Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
События в России и мире:
1993 — 25 лет назад — Выходит в свет первый номер «Новой газеты». Она была создана группой журналистов «Комсомольской правды» (Д. Муратов, П. Вощанов, А. Муртазаев, Д. Сабов и др.) при финансовой поддержке М. С. Горбачева как независимая общественно-политическая газета. Приоритеты газеты — объективное освещение политической ситуации в стране, репортажи из «горячих точек», актуальные проблемы современного общества, культура, искусство, спорт. Одна из немногих газет в России, которая занимается журналистскими расследованиями. «Новая газета» отслеживала, а в некоторых случаях инициировала, судебные разбирательства. Первые три месяца выходила раз в неделю, с июля 1993 стала ежедневной. С февраля по август 1995 не печаталась в силу финансовых причин. С августа 1995 возобновилась как еженедельная. В настоящее время «Новая газета» выходит три раза в неделю. Кроме Москвы, печатается во Владивостоке, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, ряде других городов России. Газета и многие ее журналисты удостаивались профессиональных премий.
В этот день родились:
1753 — 265 лет назад — МЕСТР Жозеф де (1753–1821), французский консервативный мыслитель, писатель и роялистский государственный деятель. После победы революции во Франции и прихода к власти Наполеона I всю оставшуюся жизнь провел в изгнании. В 1803 был назначен посланником Сардинского короля в России, где провел при дворе 14 лет. Эти годы нашли отражение в его лучшем произведении «Санкт-Петербургские вечера», оставшемся незаконченным. Другие произведения: «Опыт о порождающем принципе человеческих учреждений», «О папе». Местр — автор фразы «Каждый народ имеет то правительство, какое он заслуживает».
1868 — 150 лет назад — ЗАБЕЛА-ВРУБЕЛЬ (ЗАБЕЛА) Надежда Ивановна (1868–1913), певица (лирико-колоратурное сопрано). Начальное музыкальное образование получила в Киевском институте благородных девиц. В 1891 окончила Санкт-Петербургскую консерваторию. Пению обучалась у Н. А. Ирецкой и О. О. Палечека. Совершенствовалась у М. Маркези в Париже, где выступала в концертах с А. Г. Рубинштейном. С 1896 жена художника М. А. Врубеля. Дебютировала на оперной сцене в 1893 в Киеве. В сезоне 1894–1895 пела в Тифлисе, в 1895–1896 — в Санкт-Петербурге, в 1896–1897 — в Харькове. В 1897–1904 была первым сопрано в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова, в 1904–1911 — солисткой Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Расцвет творческой деятельности Забелы-Врубель связан с ее выступлениями на сцене Московской частной оперы. Здесь певица создала глубоко поэтические музыкально-сценические образы в операх Н. А. Римского-Корсакова: «Псковитянка» (Ольга), «Майская ночь» (Панночка), «Снегурочка» (Снегурочка), «Садко» (Волхова) и др. Для нее Н. А. Римский-Корсаков написал партии Веры («Боярыня Вера Шелога»), Марфы («Царская невеста») и Царевны Лебедь («Сказка о царе Салтане»). Также с успехом пела партии Гориславы в «Руслане и Людмиле» М. И. Глинки, Татьяны в «Евгении Онегине», Марии в «Мазепе» П. И. Чайковского, Маргариты в «Фаусте» Ш. Гуно, Недды в «Паяцах» Р. Леонкавалло, Дездемоны в «Отелло» Дж. Верди и др. Много выступала как концертная певица.
1868 — 150 лет назад — РОСТАН Эдмон (1868–1918), французский поэт и драматург. Член Французской академии (1901). Получил юридическое образование. Первый настоящий успех пришел к нему в 1894 после постановки комедии «Романтики» на сцене парижского театра «Комеди Франсез». Создатель пьес («Принцесса Греза», «Сирано де Бержерак», «Шантеклер», «Последняя ночь Дон Жуана»), сборников стихов («Шалости музы», «Ода музыке», «Полет марсельезы»), водевиля «Красная перчатка» и др. Вдохнул новую жизнь в почти исчезнувшие к тому времени формы — поэтическую драму и романтическую трагедию. Командор ордена Почетного легиона.
1873 — 145 лет назад — РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич (1873–1943), композитор, пианист и дирижер. Один из крупнейших композиторов ХХ в. С пяти лет играл на фортепиано. С 1882 обучался в Санкт-Петербургской консерватории, в 1893 окончил Московскую консерваторию по классам фортепиано и композиции. Преподавал в Мариинском, Елизаветинском и Екатерининском женских институтах в Москве. В 1897–1898 дирижер Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова (в те годы носившей название «Театр Винтера»), в 1904–1906 — Большого театра. Большой популярностью пользовались концерты, организуемые А. И. Зилоти, на которых часто дирижировал Рахманинов. Много занимался делами Российского музыкального издательства, художественный совет которого возглавлял. В 1917 эмигрировал из России с семьей, в 1918 переехал в США. В числе его сочинений: оперы («Алеко», «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини»), четыре концерта, «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром, прелюдии, этюды-картины для фортепиано, три симфонии, фантазия «Утес», симфоническая поэма «Остров мертвых», «Симфонические танцы» для оркестра, кантата «Весна», поэма «Колокола» для хора и оркестра, камерно-инструментальная музыка. Был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижером. В 1982 в с. Ивановка (Тамбовская обл.) открыт мемориальный музей Рахманинова, преобразованный в 1987 в Музей-усадьбу С. В. Рахманинова «Ивановка».
1883 — 135 лет назад — ЧЕЙНИ Лон (Леонидас Фрэнк) (1883–1930), американский актер. Прославился способностью до неузнаваемости менять свою внешность и получивший прозвище «Человек с тысячей лиц». Его родители были глухонемыми, поэтому мальчик с детства освоил язык мимики и жестов. С детства подрабатывал в оперном театре Колорадо-Спрингс рабочим сцены, декоратором и реквизитором, иногда получая роли в массовке. В возрасте 17 лет начал играть в различных театрах, большей частью в бродячих варьете. С 1912 снимался в кино, где играл злодеев в вестернах и экзотических героев. Сыграл роли в фильмах: «Чудотворец», «Наказание», «Остров сокровищ», «Ловушка», «Тени», «Черный дрозд», «Лондон после полуночи», «Неизвестный», «Тот, кто получает пощечины», «Дорога на Мандалай», «Смейся, клоун, смейся», «Несвятая троица» и др. Самыми знаменитыми ролями актера стали Квазимодо в фильме «Горбун из Нотр-Дама» и Эрик в «Призраке оперы». Лона Чейни считают первым великим актером фильмов ужасов. Всего фильмография актера насчитывает более 150 кинолент. Великолепное владение искусством пантомимы и грима сделало его звездой немого кино, а когда пришло время звука, оказалось, что он отлично владеет и голосом.
1908 — 110 лет назад — РАЗГОН Лев Эммануилович (1908–1999), журналист, писатель, литературный критик, правозащитник. Один из основателей историко-просветительского и правозащитного общества «Мемориал» (1988). Член Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ (1992–1999), член ПЕН-центра. В 1932 окончил Московский государственный педагогический институт им. А. С. Бубнова. С 1928 работал редактором издательства «Молодая гвардия». В 1938 был арестован, до 1955 находился в заключении. После возвращения в Москву работал в издательстве «Детская литература». С 1961 на литературной работе. Автор многих произведений для детей и юношества, книг документальной прозы «Непридуманное», «Плен в своем отечестве», «Позавчера и сегодня». Лауреат премии им. А. Д. Сахарова «За гражданское мужество писателя» (1990). Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1998).
1928 — 90 лет назад — БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич (1928–1998), детский поэт и писатель. В 1951 окончил исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, в 1955 — аспирантуру Института этнографии АН СССР. В 1946 опубликовал первые произведения в журнале «Смена». В 1957 вышли первый поэтический сборник «Отплытие» и первая детская книжка «Про машину». Автор стихотворных сборников («Дикий голубь», «Меч в золотых ножнах», «Семейная фотография»), сборников стихов и сказок для детей («Улыбка», «Жаворонок», «По дорожке в первый класс», «Веселое лето», «Картинки в лужах», «Царевна» и др.). В последние годы писал и выпускал детские сказки вместе со своей женой, художницей и писательницей Т. Александровой («Волшебный сад», «Катя в игрушечном городе» и др.). Совместно с ней составил «Избранное» по «Толковому словарю» В. И. Даля (2001). Лауреат Госпремии РСФСР (1990), премии им. Бориса Полевого (1986), премии им. Андрея Синявского «За благородство и творческое поведение в литературе» (1998). Почетный гражданин Калужской области (2000).
1938 — 80 лет назад — ДАДАМЯН Геннадий Григорьевич (1938–2016), театровед, социолог. Заслуженный деятель искусств РФ (1999). Президент Ассоциации профессиональных менеджеров искусства России «Русартменеджмент» (с 1993). Член бюро секретариата Союза театральных деятелей РФ (с 1996). Вице-президент Международной организации поддержки профессиональных танцовщиков (г. Лозанна) (с 1997). В 1960 окончил Московский экономико-статистический институт. Работал в ЦЭМИ АН СССР (1965–1971), Институте истории искусств (1971–1992), С 1976 преподавал в ГИТИСе им. А. В. Луначарского (в 1991–2011 — РАТИ-ГИТИС), завкафедрой социологии искусства (1992–1997). С 2013 заведовал кафедрой театрального менеджмента «Театральной школы Константина Райкина». В 1988 стал создателем и директором Высшей школы деятелей сценического искусства Минкультуры РФ. Автор свыше 140 публикаций и 5 монографий. Лауреат премии «Театральная Ника» (1993).
1943 — 75 лет назад — БОТТА Марио, швейцарский архитектор. Почетный член Американского института архитекторов (AIA) (1984) и Королевского института британских архитекторов (RIBA) (1995–1997). Представитель «неорационализма», одного из архитектурных направлений 1990-х. Получил диплом технического чертежника, затем окончил миланский Художественный лицей и Архитектурный институт Венецианского университета. Тогда же работал в мастерских Ле Корбюзье и Луиса Кана. В 1970 основал собственное бюро. Спроектировал здания медиатеки в Виллербане (Франция), кафедрального собора в Эври под Парижем, церкви Иоанна Крестителя в Моньо (Швейцария), музеев в Сан-Франциско (США), Базеле (Швейцария), Роверето (Италия), библиотек в Дортмунде (Германия) и Бергамо (Италия) и др. Его здания отличаются ярко индивидуальным обликом, узнаваемостью и композиционной красотой. В 1996 Ботта организовал Архитектурную академию в Мендризио (Швейцария), где с тех пор преподает, а в 2008 стал президентом комитета Швейцарской архитектурной премии (BSI Swiss Architectural Award), которая присуждается раз в два года за оригинальные идеи и индивидуальный подход к архитектуре. Сегодня архитектор много работает в Азии, в частности проектирует комплекс Академии художеств в Шэньяне, к северу от Пекина. Лауреат премии «CICA Award» (1989, 1993), Европейской премии в области культуры и премии Международного комитета архитектурных критиков (1995). Кавалер ордена Почетного легиона (Франция,1999), обладатель награды «Grand Officer award» (Италия, 2006).
1943 — 75 лет назад — ЗАЙЧЕНКО Петр Петрович, актер. Заслуженный артист РФ (1998). Член Гильдии актеров Союза кинематографистов РФ, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника». В 1971 окончил Саратовское театральное училище им. И. А. Слонова и стал актером Волгоградского драматического театра им. М. Горького, где служил до 1974. С 1990 актер Волгоградского «Облконцерта», в 1994–1995 играл в Волгоградском казачьем театре. В настоящее время является артистом Молодежного театра станичного казачьего общества «Станица Рождественская» окружного казачьего общества «Волгоградский казачий округ». В кино с 1984. Снимался в фильмах («Парад планет», «Плюмбум, или Опасная игра», «Повесть непогашенной луны», «Такси-блюз», «Затерянный в Сибири», «Завещание Сталина», «Крапачук», «Крестоносец», «Мусульманин», «Цирк сгорел, и клоуны разбежались», «Русский бунт», «Ангел на обочине», «Последний забой», «Свободное плавание», «Пассажирка», «Тарас Бульба», «Дом», «Сибирь. Монамур» и др.) и телесериалах («Дальнобойщики», «Участок», «Хиромант», «Девичья охота», «Легавый», «Марьина роща», «София» и др.). Автор книги «Жизнь важнее искусства». Обладатель призов за лучшую мужскую роль на МКФ в Карловых Варах и МКФ в Испании (оба — 1993), «За выдающееся актерское мастерство» на КФ «Окно в Европу» в Выборге (2011) и др. Награжден орденом Дружбы (2014), медалями.
1963 — 55 лет назад — БЕРСЕНЕВА Анна (СОТНИКОВА Татьяна Александровна), писательница, сценарист. Кандидат филологических наук. Окончила факультет журналистики Белорусского государственного университета и аспирантуру Литературного института им. Горького. Пишет книги и издается с 1995, всего опубликовала более 20 романов. Участвовала в создании сценариев фильмов: «Ермоловы», «Дом без выхода», «Личные обстоятельства», «Вангелия», «Серьезные отношения», «Орлова и Александров» и др. С 1989 преподает в Литературном институте им. А. М. Горького, где читает курс «История художественного перевода» и авторский спецкурс «Мастера художественного перевода» о русских поэтах-переводчиках ХХ в. Автор статей по современной русской и зарубежной литературе, опубликованных в журналах «Знамя», «Вопросы литературы», «Континент» и др.
АПРЕЛЯ День единения народов |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы