Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные теории происхождения государства и права



Вопрос о причинах происхождения государства, закономерностях его возникновения и сегодня остается одной из дискуссионных проблем науки о государстве. К основным теориям, которые оставили заметный след в истории политических учений и по сей день имеют значительное число сторонников, можно отнести следующие.

Религиозная (теологическая) теория происхождения государства (Фома Аквинский, Иоанн Златоуст и др.), в соответствии с которой государство есть продукт божественного провидения, а государственная власть - это власть, данная Богом. Правитель, по мнению некоторых богословов, либо живое воплощение Бога, либо его представитель, «помазанник божий». Например, в древнем Китае испокон веков считалось, что император правит потому, что является «сыном неба», принадлежит к божественным сферам и сам является божеством.

Патриархальная теория (Платон, Аристотель, Фильмер), согласно которой государство образовалось вследствие разрастания семьи. Государство, по мнению сторонников этой теории, собственно и есть большая семья, в которой все подданные связаны родственными отношениями, а государственная власть осуществляется главой рода, старейшиной семьи, т. е. патриархом. Государственная власть, по мнению сторонников этой теории, сродни отцовской власти - на отца нельзя обижаться, даже если он наказывает своих детей. Известное словосочетание «царь-батюшка» вовсе не русское изобретение - оно характерно для большинства древних монархий: например, в Древнем Египте фараон именовался отцом своих подданных, а последние считались его детьми.

Суть теории насилия (К. Каутский, Л. Гумплович) заключается в идее, согласно которой государство образовалось в результате завоевания одного народа другим.

Сторонники психологической теории (Г. Тард, Л. Петражицкий) утверждают, что государство появилось в силу особенностей и различий человеческой психологии: люди испытывают внутреннюю потребность к объединению и те из них, которые «рождены для власти», являются но своему психологическому складу характера лидерами, в конечном счете, становятся владыками, организуют и осуществляют государственную власть.

По договорной теории (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк и др.) государство есть продукт разумной деятельности людей, результат общественного договора.

Согласно классовой теории (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) государство появилось потому, что общество раскололось на богатых и бедных, свободных и рабов. Для того чтобы классы «не пожрали» друг друга н бесплодной борьбе, возникает необходимость в появлении и существовании «третьей силы», которая усмиряла бы классовую борьбу, сглаживала остроту классовых противоречий. Поэтому государство в марксистской теории определяется как особая организация власти, которая, по общему правилу, принадлежит экономически господствующему классу и которую он использует для подавления своих классовых противников.

В истории политических учений, кроме названных, существуют и иные точки зрения на причины возникновения государства («ирригационная» теория происхождения государства, «инцестная», «спортивная» и др.). И до сегодняшнего дня научная полемика по этому вопросу не утихает.

Конечно, было бы проще объяснить возникновение государства только какой-либо одной единственной причиной, а все иные теории объя­вить иллюзорными и ошибочными. Собственно, так и поступало большинство представителей отечественной науки советского периода, рассматривая появление классов и классовой борьбы как универсальное и главное обстоятельство, обусловившее разложение первобытного общества и возникнове­ние государства чуть ли не у всех народов мира.

Однако знания, накопленные современной наукой, позволяют сделать вывод о том, что процессы, приведшие к гибели первобытного общества и возникновению государства, нельзя объяснить какой-либо одной причиной.

В конце концов, наука пока не знает, как возникла жизнь на Земле: никто не опроверг и не доказал, что мир, человек, государство и право созданы Богом.

Каждый народ шел к образованию государственности своим неповторимым путем; в силу различных обстоятельств тот или иной фактор иных народов становился доминирующим, главным.

Так, возникновение государства у германских племен проходило на фоне завоевания ими Римской империи, само римское государстве возникло в результате борьбы патрициев и плебеев. И если древнее афин­ское государство возникло как результат классовых противоречий внутри общества, то в Древнем Египте формирование институтов государствен­ности начиналось задолго до классовой дифференциации египетского общества.

 

Т ипология государства

За всю историю существования государственности сменилось множество ее разновидностей. Только в современном мире одновременно существует около двухсот государств, каждое из которых обладает различными свойствами, уникальностью своего исторического развития, спецификой государственности, осуществления функций и т. д. Для того чтобы отделить необходимое от случайного, существенное от степенного, глубинное от поверхностного, нужна классификация. Классификация, как способ научного познания, представляет собой систематизацию знаний об исследуемых объектах. Различают формальные классификации, естественные и типологии.

Формальная классификация основана на внешних свойствах исследуемых явлений. Познавательная ценность таких классификаций невелика, поскольку не отражает сколько-нибудь существенных признаков классифицируемых предметов. Формальные классификации, иначе говоря, перебор государств по любому сходству (различию) признаков имеют только предварительный, вводный характер, хотя и методически необходимый.

Естественные классификации основаны на более глубинных свойствах призваны отражать внутренние закономерные связи. К подобным классификациям относится, например, деление государств в зависимости от особенностей отдельных элементов формы государства (монархии и республики, унитарные и сложные, демократические и недемократические и т. п.). Высшим видом классификаций являются типологии, поскольку они основаны на наиболее существенных, самых устойчивых и глубинных свойствах изучаемых объектов.

Нельзя забывать, что типология государственности - это не просто «логическая операция деления объема понятия». Одновременно - это и социально-политическая характеристика сущности государства, его социального назначения; в этом, как представляется, лежат истоки постоянного интереса к этой проблеме, продолжающихся научных дискуссий. Правильно выбранный критерий типологии гарантирует половину успеха, тогда как ошибка способна остановить или значительно затормозить развитие государствоведения.

В науке о государстве существует множество типологий государственности. Так, в марксистской теории наиболее распространен формационный подход: в его основе лежит учение об общественно-экономических формациях, каждая из которых основана на своем экономическом способе производства.

Если же критериями типологии считать этапы качественного развития сущности государства, т. е. государственной власти, то более верным, на наш взгляд, было бы выделение следующих типов:

• классическое государство;

• конституционное государство;

• правовое государство.

Хронологические рамки существования классического государства весьма продолжительны: процесс его формирования начинается с распадом первобытного общества и завершается в странах Западной Европы Между XIV и XVI веками.

 Суверенитет классического государства выражается в его всевластии как политического института, полном подчинении общества государству, доминировании государственной власти по отношению к иным властным социальным структурам. Отношения между таким государством и обществом строятся по принципу властвующего и подданных.

Гражданское общество находится в начале своего развития, оно не в состоянии конкурировать с государственной властью, ему нечего противопоставить государственному диктату; общество пока еще есть лишь совокупность индивидов, которых необходимо объединить в единое сообщество. И сделать это может только государственная власть. Отсюда, вероятно, и берут свое начало представления о государстве как «естественной, биологически обусловленной организации».

Институционализм классического государства проявляется в особенностях построения государственного аппарата. Государство в собственном смысле слова - это закрытая для общества, четко структурированная корпорация с наличием моноцентричной власти, строгой иерархией между государственными органами.

Свою монополию на издание правовых норм и применение публичного принуждения классическое государство (государство в собственном смысле слова) использует как средство проведения своей политики, мало считаясь с мнением населения.

Право в этот период в большинстве случаев играет роль «слуги государства» и детально регламентирует все сферы жизни общества. Но с другой стороны, само наличие письменного права позволяло говорить о некой стабильности человеческого существования - какими бы жестокими не были законы государства, они все же были лучше чем неизвестность, постоянно грозящая произволом.

Отдельные черты классического государства (государства в «собственном смысле слова») в большем или меньшем объеме характерны и для большинства современных государств; причем это относится не только к странам, где демократический режим установился относительно недавно, но и к тем государствам, где демократия имеет давние корни.

Конституционное государство представляет собой следующий этап развития государственности. «Конституционализм» как направление политико-правовой мысли основан на идее ограничения государственной власти действующими законами. Возникновение этой идеи и ее практическое воплощение нельзя связывать только с появлением буржуазии, классовой борьбой, раздиравшей капиталистическое общество и уж тем более с появлением самой идеи «конституционализма». Дело, как нам представляется, в ином.

В процессе капиталистических преобразований в обществе начинается активное формирование разнообразных негосударственных объединений и ассоциаций (политических партий, профсоюзов, организаций предприни­мателей, неформальных групп и т. п.). Эти организации образуют основу того, что впоследствии получило название «гражданское общество».

Развитость институтов гражданского общества объективно позволяет переложить решение многих задач, которые еще вчера были монополией государства, «на плечи» негосударственных организаций, которые создаются юридически свободными членами общества. А для этого гражданскому обществу нужны гарантии известной свободы действий. Такой гарантией становится закон, соблюдение которого является обязательным не только для граждан, но и для самой государственной власти в той степени, в какой это обеспечено силой гражданского общества, являющегося уже не подданным государства, а его конкурентом.

В процессе становления конституционного государства можно выделить три основных этапа:

· зарождение, когда появляются писаные законы, определяющие права и обязанности высших государственных органов и граждан (XVII -XIX вв.);

· развитие, когда в конституциях закрепляются основные права и свободы граждан, в том числе, избирательные права, и государство законодательно признает права общества по контролю над собой (XX в.);

· расцвет, когда все вышеизложенные нормы не только прописаны в законе, но и существуют различные формы и способы для их практического воплощения (конец XX в. - начало XXI в.).

Естественно, что само по себе появление конституции не означает, что государство и общество не могут быть в конкурентной борьбе. Более того, как правило, в этих конституциях были закреплены не все признаваемые ныне права и свободы граждан, а одно из важнейших - избирательное право - имелось только у незначительной части взрослого населения. И хотя, в большинстве случаев, эти ограничения вполне оправданны с точки зрения исторического развития, такие конституции никак нельзя назвать демократи­ческими. Только относительно недавно, в основном законе большинства государств получили закрепление права и свободы граждан, эффективные методы контроля общества над государством.

Суверенитет конституционного государства, который юридически ограничен формулировкой «суверенитет народа», а фактически - реально действующими институтами гражданского общества, означает уже не всевластие и абсолютную независимость государства, а всего лишь его автономию, т. е. меру свободы государственной власти, которая опреде­ляется в конкурентной борьбе с институтами гражданского общества: местным самоуправлением, профессиональными союзами, объединениями промышленников и т. д.

Меняется институциональная характеристика конституционного государства: государственный аппарат организуется на основе принципа разделения властей, развиваются и совершенствуются демократические основы деятельности государственных органов.

Конституционное государство - это уже не закрытая от общества корпорация, к которой принадлежат только избранные. Гражданское общество на этом этапе получает возможность использовать находящиеся в его руках рычаги для влияния на государственную бюрократию (свободные выборы, парламентаризм, независимые средства массовой информации и др.).

Легальность конституционного государства определяется законом, степенью соответствия действий государственных чиновников правовым нормам.

Право в конституционном государстве постепенно превращается из слуги, обслуживающего интересы государственной власти, в средство контроля над действиями государственных чиновников. Поэтому необходимым условием существования такого типа государства является демократизм действующего законодательства.

Часто между понятиями «конституционное государство» и «правовое государство» ставится знак равенства, главной задачей конституционного государства при этом объявляется обеспечение прав и свобод личности. Думается, что в подобных утверждениях существует некоторая неточность.

Конституционное государство - это государство, осуществляющее свою деятельность в соответствии с действующими в обществе демократическими правовыми нормами, «государство конституционной законности», в котором требование строгого и неуклонного исполнения законов одинаково обязательно как для властвующих, так и для подвластных.

В этом, в частности, отличие конституционного государства от «государства социалистической законности», существование которого обосновывалось советской наукой в 70-80 годы; в конституционном государстве устанавливается режим реальной, фактической и всеобщей законности.

Правовое государство - это более высокий тип организации публичной государственной власти, которая ограничена не только действующим демократическим законодательством, но и, в первую очередь, основными правами и свободами личности.

Гражданское общество и государственная власть выступают не как конкуренты, что характерно для конституционного государства, а как парт­неры и союзники, поскольку налицо совпадение целей - обеспечить права и свободы членам общества.

В правовом государстве гарантированы верховенство правового закона, равная ответственность общества, государства и индивида.

Что же касается правового государства, то в мире сегодня нет такой страны, которая обладала бы признаками правового государства в достаточно полном объеме; правовое государство остается пока лишь мечтой человечества.

 

4. Формы государства и формы правления

Важное место в теории государства занимает проблема формы государства. Без уяснения этого вопроса, хотя бы в общих чертах, трудно добиться полного понимания природы государства, закономерностей его функционирования, существования и развития.

Само понятие «форма» относится к числу универсальных философских категорий, равно как и категории «сущность», «содержание», «необходимость», «случайность» и др. Поэтому наиболее полно учение о форме представлено в науке философии.

Под формой в философии чаще всего понимается способ выражения и существования содержания, при этом подчеркивается, что форма и содержание находятся в неразрывной взаимосвязи, в некоем диалектическом единстве, в котором форма имеет подчиненное по отношению к содержанию значение: изменение содержания влечет, в конечном счете, изменение формы.

Однако реальная жизнь заставляет несколько откорректировать подобные взгляды. Гораздо чаще мы сталкиваемся с диалектикой сущности и формы вещей: форма является способом существования и выражения сущности. Содержание и форма выступают как «равновеликие величины», находящиеся не в отношениях господства и подчинения, т. е. субординации, а скорее, в отношениях координации, т. е. согласования.

Таким образом, если понятие «сущность» отражает главное свойство предмета, то понятие «форма» - способ существования и выражения сущности, тогда как категория «содержание» отвечает на вопрос: из каких элементов состоит данный объект.

Напомним, что ранее мы определили сущность государства через понятие «власть»: государство есть особый политико-правовой институт власти.

Следовательно, форма государства, в самом общем выражении, - это способы организации, устройства и осуществления государственной власти.

Если вспомнить «классическое» (арифметическое) определение государства как единства трех элементов: населения, территории и власти, то форма государства характеризует устройство органов, осуществляющих государственную власть, а также способы «соединения» государственной власти с населением страны, в отношении которого применяется эта власть, и с территорией, на которой она осуществляется.

Иными словами, форма государства всегда выступает в единстве трех основных элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы политического (государственно-правового) режима.

Форма правления - это способы устройства и принципы взаимоотношений верховных (высших) органов государственной власти между собой.

По форме правления государства подразделяются на монархии, и республики.

Монархия - это государство, где носителем верховной, суверенной власти пожизненно является чаще всего одно лицо (император, царь, шах, султан и т.п.). При такой форме правления монарх является верховным должностным лицом государства, органом его высшего внешнеполитического представительства, т. е. главой государства. В монархическом государстве власть в той или иной степени персонифицирована: государство нередко отождествляется с личностью монарха, который выступает как «отец нации» (например, в Конституции Бельгии монарх именуется «главой всех бельгийцев»).

Государственная власть при такой форме правления носит династический характер, т. е. передается по наследству и принадлежит монарху, как уже отмечалось, пожизненно. Монарх не несет юридической ответственности за свои действия.

Различают неограниченные (абсолютные) и ограниченные монархии. В абсолютных монархиях вся полнота государственной власти принадлежит монарху. При такой форме правления верховный правитель выступает одновременно и как главный «законотворец», и как глава исполнительной власти, и как верховный судья. Нормативные акты монарха обладают наивысшей юридической силой, он единолично назначает и смещает министров, а королевский суд является высшей судебной инстанцией, чьи решения окончательны и обжалованию не подлежат. Известные выражения государство - это я», «король творит право» и т. д. при всей метафоричности довольно точно отражают суть абсолютизма.

Абсолютные монархии были достаточно распространены в древнем мире и в средние века. В современном мире абсолютных монархий практически нет, хотя в некоторых государствах монарх и сегодня обладает достаточно большими полномочиями (например, Саудовская Аравия). Ограниченная монархия - форма правления, при которой власть ограничена либо формально - юридически, т. е. конституцией страны либо фактически каким-то органом (парламентом, регентским советом, боярской думой и т. д.) - так называемая дуалистическая монархия.

Подавляющее большинство современных монархий - это ограниченные монархии: либо - конституционные (Бельгия, Испания, Дания), либо парламентарные (Великобритания).

Республика - форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит лицам, избираемым населением страны. Существенным признаком такой формы правления является временный характер принадлежности верховной власти неким субъектам. Избранным на определенный срок такие лица могут быть легитимно смещены, досрочно отстранены от власти или переизбраны на новый срок,

Длительная история существования (а первые республики появились еще в античный период) демонстрирует множество разновидностей формы правления. Различают демократические республики, в которых избирательными правами обладает большинство населения, и цензовые (аристократические) в которых право избирать (активное избирательное и право быть избранными (пассивное право) принадлежит лишь определенной части населения; в зависимости от исторического типа государства различают рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические республики и т. д.

Современные республики разделяют на парламентские и президентские.

Республика парламентского типа - это форма правления, при которой главным органом осуществления государственной политики внутри и вне страны является представительный орган - парламент. Парламент в таком государстве не только осуществляет законодательную власть, но и формирует правительство, которое, как правило, возглавляет лидер парламентского большинства, контролирует его деятельность; министры несут ответственность перед парламентом и могут быть смещены со своей должности непосредственно им. Должность президента при этой форме правления может вообще отсутствовать, либо, если такая должность предусмотрена конституцией страны, президент обладает сравнительно небольшими представительскими полномочиями, является главой государства (примерами современных парламентских республик могут служить Италия, ФРГ, Республика Молдова и др.).

Республика президентского типа - это государство, в котором президент является не только главой государства, но и одновременно главой исполнительной власти. Он избирается независимо от парламента, самостоятельно формирует правительство. Члены правительства несут ответственность перед президентом, который назначает и увольняет министров. Кроме того, президентская форма правления характеризуется широкими полномочиями президента и в иных сферах: он обладает правом роспуска парламента, является верховным главнокомандующим страны и т.п. (США, Республика Кипр, Таджикистан и др.).

Следует подчеркнуть, что сохраняющееся в науке деление республик на парламентские и президентские сегодня становится достаточно условным, поскольку в большинстве современных государств сочетаются отдельные свойства как парламентских, так и президентских форм правления, что дает основание выделять смешанные формы правления (парламентско-президентские, президентско-парламентские Франция, Финляндия и др.).

 

 5. Форма государственного устройства и  государственно-правового режима

Форма государственного устройства - это способы организации государственной власти в территориальном отношении, принципы взаимоотношений центральных и местных органов государства.

Данное понятие отражает вопросы деления государственной территории внутри страны на составные части, правовое положение этих частей, взаимные права и обязанности центральных и местных органов власти, меру их взаимной ответственности.

Исторически сложились два основных принципа, определяющих основы территориального устройства государства - либо централизация государственной власти, либо ее децентрализация.

Первый из указанных принципов предполагает сосредоточение го­сударственной власти в центральных органах государства, что не исключает впрочем, относительной самостоятельности местных органов власти при решении некоторых вопросов местного значения.

Децентрализованное государство - это государство, где власть рас­средоточена между центральными и местными органами на основе перераспределения компетенции.

Принцип централизации лежит в основе простой формы государственного устройства, принцип децентрализации - более характерен для сложных форм.

Простое (унитарное) государство - это единое государство, внутри которого нет составных частей, обладающих признаками государственности (Франция, Финляндия, Норвегия, Польша и др.).

В унитарном государстве действуют один парламент, единственный глава государства, одно правительство, одна правовая система, единая бюджетная и налоговая системы и т. д. Местные органы власти в унитарном государстве испытывают сильную зависимость от центральных органов, хотя и могут обладать известной самостоятельностью в решении некоторых вопросов в рамках своей территориальной юрисдикции.

Сложное государство состоит из неких государственно-правовых образований: республик, штатов, земель, кантонов и т. д.

История государственности знает несколько сложных форм госу­дарственного устройства - монархические унии, протектораты, содружества и проч., однако наиболее распространенной в современном мире является федерация.

Федерация представляет такой государственно-правовой союз (объединение) различных государственных образований, в результате которого образуется новое государство.

Федерация характеризуется существованием нескольких конституций (федеральной и субъектов федерации), наличием федерального правительства и одновременно правительства членов федерации, разграничением полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов федерации, закрепленной, как правило, в конституции страны или в договорах между федерацией и ее членами. В федерации действуют одновременно федеральные законы и законы субъектов федерации.

Сегодня в мире существуют более двадцати федераций (США, Мексика, Индия, Канада и др.) и каждая имеет свои особенности.

Различают национальные, территориальные и смешанные федерации, симметричные и несимметричные и т. д.

Существует и такая форма как конфедерация, которая, в отличие от федерации, обладает менее сильным государственным единством и образовывается государствами для достижения каких-либо конкретных целей.

В таком государстве субъекты конфедерации сохраняют свой суверенитет, имеют собственные органы государственной власти, самостоятельное законодательство. Создаваемые конфедеративные органы координируют совместную деятельность субъектов лишь по некоторым вопросам. Единая система органов власти, единое для всей страны законодательство в таких объединениях зачастую отсутствуют. Поэтому некоторые государствоведы считают конфедерацию не «союзным государством», а «союзом государств».

Как правило, конфедерация имеет временный характер и после дости­жения поставленных целей либо распадается, либо перерастает в федерацию.

Примерами конфедераций могут служить союз северо-американских штатов времен войны за независимость (1781-1787 гг.), объединение в 60-х годах Сирии и Египта в Объединенные Арабские Республики (ныне не существует), Сенегала и Гамбии (Сенегамбия 1981-1988 г.)

Формально Швейцария и сегодня является конфедерацией. Однако, несмотря на то, что официальное название страны - Швейцарская конфедерация, по сути - это федеративное государство.

Некоторые ученые полагают, что на пути создания конфедерации европейских государств находятся сегодня страны - члены Европейского Союза, созданного в 1993 году.

Государственно-правовой режим - это способы взаимодействия государственной власти и населения страны, совокупность методов осуществления государственной власти.

Различают демократические и недемократические режимы. Демократический режим характеризуется формальным равенством всех слоев населения страны, участием народа в решении государственных дел и управлении обществом, предоставлением широких политических прав и свобод большинству населения страны, наличием многопартийной системы, легальной оппозицией существующей власти, учетом мнения меньшинств (национальных, этнических и проч.). Население страны имеет возможность влиять на государственную власть посредством демократических выборов, через разнообразные общественные организации, систему независимых средств массовой информации и т. д.

Недемократический режим характеризуется однопартийной системой, государственной «моноидеологией». Оппозиционные организации нередко действуют «в подполье», деятельность общественных организаций ограничивается различными формальными правилами, а иногда и прямо запрещаются государственной властью.

Как демократический, так и недемократический режимы имеют множество разновидностей.

Например, различают режим формальной и реальной демократии, режимы рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической, революционно-демократической, народной демократии и т. д.

К недемократическим режимам относятся теократический (власть священнослужителей), олигархический (власть элиты), авторитарный (режим личной власти определенного политического лидера), тоталитарный (когда государство полностью подчиняет себе общество, отождествляется с ним), охлократический (власть толпы) и др.

 

6. Понятие и классификация функций государства

Современные научные представления о понятии функций, их системе и классификации связаны с иными категориями теории государства, прежде всего с такими, как сущность госу­дарства, его социальное назначение и служебная роль. И коль скоро меняются наши представления об основных свойствах современной государственности вообще, то, конечно же, это должно проявляться и в изменении содержания понятия функций государства.

Понятие государственных функций раскрывается при анализе основных свойств этого явления.

Во-первых, функции государства есть предметная характеристика его сущности. Следовательно, они имеют государственно-властный характер. В основе осуществления каждой функции лежат не пожелания или рекомендации, а обязательные, императивные веления государственной власти, исполнение которых обязательно для адресатов и при необходимости, может быть обеспечено принудительной силой государства.

Во-вторых, в функциях государства воплощается служебная роль государства. Как отмечалось выше, государство - это своеобразный по­литический менеджер, состоящий на службе у общества и занимающийся управлением общественными делами. Поэтому функции государства - это не любая деятельность, которая осуществляется его органами. Например, экономическая функция государства - это не производство материальных благ на государственных предприятиях, хотя подобного рода деятельность в том или ином объеме осуществляет большинство современных государств. Идеологическая функция вовсе не сводится к строительству государственных учебных заведений - ведь государство возникает отнюдь не для того, чтобы заниматься производством продуктов питания, проводить научные исследования, повышать культуру членов общества и т. д. Управляя своими предприятиями, организуя их деятельность, осуществляя повседневное хозяйствование, государство действует, как и любой собственник.

Функция государства - это своего рода «деятельность со стороны», государственное управление (менеджмент), осуществляемый в определенных сферах общественной жизни.

В этой связи роль государства можно сравнить с ролью арбитра на футбольном поле, «который не играет сам, но следит за соблюдением правил игры». Иными словами, основным содержанием функций государства является именно управленческая, организующая деятельность государства.

В-третьих, в рамках каждой отдельно взятой функции реализуется определенная задача или комплекс задач, стоящих перед государством в процессе общественного исторического развития.

Реализация же всех государственных функций - средство, способ достижения социального назначения государства в полном объеме.

Осуществление всех государственных функций в целом должно быть направлено на сохранение данного общества, обеспечение его гармоничного развития и функционирования.

Если же государство проводит политику, не способствующую достижению указанных целей, то мы вправе говорить о дисфункциональном характере существующей государственной власти.

В-четвертых, важным свойством государственных функций, которое необходимо учитывать в процессе исследования, является их объективная природа и одновременно субъективный характер практического осуществления.

Каждая функция государства есть объективная реальность, ее осуществление менее всего зависит от желания или нежелания «отдельных правительств». Необходимость реализации той или иной функции обусловливается существованием таких объективных потребностей обще­ственного развития, удовлетворить которые общество само по себе, без государственного вмешательства не может. Игнорирование этого аспекта влечет опасность недооценки роли и значения той или иной функции, произвольной «отмены» какой-либо из них. Именно так сегодня обстоит дело с идеологической функцией российского государства, существование которой у некоторых современных ученых вызывает большие сомнения, поскольку, по их мнению, ее «заменила» функция развития культуры, науки и образования. В подтверждение этого чаще всего апеллируют к ст. 13 Конституции России, согласно которой никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Думается, что
ссылки на действующее законодательство вообще не могут быть аргументами в споре о существовании или отсутствии какой-либо функции, так как истоки каждой государственной функции, как, впрочем, и самой правовой системы, лежат не в законодательных положениях или желаниях властвующих, а в объективных потребностях социального развития.

Осуществление идеологической функции обусловлено, в частности, и тем, что государство, «не имеющее идеологии», не оказывающее последовательного воздействия на духовную сферу жизни общества, неизбежно будет сталкиваться со значительными трудностями при реализации своей внутренней и внешней политики. И хотя в любом цивилизованном обществе существуют объективные условия, обосновывающие необходимость государственной власти, идеологическая функция в этой связи может рассматриваться как одно из важнейших средств укрепления ее легитимности.

Вместе с тем государство обладает определенной свободой выбора некоторых средств, методов осуществления функций. Таким образом, если «историческая заданность» государственных функций предопределяется объективными социальными потребностями, то сам процесс их реализации определяется теми возможностями, которыми располагает государство в тот или иной исторический период своего развития.

В-пятых, функции государства связаны с задачами, целями государства, но особенно тесно - с государственной деятельностью.

Подводя некоторые предварительные итоги, функцию государства можно определить как объективно необходимое, властное, целенаправленное управленческое воздействие государства в определенных сферах общественных отношений, направленное, в конечном счете, на сохранение данного общества, обеспечение его целостности и жизнедеятельности.

При исследовании государственных функций необходимо учитывать, что это - явление историческое: функции государства подвижны, некоторые из них имеют более или менее длительный характер, меняются их содержание, формы и методы осуществления. В зависимости от конкретной политической внутригосударственной обстановки, международных условий, других обстоятельств роль и значение каждой функции, ее удельный вес в системе иных государственных функций становятся, так сказать, переменными величинами.

Чтобы избежать ошибок в процессе познания, необходима правильная, научно обоснованная классификация функций.

Существует несколько подходов к решению этой проблемы: выделяют постоянные и временные функции, основные и неосновные, внутренние и внешние и т. д.

Постоянные функции - это функции, которые присущи государству на всем протяжении его существования - например, к постоянной функции можно отнести функцию обеспечения, охраны, защиты и восстановления правопорядка, фискальную функцию и проч.

Временные функции государство осуществляет лишь на определенном отрезке своей истории. К непостоянной функции относится, например, экологическая функция, о которой стали говорить только в 50-60-ые годы XX столетия.

Основные функции - это функции, направленные на решение главных, исторических задач; каждая из основных функций представляет систему взаимосвязанных неосновных функций государства.

Неосновные функции - это воздействие государства, направленное на выполнение задач в конкретной и в этом смысле более узкой сфере общественной жизни; каждая неосновная функция государства - это элемент более общей системы - основной функции. Например, правоохранительная основная функция государства включает в себя четыре неосновные функции: охрана государственного строя, охрана собственности, охрана прав и свобод личности и иных субъектов права.

Внутренние функции государства - это функции, направленные на решение задач, вытекающих из внутренней природы каждого общества (экономическая, политическая, фискальная функции и т.п.).

Внешние функции - это функции, которые государство осуществляет на международной арене; они направлены на обеспечение внешнеполитических условий существования общества (оборона страны, установление и поддержание отношений с иными членами международного сообщества) и т.д.

Каждая из предложенных классификаций носит условный характер, их не следует абсолютизировать, учитывая, что в реальной жизни все функции государства образуют единую систему, дополняют друг друга, взаимодействуют и переплетаются. Будучи частью единого механизма, каждая функция становится средством реализации смежных функций и сама, в свою очередь, обеспечивается осуществлением иных государственных функций.

 

7. Понятие и элементы политической системы

Жизнь человека в обществе очень разнообразна и протекает, условно говоря, в нескольких сферах: экономической, духовной, социально-бытовой и политической. Некоторые авторы выделяют также правовую сферу.

Экономическая сфера охватывает область отношений, в которые люди вступают в процессе производства, обмена, распределения материальных благ. Духовная сфера - это все то, что связано с сознанием людей, их психологией и мировоззрением. В социально-бытовой сфере опосредуется потребность человека в повседневном общении с другими членами общества, оказанием и получением социально-бытовых услуг и т. д. Правовая сфера - это область действия права

Конечно, в реальности трудно провести грань, отделяющую политику от экономики, духовное - от бытового, и т. д. Вместе с тем такое деление, при всей своей условности, может быть полезным для более глубокого познания этих общественных явлений.

При всей кажущейся очевидности дать ответ на вопрос: что такое политика не просто. Например, известный немецкий социолог конца XIX -начала XX столетия Макс Вебер, писал что термин «политика» может рассматриваться как в широком, так и в узком значениях.

В широком смысле под политикой можно понимать «все виды деятельности по самостоятельному руководству» - валютной политике банков, политике профсоюза во время забастовки, школьной политике, политики городской и сельской общины и даже о «политике умной жены, которая |стремится управлять своим мужем».

Однако, рассматривая вопрос о политике и политиках в сугубо научном плане, Вебер предпочитал употреблять эти понятия в более узком смысле, напрямую связывая их с властью и государством.

Границы политического очень подвижны: один и тот же вопрос может приобретать или терять политическое значение, это зависит от самых разнообразных обстоятельств.

В настоящей работе под политикой понимается сфера общественной жизни, в которой решаются вопросы, затрагивающие интересы не только конкретного человека, а множества людей, всего общества; политика - это решение социально значимых задач, управление делами общества в целом.

Политическая жизнь любого общества представляет собой сложное! явление, состоящее из различных слагаемых. При этом политическая жизнь в целом - не механическое соединение, конгломерат случайных событий, а некое единство разнообразных политических явлений, т. е. их система.

Понятие политической системы в специальной литературе имеет два значения. В широком смысле политическая система - это, собственно, и есть вся политическая общественная жизнь, элементами которой являются:

• политические отношения, т. е. отношения между людьми в процессе| решения политических вопросов;

• политическое сознание и политическая культура;

• политические правила (нормы), которые регулируют политическую деятельность людей;

• политическая деятельность;

•     различные учреждения, участвующие в политике и т. п. В узком смысле под политической системой понимают совокупность государственных и негосударственных формирований (объединений), участвующих в управлении обществом.

В этом значении, наряду с понятием «политическая система», нередко используется категория «политическая организация общества».

Элементами политической системы, понимаемой в последнем, т.е. в узком смысле слова, являются:

• государство в лице различных государственных органов;

• политические объединения, т. е. общественные формирования, которые создаются специально для решения политических вопросов (политические партии, общественно-политические движения и т. п.); профсоюзные организации;

• религиозные организации;

• объединения промышленников, работодателей, представителей финансового капитала;

• независимые средства массовой информации;

• органы местного самоуправления (муниципальные органы).

• иные негосударственные объединения (некоторые специалисты перечень добавляют трудовые коллективы).

Все вышеперечисленные учреждения можно разделить на две группы. К первой относятся организации, которые изначально создаются для того чтобы участвовать в решении именно политических вопросов - такие формирования можно рассматривать как «собственно политические».

К собственно политическим можно отнести государство в лице различных государственных организаций, политические партии и объединений созданные специально для того, чтобы участвовать в осуществлении и распределении политической и, прежде всего, государственной власти, а так же органы местного самоуправления. Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни общества, посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, выборах и референдумах, а также для представления интересов граждан в органах государственной власти и органах самоуправления.

Как политические организации, партии осуществляют формирование внедрение в общественное сознание своей идеологии, ведут борьбу печение избирателей, «выращивают» политических деятелей различного уровня и ранга, вырабатывают программы, призванные стать руководством к действию государственных органов и т. д. Деятельность политических партий в Российской Федерации регулируется Федеральным законом 2001 г. «О политических партиях».

 В отличие от политической партии общественно-политическое движение не имеет фиксированного, индивидуального членства; членами движения могут считаться все, кому близки цели и идеи такого движения (народно-патриотическое движение и проч.).

Вторую группу образуют учреждения, которые создаются для удовлетворения разнообразных групповых интересов (социально – экономических, производственных, творческих и т.п.). Это так называемые «не собственно политические» организации - профсоюзы, объединения потребителей, предпринимателей, фермеров, актеров, любителей спорта и т.д.

 

 8. Место и роль государства в политической системе

Вопрос о месте и роли государства в политической жизни общества в литературе не нашел однозначного решения. Например, К. Маркс считал, что государство со временем постепенно будет утрачивать свое лидирующее положение в политической системе общества, уступая его негосударственным организациям и, в конечном счете, отомрет - его заменит «общественное самоуправление народа».

Определенное распространение сходные взгляды получают и сегодня. Так, отдельные авторы вообще выводят государство за границы политической системы, полагая, что главными субъектами политики в демократическом обществе являются негосударственные формирования и даже отдельная личность. Довольно часто из уст правительственных чиновников приходится слышать, что «они, мол, политикой не занимаются, решают только организационно-технические вопросы» и т. п.

Думается, что подобные взгляды не имеют ничего общего с реальной действительностью. Очевидно, что большинство решений, принимаемых государственными органами, органами местного самоуправления имеют политический характер. Например, даже незначительное повышение оплаты за коммунальные услуги, затрагивает интересы большинства населения страны либо конкретного региона и уже в силу этого становятся политическими.

Поэтому правильнее было бы утверждать, что государство занимает особое место в политической системе любого общества, являете» основным субъектом, способным решать наиболее важные внутренним и внешние политические вопросы.

Это объясняется теми качествами, которыми обладает государство, в отличие от иных негосударственных элементов политической системы:

· государство является суверенной, т. е. верховной организацией по ношению к иным негосударственным элементам политической системы;

· для решения политических вопросов государство использует особый аппарат управления и принуждения, разветвленную систему различных государственных органов;

· обладание монополией на издание правовых норм позволяет государству использовать право в качестве эффективного инструмента государственной политики;

· в «руках» государства находится бюджет страны, оно определяет налоговую, финансовую политику, что позволяет, в свою очередь, манипулировать огромными финансовыми потоками;

· на международной арене государство выступает официальным представителем всего общества, проводит, отстаивает и защищает геополитические интересы страны;

· обладает государственной символикой: государственным гимном, флагом и гербом, что в немалой степени способствует консолидации (от лат. consolidation - укрепление, упрочение) общества;

· поскольку приказы государственной власти являются обязательными для всего населения страны и на всей государственной территории, что позволяет государству аккумулирован, и направлять для решения тех или иных политических задач колоссальные людские ресурсы и материальные средства.

Говоря о той роли, которую играет государство в политической системе, следует помнить, что эта роль определяется сущностью государства. Государство, как отмечалось ранее, представляет собой институт особой власти. А любая власть, в том числе власть государственная, реализуется в управлении и руководстве подвластным объектом.

В этом собственно и заключается роль государства в политической системе: государство призвано руководить и управлять общественной чью.

Термины «руководство» и «управление» часто употребляются как синонимы. Между тем между ними есть и определенные различия.

Государственное руководство обществом это своего рода стратегия пения. Осуществляя руководство, государство не вмешивается в непосредственную деятельность людей и их объединений, ограничиваясь постановкой стратегических задач перед членами общества, определением нормативной основы правового регулирования, созданием условий, обеспечивающих выполнение этих правил членами общества и надзором за их реализацией.

В отличие от руководства государственное управление характеризуется непосредственным вмешательством государства в хозяйственную, производственную, духовную деятельность, причем зачастую жесткими административными методами. И если при осуществлении политического руководства, роль государства можно сравнить с ролью арбитра на футбольном поле, то в процессе управления государство нередко становится, как остроумно замечено, «и тренером, и главным игроком, нередко самому  себе устанавливающим основные правила игры».

Соотношение руководящих и управленческих начал в практической деятельности государства зависит от множества обстоятельств, в том числе, от этапа исторического развития государства.

Так для классического государства (государства в собственном смысле слова) характерно полное слияние руководства и управления, их неразделенность, что объясняется особенностями самого классического государства, характером причин, которые обусловили необходимость существования такого государства на определенном этапе развития общества) .

В процессе формирования конституционного государства государственное руководство и управление начинают дистанцироваться друг от друга, что объясняется, в частности, конкуренцией между государством и гражданским обществом, институты которого начинают развиваться после победы буржуазных революций.

Государство, в этих условиях, сохраняя за собой функцию политического руководства, «делегирует» часть своих управленческих полномочий институтам гражданского общества. Однако и в конституционном государстве соотношение между руководством и управлением может кардинально меняться в зависимости от конкретных исторических условий: неспособность гражданского общества к самоуправлению заставляет усиливать и расширять функцию государственного управления - именно на этом и был основан «новый курс» Ф. Рузвельта в 30-е годы XX столетия.

Соотношение государственного руководства и управления зависит не только от своеобразия исторического момента, но и от специфики той сферы общественных отношений, которыми руководит и управляет государство. Очевидно, что руководство и управление, например, экономической жизнью общества, особенно в условиях рынка, отличается от руководства и управления правовой сферой жизни общества. Определенную специфику имеют руководство и управление государством внешнеполитической сферой,) поскольку на международной арене действуют независимые государства, формально-юридически равные в своем суверенитете; государство не может руководить и управлять международной жизнью также свободно, как и внутригосударственной. Руководство и управление внешней политикой приобретают помимо прочего представительский характер, поскольку государство является официальным представителем всего общества на международной арене.

 

9. Общая характеристика основных теорий о праве

Право – это обусловленная природой человека и общества, выражающая свободу мысли и утверждающая справедливость система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Понятие права является центральным, базовым понятием всей юридической науки. Этим объясняется то упорное стремление, с которым представители многих отраслей знаний, и не только юриспруденции, уже много веков пытаются дать его определение. Вся история правовой мысли - это, по сути, история не сбывшихся пока в полной мере надежд разобраться в сущности этого явления, постичь и объяснить его природу. В свое время великий философ Иммануил Кант (1724-1804 гг.) сожалел, что «юристы и до сих пор ищут дефиницию для своего понятия права» и предсказывал тщетность этих поисков. Можно констатировать, что, как и в прошлом, так и сегодня в юридической науке нет единого понимания права.

Рассмотрим несколько основных теорий (школ) о праве.

Теологическая (религиозная) школа права.

Представители этой школы - Иоанн Златоуст (345-407 гг.), Аврелий Августин Блаженный (354-430 гг.), Фома Аквинский (1225- 1274 гг.), Марсилий Падуанский (1280-1343 гг.) утверждали, что право изначально выражает божественную волю, наверху пирамиды всего законодательства стоит божественный закон. По мнению христианских теологов, право имеет своей основой те божественные заповеди, которые дал Бог пророку Моисею на горе Синай.

Будучи господствующим мировоззрением вплоть до средних веков, теологическая школа права и сегодня имеет немалое число сторонников, находит практическое воплощение в существующих религиозных правовых системах («мусульманское» право, «иудейское», «буддистское», «индуистское» и т. д.).

Историческая школа права.

Г. Гуго (1764-1844 гг.), Ф. К. Савиньи (1779-1861 гг.), Г. Ф. Пухта (1798-1846 гг.), отвергая идею создания права законодателем, равно как и отрицая существование естественных прав и свобод, утверждали, что право есть продукт исторического развития общества. Оно появляется спонтанно, само собой, вследствие необходимости решать споры между людьми и раз­вивается подобно языку, традициям и нравам. Создателями права могут считаться все члены общества и одновременно, - никто в отдельности.

Психологическая школа права.

Представители - Л. И. Петражицкий (1867-1931 гг.), М. А. Рейснер (1868-1928 гг.). Согласно этой теории, правовые начала человеческого поведения коренятся в психике человека, «эмоциях долга». Право исходит не от государства, а от индивида, оно рождается в недрах человеческой психологии как некое «интуитивное право», основанное на внутренних убеждениях, индивидуальном восприятии человеком своего положения и окружающего его мира. Истинным мотивом поведения человека являются не внешние по отношению к нему нормативные приказы, установленные государственной властью, а внутренние моральные и правовые эмоции. Критикуя позитивистское понимание права, Л. И. Петражицкий писал: «Связывая понятие права с государством, наука лишается богатого и поучительного материала - тех правовых явлений, которые возникали и возникают вне государства, независимо от него и до появления государства...».

Юридический позитивизм.

Дж. Остин (1790-1859 гг.), Дж. Бентам (1748-1832), Г. Ф. Шершеневич (1863-1912) полагали, что право - это система норм (правил поведения), в основе которых лежит властный, императивный приказ государства. Попытки искать право вне действующего законодательства, обосновывать его существование идеями разума и справедливости, существованием неких прирожденных «естественных» прав и свобод, божественной волей или «народным духом» и т. п., позитивистами объявляются изначально бесперспективными и иллюзорными, «чепухой на ходулях».

Естественная школа права.

В определенном смысле, естественно-правовая теория перекликается с теологическими представлениями о праве, поскольку и та и другая школы базируются на том постулате, что у человека есть некие «вечные» права и свободы. Но если теологическая школа видит источник этих прав в Боге, то более поздние теории естественного права, основанием этих прав называют самого человека, его «душу».

Так, Дж. Локк (1632-1704 гг.), Ш. Л. Монтескье (1689-1755 гг.), Д. Дидро (1713-1784 гг.), П. А. Гольбах (1723-1789 гг.), Ж. Ж. Руссо (1712-1778 гг.) и др. утверждали, что человек рождается и существует с определенными правами и свободами, которые берут начало в самой природе человека, в его «естестве».

Согласно естественно-правовой теории, люди обладают определенными правами, прежде всего, правом на жизнь, на свободу, собственность и т.п. «естественным образом», то есть в силу того, что они просто люди, и никто не вправе посягать на эти права.

Государственная власть, создавая юридические нормы, обязана учитывать существование естественных прав и свобод, формулировать и закреплять их в законодательстве, обеспечивать их реализацию. Если же законы государства не признают естественных прав, значит такие законы не имеют юридической силы (lex injusta поп est lex - «несправедливый закон - это не закон вообще»).

Социологическая школа права (юридический реализм).

Истоки юридической социологии лежат в трудах французского мыс­лителя, основателя современной социологии Огюста Конта (1798-1857 гг.). Яркими представителями социологической юриспруденции были Е. Эрлих (1862-1922 гг.), Р. Паунд (1870-1964 гг.), П. И. Стучка (1865-1932).

Сторонники социологической школы справедливо обращают внимание на то обстоятельство, что закон живет только тогда, когда он реально исполняется. Поэтому под правом они понимают не нормы, установленные государственной властью («закон - это лишь попытка создать право»), а реальные общественные отношения, складывающиеся под воздействием, а иногда и вопреки воле законодателя.

«Право, - писал П. И. Стучка, - есть порядок в общественных отношениях».

Истинными творцами права в социологической юриспруденции объявляются судьи, рассматривающие «живые», конкретные юридические дела; а сами судебные решения и образуют собственно право. Один из представителей этой школы Джон Грей (1798-1850) прямо утверждал, что все законодательные акты - это всего лишь источники права, само же право - это именно решения судей.

Марксистское понимание права делает акцент на его классовых началах. «Ваше право, - писали К. Маркс, Ф. Энгельс в работе «Манифест Коммунистической партии», обращаясь к буржуазии, - есть ничто иное, как возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса».

Помимо рассмотренных, существует множество иных теорий о праве («регулятивная», «примирительная», «солидаристская», «нормативизм») и др.

Встречаются попытки объединения нескольких подходов в один единый («широкое», интегративное определение права). По мнению сторонников такой позиции, право есть единство правового сознания, норм, установленных государством и одновременно, правовых отношений, возникающих в процессе реализации правовых предписаний и базирующиеся на основе представлений о справедливости и свободе.

10. Сущность и признаки права. Принципы права

Для того чтобы сформулировать определение права, необходимо выявить его наиболее важные, существенные свойства (признаки). К ним относятся:

1) государственно-волевая природа права.

Понятие «воля» в русском языке имеет несколько значений, в том числе «стремление к чему-либо, желание, требование чего-либо». Изначально в праве отражается стремление общества к порядку и организованности социальной жизни. В этом смысле право ничем не отличается от иных соци­альных норм - морали, обычаев и др., ведь любая нормативная система, регулирующая человеческое поведение, ставит цель упорядочить общественные отношения; любая социальная норма - есть «желание лучшего».

При осуществлении правотворческой деятельности властвующим лицам, в той или иной степени, приходится считаться с традициями и моральными ценностями, распространенными в обществе, уровнем социально-экономического развития страны, классовой структурой общества и т.п. Может сложиться ситуация, когда представление государства о желаемом и необходимом порядке в обществе, не совпадает с представлениями большинства населения страны. Игнорирование всего этого может затруднить или сделать вообще невозможным последующую реализацию созданных правовых норм и привести к плачевному исходу самих властвующих, вплоть до потери ими своего доминирующего положения. В этой связи справедливо утверждение, что право, выражая госу­дарственную волю, в конечном счете, есть отражение баланса социальных интересов.

В этом как представляется и заключается сущность, т. е. главное внутреннее свойство права.

2) нормативный характер права.

Правом следует называть государственную волю, которая выражена в виде норм - «неперсонифицированных» предписаний общего характера, рассчитанных на неоднократное применение и неопределенный круг лиц.

При этом нужно учитывать, что правовое регулирование невозможно без издания государством различных правовых актов, имеющих индивидуальное значение. Такими актами могут быть приказ о назначении на должность, решение о назначении пенсии, приговор суда по конкретному юридическому делу и т. д. Подобные акты порождают юридические последствия, вносят изменения в правовое положение субъектов, но понятием «право» не охватываются.

3)  регулятивный характер права.

Главная, основная цель любой социальной нормы заключается в воздействии на человеческое поведение; можно утверждать, что все социальные нормы - правовые, моральные, религиозные и проч. есть регуляторы поведения.

Однако, в отличие от иных социальных норм, правовые нормы по своей внутренней природе являются государственно-властными предписаниями, и уже в силу этого общеобязательны для всего населения страны.

Иными словами, право - это государственный регулятор человеческого поведения.

При этом надо иметь в виду, что далеко не каждый акт деятельности подвергается правовому регулированию. Например, право не регулирует внутреннюю мыслительную деятельность людей; невозможно регулировать такие поступки, где человек лишен права выбора вариантов поведения (глотание пищи, дыхание и т. п.).

Объектом правового регулирования, следовательно, является лишь такое социально значимое поведение человека, когда он взаимодействует с другими людьми, имеет возможность выбора из нескольких вариантов поведения, иначе говоря, общественные отношения.

4)  право устанавливается (санкционируется) и охраняется государством.

В структуре любого современного государства есть особые госу­дарственные органы, основным назначением которых является издание правовых норм, т. е. правотворческая деятельность. В некоторых правовых системах с санкции (разрешения) государства юридическое значение могут приобретать отдельные обычаи, договорные нормы, акты, принятые непосредственно народом на всенародном голосовании - референдуме, религиозные нормы и т. д.

Кроме правотворческих органов, в структуре государственного аппарата существуют и специальные правоохранительные органы. Употребление выражения «государство охраняет право» достаточно условно: ведь вред от противоправного действия терпят не сами нормы, а реальные общественные отношения, социальные ценности, права и свободы человека. Точнее было бы говорить о том, что государство следит за выполнением правовых норм, обеспечивает их реализацию.

5)  праву присущ системный характер.

Право - это не просто множество правовых норм, не простая сумма правовых предписаний, а их определенное единство. Все правовые нормы объединены внутренними взаимосвязями, взаимодействуют и дополняют друг друга.

Социальная нормативная охрана - это воздействие на человеческое поведение существующими в обществе социальными нормами для защиты общественных отношений от возможных и совершаемых нарушений. Потребность в регулировании и охране общественных отношений существует в любом обществе, в том числе, и в первобытном обществе, которое права не знало.

Социальное назначение права, его конечная цель, которая и обусловила потребность в его появлении, - обеспечить упорядоченность и организованность отношений в обществе, которое приходит на смену первобытнообщинному строю.

Право в силу своей специфики осуществляет это четырьмя способами:

во-первых, наделяет субъектов определенными юридическими правами, т. е. указывает на варианты возможного поведения в той или иной ситуации.

Во-вторых, право возлагает юридические обязанности, т. е. определяет вид и меру необходимого, должного поведения субъектов права.

В-третьих, право запрещает совершение определенных поступков.

В-четвертых, право определяет юридические способы обеспечения выполнения правовых предписаний, которые воплощаются либо в мерах неблагоприятного воздействия в отношении нарушителей правовых норм, либо в правовых стимулах и поощрениях для законопос­лушных лиц.

В соответствии с этим следует выделять четыре функции права:

• наделение лиц юридическими личными (субъективными) правами (правонаделительная функция);

• возложение на субъектов права личных юридических обязанностей (правообязывющая функция);

• запрещение совершения определенных действий (правозапрещающая функция);

• установление и закрепление юридических мер, обеспечивающих выполнение требований правовых норм (правообеспечительная функция).

Указанные функции можно рассматривать как основные (общеотраслевые) функции права, поскольку они присущи в той или иной степени любой отрасли права.

К неосновным (отраслевым) относятся функции, которые отражают специфику отдельных отраслей: учредительная, восстановительная, компенсационная, карательная, ограничительная, и т. д.

 

11. Основания классификации и виды правовых норм

Можно предложить несколько оснований классификации и соответственно выделить несколько видов правовых норм:

1. По форме выражения: нормы-принципы, нормы-дефиниции нормы-декларации и нормы-правила поведения.

Нормы-принципы - это предписания, закрепляющие основополагающие императивные требования, начала, которые выражают сущность права в целом, или какой-либо его отрасли. Нормы-дефиниции содержат определения юридических понятий.

Нормы-декларации содержат программные установки, указывают задачи и цели правового регулирования.

Нормы-правила поведения содержат указания на права или обязанности.

2. По целям: охранительные и регулятивные. Охранительные нормы содержат либо непосредственный запрет на совершение каких-либо действий, либо указание на наказание, которое ждет правонарушителя; большинство норм особенной части Уголовного кодекса, Кодекса об административных правонарушениях являются охранительными.  Регулятивные нормы содержат в себе указания на права, либо обязанности.

Следует заметить, что деление правовых норм на регулятивные и охранительные признается далеко не всеми учеными, поскольку имеет весьма условный характер: любая норма и регулирует и, одновременно, охраняет общественные отношения - «оторвать» одно от другого практически невозможно.

3.    По отраслям права: материальные и процессуальные.
Нормы материального права определяют права и обязанности лиц, устанавливают что должен или может сделать субъект права, процессуальные - определяют процедуру осуществления прав и обязанностей, указывают на то как нужно выполнять права и обязанности, определяют порядок защиты в случае их нарушения.

Как правило, процессуальные нормы объединяются в специальных процессуальных нормативных актах - в Уголовно-процессуальном, Гражданско-процессуальном и т. п. кодексах, но могут содержаться и в нормативных актах материальных отраслей.

4.    По методу правового регулирования: императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные.

Императивные нормы закрепляют строго определенный вариант поведения, которого неукоснительно должен придерживаться адресат нормы; выбора в этом случае у субъекта нет. Императивный характер присущ большинству норм конституционного, уголовного, административного и некоторых других отраслей права.

Диспозитивные нормы предусматривают, как правило, несколько вариантов будущего поведения лица, к которому обращена норма; участники правоотношений самостоятельно, путем договоренности между собой выбирают один из возможных вариантов поведения.

Диспозитивный характер присущ большинству норм гражданского, семейного, предпринимательского права.

Рекомендательные нормы содержат в себе пожелание, совет придерживаться определенного поведения; при этом субъекты вовсе не обязаны неукоснительно его выполнять.

Как правило, в национальной правовой системе рекомендательные нормы занимают весьма незначительное место; гораздо больше таких норм существует в международном праве.

5. По способу правотворчества: нормы, непосредственно установленные государством, и нормы, санкционированные государством.

Нормы непосредственно установленные государством содержатся нормативно-правовых актах, принимаемых компетентными государственными органами.

Примером норм санкционированных государством являются правовые обычаи, учредительные договоры (уставы) об образовании юридического лица после регистрации их в государственных органах и т.п.

В литературе встречаются и иные классификации правовых норм:

• по предмету правового регулирования: конституционные, гражданские, уголовные, административные и т.д.;

• по юридической силе (нормы закона и подзаконных актов);

• по времени (постоянные, временные и чрезвычайные);

• по субъекту нормотворчества (нормы, установленные народом, органами законодательной власти, Президентом, органами исполни­тельной власти, местного самоуправления);

• по широте охвата регулируемых отношений (общие и специальные).

 

12. Механизм правового регулирования

Роль и значение права в системе нормативного регулирования определяются не только спецификой собственно правовых норм, но и особенностями самого механизма правового воздействия на общественные отношения.

Правовое регулирование - сложный процесс, который проходит несколько стадий, требует существования не только юридических средств, но и определенных социальных и психологических условий.

Понятие механизма правового воздействия объединяет 3 аспекта: социальный, психологический и собственно юридический.

Механизм правового воздействия в социальном смысле - есть система внеправовых средств и условий, которые обеспечивают воплощение правовых требований в реальную жизнь.

Механизм правового воздействия в психологическом смысле образуют внутренние духовные (психологические) условия, направленные на реализацию права.

Механизм правового регулирования в юридическом смысле - это система специальных юридических средств, с помощью которых осуществляется непосредственное целенаправленное воздействие права (регулирование) на общественные отношения.

В последнем значении предметом исследования становятся специально-юридическое действие права и специфические средства, используемые при этом: сами правовые нормы, правовые отношения, акты реализации права, способы и методы правового регулирования, иными словами, те юридические средства, с помощью которых требования права из сферы «должного» переводятся в плоскость «реально существующего».

Юридический механизм правового регулирования охватывает четыре стадии - три обязательных и четвертую - факультативную:

1) формирование нормативной основы правового регулирования;

2)   возникновение субъективных (личных) юридических прав и обязанностей;

3)    реализация субъективных (личных) юридических прав и обязанностей;

4)    применение права (факультативная стадия).
Каждой стадии соответствует особые юридические элементы механизма правового регулирования:

• правовые нормы,

• правоотношения,

• акты реализации права,

• акты применения права (дополнительный элемент). Некоторые авторы, помимо указанных, называют еще такие элементы как правосознание, юридическую ответственность, юридические факты.

• возложением на субъектов обязанности совершить определенные иные действия (позитивное обязывание);

• возложением обязанности воздерживаться от запрещенных действий (запрет);

•     предоставлением возможности осуществить определенные действий (дозволение);

• установлением правовых стимулов, льгот и наград за правомерное поведение (правовое поощрение);

• определением видов правового принуждения (наказания), применяемых к нарушителям правовой нормы.

Воздействуя на человеческое поведение, право использует специфические правовые средства, которые позволяют праву выполнять свое историческое предназначение - быть регулятором общественных отношений. Среди таких средств чаще всего называют:

• правовые стимулы т.е. правовые средства «подталкивающие» людей к законопослушному поведению. К правовым стимулам традиционно относят субъективное (личное) право, законный интерес, правовое поощрение, правовые льготы.

Разновидностью правовой льготы является так называемый правовой иммунитет - освобождение некоторых субъектов права от выполнения какой-либо юридической обязанности. Правовыми иммунитетами пользуются сотрудники посольств - дипломатические агенты, которые полностью или частично освобождаются от юрисдикции страны пребывания, особые категории граждан (глава государства, депутаты парламента, члены избирательных комиссий и т.п.). Свидетельским иммунитетом, т.е. освобождением от обязанности давать свидетельские показания в определенных законом случаях обладают судьи, защитники, священнослужители и т.д.

В соответствии со ст. 51 Конституции РФ каждый человек обладает свидетельским иммунитетом: «никто не обязан давать свидетельские показания против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом».

• правовые ограничения - установленные правовой нормой средства, которые сдерживают противозаконное поведение. К правовым ограничениям следует относить юридические обязанности, наказание и запреты.

Сочетание указанных способов зависит главным образом от характера тех общественных отношений, которые регулируются правовыми нормами. Так, например, для регулирования семейных, гражданских (имущественных) отношений более характерно дозволение возможного поведения, предоставление определенной свободы действий участвующих лиц, правовое поощрение их инициативы.

Уголовные, административные отношения регулируются в основном установлением обязанностей, запретов, мер правового принуждения.

Своеобразие сочетания и применения способов правового регулирования в той или иной отрасли права определяют общую направленность правового воздействия и позволяют выделить два типа правового регулирования: публично-правовой и частно-правовой.

Публично-правовой тип применяется для регулирования отношений, связанных с властным руководством обществом: оно исходит от государства, это - централизованное, государственно-властное регулирование по схеме «начальник - подчиненный».

Публично-правовой тип регулирования основан на запретительно-разрешительном принципе - «запрещено любое поведение, кроме прямо разрешенного». Такой тип регулирования отличается императивностью, наделением одной из сторон специальными управленческими полномочиями и соответствующими обязанностями другой стороны и характерен для конституционного, уголовного, административного и т.п. отраслей права.

Частно-правовой тип - это децентрализованное регулирование; оно характерно для регулирования предпринимательских, семейных отношений, отношений, возникающих, в процессе обмена материальными и духовными благами.

В основе частно-правового регулирования лежит разрешительно-запретительный принцип, который выражается формулой «разрешено любое поведение, кроме прямо запрещенного».

Частно-правовому типу присущи диспозитивность, предоставление субъектам правовой инициативы, автономии (относительной свободы) воли при выборе возможных вариантов поведения, юридическое равенство сторон.

Именно такой тип регулирования более свойственен отраслям гражданского, семейного, предпринимательского права и др.

 

13. Понятие и виды форм (источников) права

В философии категория «форма» обозначает способ существования и выражения сущности. Если под сущностью права понимать государственную волю, то форма права отвечает на вопросы как выражается эта воля, как или каким способом она закрепляется, каково ее внешнее выражение?

Наряду с понятием «форма права» в юридической науке употребляется термин «источник права».

Форма (источник) права - это официально установленные способы выражения и закрепления правовых норм, в которых выражается государственная воля.

Истории правовой цивилизации известны несколько форм (источников) права.

1. Правовой обычай - форма права, при которой отдельным обычаям с разрешения (санкционированием) государства придается юридическое значение.

Механизм формирования этого источника права, на первый взгляд, достаточно прост и сводится к двум основным способам. Государство может придавать обычным нормам юридическое значение путем воспроизведения обычаев в действующем законодательстве (так называемая рецепция). Этот способ придания юридической силы обычаям был свойствен начальным периодам формирования права. Получив письменное закрепление, такие обычаи с течением времени все больше напоминают, если не по происхождению, то, во всяком случае, по форме выражения, нормы законодательства.

Второй способ, более характерный для современных правовых систем сводится в установлении в правовой норме отсылки к сложившимся действующим в обществе обычаям.

Правовой обычай был основным источником права в древнем мире – первые исторические памятники права представляли собой записи обычаев, сохранившихся от первобытного общества (Законы XII таблиц, Законы Ману, Русская Правда); не случайно при характеристике правовых систем появившихся исторически первыми отмечается их «обычный характер». Правовой обычай был распространен и в средние века.

Значительную роль обычай играет и в некоторых отраслях современного международного права.

Для большинства современных национальных правовых систем правовой обычай можно рассматривать как нетипичную форму права, применяемую относительно редко (например, в Великобритании обычай сохраняет значение источника отдельных правил функционирования государства; конституционному праву Франции также не чужды ссылки на республиканскую или конституционную «традицию» и т. п.).

Право, в котором обычай играет роль основного источника, можно называть обычным (традиционным) правом.

Для российской системы права такая форма права является нетипичной и применяется редко.

2. Юридический прецедент - форма права, при которой решение высших судебных или иных органов по конкретному юридическому делу и в отношении конкретного лица становится общеобязательным правилом, «образцом» по которому нижестоящие суды (иные органы) решают похожие, аналогичные дела.

Юридический прецедент как форма права исторически прижился не во всех правовых системах, сегодня он сохраняется в Англии, США, Канаде, Австралии и др.

Прецедент как форма права имеет свои достоинства и недостатки. С одной стороны, прецедент позволяет лучше учитывать реалии общественной жизни, поскольку постоянно возникают новые ситуации, не укладывающиеся в действующее законодательство. С другой - прецедентное правосудие достаточно дорогостоящее и длительное занятие: рассмотрение дел, например, в английских судах может длиться десятки лет.

Правовые системы, в которых основным источником является прецедент, называются прецедентным (англосаксонским) правом.

Отечественная наука в прошлом неодобрительно оценивала такую форму права, справедливо, в общем-то, полагая, что использование прецедента чрезмерно расширяет возможности судебного усмотрения, «размывает» границы законности. И сегодня можно встретить работы отечественных ученых, в которых категорически утверждается, что подобной формы в российском праве не существует. Однако большая часть специалистов высказывает более сдержанные мнения по этому вопросу, указывая, что современная российская юридическая реальность, в частности деятельность Конституционного Суда, позволяет говорить о формировании подобной формы и в российской правовой системе.

3. Юриспруденция (юридическая наука) как источник права.

Суть этой формы права заключается в том, что юридически обязательное значение придается научным положениям, теориям, взглядам известных юристов, которые приобретают характер нормы и, в соответствии с которыми выносятся судебные решения.

В некоторых современных правовых системах научные положения сохраняют юридически обязательное значение. Например, в мусульманском праве одним из источников является так называемая «иджма» - мнения специалистов - знатоков ислама. В Бразилии и Португалии до сих пор сохраняется правило, согласно которому «приговор суда может расходиться с написанными правилами только при условии, что на это было получено согласие всего юридического сообщества, которое включает судей, профессоров и адвокатов».

Международный Суд ООН при рассмотрении переданных ему споров вправе использовать суждения наиболее квалифицированных специалистов по публичному международному праву, что дает основания некоторым ученым рассматривать науку международного права в качестве одного из его источников.

Правовую систему, в которой в качестве источника используется юридическая наука, условно можно назвать «доктринальным правом».

В большинстве современных правовых систем такого источника нет, либо он занимает весьма незначительное место, поскольку мнения, высказываемые учеными, часто туманны и противоречивы.  В российском праве такой формы права нет.

4. Основные права и свободы человека как источник права. Следует заметить, что говорить о таком источнике права можно применительно лишь к тем странам, в которых естественно-правовая теория происхождения прав и свобод человека получила официальное признание и закреплена в конституциях этих стран. Однако и в этих странах, случаи вынесения судебного решения на основе неких прирожденных, неотъемлемых прав и свобод личности, если они не закреплены в действующем законодательстве, достаточно редки.

В современной российской правовой системе такая форма права отсутствует.

5. Договор с нормативным содержанием (нормативно-правовой договор).

В самом общем виде договор представляет собой соглашение между участниками правовых отношений, которое содержит взаимные права и обязанности сторон. В странах с рыночной экономикой такая форма права имеет большое значение, поскольку основой свободного рынка являются соглашения между лицами, участвующими в хозяйственной деятельности.

Договор как источник права, при всей своей значимости, для российского права не является основной формой, потому что посредством договоренности можно урегулировать лишь некоторые общественные от­ношения. Договор может быть применим, да и то в известных пределах, для регулирования конституционных отношений (договор о разграничении полномочий между федерацией и ее отдельными субъектами), семейных (брачный контракт), некоторых имущественных отношений и т.п.

Договор является главной, основной формой современного международного права, поэтому его можно определить как договорное право. Некоторые международные договоры, заключенные российским государством являются источником и национального права.

В целом можно сделать вывод, что для российского права такая форма права является нетипичной и применяется для регулирования лишь, некоторых видов отношений.

6. Религиозные нормы как источник права. В некоторых правовых системах, как прошлого времени, так и современности в качестве правовых норм могут использоваться положения «священных книг» - Библии, Корана, Талмуда, одним словом, религиозные нормы.

Например, в современном Иране для принятия решения о признании человека умершим гражданским законодательством установлен семилетний срок его отсутствия. Однако этот срок может быть сокращен, если религиозные власти вынесут иное заключение (так называемая «фатва»). В Израиле порядок принятия решения о признании человека умершим определяется гражданским законодательством, но раввину предлагается высказать свое мнение по этому вопросу.

Религиозные правовые системы называются также каноническим правом. Сегодня подобный источник права может рассматриваться как исторический пережиток и сохраняется лишь в некоторых странах («мусульманское право», «иудейское право», «буддийское право», «индусское»). В российском праве такой формы права нет.

7. Нормативно-правовой акт. Суть этого источника права заключается в том, что государство в лице компетентных государственных органов издает новые правовые нормы. Те правовые системы, в которых нормативно-правовой акт является главной, приоритетной формой права, получили название статутного (романо-германского, континентального) права.

Для российского права нормативный акт является основной формой права, поэтому российское право, с известными оговорками, можно отнести к романо-германской правовой «семье».

 

14. Нормативно-правовой акт: понятие и виды

Нормативно-правовой (нормативный) акт является главной формой российской правовой системы.

Нормативно-правовой акт - это официальный документ компетентных органов, который содержит новые правовые нормы, изменяет или прекращает действие существующих правовых норм.

Перечислим признаки, которые характеризуют этот источник права:

1) Издавать нормативно-правовые акты могут только уполномоченные на это органы. Чаще всего нормативные акты издаются представительными органами государственной власти (парламентом) и местного самоуправления (районные, городские думы, советы). Кроме того, в России нормативные акты в пределах своей компетенции могут издавать Президент Российской Федерации, государственные органы исполнительной власти: правительство, отдельные ведомства и министерства, а также исполнительные органы местного самоуправления: районные, городские администрации. Иногда, государство может делегировать, т. е. передавать право на издание нормативных актов и некоторым общественным организациям: так, в период существования Советского государства возможностью издавать нормативные акты в области охраны труда, заработной платы, социального обеспечения обладали профсоюзы.

Наиболее важные нормативные акты могут быть приняты на всенародном голосовании (референдуме) непосредственно населением страны.

2) Основным содержанием нормативного акта являются правовые нормы. Нормативным актом могут вводиться новые нормы, отменяться или изменяться прежние. Этим своим содержанием нормативные акты отли­чаются от иных юридических документов: актов толкования и применения права.

3) Нормативный акт - это особый письменный документ. Он обладает определенными реквизитами и внутренней структурой, которая может включать в себя: наименование, преамбулу, основную часть, заключительные постановления.

Кроме перечисленных, каждый нормативный акт обладает и другими признаками права в целом, а именно:

• имеет государственно-властный характер;

• выражает государственную волю;

• направлен на регулирование общественных отношений;

• обеспечивается в своем исполнении государством;

• принимается в специально установленном процессуальном порядке и в пределах компетенции конкретного органа.

Виды нормативно-правовых актов.

Поскольку нормативно-правовых актов много, применяются разнообразные критерии их классификации. Например, в зависимости от характера тех общественных отношений, на регулирование которых направлен тот или иной нормативный акт различают конституционные нормативные акты, административные, гражданские, уголовные и т. п.

По своей юридической силе все нормативно правовые акты делятся на законы и подзаконные нормативные акты.

Закон - это нормативный акт, принятый высшими органами законодательной власти государства, который направлен на регулирование наиболее важных общественных отношений и обладает наивысшей юридической силой.

Для понимания специфики закона важно уяснить, что, в отличие от иных нормативных актов, он:

• принимается только органами законодательной власти (представительными органами), т. е. парламентом. Так, федеральные законы Российской Федерации вправе издавать только Федеральное Собрание, законы субъектов Российской Федерации - только их представительные органы (областные, краевые думы, законодательные собрания, парламенты республик и др.).

Своеобразным исключением из этого правила является референдум: некоторые наиболее важные законы может принимать население страны всенародным голосованием;

• регулирует не любые, а только наиболее важные общественные отношения;

• обладает высшей юридической силой. Все иные подзаконные акты не должны противоречить закону, а издаются на основе закона и для его исполнения. Если подзаконный акт противоречит закону, то данный подзаконный акт должен быть отменен, а практическому осуществлению на практике в этом случае подлежит закон как акт, обладающий высшей юридической силой;

Различают конституционные и текущие законы.

Конституционные законы определяют основы государственной и общественной жизни, правового статуса человека и гражданина, права и обязанности высших органов государства (Федеральный Конституционный Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

Учитывая особое значение конституционных законов, в законода­тельстве большинства стран установлен особый порядок их принятия, изменения и отмены.

Текущие законы регулируют менее важные в сравнении с конституционными законами общественные отношения (например, Федеральный закон РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»).

Подзаконные нормативные акты могут издаваться главой государства, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Нормативные акты Президента Российской Федерации называются указами, нормативные акты Правительства Российской Федерации - постановлениями. Кроме того, отдельные министерства и ведомства могут издавать нормативные приказы, инструкции, директивы, циркуляры и т. п.

Органы местного самоуправления издают нормативные акты, которые чаще всего называются решениями и постановлениями.

 

15. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды

Поскольку нормативно-правовых актов в развитой правовой системе общества достаточно много, они постоянно изменяются, очевидно, что возникает необходимость в осуществлении особого вида деятельности по упорядочению нормативных актов, приведению их в единую систему в целях эффективного и удобного их использования. Такая деятельность называется систематизацией нормативно-правовых актов. В результате систематизации нормативные акты располагаются в определенном порядке, класси­фицируются по определенным разделам, рубрикам, кодексам и т.п.

Различают несколько видов систематизации.

1.    Учет нормативных актов - самая простая, «первичная» систематизация нормативного материала, которая осуществляется, как
правило, внутри организаций, издающих нормативные акты. Учет
может быть журнальным, картотечным, автоматизированным и т.п.

2.    Инкорпорация - такая форма систематизации, при которой
происходит внешняя обработка нормативного материала без изменения
внутреннего содержания нормативных актов.

Инкорпорация лишена правотворческого начала; при такой форме систематизации текст нормативного акта не подвергается существенным изменениям - в лучшем случае туда могут вноситься уже произошедшие, официально принятые в сравнении с первой редакцией изменения. Новые правовые нормы в текст нормативного акта в процессе инкорпорации не добавляются.

Различают официальную инкорпорацию и неофициальную.

Официальная инкорпорация осуществляется уполномоченными на подобную деятельность лицами и имеет обязательный для применения характер. В таких сборниках размещен официальный (аутентичный) текст нормативного акта, которым следует руководствоваться в практической деятельности, и на который нужно ссылаться при написании научных, дипломных или курсовых работ.

Неофициальная инкорпорация осуществляется неуполномоченными на такую деятельность лицами и не имеет обязательного значения. Неофициальной инкорпорацией часто занимаются научные работники, практикующие юристы и т.п.

В соответствии со способом расположения нормативного материалы выделяют отраслевую (предметную), хронологическую и смешанную инкорпорацию.

3. Кодификация - это такая систематизация, при которой непосредственно в самом процессе систематизации во внутреннее содержание нормативного акта вносятся необходимые изменении - добавляются новые правовые нормы, меняется содержание действующих правовых предписаний, изымаются старые нормы.

Главное отличие кодификации от иных форм систематизации заключается в том, что кодификация носит правотворческий характер, направлена на совершенствование действующего законодательства.

Не случайно поэтому, некоторые юристы определяют кодификацию как высшую форму систематизации, главная функция которой - «изменение содержания правового регулирования, придание ему комплексного системного характера».

Иногда кодификация может осуществляться в масштабе всего национального законодательства в целом - в результате всеобщей кодификации создается Свод законов («Кодекс кодексов»).

Очевидно, что кодификация может осуществляться только в официальном порядке уполномоченными на такую деятельность лицами.

4. Консолидация - это такая форма систематизации, при которой несколько нормативных актов, регулирующих сходные общественные отношения, объединяются в один единый нормативный акт.

В России такая форма систематизации применяется достаточно редко. Например, Указ Президиума Верховного совета СССР от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях» объединил сорок восемь ранее дейст­вующих актов по этому вопросу; в 1992 году Центральным банком РФ было принято положение о безналичных расчетах, заменившее собой ряд ранее действующих инструкций и т. п.

Достоинством консолидации является возможность некоторой «рас­чистки» законодательства при его объединении путем отмены (пропуска) или замены явно устаревших или повторяющихся норм, без внесения изменений в их содержание.

В результате консолидации появляется новый нормативный акт, иногда даже более высокой силы, чем предыдущие. Очевидно, что консолидация может носить только официальный характер; при этом все прежние акты утрачивают свою юридическую силу.

При большом количестве изменений (новелл), внесенных в закон или иной нормативный акт, используется также возможность его повторной официальной публикации в полном объеме («новеллизация»), при которой старая редакция акта теряет силу. Такой прием значительно облегчает применение официального текста нормативного акта.

 







Конституционное право


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.446 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь