Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Он проходит между двух рядов взглядов, одного — враждебного и полного ненависти — женихов, другого — богомольного и благоговейного — стоявших на коленях в шишаках девушек.
Убийцы и невесты, блеснув глазами, встают с колен и расходятся в стороны. Девушки (поют). Ты был с нами, Мы молились тебе! Ты ушел от нас, Мы будем помнить о тебе! Седые слуги, смотрите, смотрите! Толпа. Встают с коленопреклонения и, поддерживая под руки залитую слезами Гордяту, близкую к обморочному состоянию, с упавшей на плечи головой ведут через опустевший луг к славному княжьему двору. Проносят безнадежно повисшего руками со склоненной головой умирающего Ручья. Братья и женихи, встречаясь на площади, сумрачно блестят глазами. Но что это? Приезжает тысяцкий разбирать побоище и драку. Бирючи зовут женихов и братьев на осударев двор для суда над Девьим-богом. Слышите, слышите! "То есть дело не малое, и не ведомо никому, кто виновнее в нем, молодцы или девы и их бог. А потому ступайте, малый и великий, на осударев двор, и он вас рассудит, как бог на душу положит, великий и светлый разумом государь". О, сладко слушаться власти! В ней слышится голос большего нас разума! И ужас ее ослушаться. Вон толпы спешат на судьбище, идемте и мы. Второе Двое знатнейших русичей выносят меч из темного храма на ступени, перед кумиром Перуна. Стоящий на предверхней ступени главный жрец. Двое ли вы несете меч? И отвечают Руд и Рох: "Да, вдвоем, потому что одному не снести его". Жрец. Не разрезается ли надвое волос, падая на него? Руд и Рох. Да, разрезается. Жрец. О Перун, суди чудесным мечом, карающим сказавшего неправду! Толпа. Вон, вводят раба. Жрец. Ты обвиняешься в том, что ночью убил своего господина. Убил ли ты его? Раб. Нет, он… (Меч падает и разрубает раба на части.) (Толпа падает на колени и охает в ужасе. Вводят на возвышенье Девьего бога.) Жрец (к толпе). Кто этот человек? Одни. Мы не знаем, кто он. Он пришел смутить нас. Он заставил девушек, с мечами и в шишаках, устремиться против едва не вступивших в битву с девичьей ратью Женихов. Он покрыл кровью семьи, заставляя в распре женихов выступать против братьев невест. И братья краснили латы друг друга, обрызгивая их кровью. Он прекратил торговлю и ходьбу на многих улицах. Он подверг расхищению наши жилища, когда все ушли. Он разорил многие роды, заставляя девушек в исступлении рассеивать по земле нити жемчуга и бросать в воду серебряные кики. Другие. Он вносит смуту в наши семьи и говорит, что он бог. Возражающие. Мы не знаем, чтобы он говорил, что он бог, но он заставил нас уверовать в то, что он бог, и сделал всех безумными. Один. Он сын рыбака и ведьмы. Другие. Его видели в обществе с женщиной, улетевшей сорокой. Новые. Он сын казненного раба, смерть которого была отсрочена на несколько дней. Другие. Никому не ведомо, кто он; может быть, он и бог, но он подлежит казни. Голоса из толпы. Он человек, он человек! Жрец. Кто ты, о Девий-бог? Девий-бог (сохраняя неизменную улыбку). Вы хотите, здесь стоящие, чтоб я сказал, что я человек. Хорошо, я говорю: я — человек. (Меч падает, не поражая Девьего-бога, и остается лежать у его ног.) Жрец (наклоняясь, целует меч, лежащий у ног Девьего-бога, потом подымаясь). О, князья Страх и Ужас, возьмите меч и положите в руки Перуну. (К отроку.) Быть может, ты скажешь, что ты бог? Девий-бог (наклоняя голову с улыбкой, чуть слышно). Да. (Все жрецы, князья, толпа припадают взглядами к мечу. Жрец молчит, смотря, выжидая и подняв руки. Взоры всех, следя за мечом, подымаются все выше и выше.) Жрец. Он не упал. Толпа. О! О! О! Кто-то. Слышите! Слабый женский голос, несущийся из толпы: "Бог". И всюду многие с внезапной верой восклицают: "Он бог!" И уже рождается какая-то буря голосов, то утихающая, то разрастающаяся, сливающаяся в один голос: "Он бог!" Девий-бог (с улыбкой). Нет, я человек. Кто-то из толпы. Меч не упал. (Жрец склоняется на колени и целует край одежды стоящего Девьего-бога.) Из толпы. Как можно быть сразу и богом и человеком? Он безбожник и оскорбляет святыню. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы