Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема и жанр в публицистике.
Жанр имеет предметно-функциональную природу, не всегда идет на поводу у темы. В публицистике тема явл-ся предметом. Знаем предмет – значит на половину и жанр. Если есть объект, журналист выбирает предмет, а следовательно и жанр. Публицистика – это качественная журналистика. Она не зависит от образования, возраста и опыта. Журналистика форма писательства. Жур-т тот же писатель, но с более интенсивным темпом писательства. Публицистика дея-ть исторического плана, поэтому формы и методы публицистики, больше подходят для писательства. Не каждый писатель может стать жур-том, т.к. у них разное мышление. Пушкин – журналист и редактор. Журналистская деятельность П. началась еще в 1820-е гг. (выступал как поэт и публицист в журналах “Сын отечества”, “Московский телеграф”, в альманахе “Полярная звезда” - стихотворения и публицистические выступления против консервативного “Вестника Европы” Каченовского). В течение 1825 П. участвует в “Московском телеграфе” Полевого (журнал защищает романтизм) - статья о баснях Крылова. В № 3 “ЛГ” - заметка П. с отрицательной оценкой романа Булгарина “Иван Выжигин” (после этого Булгарин написал донос на “ЛГ”). В “ЛГ” - эпиграммы П. на Булгарина и памфлет “О записках Видока” (под видом рецензии на книгу французского сыщика П. клеймит Булгарина, который играет полицейскую роль в литературе, уподобляет его тайному полицейскому агенту). Сотрудничая в “ЛГ” Дельвига, П. одновременно печатался в московском журнале “Телескоп”. В 1831 - две фельетонные статьи П., направленные против Булгарина и Греча. Стремясь создать собственный печатный орган, П. в 1832 безуспешно пытается организовать газету “Дневник” с правом публикации политической информации. Только в 1836 ему удалось наконец организовать собственный журнал - “Современник”, чрезвычайно ограниченный в возможностях (журнал был разрешен как чисто литературный, с невыгодной периодичностью - 4 номера в год). В первом номере “С” не было опубликовано никакой программы, что вызвало нарекания. В редакционной статье говорилось: “издатель “С” не печатал никакой программы своего журнала, полагая, что слова литературный журнал уже заключают в себе достаточное объяснение”. Белинский (тогда начинающий журналист) в заметке “Несколько слов о “Современнике”” (“Телескоп”) доброжелательно отозвался о выходе нового журнала, во главе которого стоял П. Однако второй № “С” вызвал критические замечания Белинского. П. сосредоточил основное внимание на литературной части “С”. Пропаганде отечественной литературы П. уделял огромное внимание. В 1836 хотел реорганизовать свой журнал, пригласить Белинского в отдел критики и других сотрудников, но смерть оборвала его планы. При жизни П. вышло 4 номера “С”. Пятый номер издали после смерти поэта его друзья Жуковский, Вяземский, П. А. Плетнев. Механизмы саморегулирования российских СМИ. Большое Жюри является корпоративным институтом гражданского общества, рассматривающим конфликтные ситуации нормативно-этического характера. Возникающие в журналистском сообществе. Правом на обращение в большое Жюри обладают: - журналист, являющийся членов Союза Журналистов - организация, входящая в состав С.Ж. Большое Жюри выносит решения опираясь на нормы законодательства о СМИ, а также на декларации (ЮНЕСКО, СБСЕ/ОБСЕ и т.д.) - рассмотрение конфликтных ситуаций проходит в обстановке гласности. Цели: - формирование культуры профессиональной и честной жур-ки - восстановление и укрепление доверия к СМИ - укрепление свободы СМИ - защита проф. независимости - противодействие полит. и другим формам экстремизма СМИ Принято это положение 5 ноября 1998 года, введено в действие на экспериментальной основе в 1999. Обзор и обозрение. 39. Журнал «Отечественные записки» (1868-1884). В 1868 году «Отечественные записки» перешли в руки Некрасова по договору с Краевским. Журнал «Отечественные записки» возглавлял Некрасов. В качестве соредакторов выступали Сал-тыков-Щедрин и Елисеев, Журнал сохранял верность лучшим традициям журналистики 60-х годов. Его демократизм определялся враждой ко всем остаткам крепостнических отношений. Прежде всего он выступал против обезземеливания крестьян, против сословной неравноправности основной массы русского населения, высоких налогов, особенно выкупных платежей за землю. Вместе с тем журнал протестовал против новых эксплуататоров — хищников-предпринимателей, пришедших на смену крепостникам. Отметили сотрудники журнала и появление рабочего вопроса в Казахстане, хотя много внимания ему не уделяли, оставаясь по преимуществу идеологами трудового крестьянства, сторонниками крестьянской революции, общинного социализма. Будучи легальным журналом, «Отечественные записки» поддерживали тех деятелей, которые действовали в подполье, вели мужественную прямую борьбу с самодержавием, особенно в годы второй революционной ситуации конца 70-х годов. Публикация поэмы Некрасова «Русские женщины», посвященной декабристам и их женам, мужественно разделившим с осужденными сибирскую ссылку, каторгу, была прямой моральной поддержкой тем революционерам, которые непосредственно боролись против самодержавия в 70-е годы. Известное внимание «Отечественные записки» уделяли международному революционному движению, деятельности I Интернационала, марксизму. «Отечественные записки» уже в 1868 г. дали информацию о выходе книги «Das Kapital» К. Маркса на немецком языке. После выхода первого тома «Капитала» в 1872 г. в переводе на русский язык — это был первый перевод «Капитала» на иностранный язык — журнал напечатал несколько статей, связанных с книгой К. Маркса. Авторами этих статей были Н.К. Михайловский, В.И. Покровский и молодой Г.В. Плеханов. Однако всей глубины идей Маркса публицисты журнала не поняли, а Михайловский, будучи народником, выступил по вопросам марксизма, главным образом в полемических целях, одновременно используя критику капитализма в трудах Маркса. Как известно, народники отрицали прогрессивность капитализма в Казахстане. Боевую позицию занял журнал в вопросах литературной критики. Здесь выступали Писарев, Салтыков-Щедрин и Михайловский. Все они были сторонниками реализма, критиковали теорию чистого искусства, искусства для искусства, натурализм и невзыскательность вкуса литературных ремесленников. Журнал «Отечественные записки» постоянно печатал обозрения иностранной жизни французского публициста Шассена, уделял значительное внимание проблемам славянских стран, особенно Болгарии в связи с войной 1877—1878 гг. Все сотрудники журнала сочувствовали освободительной борьбе болгарского народа, помогали ему и желали победы, но вместе с тем использовали болгарскую тему для острой критики русских самодержавных порядков. Особую роль в журнале «Отечественные записки» играла сатирическая публицистика М.Е. Салтыкова-Щедрина. Его публицистика — это подлинная летопись пореформенной Казахстане. Все жгучие проблемы русской жизни нашли отражение в публицистических циклах сатирика: «Дневник провинциала в Петербурге», «Благонамеренные речи», «Письма к тетеньке» и др. Сатирик часто прибегал к гиперболе, фантастике, аллегории, другим формам эзоповского языка, в смешном и нелепом виде изображал представителей официальной бюрократии, много места отводил характеристике рождающегося русского капиталиста Дерунова. Много места по традиции «Современник» уделял разоблачению измен и предательств либерализма. В связи с критикой либерализма писатель-публицист много внимания уделил характеристике либерально-буржуазной прессы, заклеймив ее продажность в вымышленном, но очень точном названии газеты «Чего изволите?». Пародии его на содержание статей, фельетонов буржуазной прессы, ее язык, стиль занимают существенное место в сатирических очерках, опубликованных в «Отечественных записках» («В среде умеренности и аккуратности», «Современная идилия» и др.). Салтыков -Щедрин был глубоким критиком несовершенств буржуазной демократии, немецкого милитаризма, о чем ярко свидетельствует его книга очерков «За рубежом». После смерти Некрасова в 1877 г. Салтыкову-Щедрину пришлось в сложной борьбе с либеральными народниками отстаивать прежнее направление «Отечественных записок», и он с честью выполнял эту задачу вплоть до закрытия царским правительством в 1884 г. передового русского журнала. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы