Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Коллективизация сельского хозяйства в БССР: причины, особенности, результаты
Коллективизация – это объединение индивидуальных хозяйств крестьян в крупные коллективные хозяйства (колхозы). Курс на коллективизацию был объявлен в декабре 1927 г. на XV -ом съезде ВКП(б). Ещё в годы эномической политики (нэпа) в стране проводилось кооперирование сельских хозяйств. Оно проводилось в разных формах, в том числе таких простых , как потребительская и сбытовая. Возникли и более сложные виды кооперации, например, производительная (товарищества совместной обработки земли, артели). Причины проведения коллективизации определялись необходимостью перевода деревни на рельсы крупного машинного производства и обеспечения города сельскохозяйственным сырьём и продуктами питания. Чтобы найти средства для проведения “сверхиндустриализации”, были занижены закупочные цены на сельхозяйственную продукцию, что вызвало нежелание крестьян продавать хлеб по низкой цене. Возник так называемый хлебозаготовительный кризис 1928-1929 гг. В нём обвинили зажиточных крестьян-кулаков. Начали приниматься меры насильственной конфискации (изымания) зерна. С 1928 г. колективизация стала главной линией коммунистической партии в деревне, хотя необходимые условия для этого еще не успели сложиться. Чтобы в короткие сроки получить средства для проведения индустриализации, в деревне начали принудительно и ускоренно создавать колхозы.Труд в колхозах оценивался очень низко и оплачивался не деньгами, продуктами по количеству трудодней. 1929 г. в советскую историю вошел под названием “год большого перелома” (по названию статьи И. Сталина “Год великого перелома”, опубликованной в газете “Правда”) В этом году было объединено 46% посевной площади. Тех, кто не желал записываться в колхозы, причисляли к кулакам и проводили раскулачивание. Их выселяли за границы Беларуси – в Сибирь и северные районы СССР, а имущество отбирали.Тех, кто выступал против употребления принудительных методов при проведении коллективизации, обвинялись в потере классовой коллективизации, обвинялись в потере классовой бдительности и насаждения кулацких хозяйств. Раскулачивание в ряде случаев затронуло и скредняков. В обществе создавался образ кулака как врага народа. Многие крестьяне были недовольны ускоренными темпами коллективизации. 1930 г. – около 500 выступлений крестьян. Март 1930 г. – статья И. Сталина “Головокружение от успехов”, в которой отмечались перегибы в колхозном движении. Временно отступили силовые методы проведения коллективизации, однако она продолжалась и фактически завершилась в годы второй пятилетки Для создания колхозов в деревне из города были направлены рабочие-двадцатипятидесятники (в Беларуси их было более чем 600 человек). Для обеспечения колхозов техникой были созданы машинно-тракторные станции (МТС), а при них – политические отделы (политотделы), которые строго проводили линию коммунистической партии на осуществление сплошной коллективизации в деревне. Первая МТС была создана в 1930 г. в Койданово (современный Дзержинск). В колхозах труд оплачивался не деньгами, а продукцией в конце года по количеству отработанных дней – трудодней. В 1932-1933 гг. в СССР и БССР был введен паспортный режим. Однако колхозники их не получили. В результате проведения сплошной коллективизации была создана материально-техническая база для дальнейшего индустриального развития республики. В экономической отрасли установилась единая государственная собственность на средства производства.
13.2. Белорусская литература во второй половине 1950-х — 1980-е гг.: условия развития и тематика творчества
· Связь с общественно-политической жизнью: «хрущёвская оттепель», «застой», «перестройка». Во второй половине 1950-первой половине 1960-х гг. были реабилитированы такие известные деятели культуры, как В. Голубок, Т. Гартный, М. Горецкий. Во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг.: метод социалистического реализма, прославление достижений советского государства, в центре внимания была новая историческая общность – советский народ. «Перестройка» во второй половине 1980-х гг. (принцип гласности, потеря монополии КПБ на власть) способствовала смягчению административно-командных методов руководства культурой, творческой свободе писателей. Углубление в духовный мир человека, утверждение величия человека-труженника. · Тема Великой Отечественной войны: Показ испытаний человека в тяжёлых военных условиях, его преданность гуманистическим идеалам. И. Чигринов «Плач перепёлки», «Оправдание крови»; И. Науменко «Сосна при дороге», «Ветер в соснах», «Сорок третий». А.Адамович «Партизаны», «Хатынская повесть», «Я из огненной деревни…» (в соавторстве с Я. Брылем и В. Колесником) В. Быков «Журавлиный крик», «Альпийская баллада», «Сотников», «Обелиск»,»Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться», «Знак беды» и др. Я. Брыль «Птицы и гнёзда» - проблема выбора человека на войне · Историческая тематика: И. Мележ трилогия «Полесская хроника»: «Люди на болоте», «Дыхание грозы», «Метели, декабрь» - судьба белорусского крестьянства в 1920-1930-е гг. В. Короткевич «Колосья по серпом твоим» (восстание 1863-1864гг.), «Дикая охота короля Стаха», «Чёрный замок Ольшанский» (жанр исторического детектива), «Кастусь Калиновский» (героико-романтическая драма), «Христос приземлился в Городни» (философские раздумья о предназначении человека на Земле), «Земля под белыми крыльями» и т.д. И. Шамякин роман «Криницы» (активное отношение человека к миру), роман «Сердце на ладони» (проблемы общественной жизни), повесть «Бронепоезд «Товарищ Ленин», роман Петроград – Брест» (историко-революционные события), повесть «Тревожное счастье» (судьба поколения, прошедшего через испытания войны), «Злая звезда» (Чернобыль). · Поэзия Отражение общечеловеческих ценностей через личные переживания – главная тема. П. Бровка - сборники «Пахнет чабрец», «Далеко от дома», «А дни идут…», поэма «Всегда с Лениным» (Государственная премия) М. Танк – сборники «Нарочанские сосны», «Пройти через верность» П. Панченко – сборники «При свете молний», «Молчаливая молитва» (борьба за достоинство личности, национальное самосознание)
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы