Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Колорит тональностей на хроматических ступенях До мажора в прямой зависимости от типа альтерации, - повышающей (усиление экспрессии, яркости, жесткости) или понижающей (затемнение, сгущение красок).
На этом курсовая работа наших студентов завершалась. Но ее итоговый материал о выразительности тональностей совершенно неожиданно предоставил возможность на новом уровне рассмотреть семантику трезвучия (мажорного и минорного) и тона (по существу, отдельно взятых тонов в хроматическом звукоряде). ТОНАЛЬНОСТЬ, ТРЕЗВУЧИЕ, ТОН – СЕМАНТИЧЕСКОЕ (ЛАДО-ФОНИЧЕСКОЕ) ЕДИНСТВО Наш вывод (о прямой связи выразительности тональностей с красочно-фоническими качествами ступеней До мажора) обнаружил единство двух единиц,- тональность, тон, объединив по существу две независимые системы: До мажор (его натуральные и альтерированные ступени) и систему тональностей квинтового круга. В нашем объединении совершенно очевидно недостает еще одного звена, - аккорда. Родственное явление (но не одно и то же) отмечал С.С.Григорьев в своем исследовании «Теоретический курс гармонии» (М.,1981). Тон, аккорд, тональность представлены Григорьевым в качестве трех разноуровневых единицы классической гармонии, являющимися носителями ладовых и фонических функций (с.164-168). В триаде Григорьева эти «единицы классической гармонии» функционально независимы друг от друга; но наша триада – качественно иное явление, она элементарна, у нас единицы гармонии – составные элементы ладо-тональности: тон – I-я ступень лада, аккорд - тоническое трезвучие. Попытаемся найти по возможности объективные ладо-фонические характеристики аккордам (мажорным и минорным трезвучиям в качестве тонических). Один из немногих источников, где есть нужная нам информация, яркие и точные ладо-фонические характеристики аккордов (острая проблема в преподавании гармонии и сольфеджио в училище) – это упомянутый выше труд С.Григорьева. Воспользуемся материалом исследования. Впишутся ли наши характеристики созвучий в ладо-фоническую триаду тон-созвучие-тональность? Диатонический До мажор: Тоника (тоническое трезвучие) – центр притяжения, покой, равновесие (2,с.131-132); «логический вывод из предшествующего ладофункционального движения, конечная цель и разрешение его противоречий» (с.142). Опорность , устойчивость, прочность, твердость - общие характеристики и тонического трезвучия, и тональности До мажор Геварта, и 1-й ступени мажора Кервена. Доминанта – аккорд утверждения тоники в качестве опоры, центра ладовых тяготений. «Доминанта – центростремительная сила внутри ладовофункциональной системы» (с.138), «концентрация ладовофункциональной динамики». «Яркая, величественная» (Кервен) V-я ступень – это прямая характеристика аккорда Д с его мажорностью звучания, с активным квартовым ходом в басу при разрешении в Т и восходящей полутоновой интонацией вводного тона, интонацией утверждения, обобщения, созидания. Эпитет Геварта «веселый» (Соль мажор) явно не дотягивает до колорита Д5/3. Но и применительно к тональности согласиться с ним трудно: уж слишком простоват для «Соль мажора светлого, радостного, победного» (Н.Эскина. ж-л Муз. жизнь №8, 1994,с.23). Субдоминанта, по Риману, – аккорд конфликта. В определенных метроритмических условиях S оспаривает у тоники функцию устоя (2,с.138). «S –центробежная сила внутри ладовофункциональной системы». В противовес «действенной» Д, S – аккорд «контрдействия» (с.139), независимый, гордый аккорд. У Геварта Фа мажор - мужественный. По характеристике П.Мироносицкого (последователя Кервена, автора учебного пособия «Ноты-буквы», см. об этом 1,с.103-104) IV-я ступень – «как бы тяжелый звук». Характеристика IV-я ступени в «умственных эффектах», - «унылый, внушающий страх» (по мнению П.Вейса (см.1,с 94), - не убедительное определение), - не дает ожидаемой параллели с колоритом Фа мажора. Но это точные эпитеты звучания минорной гармонической субдоминантыи ее проекции – фа минора печального. Трезвучия VI-й и III-й ступеней – медианты, - серединные, промежуточные как по звуковому составу от Т к S и Д, так и функционально: VI-я – мягкая S (легкий ля минор), грустная, жалобная VI-я в «умственных эффектах»; III-я - мягкая Д (светлый ми минор, ровная, спокойная III-я ступень. Побочные трезвучия противоположны в ладовом наклонении к тонике. «Романтическая терцовость», «нежные и прозрачные краски медиант», «отраженный свет», «чистые краски мажорных или минорных трезвучий» (2,с.147-148) – эти тонкие образные характеристики лишь часть из адресованных аккордам III-ей и VI-й ступеней в «Теоретическом курсе гармонии» С.С.Григорьева. Трезвучие II-й ступени, не имеющее общих звуков с тоникой (в противоположность «мягкой» медиантовой VI-й) - как бы «жёсткая» субдоминанта, активный и действенный аккорд в S группе. Гармония II-й ступени, побуждающей, полной надежд (по Кервену), - это «мужественный» ре минор. «Блестящий» Ре мажор – прямая аналогия мажорной гармонии на II-й ступени, аналогия аккорду DD. Именно так он звучит в кадансе DD – D7 – T, укрепляя его, образуя как бы автентический оборот вдвойне. До мажоро-минор одноименный: Одноименная минорная тоника – смягченный теневой вариант мажорного трезвучия. Патетический до минор. Натуральная (минорная) d одноименного минора –это доминанта, лишенная «первичного признака» (вводного тона) и теряющая остроту тяготение к Т 5/3, теряющая напряженность, яркость и торжественность мажорного трезвучия, оставляя лишь просветленность, мягкость, поэтичность.Поэтический соль минор! Медианты одноименного до минора. МажорнаяVI-я (VI-я низкая), - торжественный аккорд, смягченный суровым колоритом субдоминантового звучания. Ля-бемоль мажор благородный! Трезвучие III-ей ступени (III-я низкая) – мажорный аккорд с квинтовым остовом до минора. Ми-бемоль мажор величественный! VII-я натуральная (одноименного минора) – мажорное трезвучие с колоритом архаики сурового натурального минора (Си-бемоль мажор гордый!), основа фригийского оборота в басу, - нисходящего движения с явной семантикой трагического Неаполитанский аккорд (по природе может быть II-й ступенью одноименного фригийского лада, может быть вводнотоновой S), - возвышенная гармония с суровым фригийским колоритом. Ре-бемоль мажор у Геварта – важный. Для русских композиторов эта тональность серьезного тона и глубоких чувств. До мажор параллельного объединения (До мажор-ля минор): Сияющий Ми мажор – прямая иллюстрация III-ей мажорной (гарм D параллельного минора, - яркой, величественной). До мажоро-минор в хроматической системе, представленный побочными D (например, A dur, H dur), побочными S (hmoll, bmoll) и др. И везде мы найдем убедительные звуко-красочные параллели. Этот обзор дает нам право сделать очередные выводы. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы