римляне в 65 г. до н. э. победили царя Митридата и его союзников в земле ванов и продвинулись дальше в землю асов, они оказались в той части Древнего мира, в которой уже на протяжении трех тысяч лет существовали великие культуры Ближнего Востока. Так, например, хетты[287] оставили свои надписи в районе озера Ван. Мы все согласны с тем, что культурный уровень пришельцев с Азовского моря, должно быть, произвел сильное впечатление на людей, с которыми они встретились тогда в Скандинавии. Какова же была ситуация в этой самой северной части мира в начале нашей эры? И кем был конунг Гюльви и все остальные, встретившие Одина и его свиту? Были ли они изначально готами или стали ими?

Самый древний источник, упоминающий готов по имени, — это «География» Страбона[288], жившего примерно в то же время, когда родился Христос. Тацит[289], написавший свою книгу «Германия» в 97–98 гг. н. э., утверждает, что готы отличались от других германских племен тем, что имели королей. Когда русские исследователи обнаружили, что на арабских монетах написано рунами «Гаут», или «Гут», я вдруг понял, что «Один, древний Гаут» основал новую религию. И я думаю, что поэтому его последователи и стали именовать себя готами, так же, как последователи Христа именовались христианами, а последователи Мухаммеда — магометанами или мусульманами.

На самом деле мы очень мало знаем о древней истории готов, за исключением того, что, по преданию, они переселились с острова Скандза, который историки отождествляют со Скандинавией. Как я уже говорил, первым упоминает готов греко-римский географ Страбон, живший во времена внука Одина — Фроди. Через 100 лет Тацит поместил их на побережье Балтийского моря. Это полностью совпадает с теми пятью поколениями, которые понадобились для того, чтобы обосноваться им там, как об этом написал Кассиодор в своей книге «История готов»[290]. Он указывает также на то, что Гаут был родоначальником племени готов.

Тур. А кто такой Кассиодор?

Пер. Кассиодор был римским сенатором, был связан с королевским двором в Равенне в Италии. В начале VI в. он написал по заказу могущественного короля остготов (или остроготов) Теодориха Великого[291] 12-томный труд по истории готов. Работа Кассиодора основывалась, судя по всему, на еще более древнем труде вестгота Аблабиуса, но ни тот, ни другой источники не сохранились до наших дней. Благодаря Иордану[292], составившему в 551 г. в Константинополе его сокращенную версию, основные положения труда Кассиодора все же дошли до потомков. Иордан закончил свою книгу маленьким эпилогом, где среди прочего написал следующее: «Тот, кто читает сейчас эти строки, знает, что я следовал писаниям моих предшественников и лишь выбрал несколько цветов с их бескрайних лугов, чтобы сплести из них венок для тех, кому эти вещи интересны. Пусть никто не думает, что я — в угоду той расе, о которой веду речь и к которой относится и мой род, — добавил что-то, выходящее за рамки прочитанного или узнанного посредством собственных изысканий. Я ведь включил сюда далеко не все из того, что уже написано или известно из устных преданий о них…»

Иордан начинает свою книгу описанием того, как король Бериг покинул на своих кораблях остров Скандза. Согласно Иордану, когда они затем сошли на берег, то дали новой местности название Готискандза, и эта местность и по сей день так называется. Затем он описывает, как они постепенно завоевывали прилежащие территории.

Тур. Об этом Иордан писал еще в 551 г., рассказывая о своих собственных предках — готах, т. е. он был гораздо ближе к временам Одина, чем Снорри в своих королевских сагах в XIII в.

Пер. Вот-вот! Теперь я не сомневаюсь в подлинности сведений Иордана. Он продолжает свой рассказ о том, как король готов Филимер в 150-е гг. вел свой народ через русские земли, пока не пришел в страну Оиум — «плодородные луга» на Днепре, туда, где Птолемей поместил Азагариум[293], а Геродот — народ будинов. В Азагариуме готы, по Кассиодору, столкнулись с народом спалов. Предоставим объяснить, кто это такие, известному историку Хервигу Вольфраму. Вот цитата из его книги «История готов»[294]: «В царстве скифов готы встретились с ирано-сарматскими народами. В качестве примера военного столкновения в „Происхождении готов“ упоминается битва с народом спалов. По-славянски их название обозначает нечто вроде „сильные люди“, „гиганты“. Такие чужеродные названия обычно давали „чужим“, поэтому вряд ли народ спалов относился к славянам…»

Тур. Должно быть, это тот самый «богатырский народ», упомянутый ранее профессором Рыбаковым, когда мы говорили о норманистах и антинорманистах. По его мнению, именно они основали Древнерусское государство. Ирано — сарматские народы, о которых говорит Вольфрам, — очевидно, аланы (асы), и тогда становится вполне понятным название Азагариум на карте Птолемея.

Пер. Вот именно, с той лишь разницей, что Рыбаков говорил о том, где это место находилось в VI в. н. э. Я попробую проследить ход развития готского королевства за период с 200 по 500 гг. н. э. В середине III в. герулы сыграли выдающуюся роль в борьбе с римлянами и господствовали в районе Черного моря, как викинги на Севере. Согласно родословной, составленной Кассиодором по заданию Теодориха, король принадлежал к седьмому колену потомков короля Острогота, основавшего и закрепившего остготское королевство на северном побережье Черного моря, вплоть до Дона и Азовского моря. А король Острогот — прародитель остготов принадлежал к пятому колену потомка Гаута — Хумбле, который в свою очередь был отцом прародителя данов — Дана Великого. Его сестра была отдана замуж за представителя рода Инглингов.

Тур. Таким образом, королевский род остроготов уже с 300 г. находился в родстве со всеми северными королевскими родами.

Пер. Вот именно, и это многое объясняет.

Тур. А что же случилось с герулами?

Пер. В IV в. н. э. они вновь появляются как наемные воины разваливающейся Римской империи. Позднее, в V в. их королевство стало одной из великих держав в Центральной Европе. Около 510 г. они потерпели поражение от лангобардов, которые, впрочем, также считали Одина своим прародителем.

Тур. Да, Одина нам не обойти.

Пер. Сочинения византийского историка Прокопия[295], жившего в первой половине VI в. н. э., — важнейший источник по истории более поздних событий. Он рассказывает, что после поражения от лангобардов многие из выживших герулов отправились «на край обитаемого света», где они поселились в стране, именовавшейся в то время Туле[296] и которую мы можем идентифицировать как Скандинавию. Таким образом, они отправились домой, т. е. туда, откуда они изначально пришли 300 лет назад.

Однако не все герулы отправились на Север. Одна группа, наверное, самая крупная, осталась в Иллирии[297], в районе современного Белграда, где герулы основали своего рода королевство в союзе с Восточной Римской империей. Около 545 г., спустя одно поколение после того, как их соплеменники возвратились на Север, оставшимся в Иллирии герулам не повезло, так как они во время одного из застолий случайно убили собственного короля. Можно говорить об этих темпераментных людях все, что угодно, но они тщательно следили за порядком наследования трона. Кто попало, королем стать не мог. Когда они поняли, что достойных кандидатов среди их племени нет, они не придумали ничего лучшего, как отправить посольство в Туле, где обосновались многие представители королевского рода.

Об этой экспедиции, имевшей целью привезти короля, чтобы он правил герулами на Балканах, Прокопий рассказывает очень подробно. Когда посланники прибыли в Туле, они нашли множество кандидатов королевской крови. Они выбрали подходящего претендента и отправились домой с чувством исполненного долга. Однако не успели они добраться до Дании, как предполагаемый правитель заболел и умер. Пришлось им возвратиться, чтобы выбрать нового. В этот раз они выбрали некоего Датия, с ним дело обстояло лучше Послы смогли доставить на Балканы в целости и сохранности его самого, его брата Аорда в качестве запасного варианта, а также ни много ни мало 200 молодых герулов в придачу.

Конечно, на проведение этой экспедиции понадобилось время. Пока посланцы отсутствовали, император Восточной Римской империи Юстиниан решил поддержать часть герулов, добровольно принявших христианство, и сам назначил им короля, по имени Сваруаз, одного из герулов-христиан, служившего в византийской армии. Новый король уже вступил в должность, когда в один прекрасный день вернулась домой скандинавская экспедиция.

После консультаций и долгих оживленных споров оказалось, что герулам больше нравится Датий из Туле, и поэтому королю, назначенному римлянами, пришлось бежать в Константинополь. Беспорядки привели к разрыву между герулами и римлянами, после чего герулы объединились с визиготами[298] и, в конце концов, подверглись ассимиляции.

Тур. Из истории о выборе короля герулами становится ясно, как трепетно скандинавские народы относились к родословной королевского рода. Они предпочли отправиться за наследником престола за границу, нежели принять человека некоролевского происхождения, назначенного самим римским императором. Те претенденты на трон, за которыми герулы отправились в Скандинавию с Балкан, вне всякого сомнения, соблюдали чистоту своего рода, происходящего от Одина, как и все королевские роды в Скандинавии и Англии. Балканские герулы в VI в. отправились через всю Европу мимо Дании, чтобы найти готского правителя благородных кровей, так как хорошо знали, что происхождение от Одина и Ньёрда — самое ценное наследство во всей Северной Европе, гораздо ценнее золота и серебра. История повторяется. Эпоха викингов началась по-настоящему лишь тогда, когда древнерусские купцы отправили посольство к варягам, потому что знали, что в их жилах течет кровь Одина. В то время в Скандинавии еще помнили, что истинные корни Одина и Ньёрда — на Кавказе, а в Скандинавию они попали через Гардарику.

Исторические факты никто отрицать не будет. Не нужно даже опираться на Снорри, чтобы подтвердить тот факт, что через несколько поколений после начала нашей эры из Скандинавии и Балтийских стран на юг, к Азовскому и Черному морям, отправились многие искатели приключений и завоеватели. К этому времени потомки Одина — асы уже прочно обосновались в Скандинавии в качестве элиты, собирающей дань. Снорри называет лиц королевского рода, которые некоторое время спустя отправились на юг в земли асов и ванов. В их числе были король свеев Гюльви и внук Фрейи — Свейгдир. Всемирная история описывает целые племена, в первую очередь готов, остроготов, визиготов и герулов. Герулов впоследствии поглотили визиготы А что же произошло с другими готами?

Пер. Все готские племена пошли на юго-восток, туда, откуда, как считается, пришел Один. Они направились сначала в тот район, который Снорри называет Великая Свитьод. Снорри проводит четкую границу между Великой Свитьод и той страной, что называлась «страной асов или Асахеймом», которая находилась в азиатской части прилегающих к Азовскому морю территорий, откуда и пришел Один. Там обосновались и герулы. Снорри писал: «Великую Свитьод они называли „домом Богов“, о ней им было что рассказать… А к северу от Черного моря простирается Свитьод Великая… Северная часть Свитьод не заселена из-за мороза и холода… В Свитьод много больших поселений, там много народов и много языков, там живут великаны…»[299] Тот же самый район в других источниках, по Вольфраму, называли Гутьод — «земля готов».

Что касается великанов, то это — те же самые «богатыри», которых Рыбаков поместил на берега Днепра к северу от Черного моря и которых Вольфрам называл народом спадов. На всей этой территории обосновались готы и образовали союз племен под руководством короля Острогота. Этот союз племен охватывал все земли от Белого моря до Азовского и реки Дон. Согласно авторитетному мнению Вольфрама, в этом союзе объединились такие различные народы, как финны, славяне, анты[300], герулы, розомоны[301], аланы, скифы, гунны, сарматы и эсты. А кроме того, грейтунги[302], одно из остготских племен, и гепиды[303].

В III в. гепиды были частью племени готов, которая отделилась от основного племени и направилась на запад. Они вошли в историю как визиготы, или вестготы. В IV в. во время правления короля Германариха[304] остроготы достигли апогея своего могущества, а Германариха как полководца сравнивали с Александром Македонским. Однако, когда в 375 г. с востока верхом на конях прискакали гунны, Германариха предали его же подданные — герулы и перешли на сторону врага. Потерпев поражение от гуннов, Германарих попытался отомстить одному из предавших его хёвдингов, но ему не удалось поймать этого хёвдинга. Тогда он решил отомстить ему, приказав привязать его жену Сунильду к двум коням и пустить их вскачь. Некоторые историки считают, что Германарих совершил ритуальное самоубийство, другие же пишут, что великий полководец остроготов погиб в кровопролитной битве с королевским кланом герулов — росомонами, к которому принадлежала Сунильда, или Сванхильд. Ее трагическая судьба стала популярным мотивом древнескандинавской литературы, где этот сюжет встречается в двух песнях Эдды[305] и в саге о Ёрмунрекке[306].

Тур. А что же произошло с могущественным государством остроготов, которое с помощью доступных во времена Одина средств коммуникации смогло объединить народы побережья Белого моря с жителями Причерноморья?

Пер. Остроготское королевство со временем распалось. Многие племена примкнули к гуннам, другие отправились на запад, в Европу. Часть из них присоединилась к визиготам, часть — к римлянам. Совершенно новое остроготское королевство возникло в Италии. Некоторые остались на берегах Днепра. Среди них, очевидно, были и росомоны. После смерти Германариха они примкнули к гуннам и стали ведущим кланом в прилегающих к Днепру землях. Я думаю, что именно росомоны стали родоначальниками народа, получившего позднее название «рос», или «рус», который затем пригласил на царствование трех братьев-варягов, чтобы установить мир и покой среди торговых людей, уставших от внутренних распрей и кровной мести. Так объединились норманны и росомоны.

Тур. Да, в этом есть смысл.

Пер. Вольфрам считает, что «рос» в слове «росомоны» указывает на цвет их волос, которые были от природы рыжими или рыжеватыми. Границы между государствами постоянно менялись в то время, когда этот народ отправлялся вверх или вниз по судоходным русским рекам или верхом на лошадях по бескрайним степям. Я думаю, русские исследователи правы, считая, что название «рос», или «рус», встречается к югу от Киева уже в VI в. и что именно оттуда этот народ продвинулся по рекам в район Ладоги. Эта теория более вероятна, нежели гипотеза о том, что народ «русь» пришел из района Рослаген в Швеции, потому что «руотси» по-фински означает «Швеция». Кроме того, имя «Рюрик» не встречалось ни в одном шведском королевском роду на протяжении многих сотен лет, а район Варангер, откуда, как говорят, пришел Рюрик, находится не в Швеции.

Росомоны, как считал Вольфрам, были королевской ветвью герулов, которые, как писал Прокопий, привезли себе короля из заграницы. Существуют письменные отчеты о том, как их предки отправили посольство в Скандинавию, чтобы пригласить потомка королевского рода стать их правителем. Почему же купцы из Ладоги не могли сделать то же самое 300 лет спустя, чтобы прекратить беспорядки и восстановить мир?..

Тур. Если они сделали это, логично предположить, что они искали представителей королевского рода — потомков Одина. Как мы уже убедились, почитатели Одина в Северной Европе тщательно выбирали тех, кто мог считать свой род идущим от этого обожествленного короля-пришельца. Его род стал божественным и поднялся над национальными границами. Благодаря Одину породнились все королевские семьи Северной Европы. Корни королевского рода Одина протянулись и в ту часть Восточной Европы, где сердечно приветствовали братьев-варягов как правителей могущественной впоследствии Руси.

Пер. А что говорят об этом русские? Что думают русские археологи, с которыми ты работал в Азове, по поводу того, что же привлекало выходцев с Севера в их регион в начале нашей эры?

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь