Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Христианские земли Балканского полуострова в период реформ в Османской империи (конец 18 - первая пол. 19вв.). Взаимовлияние христианства и ислама.
Южные славяне в составе Осмаской империи на протяжении всего 19 века выступали вместе с другими народами Балканского полуострова за ликвидацию турецкого владычества и создание своих государств. Сербия К концу 18 века в мирные договоры Турции с воевавшими с ней европейскими государствами стали включаться пункты, касающиеся положения подвластного Порте христианского населения Балканского полуострова. Так, по окончании русско-турецкой войны 1768-1774 гг. в текст Кючук-Кайнарджийского мирного договора было внесено право России защищать интересы православного населения Турции, а по Систовскому миру 1791 г., знаменовавшему победное окончание войны России в союзе с Австрией против Турции, предусматривалось проведение реформ в пограничном с монархией Габсбургов пашалыке Турции - Белградском. Белградский пашалык не случайно стал центром воссоздания сербского государства и первой славянской территорией Османской империи, получившей автономии. Одной из особенностей данного обстоятельства являлась этничская однородность - абсолютное большинство населения составляли православные сербы, мусульмане же проживали в основном в крепостях и городках. Язык, обычаи сербов этого района, называвшегося сербами Шумадия (лес), были едиными. Еще одной особенностью был внешний фактор, а именно активное вмешательство Австрии и России в судьбу сербов. Так, по условиям Систовского мира пашалык получил значительные привиллегии, оформленные специальными фирманами султана 1793-1794 гг. Было упорядочено налогообложение, установлен фиксированный размер денежной дани на весь пашалык, разрешено строительство церквей, введены элементы местного управления, определены права и обязанности кнезов и, наконец, запрещено проживание на территории пашалыка янычар. В феврале 1804 г. в Сербии вспыхнуло самое крупное на Балканах национально-освободительное восстание - Первое сербское восстание. Оно началось со стихийного протеста сербских старейшин против произвола мятежных янычарских военачальников, захвативших пашалык в 1802 г. и полностью игнорировавших данные султанатом привиллегии сербам. Янычары установили свои нормы поборов, откровенно грабили население, упразднили местное самоуправление, отказывались выполнять распоряжения султаната и убили назначенного им пашу. После резни, устроенной янычарами в конце января 1804 и направленной на истребление вождей возможного сопротивления (убито около 70), сербские представители собрались в местечке Орашац на скупщину (народное собрание), где решили начать вооруженную борьбу против янычар. Они избрали своим вождем Георгия ПЕтровича (Карагеоргий - черный Георгий,1768-1817). Скупщина объявила о начале восстания, которое охватило весь пашалык и продолжалось 9 лет. С началом рус-турецкой войны (1806-12) восстание было под лозунгом создания независимого государства от Порты во главе с наследственной сербской династией. В этот период появляются первые институты государственной власти Сербии. Создается правительство из шести министров (Правительствующий совет). В 1811 г на скупщине в белграде Карагеоргий провозглашается наследственным правителем и верховным вождем сербского народа. В 1812 г. Россия подписала с Турцией мир (русско-турецкая война 1806-1812), включив в Бухарестский договор статью 8 об амнистии повстанцев и признании автономии Сербского княжества. Но эта статья не была выполнена Портой. Воспользовавшись тем, что европейские державы были заняты войной с Наполеоном, турецкие войска жестоко подавили восстание, в сентябре 1813 г. заняли Белград и, объявив джихад, расправились с повстанцами. Первое сербское восстание положило начало серии выступлений народов Болканского полуострова против османского владычества. В ходе восстания сформировались политичские силы и личности, способные продолжать начатую борьбу. После завершения летом 1815 г. Второго сербского восстания (возглавлял Милош Обренович) на протяжении последующих 60 лет сербские правители вели мирную дипломатическую борьбу с Портой за признание автономии Сербии и расширении этой автономии. Большое значение в этой борьбе играла поддержка великих держав. Отличительной чертой политической жизни в Сербии была непрерывная борьба за власть. С одной стороны, это протиоборство династий Обреновичей и Карагеорговичей, которые попеременно прорывались к власти и изгоняли соперников из страны. С другой-это борьба за различных кругов сербского общества за ограничение власти князя. Формально Сербское княжество оставалось конституционной монархией, но фактически авторитарный режим сменялся олигархическим. 1830-1839 - период правления князя Милоша(вождь 2 восстания). По его приказу убит Карагеоргий в 1817 г. Его политика вызывала возмущение народа (деспотический режим правления, быстрое обогащение Милоша и введенный им новый вид отработочной повинности в пользу князя "княжеский кулук"). В итоге, князь пошел на уступки "великшам"(владельцы больших наделов) и согласился приянять Конституцию, которая ограничивала бы его всевластие. Текст Конституции включил в себя все достижения либеральной буржуазной мысли того времени. Оа была утвержден князем в феврале 1835 г (Сретенская Конституция). Ею не только существенно ограничивалась власть князя, определились права парламента , разграничивались исполнительная и законодательная власти, но и гарантировались гражданские права и свободы (личности, совести, право частной собственности, равенство перед судом) и даже свобода печати в стране. Эта конституция не вступила в действие из-за негативной реакции России, Австрии, Турции. Взамен нее Сербии была дарована в декабре 1838 г султанатом другая конституция (Турецкая). Она расширила власть князя, но для контроля над ним передала законодательную власть олигархическому органу - Государственному совету.
Черногория Черногория в конце 17-нач 19 вв. юридически представляла собой составную часть Османской империи, но фактически с конца 17 века была самоуправляющейся областью. Ее вассальные отошения с Портой сводились лишь к уплате дани, которая впрочем, поступала весьма нерегулярно. Специфика положения Черногории заключалась в ее географической изолированности горами от других частей империи. Единственной контактной зоной с христианскими государствами был район Боки Которской, до 1797 г. принадлежавшей Венеции, а затем перешедший под австрийское управление. Во главе Черногории в конце 18 века стояли духовные лица - черногорские митрополиты, а с 1851 года - светские правители - князья. Причина полутеократического характера государственной власти была не только в той особой обединяющей роли, которую традиционно играла православная церковь для разрозненных черногорских племен, но и в характере черногорско-русских отрношений. Согласно условиям Кючук-Кайнарджийского мира Россия являлась покровительницей едиоверцев в Османской Турции. Во время правления Петра 1 Негоша был принят "Законник" (1798), регулирующий имущественные отношения, сформировано правительство и создан прообраз государственного аппарата - народная канцелярия. На основании его статей митрополит и его правительство, преодолевая сопротивление племенных старейшин, пытались решать гражданские и уголовные дела, организовать сбор налогов для поддержания центральной власти. Черногорский владыка Петр 2 Негош провел целый ряд важных преобразований внутри страны. К их числу относятся создание высшего административного и судебного органа власти - Правительствующего совета, усовершенствование системы налогов. Он был сторонником югославянского объединения, поддерживал сербскую программу "начертание" и склонялся к обединению Серьбии и Черногории под скипетром сербской династии. Главной политической задачей для него было приобретение Черногорией независимости. Боснийский эялет, куда входили Босния и Герцеговина, существенно отличались от других территорий Османской Турции, заселенных славянами. Пограничный Боснийский эялет был удален и изолирован от центра империи труднопроходимыми горами, что обусловило периферийный характер его политического и экономического развития. Население было по преимцуществу славянским, с небольшой долей турецкого, еврейского и цыганского элементов. Славяне в свою очередь делились до сер.19 века не по этническому,а по конфессиональному признаку на мусульман, католиков и православных, причем из всех славянских территорий Турции только в Боснии и Герцеговине сохранилась исламизированная славянская знать. Города Боснии и Герцеговины Сараево, Травник, Мостар, Баня Лука были заселены преимущественно мусульманами. В них развивалось ремесло, они же были центрами торговли и административного управления краем. Этнически турок в провинци было мало. В Боснии и Герцеговине мусульманские традиции и их культура получили широкое развитие через сеть духовных школ и училищ, распространение дервишских орденов. Боснийский эялет был оплотом традиционного мусульманства, яростно сопротивлявшегося любым попыткам реформ, в том числе и попыткам европеизации администрации и армии. Христианская церковь и культура в Боснии и Герцеговине были в конце 18 века значительно слабее мусульманской. Особенно это каксалось Православной церкви, где иерархи, по большей части греки назначались Вселенским патриархом. Они зачастую тесно сотрудничали с властями, оказывая им порой и осведомительские услуги. Католическая церковь на территории Боснии и Герцеговины была определена орденом францисканцев. Францисканские священники очень плодотворно здесь трудились, открывая монастыри и католические школы при них. В 40-50 е годы наряду с сепартистскими выступлениями в Боснии и Герцеговине усиливаются волнения христианского населения против мусульманского владычества. Экономическое по сути направленное на ликвидацию феодальных форм эксплуатации это движение принимает постепенно национально-освободительную окраску.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы