Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Саул проявляет уязвимость по отношению к предсказанию судьбы и демоническим силам



       Второе обличение Самуила Саулу в 1 Царств 15 выразительным образом касается всей истории Саула. Самуил сказал, что послушание лучше жертвы и добавил: «ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство/гадание (chattath –

qesem), и противление то же, что идолопоклонство(teraphim)» (1 Царств 15:23)

       В то время это замечание звучало грубо и, возможно, даже незаслуженно. Разве Саул, чьего сердца коснулся Яхве и изменил его, который был среди пророков, окажется в опасности совершения qesem, языческого гадания, которое практиковалось у филистимлян (1 Цар. 6:2) и было запрещено как обычай, который привел другие народы к изгнанию с земли (Втор. 18:10-14), и колдовства, которое Валаам пытался использовать против Израиля (Чис. 22:7; 23:23; Ис. Нав. 13:22)? Разве Саул на самом деле станет искушаться teraphim, домашними идолами, какими пользовался Лаван (Быт. 31:19, 30-35[35], где они также названы ’elohim), занимавшийся прорицанием (30-27), и какие были частью гибельного отступничества Михи (Суд. 17:5-18:20)? Поделла описывает teraphim как статуэтки, хранившиеся в доме идолы, изображавшие умерших предков, подобные «домашним божкам» городов Нузи и Мескена (Эмар) в Сирии, которые порою связывают с metu = мертвые и etemmu = дух мертвых[36]. В дальнейшем teraphim будут среди иноплеменных религиозных обычаев, отмененных реформой царя Иосии, и будут связываться с tAbaoh;) и ~ynI[oD>YIh; и ~yliLuGIh; (= идолы, 4 Цар. 23:24). Вавилонский царь Навуходоносор станет использовать teraphim в гадании о том, каким путем повести войско (Иез. 21:16). Захария также описывает, что teraphim навлекают беду или нечестие и ставит их в параллель с ~ymis.AQh;), которые видят ложное и рассказывают ложные сны (Зах. 10:2). Разве Саул когда-либо впадет в столь очевидное язычество? Не окажутся ли слова Самуила ошибочными?

       Нас держат в напряжении на протяжении четырех глав, после чего мы наблюдаем сцену, в которой дочь Саула Мелхола кладет teraphim в постель Давида, чтобы прикрыть его бегство (1 Цар. 19:13, 16). Саул, увидев в своем тронном зале teraphim (термин встречается дважды, во второй раз с hinneh, подчеркивая точку зрения Саула), не повергается в шок и не высказывает негативного комментария по поводу идолопоклонства, и мы можем предположить, что он знает о нем и допускает его. Пророческое слово Самуила оказывается достоверным.

       И затем через тринадцать глав нам говорится, что Саул в прошлом избавился от занимавшихся оккультизмом (28:3). Кажется, это противоречит предсказанию Самуила о волшебстве и создает некое напряжение, но оказывается, что это обманчивое отступление в повествовании: всего спустя четыре стиха Саул обращается к волшебнице и начинает с тех самых слов, которые использовал Самуил: qasami-na ba’ob. Таким образом, если  teraphim остаются неуловимым фоном сцены, то qasami  откровенно произносится самим Саулом, даже после того, как он слышал, как Самуил связал грамматически этот термин с грехом (chattath –qesem, 15:23). Таким образом, это является намеренным отступлением. Хотя отступничество Саула с волшебницей является шокирующим и трагичным, оно лишь открывает при кризисе те тенденции, которые были скрыты от глаз, но присутствовали в обычной жизни, и которые Самуил видел пророческим взглядом. Одна из богословских традиций[37] рассматривает дело так, что из-за того, что Яхве предпочел Давида, с Саулом он обходится грубо, но намеренное и постоянное неповиновение Саула, кажется, дает веские основания, чтобы Яхве отверг его, как царя.

       В связи с этим история Саула показывает то, что можно было бы назвать демоническим влиянием. Сразу после помазания Давида, Дух Яхве сошел на Давида, но практически сразу после этого нам сообщается, что дух Яхве отошел от Саула, и злой дух от Яхве мучил его (1 Цар. 16:13-14)[38]. Кажется, что это была обычная проблема, о которой открыто говорили при дворе (16:14-15, 23; 18:10; 19:9). Некоторые современные экзегеты принимают это за примитивное, донаучное описание психического заболевания,[39] а не за серьезное пневматологическое и парапсихологическое утверждение, но в еврейском языке есть ясные термины для описание сумасшествия (напр., 1 Цар. 21:15-16). Хотя слово x:Wrможет использоваться для описания человеческой эмоции, такой как x:Wr-tv;q. (1:15), в 16:14 оно используется с присоединенным к нему именем Бога, что предполагает, что имеется в виду нечто большее, нежели просто человеческий дух. На Саула до этого оказывалось влияние Божьего Духа: после помазания (предсказано в 10:6 «Дух Яхве», исполнилось в 10:10 «Дух Божий») и перед его успешной защитой Иависа Галаадского (11:6).

       Таким образом, ко времени визита Саула в Аэндор он, кажется, стал открытым для бесовских обольщений.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь