Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


День воинской славы России. День защитника Отечества



События в Москве:

 

1928 — 90 лет назад — В здании бывшего Екатерининского института на площади Коммуны (с 1994 — Суворовская площадь) открывается Центральный дом Красной армии (ЦДКА). Его главными задачами были проведение политико-воспитательной и культурно-художественной работы среди военнослужащих, членов их семей, рабочих и служащих Красной армии. ЦДКА располагал лекционными, концертными, кино- и выставочными залами, методическими кабинетами, учебными аудиториями, библиотекой и т. д. В 1946 ЦДКА переименован в Центральный дом Советской армии им. М. В. Фрунзе, в 1993 — в Центральный дом Российской армии им. М. В. Фрунзе, в 1997 — в Культурный центр Вооруженных сил РФ им. М. В. Фрунзе. 16 июня 2016 ведущему учреждению военной культуры было возвращено историческое имя — Центральный дом Российской армии им. М. В. Фрунзе.

 

1958 — 60 лет назад — Произведена закладка памятника Победы на Поклонной горе. В этот день был установлен закладной камень с надписью: «Здесь будет сооружен памятник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». В комплекс Мемориала Победы вошли главный монумент Победы, музей-Пантеон и парк. Мемориальный комплекс создан в целях сохранения памяти о войне. В 1950-е возникло движение ветеранов, которое поддержала молодежь. На строительство памятника Победы было собрано почти 200 млн руб. Памятник Победы на Поклонной горе проектировали творческие мастерские архитекторов М. В. Посохина, А. Т. Полянского, В. А. Будаева, скульптора Н. В. Томского. Главный монумент Победы и скульптуры «Вестниц» созданы в 1990-х скульптором З. Церетели. Главный монумент — величественный трехгранный обелиск, облицованный гранитом. У подножия монумента располагается статуя Георгия Победоносца — символа Москвы, поражающего копьем олицетворяющего фашизм дракона. Венчает композицию фигура крылатой богини победы Ники. Ансамбль Мемориала занимает в парке Победы 20 га и является одним из самых крупных в Москве. Вдоль парка располагается колоннада из 15 бронзовых стел, символизирующих десять фронтов и три флота Великой Отечественной войны, а также подвиг партизан и тружеников тыла. В центре Мемориала белокаменное здание музея (проект архитектора А. Т. Полянского) в виде галереи с пилонами-знаменами, куполом и полукруглой колоннадой. Памятник Победы на Поклонной горе можно считать символом единения людей различных вероисповеданий: на ее территории одновременно располагаются мечеть, синагога и православный храм. Его торжественное открытие, приуроченное к 50-летию Победы над фашизмом, состоялось 9 мая 1995.

 

В этот день родились:

 

1758 — 260 лет назад — КАПНИСТ Василий Васильевич (1758–1823) (по др. сведениям родился 23 февраля 1757), драматург, поэт, общественный деятель. Получил образование в одном из лучших петербургских пансионов, освоил французский и немецкий языки. В 1771 поступил в Измайловский полк. Оставив военную службу, посвятил себя литературному творчеству. Первым произведением, появившимся в 1775 в печати, была написанная на французском языке ода по случаю победы над Турцией и заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора. Его поэзия (оды, элегии, анакреонтические стихи), связанная с предромантическими течениями, сыграла заметную роль в развитии литературы допушкинской поры. Автор произведений, направленных против взяточничества, судейского произвола и крепостничества — стихотворной сатирической комедии «Ябеда», «Оды на рабство», стихотворной «Сатиры I» и др.

 

1808 — 210 лет назад — КИРЕЕВСКИЙ Петр Васильевич (1808–1856), фольклорист, археограф, публицист. Получил домашнее образование. После переезда в 1822 в Москву занимался у профессоров Московского университета А. Ф. Мерзлякова и И. М. Снегирева. В 1820 вместе с братом вошел в кружок любомудров, где познакомился с Д. В. Веневитиновым, А. С. Хомяковым, А. Мицкевичем. В печати дебютировал в 1827 в журнале «Московский вестник». Переводил произведения Кальдерона, У. Шекспира, Дж. Байрона, В. Ирвинга. Считается одним из основоположников русской фольклористики. С 1830 под влиянием А. С. Пушкина и Н. М. Языкова и при их участии начал собирать народные песни. Создал фольклорное собрание, насчитывающее тысячу текстов (исторические и лирические песни, былины и др.). В него вошли записи А. С. Пушкина, семьи Языковых, В. И. Даля, Н. В. Гоголя, А. В. Кольцова и др.

 

1878 — 140 лет назад — ЕФИМОВ Иван Семенович (1878–1959), художник-анималист, скульптор и график, театральный деятель, реформатор кукольного театра. Народный художник РСФСР (1958). Почетный член Международного союза кукольников (1958). Занимался в школе живописи и рисования Е. Званцевой (1898–1901), учился в МУЖВЗ (1906–1908 и 1912–1913), посещал школу Ф. Коларосси в Париже (1910–1911). Преподавал в московском ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1918–1930). Увлекшись кукольным театром, разработал новаторский принцип «тростевых», более динамично и вариативно управляемых кукол. В 1918 вместе с женой, художницей Н. Я. Симонович-Ефимовой, создал в Москве Театр Петрушки и теней при Детском театре Моссовета («Театр кукол Ефимовых»), который действовал до 1940. Выступал и как мастер книжной графики, преимущественно в детской литературе. Участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды. Автор фонтана «Дельфины» у Северного речного вокзала в Москве, других скульптурных композиций.

 

1878 — 140 лет назад — МАЛЕВИЧ Казимир Северинович (1878–1935), художник, теоретик искусства. Один из лидеров русского авангардизма 1910–1920-х. Основоположник одного из видов абстрактного искусства — супрематизма. В 1895–1896 посещал Киевскую рисовальную школу Н. И. Мурашко. Участник выставок: «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912), футуристической «0,10» (1915–1916) и др. В 1918 создал оформление первой постановки «Мистерии-буфф» В. В. Маяковского. Преподавал в Народной художественной школе в Витебске (1919–1922), был директором ленинградского Государственного института художественной культуры (Гинхука) (1923–1927). С начала 1920-х примкнул к производственному искусству. Занимался исследованием формального языка пластических искусств, разрабатывал проекты конструктивно целесообразных форм посуды, рисунки для текстиля, пространств, композиции. Автор картин: «Черный квадрат», «Белое на белом», «Скачет красная конница», «На сенокосе», «Станция без остановки», «Девушка с красным древком» и др.

 

1883 — 135 лет назад — ФЛЕМИНГ Виктор (1883–1949), американский кинорежиссер. В кино пришел в 1911, был ассистентом оператора, с 1915 работал кинооператором. В качестве режиссера дебютировал в 1919, сняв фильм «Когда разойдутся тучи». Поставил киноленты: «Красная пыль», «Белая монахиня», «Остров сокровищ», «Отважные капитаны», «Волшебник страны Оз», «Доктор Джекилл и мистер Хайд» и др. Его самый знаменитый фильм — «Унесенные ветром», за который в 1940 он был удостоен премии «Оскар» в номинации «Лучший режиссер».

 

1903 — 115 лет назад — ФУЧИК Юлиус (1903–1943), чехословацкий писатель, журналист, общественный деятель. Учился на философском факультете Пражского университета. В 1927–1938 редактор ряда изданий компартии Чехословакии. В 1930 и 1934–1936 работал в СССР корреспондентом газеты «Руде право». Посвятил СССР книгу «В стране, где наше завтра является уже вчерашним днем» и обширный цикл художественных очерков. С 1941 как член нелегального ЦК КПЧ руководил подпольными изданиями партии, в которых были опубликованы его обращения к чешскому народу. В 1942 арестован гестапо, летом 1943 увезен в Германию и казнен. Автор книги «Репортаж с петлей на шее», написанной в Берлинской тюрьме (издана в 1945). Лауреат Международной премии Мира (1950, посмертно). С 1958 день смерти Фучика (8 сентября 1943) отмечается как Международный день солидарности журналистов.

 

1908 — 110 лет назад — САВИЦКАЯ Елена Федоровна (1908–1959), актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1954). На эстраде с начала 1930-х. Работала в Московском мюзик-холле, Театре им. МОСПС (ныне — им. Моссовета), во 2-м МХАТе, концертном бюро Центрального парка культуры и отдыха. С марта 1937 актриса Государственного театра «Московская оперетта». Исполняла роли в опереттах: «Золотая долина» И. О. Дунаевского, «Сорочинская ярмарка» А. П. Рябова, «Беспокойное счастье», «Девичий переполох» и «Трембита» Ю. С. Милютина, «Свадьба в Малиновке» Б. А. Александрова, «Принцесса цирка» и «Фиалка Монмартра» И. Кальмана и др. В кино снималась в фильмах: «О странностях любви», «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки», «Верные друзья», «На подмостках сцены» и др.

 

1908 — 110 лет назад — ТЕР-ЕГИАЗАРЯН Тамара Андреевна (1908–2005), основательница и первый директор (1989–1998) Музея «Дом на набережной». Окончила Московский институт народного хозяйства им. Г. В. Плеханова. Работала в Мосэнерго, на авиазаводе, в Министерстве авиационной промышленности. После окончания Великой Отечественной войны 1941–1945 по приглашению вдовы Максима Пешкова, сына писателя А. М. Горького, работала над созданием Музея А. М. Горького. Выйдя на пенсию в 1963, вела общественную работу в Доме Правительства на Берсеневской набережной («Дом на набережной»), в котором жила с 1931. В 1989 с группой энтузиастов создала музей дома, руководила им до середины 1998. Автор книги «Окнами на Кремль: из истории “Дома на набережной”», с соавторами опубликовала несколько книг о жителях дома. Организовывала и проводила встречи в созданной ею «Гостиной литературного наследия Дома». Награждена Почетной грамотой Московской городской думы (2004).

 

1918 — 100 лет назад — ФЕДОРОВ Василий Дмитриевич (1918–1984), поэт, писатель, критик. В 1950 окончил Литературный институт им. А. М. Горького. Автор поэтических сборников («Седьмое небо», «Как цветы на заре», «Крылья на полдень», «Книга любви и веры» и др.), поэмы «Проданная Венера», драмы в стихах «Золотая жила», повестей «Зрелость» и «Добровольцы», книги «Наше время такое... О поэзии и поэтах» и др. Лауреат Госпремии СССР (1979), Госпремии РСФСР (1968). Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1967, 1971) и Октябрьской Революции (1976).

 

1928 — 90 лет назад — ОЛЕЙНИЧЕНКО Галина Васильевна (1928–2013), оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог. Народная артистка РСФСР (1964), заслуженная артистка РСФСР (1959). В 1953 окончила Одесскую консерваторию. Дебютировала на сцене Одесского театра оперы и балета в 1952. С 1955 солистка Киевского театра оперы и балета им. Т. Г. Шевченко, в 1957–1981 — Большого театра. Исполняла партии в операх: «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Царская невеста» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова, «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Риголетто» и «Травиата» Дж. Верди, «Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена, «Повесть о настоящем человеке» С. С. Прокофьева, «Пиковая дама» П. И. Чайковского и др. Активно гастролировала по стране и за рубежом. После ухода из Большого театра перешла на педагогическую работу, с 1981 преподавала академическое пение в ГМПИ (с 1992 — Российская академия музыки) им. Гнесиных. Лауреат Конкурса вокалистов IV Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Бухаресте (1953), Всесоюзного конкурса вокалистов в Москве (1956, I премия) и Международного конкурса вокалистов в Тулузе (Франция, 1957, I премия и Гран-при). Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1976).

 

1933 — 85 лет назад — ГУСЕВ Владимир Михайлович (1933–2012), актер. Заслуженный артист РСФСР (1989). В 1957 окончил ВГИК. В 1959–1988 в труппе Театра-студии киноактера. В кино начал сниматься в 1954. Сыграл роли в фильмах: «Испытание верности», «Следы на снегу», «Солдат Иван Бровкин», «Карнавальная ночь», «Человек родился», «Девушка с гитарой», «Над Тиссой», «Исправленному верить», «Нормандия-Неман», «Воскресение», «Нахаленок», «Гусарская баллада», «Стежки-дорожки», «Таежный десант», «Ошибка резидента», «Вечный зов», «Приступить к ликвидации», «Паспорт», «Ширли-мырли», «Ермак» и др.

 

1948 — 70 лет назад — РОМАНЦОВ Александр Иванович (1948–2005), актер, педагог. Заслуженный артист РФ (1994). В 1970 окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Играл в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской (1970–1974) и Малом драматическом театре (1974–1980) в Ленинграде. С 1980 на сцене Ленинградского Большого драматического театра (БДТ) им. М. Горького (с 1992 — БДТ им. Г. А. Товстоногова). Играл роли в спектаклях: «Театр времен Нерона и Сенеки» по пьесе Э. С. Радзинского, «Визит старой дамы» Ф. Дюрренматта, «Макбет» У. Шекспира, «Борис Годунов» А. С. Пушкина и др. С 1988 преподавал актерское мастерство в ЛГИТМиКе им. Н. К. Черкасова (в 1993–2015 — Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства). В кино с 1971. Снимался в фильмах: «Агония», «Фронт за линией фронта», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Враг народа Бухарин», «Царская охота», «Жизнь с идиотом», «Операция “С Новым годом”», «Северное сияние», «Что сказал покойник» и др.

 

ФЕВРАЛЯ

В этот день родились:

 

1913 — 105 лет назад — КАЗАКЕВИЧ Эммануил Генрихович (1913–1962), писатель, поэт, переводчик. Член СП СССР (1940). Участник Великой Отечественной войны 1941–1945. В 1930 окончил Харьковский машиностроительный техникум. В 1932 переехал с родителями в Биробиджан, где в 1934 была образована Еврейская автономная область. Работал на строительстве городского Дворца культуры, председателем колхоза, организатором Еврейского молодежного театра, директором Биробиджанского государственного еврейского театра, а также председателем областного радиовещания на идише. В 1935–1938 штатный сотрудник редакции газеты «Биробиджанер штерн» и заведующий литературной частью Биробиджанского ГОСЕТа. Публиковать стихи на идише начал в 1932 в газете «Биробиджанер штерн», в том же году вышел первый сборник стихотворений Э. Казакевича. В 1933 его стихотворение в русском переводе было опубликовано в газете «Тихоокеанский комсомолец». Занимался переводами театральных постановок для БирГОСЕТа, в частности в его переводе была поставлена пьеса К. Гуцкова «Уриэль Акоста». С 1938 жил в Москве. В 1947 в январском номере журнала «Знамя» было опубликовано первое произведение Казакевича на русском языке — повесть «Звезда». Автор романов «Весна на Одере» и «Дом на площади», повестей («Двое в степи», «Сердце друга», «Синяя тетрадь» и др.), путевых заметок «Венгерские встречи», рассказов («При свете дня», «Враги» и др.), пьесы «Адмирал океана» и др. Переводил на идиш стихотворения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. В. Маяковского, пьесы М. Горького, В. М. Киршона, А. Н. Арбузова, Э. Ростана и др. В его переводе на русский язык несколькими переизданиями вышла сказочная повесть К. Коллоди «Приключения Пиноккио». Лауреат Госпремии СССР (1948, 1950). Награжден орденами Красной Звезды (1944, 1945), Отечественной войны II степени (1944, дважды), медалями.

 

ФЕВРАЛЯ

В этот день родились:

 

1768 — 250 лет назад — АДЕЛУНГ Федор Павлович (АДЕЛУНГ Фридрих фон) (1768–1843), историк, археолог, лингвист, библиограф. Член-корреспондент (1809), почетный член Санкт-Петербургской АН (1838). Почетный член Харьковского и Дерптского (Тартуского) университетов. Окончил Лейпцигский университет. С 1794 жил и работал в Санкт-Петербурге. С 1818 служил чиновником особых поручений МИДа, с 1824 — начальником учебного отделения восточных языков при Азиатском департаменте. Принимал деятельное участие в создании Румянцевского музея. Его научные труды посвящены русской археологии, лингвистике, библиографии. Создал (вместе с А. К. Шторхом) «Систематическое обозрение литературы в России в течение пятилетия, с 1801 по 1806 г.», положившее начало русской книжной статистике. Автор библиографии санскритского языка, получившей мировую известность, библиографии иностранных карт России с 1306 по 1699. сводного труда. Самое значительное произведение Ф. Аделунга — «Kritisch-Literabis 1700, deren Bericht bekannt sind» (Лейпциг, 1840) — в русском переводе издано под заглавием «Критико-литературное обозрение путешественников по России до 1700 г. и их сочинений». В книге Аделунга собраны сведения более чем о ста путешествиях по древней России, начиная с Ибн-Фоддана, Плано-Карпини, Марко Поло и кончая Мейербергом и другими путешественниками XVII в. Академией наук труд Аделунга удостоен в 1845 полной Демидовской премии.

 

1873 — 145 лет назад — КАРУЗО Энрико (1873–1921) (по др. сведениям родился 27 февраля 1873), итальянский певец (тенор). В 1894 дебютировал в Неаполе в Театре «Нуово». В 1895–1898 выступал во многих городах Италии, в 1900–1901 пел на сцене миланского театра Ла Скала. В 1903–1921 ведущий солист Метрополитен-опера (Нью-Йорк). С 1898 с триумфальным успехом гастролировал во многих странах мира (в России — 1898, 1900), ежегодно выступая в Италии. Один из выдающихся оперных певцов мира. Его голос, обширный по диапазону, уникальный по красоте тембра и силе звука, поражал редкой проникновенностью и особой теплотой. Яркий драматический темперамент, сила и страстность пения позволяли артисту исполнять разнохарактерные теноровые партии — от лирических до трагедийных. Среди лучших партий: Герцог, Манрико и Радамес («Риголетто», «Трубадур» и «Аида» Дж. Верди), Неморино («Любовный напиток» Г. Доницетти), Фауст («Мефистофель» А. Бойто), Канио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Рудольф, Каварадосси и де Грие («Богема», «Тоска» и «Манон Леско» Дж. Пуччини), Хозе («Кармен» Ж. Бизе) и др. В концертном репертуаре певца основное место занимали неаполитанские песни. Лауреат премии Грэмми за жизненные достижения (1987, посмертно). Введен в Зал славы журнала «Gramophone».

 

1893 — 125 лет назад — ЯРОН Григорий Маркович (1893–1963), актер, режиссер. Народный артист РСФСР (1940). Один из организаторов (1927), художественный руководитель (1927–1939 и 1942–1945) Театра «Московская оперетта». В 1912 окончил драматическую школу Петербургского литературно-художественного общества, был зачислен в труппу Петербургского Малого (Суворинского) театра. В 1911 дебютировал в оперетте. В 1915–1926 играл в театрах в Петрограде, Киеве, Одессе, Харькове, Москве. В 1918–1921 служил в Театре оперетты Е. В. Потопчиной. С 1919 параллельно работал на эстраде как конферансье. В 1924 был принят в труппу Большого театра. С 1927 служил в Театре «Московская оперетта». Обладал оригинальной творческой фантазией, виртуозно владел приемами буффонады, эксцентрики, гротеска. Исполнял роли в спектаклях: «Сильва», «Марица» и «Принцесса цирка» И. Кальмана, «Холопка» Н. М. Стрельникова, «Женихи» И. О. Дунаевского и др. Как режиссер поставил оперетты: «Свадьба в Малиновке» Б. А. Александрова, «Граф Люксембург» Ф. Легара, «На берегу Амура» М. И. Блантера и др. С 1924 в кино. В 1958 снялся в кинофильме «Мистер Икс» в роли официанта Пеликана. Выступал на радио с лекциями, по заказу Радиокомитета осуществил постановки оперетт в Колонном зале Дома союзов. Позднее часто выступал на телевидении, в т. ч. с популярнейшим циклом передач о творчестве И. Кальмана.

 

1918 — 100 лет назад — КУЗНЕЦОВ Михаил Артемьевич (1918–1986), актер. Народный артист РСФСР (1965), заслуженный артист Украинской ССР (1955). В 1941 окончил драматическое отделение Оперно-драматической студии п/р К. С. Станиславского. В кино начал сниматься, будучи студентом. Актер Театра-студии киноактера. С 1950 до середины 1960-х работал в штате Киевской киностудии. Сыграл роли в фильмах: «Приятели», «Машенька», «Воздушный извозчик», «Иван Грозный», «Наше сердце», «Тарас Шевченко», «Море студеное», «Матрос Чижик», «Марья-искусница», «Гиперболоид инженера Гарина», «Игра без правил», «Юнга Северного флота», «Квартет Гварнери», «Россия молодая», «Под знаком Красного креста» и др. Лауреат Госпремии СССР (1952). Награжден орденом «Знак Почета».

 

1938 — 80 лет назад — РЫЧКОВ Борис Николаевич, режиссер, сценарист документального кино. Народный артист РСФСР (1982), заслуженный деятель искусств РСФСР (1975). Член Гильдии режиссеров Союза кинематографистов РФ. В 1966 окончил ВГИК. С 1965 работал на Центральной студии документальных фильмов. В 1975–1977 преподавал на Высших режиссерских курсах, с 1979 — во ВГИКе. Автор документальных фильмов о спорте («О спорт, ты — мир!», «Хоккей против хоккея», «Баллада о спорте» и др.) и документальных фильмов, посвященных крупнейшим событиям в жизни страны. Лауреат Госпремии СССР (1982), Госпремии РСФСР (1978). Обладатель специальных призов VI ВКФ в Алма-Ате (1973) и XIII ВКФ в Душанбе (1980).

 

1948 — 70 лет назад — АБАКУМОВ Михаил Георгиевич (1948–2010), художник. Народный художник РФ (2010), заслуженный художник РФ (1993). Член-корреспондент РАХ (2010). Председатель художественного совета Коломенского отделения СХ России (1993–2010). Академик Международной академии информатизации (1999), член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (2001). Учился в Московском художественно-промышленном училище им. М. И. Калинина, в 1977 окончил художественный факультет ВГИКа, в 1983 — творческие мастерские АХ. С 1975 участвовал во всех крупных всесоюзных, республиканских и зарубежных (Германия, Болгария, Италия, Япония, Турция и др.) выставках. С 1994 преподавал в МГХИ им. В. И. Сурикова. Автор картин, посвященных природе: «Время сенокосов», «Синий февраль», «В ожидании весны», «Расцвела черемуха», «Вологодские туманы», «Гром небесный» и др. Работы художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, других художественных музеях России. С 2000 участвовал в ежегодных благотворительных аукционах «Operation “Smile”» в пользу больных детей. Лауреат премии им. В. К. Бялыницкого-Бирули (2002), премии им. А. А. Пластова, учрежденной Союзом русских художников (2010, посмертно). Обладатель диплома АХ СССР (1985, 1987), золотой медали РАХ (1995). Почетный гражданин города Коломна (2003). В 2013 имя художника присвоено детской художественной школе г. Коломна Московской области. В 2013 в Культурном центре «Дом Озерова» (Коломна) открылся музейно-выставочный зал Михаила Абакумова.

 

1963 — 55 лет назад — ГАРНИЗОВ Алексей Альбертович, музыкант, композитор, режиссер. Заслуженный артист РФ. В 1985 окончил ГИТИС им. А. В. Луначарского, получив квалификацию режиссера музыкального театра, эстрады и массовых представлений. Был помощником главного режиссера Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Почти 18 лет работал ведущим режиссером ГЦКЗ «Россия», где поставил много ярких музыкальных шоу-программ, в их числе: первые вечера композитора Р. Паулса, «Вернисаж» поэта И. Резника, «Господа офицеры» О. Газманова, концерты Л. Вайкуле, джазовые вечера. В 1990-е годы плодотворно сотрудничал с певцом В. Леонтьевым, для которого специально были написаны программы «Полнолуние», «По дороге в Голливуд», «Фотограф сновидений», «Безымянная планета», «Леонтьев-2005». Работал на кафедре эстрадного искусства РАТИ-ГИТИСа. Многократный лауреат Национальной музыкальной премии «Овация» и телевизионного музыкального конкурса «Песня года». Лауреат Всероссийской профессиональной премии «Грани театра масс» в области массовых форм театрального искусства и премии «Золотая Звезда» Фонда «Кремль».

 

ФЕВРАЛЯ

В этот день родились:

 

1808 — 210 лет назад — ДОМЬЕ Оноре Викторьен (1808–1879), французский график, живописец и скульптор. Крупнейший мастер политической карикатуры XIX в. С детства увлекался рисованием, освоил мастерство литографа. Зарабатывал на жизнь созданием литографий-иллюстраций для музыкальных и рекламных изданий. Создатель сатирических рисунков, острогротескных карикатур на правящую верхушку и мещанство — серии «Парижские типы», «Добрые буржуа», «Супружеские нравы», «Лучшие дни жизни», «Люди юстиции». В живописи и скульптуре сочетал драматизм и сатиру, героику и гротеск («Дон Кихот»). Автор серий картин, посвященных революционной борьбе («Восстание», «Семья на баррикадах»), трудящимся («Прачка»), людям искусства («Мелодрама», «Совет молодому художнику») и др. Всего наследие художника насчитывает ок. 4 тыс. литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, свыше 700 картин и акварелей, свыше 60 скульптурных работ.

 

1858 — 160 лет назад — СЕРБСКИЙ Владимир Петрович (1858–1917), психиатр и общественный деятель, один из основоположников судебной психиатрии в России. Доктор медицины (1891). Член-учредитель Московского общества невропатологов и психиатров (1890). В 1880 окончил физико-математический факультет Московского университета, в 1883 — медицинский факультет Московского Императорского университета. В 1892–1900 читал курс судебной психиатрии на юридическом, а с 1900 — курс психиатрии на медицинском факультете Московского университета. С 1902 профессор и директор психиатрической клиники Московского университета. В 1911 вышел в отставку. Разработал положение о двух критериях невменяемости, процедуру судебно-психиатрического освидетельствования. Один из основателей «Журнала невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова» и Русского союза психиатров и невропатологов. Автор трудов по вопросам психиатрии, организации психиатрической помощи. Имя Сербского в 1921 присвоено Центральному институту судебной психиатрии (ныне — Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского).

 

1918 — 100 лет назад — ЭТКИНД Ефим Григорьевич (1918–1999), филолог, литературовед, переводчик. Кандидат (1947), доктор (1965) филологических наук. Участник Великой Отечественной войны 1941–1945. Создатель школы поэтического перевода. Действительный член Академии гуманитарных наук России (1994), член-корреспондент Баварской академии изящных искусств, Академии наук и искусств в Майнце, Германской Академии литературы и языка. В 1941 окончил филологический факультет Ленинградского государственного университета. В 1942 Е. Эткинд ушел добровольцем на фронт, был военным переводчиком. После войны преподавал в 1-м Ленинградском педагогическом институте иностранных языков. В 1949, в ходе так называемой «борьбы с космополитизмом», был уволен «за методологические ошибки» и уехал в Тулу, где преподавал в Тульском педагогическом институте (с 1958 — им. Л. Н. Толстого). С 1967 профессор Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена. В 1964 Е. Эткинд выступил свидетелем защиты на процессе И. А. Бродского, в дальнейшем открыто поддерживал А. И. Солженицына, помогал ему в работе, встречался и переписывался с А. Д. Сахаровым. В 1972–1973 участвовал в подготовке самиздатского собрания сочинений И. А. Бродского. В 1974 был принудительно выслан из СССР. В эмиграции жил в Париже. Печатался в журналах: «Континент», «Синтаксис», «Время и мы», «Страна и мир». Подготовил к печати и выпустил со своим предисловием роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба». После выхода на пенсию преподавал русскую литературу в университетах Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Великобритании. Занимался организацией международных академических исследований: под его редакцией вышли, в частности, материалы американских симпозиумов по М. Ю. Лермонтову, М. И. Цветаевой, Г. Р. Державину. В годы перестройки Е. Эткинду вернули академические звания, он постоянно приезжал в Россию, печатался в российской прессе. Архив Эткинда был передан им в Российскую национальную библиотеку в Санкт-Петербурге. Эткинд является создателем более чем 550 научных работ в области романской и германской филологии, проблем стилистики, теории художественного перевода, автором монографий («Поэзия и перевод», «Русские поэты-переводчики от Тредиаковского до Пушкина», «Материя стиха», «Кризис одного искусства. Опыт поэтики поэтического перевода», «Там, внутри. Русская поэзия XX века», «Проза о стихах», «Психопоэтика» и др.), мемуаров «Записки незаговорщика». Кавалер Золотой пальмовой ветви Франции за заслуги в области французского просвещения (1986). В 2006 Европейским университетом в Санкт-Петербурге учреждена Международная премия им. Ефима Эткинда.

 

1938 — 80 лет назад — ПРОХАНОВ Александр Андреевич, писатель, журналист, общественный деятель. Член СП СССР (1972), член секретариата СП России. Член (2013), заместитель председателя Общественного совета при Минобороны России. В 1960 окончил Московский авиационный институт. С 1968 сотрудник «Литературной газеты», с 1970 спецкор газеты в Афганистане, Никарагуа, Камбодже, Анголе и др. В марте 1969 первым описал в репортаже события на острове Даманский во время советско-китайского пограничного конфликта. Главный редактор журнала «Советская литература» (1989–1991). В 1990 создал газету «День», став ее главным редактором, с ноября 1993 главный редактор газеты «Завтра». Стихи и прозу начал писать, будучи студентом последнего курса вуза. Публиковался в газете «Литературная Россия» и в журналах: «Кругозор», «Семья и школа», «Сельская молодежь», «Олень». С 1982 печатался в журналах «Молодая гвардия» и «Наш современник». В 1971 вышла первая книга А. Проханова «Иду в путь мой» с предисловием Ю. Трифонова. Написал более 40 повестей, романов и сборников публицистических статей. Автор произведений: «Вечный город», «Кочующая роза», «Дерево в центре Кабула», «Рисунки баталиста», «Шестьсот лет после битвы», «Место действия», «Записки на броне», «Чеченский блюз», «Крейсерова соната», «Господин Гексоген», «Поступь русской победы», «Губернатор», «Убийство городов», «Востоковед» и др. Лауреат премии Ленинского комсомола (1982), премии им. К. А. Федина (1980), премий журналов «Знамя» (1984), «Наш современник» (1990, 1998), Международной премии им. М. А. Шолохова в области литературы и искусства (1998), премии «Честь имею» (2001), премии «Национальный бестселлер» (2002), Бунинской премии (2009), Всероссийской литературной премии им. Н. С. Лескова «Очарованный странник» (2012), Международной литературной премии «Белые журавли России» и премии «Золотой Дельвиг» (2013), Международной премии им. Ким Ир Сена (2016). Награжден орденами «Знак Почета» (1981), Трудового Красного Знамени (1984), Дружбы народов (1988), золотой медалью им. А. А. Фадеева (1987).

 

1958 — 60 лет назад — УЭЛЬБЕК (ТОМА) Мишель, французский писатель. В 1978 окончил Национальный агрономический институт Париж-Гриньон, в 1981 — отделение кинематографии Национальной высшей школы им. Луи Люмьера. Литературную деятельность начал с написания стихов и эссе. Первые книги опубликованы в 1991. Автор сборников стихов («Смысл борьбы», «Погоня за счастьем», «Возрождение», «Очертания последнего берега»), романов («Расширение пространства борьбы», «Элементарные частицы», «Платформа», «Возможность острова», «Карта и территория», «Покорность» и др.), сборников эссе («Мир как супермаркет», «Остаться живым», «Г. Ф. Лавкрафт: Против человечества, против прогресса») и др. Произведения писателя переведены на многие иностранные языки, в т. ч. и на русский. В 1999 и 2006 посещал Россию. Лауреат Государственной премии «Гран при» по литературе (1998), Дублинской литературной премии (2002), литературной премии «Интералье» (2005), Гонкуровской премии (2010). Обладатель приза Парижского КФ (2002) и др.

 

ФЕВРАЛЯ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.05 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь