Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Европейская журналистика в 18 веке. Развитие журнальной периодики.



В 18 веке Европа сделала решительный шаг к переходу к новым экономическим, социально-политическим и идеологическим формам. Абсолютистские режимы начали сменяться демократическими. Пришли капитализм и толерантность. 18 столетие – эпоха кровавых революционных потрясений и войн за независимость.. пришла эпоха Просвещения, которая совпала с расцветом журнальной периодики – властителями дум были философы и писатели. За каждым периодическим изданием стояла личность редактора или издателя, проводившего свою идеологическую политику – эпоха персонального журнализма. Через журналы просветительские идеи распространялись на читателя.

Начало европейского просвещения связано с идеями английских мыслителей и философов 17 века. Принятие в 1689 году «Билля о правах» стало знаменательным не только для Англии, но и для всей Европы.

Задача просветительской журналистики – исправлять нравы общества посредством просвещения и развлечения. Поэтому язык просветительских изданий отличался простотой и ясностью, чтобы быть понятным и доходчивым для большинства читателей. Дефо в это время прославился как опытный памфлетист. За свой памфлет «Кратчайший способ расправы с дессидентами» (против религиозных преследований со стороны англиканской церкви) Дефо был осужлен, оштрафован и приговорен к троекратному выставлению к позорному столбу. В тюрьме он написал «Гимн позорному столбу», который вышел в день исполнения приговора, что очень оценили читатели. После своего освобождения в 1704 году Дефо стал издавать собственный журнал «Weekly Review» в качестве независимого журналиста. Он писал сатиры, политические сочинения, полемические статьи.

В английской просветительской журналистике выделилось 2 подхода к исправлению нравов:

1.Сатирический – едкая сатира Свифта. Свифт писал злободневные памфлеты, но никогда не подписывал их. Даже известный его роман «Путешествие Гулливера» - развернутый памфлет, который поднимает бесконечное число проблем – от государственного устройства до нравов ученого мира и духовного облика человека в целом.

2. Морально-дидактический- Аддисон и Стиль. Журнал Стиля «Болтун» (болтун Исаака Бикерстафа) положил начало еропейской нравоучительной журналистики. В 1710 году к этому изданию присоединился друг Стиля – Аддисон, чьи эсее до сих пор считаются непревзойденными образцами английской эссеистики. В основу журнала бралось эссе – стержень + мелкие заметки и объявления. В 1711 году журнал на пике своей популярности перестал издаваться, а его авторы создали самый удачный журнал в творческом наследии – «Зритель» (The Spectator), на который Екатерина 2 опиралась в своих суждениях. В этом журнале была разработана целая галерея масок, членов небольшого клуба, которые собирались, чтобы порассуждать на темы политики, театра, светской жизни, философии и т.д. затем журнали прекратили выпускать, вместо него появился «Опекун», но он просуществовал всего год и журналистский тандем Стиль и Аддисон распался.

Влияние аддисоновских журналов на развитие европейской журнальной традиции стало феноменальным. Только в Англии количество подражателей исчислялось десятками.

Во Франции ж-кие идеи А. и С. Были реализованы Пьером де Мариво («Французский зритель») и аббатом Прево («За и против»).

В Германии линия английской просветительской журналистики юыла продолжена такими нравоучительными изданиями, как «Разумник», «Веселая молва», «Ипохондрик». Особое место в немецкой просветительской журналистике занял журнал «Гамбургская драматургия», издаваемый Лессингом, который выступал за создание национального театра.

В целом в Европе 18 столетия против периодических изданий продолжали действовать цензурные ограничения. Только к концу столетия ситуация со свободой слова несколько улучшается.

16. Типология журналистики. Основные типоформирующие факторы изданий и теле-радиопрограмм.

В последнее время внимание к типологии как научному методу заметно возросло. В первую очередь, это связано с возможностью применения типологических раскладок в маркетинговых исследованиях. Сущность типологии - объединение типологических единиц (в данном случае изданий или программ) в группы по характерным признакам. Такими признаками могут быть: (характер аудитории; целевое назначение; издатель)

Вторичные признаки: авторский состав, структура издания, жанры. оформление

Формальные признаки: тираж, объем, формат

По характеру аудитории выделяются следующие типы изданий и программ:

- общероссийские (их аудитория включает все основные группы населения, проживающие на территории РК - напр., “Аргументы и факты” и т.д.);

- межрегиональные (охватывают население нескольких регионов - напр., СТС, РЕН-ТВ и т.д.);

- международные (объединяющие группы населения разных стран - напр., “Cosmopolitan”, “Домашний очаг” и т.д.);

- этнических общностей (наций, народностей):

- территориальных общностей (краевые, областные, районные СМИ);

- для профессиональных групп (военные, сельскохозяйственные и т.д.)

- для социальных групп (среднего класса, интеллигенции и т.д.);

- для возрастных групп (молодежи, пожилых и т.д.);

- для женщин и мужчин;

- для малых групп (семья, клуб и т.д.)

- для групп верующих (православных, католиков и т.д.)

 По целевому назначению:

- публицистические;

- литературные;

- культурно-просветительские (“Театр + ТВ”);

- развлекательные;

- учебно-образовательные;

- методические (журнал “Литература в школе”);

- научные (“Очевидное-невероятное”);

- рекламные (газета “Экстра-М”);

- информационные (“Время, “Сегодня”) и др.

(Возможно сочетание в одном издании или программе различных назначений - напр., научно-публицистические). По целевому назначению СМИ классифицируются с учетом осуществления функций политики, экономики или каких-либо течений. По этим признакам они могут быть классифицированы как оппозиционная пресса, правая печать, либеральные СМИ и т.д.

Возможна классификация по тематическому признаку (спорт, кулинария и т.д.) или по жанровому (интервью, репортаж, ток-шоу и т.д.).

Типообразующие факторы: главным типообразующими факторами являются - аудиторная направленность, стремление собрать вокруг издания или программы аудиторию с четко определенным набором черт (социально-демографических, социально-мировоззренческих, особенностей потребностей, запросов, интересов, предпочтений и т.д.). От того, каким аудиторным признакам будет уделяться данным СМИ наибольшее внимание, зависит: 1) проблемно-тематическая направленность, обращение к определенным пластам информации; при этом СМИ может быть по этому признаку универсальным, политематическим и монотематическим. А от того, в каком свете будут освещаться проблемы и темы, зависит 2) социальная позиция СМИ, его политическая, экономическая и др. направленность в соответствии с представлением редакции о перспективах развития страны, ее месте и роли в мировом сообществе, линии поведения во внутренних и международных отношениях; при этом очень важно, какая позиция будет реализоваться в условиях плюрализма, т.е. 3) линия поведения относительно других СМИ, представляющих другие социальные позиции, отстаивающие интересы других социальных слоев.

Есть и другие типообразующие факторы (масштаб информации, регион распространения, стилевые формы, в т.ч. способы взаимодействия со своей аудиторией и др.), но они представляют как бы “второй пласт” типообразующих свойств.

Жанры радиожурналистики.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь