Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


День работника органов наркоконтроля



День работников геодезии и картографии

В этот день родились:

 

1818 — 200 лет назад — ПЕТИПА Мариус (Виктор Мариус Альфонс) (1818–1910), французский и российский артист балета, хореограф, театральный деятель и педагог. Балетному искусству учился у своего отца — артиста балета, брал также уроки у хореографа О. Вестриса. Впервые выступил на публике в возрасте 9 лет, приняв участие в балетной постановке «Танцемания», поставленной его отцом. В детстве и юности разъезжал по Франции с труппой отца, в 1842–1846 работал в Мадриде. В 1847 был приглашен в Санкт-Петербург и до конца жизни работал здесь в качестве артиста балета и педагога (с 1855), балетмейстера (с 1862), главного балетмейстера (с 1869). Дебютировал в 1847 на сцене Санкт-Петербургского Большого (Каменного) театра в балете «Пахита» Э. Дельдевеза. Исполнял ведущие партии в балетах: «Эсмеральда» и «Фауст» Ц. Пуни, «Корсар» Ж. Адана и др. Сочинив на рубеже 1850-х и 1860-х ряд одноактных спектаклей, прославился постановкой «Дочери Фараона» Ц. Пуни. Поставил свыше 60 балетов на сценах Большого и Мариинского театров, в т. ч. «Дон Кихот» и «Баядерка» Л. Минкуса, «Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Раймонда» А. К. Глазунова. Создал свод правил балетного академизма. Традиции Петипа сохранили свое значение и сегодня. На сцене живут его лучшие спектакли («Лебединое озеро» П. И. Чайковского и др.), а некоторые идут и в крупнейших театрах мира. Выработанные Петипа выразительные средства в обновленном виде легли в основу современного балета.

 

1838 — 180 лет назад — ПОЛИВАНОВ Лев Иванович (1838–1899), педагог, литератор. Член Московского комитета грамотности, Общества распространения технических знаний, Общества любителей российской словесности, Психологического общества при Московском университете и др. В 1861 окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1864–1875 работал учителем русского языка и словесности в мужской гимназии. В 1868 открыл и свыше 30 лет возглавлял частную гимназию, ставшую известной как «Поливановская». Она была одним из лучших частных учебных заведений Москвы. Здесь учились многие будущие прославленные русские литераторы (В. Брюсов, М. Волошин, А. Белый, В. Шершеневич, С. Эфрон), шахматист А. Алехин и многие другие. В гимназии царил культ литературы и искусства, работал «Шекспировский кружок», где изучались и ставились произведения драматурга. Составил многократно переиздававшиеся школьные хрестоматии и учебники русского языка, книги для чтения в народных училищах (три части «Русской хрестоматии»). Автор работ о В. А. Жуковском, А. С. Пушкине, Л. Н. Толстом и др., издатель и редактор произведений классиков русской литературы, переводил Ж. Расина и П. Корнеля. Стал одним из основоположников стиховедения, исследовавшим ритмику шестистопного ямба в русской поэзии XVIII–XIX вв. Один из главных организаторов Пушкинских торжеств в Москве в 1880.

 

1908 — 110 лет назад — ВАЙНШТОК Владимир Петрович (1908–1978) (по др. сведениям родился 2 марта 1908), сценарист, кинорежиссер. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1978), заслуженный работник культуры РСФСР (1969). В 1924–1927 учился в Ленинградском институте экранных искусств. С 1925 работал в Государственном управлении по делам кинематографии и фотографии «Белгоскино», на различных киностудиях страны. В середине 1930-х поставил фильмы «Дети капитана Гранта» и «Остров сокровищ», получившие большую популярность. В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 принимал участие как автор конферанса и режиссер в создании «Боевого киносборника», позднее стал одним из руководителей Центральной объединенной киностудии в Алма-Ате (ЦОКС), где снимали фильмы творческие работники, эвакуированные со студиями «Мосфильм» и «Ленфильм». С 1941 занимался также литературной деятельностью, плодотворно работал как сценарист и писатель. Под псевдонимом В. Владимиров участвовал в создании сценариев к фильмам: «Мертвый сезон», «Миссия в Кабуле», «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского». Автор книг: «Путешествие в далекое и близкое», «Времена и люди», «Новое путешествие в далекое и близкое». В 1970-е снял киноленты «Всадник без головы» и «Вооружен и очень опасен», которые вошли в число лидеров проката.

 

1938 — 80 лет назад — КОНОВАЛЕНКО Виктор Сергеевич (1938–1996), спортсмен, хоккеист, тренер. Заслуженный мастер спорта (1963). В 1969 окончил ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. Работал на Горьковском автозаводе и играл нападающим в футбол и хоккей в детской горьковской команде «Торпедо». С 1956 выступал вратарем за «Торпедо». В 1961 был включен в состав хоккейной сборной команды СССР. В чемпионатах СССР провел 450 матчей. Олимпийский чемпион (1964, 1968), чемпион мира (1963–1968, 1970–1971), Европы (1963–1968, 1970). В 1970 был признан лучшим хоккеистом мира и лучшим хоккеистом СССР. После завершения в 1973 спортивной карьеры, перешел на тренерскую работу. Последние годы был директором Дворца спорта «Торпедо» в Автозаводском районе Нижнего Новгорода. Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1965) и «Знак Почета» (1968).

 

МАРТА

События в России и мире:

 

1943 — 75 лет назад — Освобождение Вязьмы от фашистских захватчиков. Осенью 1941 в ходе операции «Тайфун» под Вязьмой разыгралась одна из самых больших катастроф за всю историю российского государства — Вяземская оборонительная операция. В этой операции противником была разгромлена почти миллионная группировка советских войск. Всего под Вязьмой погибло ок. 400 тыс. человек. В ходе прорыва из окружения вышли 85 тыс. человек, однако в плен попали ок. 680 тыс. советских солдат и офицеров. 7 октября 1941 город был оккупирован. 12 марта 1943 в ходе Ржевско-Вяземской операции город был освобожден войсками Западного фронта. В ходе боев город был практически полностью разрушен. Из пяти с половиной тысяч зданий целым остался 51 дом. 15 марта Константин Симонов написал: «Вязьма разбита и сожжена так, что ничего не могу понять: с одного конца насквозь видны крайние развалины на другом конце города». В 2009 Вязьме было присвоено звание «Город воинской славы».

 

В этот день родились:

 

1613 — 405 лет назад — ЛЕНОТР Андре (1613–1700), французский ландшафтный архитектор. Выдающийся планировщик парков. Родился в семье садовника Тюильри. В 1660-х руководил работами в королевских парках Сен-Жермен, Фонтенбло, Шантийи, Сен-Клу, Тюильри (Париж). В 1662, будучи в Англии, составил проекты Сент-Джеймс-парка и Гринвичского парка. Главной работой мастера стала планировка ансамбля Версаля с огромным парком. Своей красотой ему обязаны и Елисейские поля в Париже. Он развил принцип геометрической планировки и стрижки насаждений, характерный для садов эпохи Возрождения. Сочетая рационализм классицизма с пространственным размахом барокко, он создал систему построения обширного регулярного («французского») парка, в котором партер перед дворцом с газонами, водоемами, фонтанами и четкая сеть прямых аллей завершаются далекими видовыми перспективами.

 

1863 — 155 лет назад — ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович (1863–1945), ученый-естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель, действительный статский советник (1911). Создатель многих научных школ. Академик Петербургской АН (1912), Российской АН (1917), АН СССР (1925), один из основателей и первый президент Украинской АН (1919–1921). В 1885 окончил Санкт-Петербургский университет. Приват-доцент (1890) и профессор (1898–1911) Московского университета. С конца 1917 жил и работал на Украине и юге России, в 1921 возвратился в Петроград. С 1922 продолжил свою научную и педагогическую деятельность во Франции и Чехословакии, в 1926 вернулся в Ленинград. В 1935 переехал в Москву, в 1941–1943 был в эвакуации в Казахстане. С 1916 приступил к систематическому исследованию живой природы в атомном и планетарно-космическом аспектах и одновременно к естественно-историческому изучению человека и человечества, его настоящего и будущего. В круг интересов Вернадского входили многие науки: геология, почвоведение, кристаллография, минералогия, геохимия, радиогеология, биология, палеонтология, биогеохимия, метеоритика, философия, история. Создатель науки биогеохимии, внес огромный вклад в геохимию. Основатель и директор (с 1927) Биогеохимической лаборатории (ныне — Институт геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН). Из философского наследия Вернадского наибольшую известность получило учение о ноосфере, в которой человеческая деятельность и разум становятся определяющими факторами развития; он считается одним из основных мыслителей направления, известного как русский космизм. При жизни опубликовал 473 научные работы. В последние годы жизни работал над итоговой книгой, которую называл «научным завещанием потомкам», «книгой жизни» — «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения», подбирал материал к книге воспоминаний «Пережитое и передуманное». Лауреат Госпремии СССР (1943). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1943). Именем Вернадского в 1956 назван проспект на юго-западе Москвы. Его имя присвоено Геологическому музею. На старом здании МГУ, в котором работал ученый (Моховая ул., 11),установлена мемориальная доска.

 

1898 — 120 лет назад — ДЕММЕНИ Евгений Сергеевич (1898–1969), актер, режиссер. Заслуженный артист РСФСР (1934). Один из основоположников отечественного театра кукол, организатор и руководитель Ленинградского кукольного театра. Участник Первой мировой войны 1914–1918. После демобилизации в 1922 вернулся в Петроград. В 1924 создал «Театр Петрушки», показал первые петрушечные представления: «Петрушка» и «Арлекинада». В 1925–1936 «Театр Петрушки» входил в состав Ленинградского ТЮЗа. Здесь режиссер поставил спектакли для детей («Проказы Петрушки», «Петрушка-иностранец», «Кошкин дом») и сатирические спектакли — «Свадьба» А. П. Чехова и «Ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем» по мотивам повести Н. В. Гоголя. С 1930 работал также с марионетками (пародийный спектакль «Наш цирк»). В спектаклях режиссера было много музыки, вокальных и танцевальных номеров, отсутствовал занавес. С января 1937 руководил Ленинградским государственным кукольным театром (ныне — Санкт-Петербургский государственный театр марионеток им. Е. С. Деммени). Ставил спектакли для детей и взрослых, впервые поставил пьесы С. Я. Маршака и Е. Л. Шварца в театре кукол. Вместе с театром пережил трудные месяцы ленинградской блокады. Автор книг («За петрушечной ширмой», «Куклы на сцене», «Школьный кукольный театр» и др.), многочисленных статей по теории и практике кукольного театра. Награжден орденами «Знак Почета» (1939), Трудового Красного Знамени (1957), медалями.

 

1903 — 115 лет назад — ЦЫГАНОВ Дмитрий Михайлович (1903–1992), скрипач, педагог. Народный артист СССР (1979), заслуженный деятель искусств РСФСР. В 1922 окончил Московскую консерваторию по классу скрипки и композиции. В 1923 был одним из основателей Государственного квартета им. Л. Бетховена, в котором играл партию первой скрипки более полувека (до 1977). До 1925 играл в составе Персимфанса, с которым часто выступал и как солист. Известен своей ансамблевой игрой. Выступал в ансамбле с Э. Г. Гилельсом, А. Б. Гольденвейзером, К. Н. Игумновым, В. В. Софроницким, С. Е. Фейнбергом, Л. В. Николаевым, Н. К. Метнером, Г. Г. Нейгаузом, С. Т. Рихтером и др. Первый исполнитель многих произведений С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского, В. Я. Шебалина, Н. К. Метнера, Д. Д. Шостаковича, М. Равеля и др. Автор обработок для скрипки ряда музыкальных сочинений. В 1930–1985 преподавал в Московской консерватории, профессор (1935), в 1956–1981 заведовал кафедрой скрипки. Лауреат Госпремии СССР (1946). Обладатель приза «Золотой Орфей» Академии грамзаписи Шарля Кро (1957, Франция), почетной медали Фонда Э. Изаи и др. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (трижды), медалями.

 

1928 — 90 лет назад — ОЛБИ Эдвард (1928–2016), американский драматург. Учился в Тринити-колледже в Хартфорде (Коннектикут). Обосновавшись в Нью-Йорке, перебивался случайными заработками. Как драматург дебютировал в 1959. Представитель «театра абсурда». Немотивированные столкновения персонажей, сценические эффекты передают в его пьесах 1960-х бессмысленность современной жизни. Драматург показывает одиночество и фатальную разобщенность людей, их неспособность к взаимопониманию, кризис традиционных моральных ценностей: «Кто боится Вирджинии Вулф?», «Баллада о невеселом кабачке», «Шаткое равновесие» и др. Жестокость повседневности, трагическое забвение семейной любви нашли отражение в пьесах 1970-х: «Слушая», «Дама из Дюбука», «Три высокие женщины». Одно из последних произведений — «Я, я сам и моя персона». Лауреат Пулитцеровской премии (1967, 1975, 1994), премии «Тони» (1967) и др. Обладатель Национальной медали США в области искусств (1996).

 

1953 — 65 лет назад — ПОНАРОВСКАЯ Ирина Витальевна, эстрадная певица. В 1978 окончила Ленинградскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова по классу фортепиано. Будучи студенткой, исполняла песни ленинградских композиторов — «Музыка любви» А. С. Мажукова, «Моя земля» Л. Г. Квинт и др. В начале 1970-х стала солисткой ансамбля «Поющие гитары». В 1974 исполнила роль Эвридики в первой советской рок-опере «Орфей и Эвридика» А. Б. Журбина, сыграв ее в более ста спектаклях. С конца 1976 стала джазовой солисткой Государственного камерного оркестра джазовой музыки Олега Лундстрема. В 1980-е вернулась на эстраду, исполняла песни: «Рубиновые бусы», «Игра в четыре руки», «Гражданка», «Реквием», «Ты мой бог», «Ты всегда со мной», «Не шути» и др. В 1988 представила сольную программу «Все сначала», имевшую большой успех. Вкус, музыкальность, репертуар определяют культуру ее варьете-программ. В 1997 выступила с программой «Женщина всегда права», где вновь продемонстрировала свой талант и мастерство. В 2000-х пробовала себя в бизнесе, открыв имидж-агентство «Пространство стиля», Дом моды в Нью-Йорке. Принимала участие в телевизионных шоу. Лауреат международных конкурсов эстрадной песни «Дрезден-75» (I премия) и «Сопот-76» (Гран-при). В 1990 ей был присвоен титул «Мисс Шанель Советского Союза».

 

МАРТА

События в России и мире:

 

1938 — 80 лет назад — Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей» русский язык вводится как обязательный предмет. Постановление обязывало ввести с 1 сентября 1938 обучение русскому языку во всех национальных начальных школах со второго класса и во всех неполных средних и средних школах — с третьего года обучения. Увеличивалось количество часов на изучение русского языка во всех национальных школах, расширялась подготовка учителей этого языка, активизировалось издание учебной и методической литературы. Постановление касалось 71 млн населения СССР.

 

События в Москве:

 

1908 — 110 лет назад — В подвале дома Перцова, расположенного напротив храма Христа Спасителя, открывается первый русский театр-кабаре «Летучая мышь». Театр возник из капустников Московского Художественного театра (МХТ) и первоначально существовал как клуб актеров этого театра под руководством одного из блистательных ведущих мхатовских капустников, актера Никиты Федоровича Балиева (1876–1936), постепенно ставшего идеологом новой формы театрального искусства — театра миниатюр. В числе членов-учредителей и актеров были и знаменитые мастера МХТ: Василий Качалов, Ольга Книппер-Чехова, Иван Москвин и др. В качестве первого представления кабаре был показан спектакль-пародия на «Синюю птицу», а символом театра стало изображение летучей мыши с расправленными крыльями на занавесе — пародийный намек на Чайку, уже признанный символ Художественного театра.

 

1938 — 80 лет назад — Открываются для пассажиров станции метро «Площадь Революции» и «Курская». С этого дня было организовано раздельное движение поездов по двум линиям — Кировско-Фрунзенской (с 1990 — Сокольническая) и Арбатско-Покровской. Станция «Площадь Революции» получила название по одноименной площади (до 1918 — Воскресенская). Архитектор станции — А. Н. Душкин; архитекторы вестибюлей: Ю. П. Зенкевич, Л. М. Поляков; инженеры-конструкторы: А. И. Семенов, А. Н. Пирожкова и др. В отделке стен и колонн станционного зала использован красный, черный и светло-золотистый мрамор. В нишах зала установлено 76 скульптурных групп, созданных М. Г. Манизером. Архитектор станции «Курская» — Л. М. Поляков. Оформление станции, вестибюлей и переходов посвящено сельскому хозяйству. Пилоны трехсводчатой станции облицованы белым с серыми прожилками мрамором. Пол выложен серым, черным и красным гранитом. Потолок украшен рельефным орнаментом. Светильники в центральном зале укреплены на пилонах на круглых декоративных решетках с изображением колосьев. Зал также освещается люстрами.

 

В этот день родились:

 

1823 — 195 лет назад — ТОЛСТОЙ Дмитрий Андреевич (1823–1889), государственный деятель, историк. Почетный член Петербургской АН (1866), президент Императорской АН (1882–1889). В 1842 окончил курс в Царскосельском лицее. Состоял при Департаменте духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел (с 1848), был директором канцелярии Морского министерства (с 1853). В 1861 некоторое время управлял Департаментом народного просвещения, затем получил назначение в Сенат. В 1865 назначен обер-прокурором Святейшего синода, в 1866 — министром народного просвещения, занимал оба поста до апреля 1880, когда был назначен членом Государственного совета. В мае 1882 занял пост министра внутренних дел и шефа жандармов, оставался на этом посту до самой смерти. В годы, когда он был министром народного просвещения, были открыты Историко-филологический институт (1867), Варшавский университет, Московские высшие женские курсы (1872), Томский университет (1878) и др. В 1871 провел гимназическую реформу, после которой преобладающим стало классическое образование с упором на изучение греческого языка и латыни. В 1872 вышло Положение о городских училищах, в 1874 — Положение о начальных училищах, для надзора за которыми были еще в 1869 учреждены должности инспекторов народных училищ. Провел ряд реформ, касающихся духовного образования в России. Как президент АН тормозил развитие науки, введенные им «Временные правила о печати» (1882) значительно ограничили свободу печати.

 

1838 — 180 лет назад — ДЖОВАНЬОЛИ Раффаэлло (1838–1915), итальянский писатель, филолог, историк. Был сподвижником Дж. Гарибальди, избирался в национальный парламент. Прославился благодаря вышедшему в 1874 роману «Спартак», посвященному восстанию рабов и гладиаторов в I в. до н. э. Этот роман открыл цикл произведений из истории Древнего Рима: «Плаутилла», «Сатурнино», «Мессалина» и др., в которых звучит романтический пафос борьбы против тирании, острый антиклерикализм. Близость революционным идеям обеспечила успех «Спартака» в широких массах итальянского народа, а позже и в России, где перевод романа появился в 1880–1881.

 

1858 — 160 лет назад — ПОЗДЕЕВ Иван Иванович (1858–1928), архитектор. В 1881 окончил МУЖВЗ. В 1879–1882 служил архитектором в Московской уездной и Губернской земской управах. В 1887–1889 являлся городским архитектором Рыбинска. С 1890 постоянно проживал в Москве. В 1893–1911 работал в Строительном отделе Московского губернского правления. В 1900–1903 служил архитектором при Московских родовспомогательных заведениях. В 1903 был утвержден в должности архитектора храма Христа Спасителя. Входил в комиссию по постройке храма Александра Невского. Работы в Москве: церковь Воскресения (ул. Госпитальный Вал), Александровский приют для неизлечимо больных и калек Общества Красного Креста (Борисоглебский пер.), перестройка особняка (Нащокинский пер.), городская купеческая усадьба Иконниковых (Садовническая ул.), доходные дома на Арбате и др. В 1893 завершил строительство особняка Игумнова на Большой Якиманке. Удостоен ордена Святой Анны II степени (1899).

 

1888 — 130 лет назад — МАКАРЕНКО Антон Семенович (1888–1939), педагог, писатель. В 1905 окончил учительские курсы в г. Кременчуге. В 1905–1914 преподавал в железнодорожных училищах. В 1917 с золотой медалью окончил Полтавский педагогический институт. Заведовал начальным городским училищем в Полтаве, в 1920–1928 — Полтавской колонией для правонарушителей (впоследствии — им. М. Горького), где разработал систему коллективного воспитания детей и подростков, применявшуюся в практике трудовой колонии. С 1928 руководил Коммуной им. Ф. Э. Дзержинского под Харьковом. В 1933–1935 была издана его «Педагогическая поэма», открывшая новую страницу в истории педагогики. В 1935 Макаренко был переведен в Киев помощником начальника отдела трудовых колоний НКВД Украины, куда в сентябре 1936 на него поступил политический донос. Писателю дали возможность переехать в Москву (1937), где он завершил работу над «Книгой для родителей» (в соавторстве с женой, Г. С. Макаренко). Повесть «Флаги на башнях» (1938) продолжила тему художественно-педагогических произведений писателя. Повесть «Честь» (1937–1938) основана во многом на воспоминаниях автора о детстве. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1939).

 

1913 — 105 лет назад — МИХАЛКОВ Сергей Владимирович (1913–2009), поэт, баснописец, драматург, общественный деятель. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1967). Герой Соц. Труда (1973). Председатель СП РСФСР (1970–1990) и Международного сообщества писательских союзов (1992–2008). Депутат Верховного Совета СССР восьмого-одиннадцатого созывов (1970–1989). В 1927 семья Михалковых переехала в Ставропольский край — сначала в Пятигорск, затем в Георгиевск. В 1928 в журнале «На подъеме» (Ростов-на-Дону) публикуется первое стихотворение С. Михалкова «Дорога». После окончания школы он переехал в Москву, работал на ткацкой фабрике, в геологоразведочной экспедиции. В 1933 он стал внештатным сотрудником отдела писем газеты «Известия». Публиковался в журналах («Огонек», «Пионер», «Прожектор»), в газетах (Комсомольская правда», «Известия», «Правда»). В 1935–1937 учился в Литературном институте им. А. М. Горького (до 1936 — Вечерний рабочий университет). В 1935 в журнале «Пионер» опубликовал стихотворение для детей «Три гражданина». За ним последовали другие детские стихи, вошедшие в его первую книгу стихов (1936). Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 был военным корреспондентом. Работая в армейской печати, продолжал писать стихи для малышей и ребят школьного возраста. Перу С. Михалкова принадлежат около двухсот басен. Первой, еще в военные годы, в газете «Правда» была напечатана «Лиса и бобер», затем появились басни: «Заяц во хмелю», «Две подруги», «Текущий ремонт» и др. После войны продолжил литературную деятельность, работал в разных жанрах детской литературы, в 1950-е создал пьесы для детских театров («Особое задание», «Красный галстук», «Я хочу домой», «Сомбреро» и др.), а также пьесы для взрослых. Михалков — автор текста Государственного гимна Советского Союза и Российской Федерации. В 1962 стал автором идеи, организатором и главным редактором сатирического киножурнала «Фитиль». Сценарист кинофильмов «Фронтовые подруги», «Три плюс два», «Новые похождения Кота в сапогах», «Большое космическое путешествие» и др. Лауреат Госпремии СССР (1941, 1942, 1950), Ленинской премии (1970), Госпремии РСФСР (1977). Обладатель многочисленных общественных премий, медалей и др., приза в номинации «Патриарх» («Патриарху отечественной литературы, театра и кино для детей и юношества») от Фонда Р. Быкова (2001), диплома «Человек года» в связи с победой в конкурсе на написание текста Государственного гимна РФ от Русского биографического института (2001). Награжден орденами Ленина (1939, 1963, 1973, 1983), Красной Звезды (1943), Красного Знамени (1945), Трудового Красного Знамени (1967, 1988), Октябрьской Революции (1971), Дружбы народов (1993), Почета (1998), «За заслуги перед Отечеством» II степени (2003), Святого Андрея Первозванного (2008) и др. Был удостоен наград РПЦ, иностранных государств. Почетный гражданин городов Гори (Грузия, 1959), Пятигорска (1966) и Георгиевска (1977) Ставропольского края, Габрово (Болгария, 1979).

 

1918 — 100 лет назад — ПОМЕРАНЦ Григорий Соломонович (1918–2013), философ, культуролог, писатель. Участник Великой Отечественной войны 1941–1945. В 1940 окончил литературный факультет МИФЛИ им. Н. Г. Чернышевского. В 1940–1941 читал лекции в Тульском педагогическом институте. Во время войны сражался в рядах народного ополчения, был тяжело ранен. После демобилизации работал в «Союзпечати». В 1949 был репрессирован и осужден на 5 лет лагерей. После освобождения в 1953 работал учителем в одной из школ Краснодарского края, после реабилитации в 1956 — библиографом в отделе стран Азии и Африки ИНИОН АН СССР. В 1953–1959 были написаны первые эссе, построенные в традиционной форме философского диалога, но аранжированные реалиями сталинского концлагеря. Участник диссидентского движения. Начиная с 1962, публиковал в научных изданиях статьи по востоковедению и сравнительной культурологии, выступал с докладами и лекционными курсами. Поддерживал отношения с инакомыслящими различных направлений, участвовал в неофициальных научных семинарах. С 1976 научные статьи философа прекратили публиковать в советских изданиях, в то же время его работы широко распространялись в самиздате и перепечатывались в зарубежной эмигрантской печати, в т. ч. в журналах «Континент», «Синтаксис», «Страна и мир». Автор эссе («Пережитые абстракции», «Квадрильон», «Нравственный облик исторической личности» и др.), сборника «Неопубликованное», философских и литературоведческих книг («Сны Земли», «Открытость бездне. Встречи с Достоевским», «Лекции по философии истории», «Собирание себя»), сборника эссе и культурологических статей «Выход из транса» и др. Совместно с З. А. Миркиной написаны книги: «Великие религии мира», «В тени Вавилонской башни», «Образы вечного». Награжден орденами Красной Звезды (1944), Отечественной войны II степени (1945), медалями.

 

1968 — 50 лет назад — МЕЖУЛИС Андрей Валентинович, актер. Заслуженный артист РФ (2010). Член Гильдии актеров Союза кинематографистов РФ. По окончании в 1994 РАТИ-ГИТИСа стал актером Театра им. Моссовета. Исполнитель ролей в спектаклях: «Школа жен» Ж.-Б. Мольера, «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, «Мамаша Кураж и ее дети» Б. Брехта, «Белая гвардия» М. А. Булгакова, «Ученик дьявола» Б. Шоу, «Васса Железнова» М. Горького, «Иисус Христос — суперзвезда» Э. Ллойд Уэббера и Т. Райса, «Шум за сценой» М. Фрейна, «Энергичные люди» В. М. Шукшина и др. Снимался в фильмах и телесериалах: «Нежный возраст», «Тайны дворцовых переворотов», «Остановка по требованию», «Козленок в молоке», «Мой генерал», «Прииск», «Дом на набережной», «Обручальное кольцо», «Пелагия и белый бульдог», «Третьего не дано», «Кремлевские курсанты», «Энгима», «Инквизитор», «Пока станица спит», «Улыбка пересмешника» и др. Артист известен и как исполнитель романсов. Обладатель приза за лучшую эпизодическую мужскую роль на XVIII МФ актеров кино «Созвездие» (2010).

 

МАРТА

Международный день действий против плотин

В этот день родились:

 

1778 — 240 лет назад — ТУЧКОВ Александр Алексеевич (1778–1812) (по др. сведениям родился 7 марта 1777), генерал-майор (1808). Герой Отечественной войны 1812. Происходил из старинного дворянского рода. Армейскую службу начал в 1794 во 2-м артиллерийском батальоне. В 1799 получил чин полковника. В 1801 вышел в отставку для получения образования, в 1804 вернулся на военную службу. В Русско-прусско-французской войне 1806–1807 командовал полком, во время Русско-шведской войны 1808–1909 был дежурным генералом при штабе главнокомандующего. В 1812 Ревельский пехотный полк, шефом которого был Тучков, входил в 3-й пехотный корпус. Во время Бородинского сражения он, вдохновляя дрогнувший под ураганным неприятельским огнем полк, с полковым знаменем в руках бросился вперед и был смертельно ранен у Семеновских флешей. Награжден многими орденами. Его жена, М. М. Тучкова, на месте гибели мужа в 1839 основала Спасо-Бородинский женский монастырь.

 

1823 — 195 лет назад — БАНВИЛЬ Теодор де (1823–1891), французский поэт, драматург и литературный критик. В ранних произведениях испытал влияние романтиков — В. Гюго и А. де Мюссе. В 1842 вышел его первый стихотворный сборник «Кариатиды». Впоследствии на Банвиля произвела впечатление литературная проповедь Т. Готье об «искусстве для искусства», которая нашла отражение в «Маленьком трактате о французской поэзии» (1872), где было подчеркнуто значение рифмы и строгих форм. Автор сборников стихов: «Сталактиты», «Акробатические оды», «Изгнанники», «Новые акробатические оды», «Прусские идиллии», «Парижские камеи» и др. Входил в поэтическую группу «Парнасцы», выпускавшую сборник «Современный Парнас» (в 1866, 1869 и 1876).

 

1908 — 110 лет назад — РАКОВ Николай Петрович (1908–1990), композитор, дирижер, педагог. Народный артист СССР (1989), народный артист РСФСР (1975), заслуженный деятель искусств РСФСР (1966). В 1931 окончил Московскую консерваторию по классу композиции. С 1932 преподавал в консерватории по классу инструментовки (с 1943 профессор). Воспитал ряд известных композиторов, в числе которых были Э. В. Денисов, А. Я. Эшпай и А. Г. Шнитке. С 1949 выступал в качестве дирижера, исполняя свои сочинения и произведения классического репертуара. В своей инструментальной музыке использовал русский песенный фольклор, фольклор народов СССР: «Марийская сюита», Первая симфония (на материале киргизских напевов), «Русская увертюра» и др. Для симфонических произведений Н. П. Ракова характерны красочность и изысканность оркестрового письма (Первый концерт для скрипки с оркестром). Создал обширный педагогический репертуар для музыкальных школ и училищ. Автор пособий по оркестровке. Лауреат Госпремии СССР (1946).

 

1913 — 105 лет назад — ГУЛИА Георгий Дмитриевич (1913–1989), абхазский писатель. Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1943) и Абхазской АССР (1971). Окончил Закавказский институт инженеров путей сообщения, работал по специальности. После войны переехал в Москву, работал в редколлегии «Литературной газеты». Печатался с 1930. Автор трилогии «Друзья из Сакена» («Весна в Сакене», Добрый город», «Кама»), исторических романов («Царь Эхнатон», «Человек из Афин», «Сулла», «Сказание об Омаре Хайяме»), романов «Водоворот» и «Пока вращается земля…», повестей («На скате», «Месть», «Черные гости», «Скурча уютная», «Дмитрий Гулиа»), сборников рассказов («Белая ночь», «Вертолет и горный дух», «Мои гуси-лебеди», «Чудеса совершаются в небе»), книги «Жизнь и смерть Михаила Лермонтова» и др. Лауреат Госпремии СССР (1949). Награжден орденами «Знак Почета» (1958, 1963, 1967), Трудового Красного Знамени (1979), медалями.

 

МАРТА


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.052 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь