Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Унаследование реального боевого искусства
Мы знаем, что Чэнь Факэ смог выучить удивительные техники тайцзицюань у своей семьи и соседей (из Чэньцзягоу). Особенно этот фактор сыграл, когда его отец - Чэнь Яньси - стал очень опытным мастером боевых искусств. Это стало особенно важно, когда Чэнь Факэ начал тренироваться серьезно и его отец смог давать ему указания. Сегодня мы можем видеть, что хотя некоторые люди тренируются очень серьезно, их учителя не обладают мастерством высокого уровня, и их навыки не являются всесторонними. Хотя они могут быть очень искренними, но за свою жизнь они так и не смогут достичь высокого уровня в боевых искусствах. Я верю, что если бы они могли найти хорошего учителя, то они смогли бы подняться на очень высокий уровень, и достичь более разностороннего мастерства. Усердная тренировка Решение Чэнь Факэ тренироваться усердно далего превосходило устремления обычных людей. Очень немногие могли бы сравниться с ним по упорству. Согласно тому, что Чэнь рассказывал своему ученику Хун Цзюньшэну, в те годы когда Чэнь пытался перегнать своего кузена, он тренировал комплексы как минимум по шестьдесят раз, а иногда - и по сотне раз в день. Кто-то рассказывал, что когда Чэнь преподавал в Пекине, он требовал тренировать комплексы по двадцать раз в день. Хун не слышал от Чэня слов о том, сколько раз тот тренировался. Пока Чэнь жил в Хэнаньском землячестве, он пару раз менял комнаты. В каждой из них через некоторое время после его заезда обнаруживали парочку из крепких половиц сломанными. Возможно, это было вызвано его тренировками дома. Хун говорил, что Чэнь обычно много не рассказывал. Сидя в одиночестве, Чэнь мог скрестить руки и начать тренироваться. Чэнь рекомендовал так делать и Хуну. Это показывает, что тренировка тайцзицюань всегда была на уме у Чэня. Однажды Чэнь сказал Хуну: " Прошлой ночью мне приснилось, что я дрался с чудовищем. Я не мог победить его, но и оно не могло победить меня. Мы провели пару сотен схваток. Наконец мы использовали по кулаку чтобы провести толкание руками. Хотя это немного нервировало, но было очень возбуждающе". Хун считает, что это было вызвано слишком большой мозговой работой в предыдущие дни. Это может объяснить, почему даже сидя в одиночестве Чэнь мог воображать, как два других человека атакуют его, и как он мог бы защищаться. Затем он воображал, как бы противник мог изменить атаку, и как ему бы пришлось изменить защиту. такие интенсивные размышления могли трансформироваться впоследствии в сны. Несмотря на это, я верю что в обычных обстоятельствах Чэнь Факэ мог победить противника одним ударом. Есть китайская поговорка: " непобедимость приводит к ощущению большого одиночества". Поэтому опыт боя с чудовищем в течении пары сотен схваток должен был быть очень возбуждающим. Цель всей жизни После определенного периода усердной тренировки многие хорошо известные занимающиеся тайцзицюань достигали определенного уровня реального мастерства, и становились знаменитыми. Почему же они не смогли достичь того же уровня мастерства, что и Чэнь Факэ? Одна из причин заключается в том, что после определенного периода усердной тренировки они прекращали дальнейшие усилия. После того, как они достигали определенного уровня, они переставали работать усердно. Конечно же, вопрос заключается и в том, использовали ли они правильные тренировочные методы. Даже без использования правильных методов тренировки поначалу можно прогрессировать быстро. Однако после достижения определенного уровня дальше наступает застой, а когда долгое время происходит застой - теряется стимул к усердию в тренировках. Чэнь Факэ был упорен в тренировках даже в старости. Я знал Хэ Шуганя, который был одним из первых старших учеников Хун Цзюньшэна. Когда Хэ Шугань был студентом Пекинского университета в 1955 году, он посетил Чэнь Факэ. Чэню понравилось, как Хэ Шугань продемонстрировал формы первого комплекса. В ответ он продемонстрировал первый и второй комплексы, и по словам Хэ Шуганя движения 69-летнего человека были превосходны. Хотя его лицо было бледным, а волосы седыми, его движения напоминали резвящегося дракона и крадущегося тигра. Образно говоря, они словно колебали землю и сотрясали горы. Если бы Чэнь Факэ не тренировался много в старости, он не мог бы так легко продемонстрировать два комплекса. Однако так как он тренировался часто, это не составило ему труда. Сегодня редко можно увидеть знаменитых занимающихся, которые бы тренировались в старом возрасте вообще, и позволяли бы кому-нибудь видеть их демонстрацию двух комплексов за один раз. Я слышал, как Чэнь Сяован рассказывал такую историю: его отец Чэнь Чжаосюй (сын Чэнь Факэ) в те годы тренировклся очень хорошо, но потом стал слабеть, так как также увлекался каллиграфией и музыкой, которые отнимали много времени. Чэнь Факэ стал очень недоволен. В ходе встречи с другими родственниками из Чэньцзягоу Чэнь Факэ начал критиковать сына, заявляя, что тому не следовало бы отвлекаться на посторонние вещи, а стоило бы приложить больше усилий к занятиям тайцзицюань. Его родственники стали возражать, говоря что Чэнь Чжаосюй был уже весьма хорош в боевых искусствах. Выслушав это, Чэнь Факэ встал и предложил Чэнь Чжаосюю заняться вместе толканием руками. Как только они соприкоснулись, Чэнь Чжаосюй взлетел в воздух на несколько футов. После этого Чэнь Чжаосюй понял добрые намерения своего отца, и также осознал, что ему еще нужно пройти долгий путь чтобы приблизиться к мастерству отца. Он сжег все музыкальные инструменты и бумагу с кисточками для каллиграфии, и сконцентрировался на тренировке тайцзицюань. В итоге его навыки серьезно улучшились. Из этого инцидента мы можем видеть, что намерения Чэнь Факэ отличались от намерений обычных людей. Имея уровень мастерства, который в глазах многих людей считался бы очень хорошим, Чэнь Факэ направлял свой взгляд на более высокие уровни тайцзицюань. Так как он преследовал новые цели в течении всей жизни, он смог достичь уровня мастерства, далеко превосходящего уровень обычных людей. Экстраординарная сила Помимо отлично натренированных тхник, другим фактором, который нужно принимать в рассчет при оценке способности Чэнь Факэ отправлять в полет людей такого веса и таким удивительным образом, является его экстраординарная физическая сила. Китайская поговорка гласит: " Привычность творит удивительность". Ее западный эквивалент говорит: " Практика делает отличное". Это означает, что если практиковать технику вновь и вновь, то со временем ее можно будет применять в мастерской и изящной манере. Для боевых искусств я бы добавил другое утверждение: " Сила творит удивительность". Хотя мастерски отработанная техника может отправить человека в полет, без достаточной силы ее эффект будет гораздо меньше. Если же сила достаточна, то можно послать оппонента достаточно высоко в воздух, чтобы направить траекторию его полета через забор или в окно. Также можно заставить противника взлететь так высоко, что он перекувыркнется в воздухе прежде, чем приземлиться обратно на ноги. Это легко словно взрослый играет с ребенком. Поэтому в тренировках мы добиваемся не только мастерства, но и силы. Хун рассказывал про инцидент, в котором участвовал его друг Ли Цзяньхуа, который был ростом почти под два метра и весил свыше ста килограммов. Однажды, когда Ли занимался с товарищем толканием руками, он сказал, что просто из-за его веса другим людям было бы трудно его сдвинуть. Чэнь Факэ был в хорошем расположении духа, и спросил: " Да, в самом деле? " При этом он положил руку на шею Ли, другой рукой взял Ли за лодыжку, и поднял его горизонтально в воздух. Гораздо труднее поднять в воздух горизонтально весящего 100 килограмм человека, чем бочонок того же веса. Я также слышал, что по словам Чэнь Сяована в Чэьцзягоу у прежнего знаменитого мастера тайцзицюань - Чэнь Яо (1841-1926, старший брат Чэнь Ганя) - была пара цзяней (вогнутых жезлов из железа), каджый из которых весил 8 килограмм, то есть пара была 16 килограмм весом. после его смерти с ними никто не мог упражняться кроме Чэнь Факэ. Чтобы манипулировать парой цзяней в 8 килограмм каждый, нужно воистину иметь большую силу. Хун Цзюньшэн говорил, что во время толкания руками он не чувствовал ни грамма силы Чэня, пока находился с ним в контакте. Но когда он демонстрировал применение, то казалось, что у Чэня были неисчерпаемые резервы силы, и вы чувствовали, словно вас ударил такой порыв ветра, что вы не можете стоять на ногах. Хун Цзюньшэн также говорил, что когда Чэнь тренировал подсечки ногами на твердой земле, его ноги могли вырыть в земле полукруглые канавки в дюйм глубиной. Далее, тот факт, что он мог сломать половицу и стряхнуть пыль с крыльца во время притоптывания также говорит об ужасной силе его ног. Благородный характер Упоминая вышеизложенные четыре пункта, я не намеревался говорить о пятом. С одной стороны, я боялся что статья выйдет слишком длинной. С другой, может показаться что это не имеет непосредственного касательства к технике тайцзицюань. Но после дальнейших размышлений я понял, что это может дать лучшее понимание Чэнь Факэ, и, кроме того, в китайской традиции говорить, что " искусство и его демонстратор - это одно и то же". Верно, что качество человека определяет качество создаваемого им искусства. Не является необычным встретить человека, чье поведение не очень достойно (хотя он на самом деле и не являются плохим человеком) и кто также обладает приемлемым мастерством в тайцзицюань. Но это его предел. Он никогда не достигнет такого же высокого уровня, как Чэнь Факэ. К примеру, эгоистичный человек перестанет прогрессировать, когда достигнет определенного уровня. Это произойдет потому, что такие люди плохо принимают силу других людей. Никогда нельзя быть довольным достигнутым уровнем, всегда нужно искать пути к дальнейшему усовершенствованию, чтобы достичь следующего уровня прогресса. Тот, кто заинтересован лишь в избиении других людей, не станет тратить время и усилия на изучение искусства посылания человека в полет без причинения ему вреда. Чэнь Факэ был очень скромным человеком, который никогда не преувеличивал или преумеьшал других. Хун говорил, что очень часто занимающиеся тайцзицюань любят говорить, что раз тайцзицюань является внутренним стилем, то он превосходит остальные стили. Однако Чэнь Факэ никогда не расценивал собственный стиль как только внутреннее искусство. Он говорил: " Все должно иметь внутреннюю и внешнюю составляющие. Начинающие должны начинать с внешнего. После многолетней практике человек глубже погружается в искусство и постепенно постигает его внутреннюю суть. Изучение тайцзицюань подобно изучению прочих боевых искусств. И те и другие имеют свои внутренние и внешние стороны, и все начинают с внешнего прежде чем переходить к внутреннему". Поэтому, когда кто-нибудь спрашивал его какое боевое искусство лучше, Чэнь Факэ отвечал: " Все хороши, иначе они давно бы вымерли". Является боевое искусство хорошим или плохим - определяется тем, как ему обучают и как оно изучается. Чэнь Факэ никогда не разбрасывался негативными комментариями про людей, которые занимались другими стилями боевых искусств в других школах. Когда его спрашивали про то, насколько хорош тот или иной человек, он обычно давал один из трех вариантов ответа: " Он хорош или по крайней мере не так плох", " У него неплохая база" или " Не понимаю". Со временем Хун и прочие ученики начали понимать, что Чэнь имеет в виду. " Он хорош или по крайней мере не так плох" было похвалой. " У него неплохая база" означало, что человек является весьма посредственным, но тренируется усердно. " Я не понимаю" означало, что либо у человека не было хорошей наработки, либо его базис не заслуживал упоминания. На негативные высказывания других людей о нем Чэнь не обращал внимания вообще. Был доктор по имени Лю. Сначала он изучал боевые искусства в Пекине, а потом начал изучать тайцзицюань у Чэня. Однажды доктор Лю пришел возбужденным и сказал: " Один мастер постоянно говорит, что в тайцзицюань семьи Чэнь нет ничего хорошего, и что у Чэнь Факэ плохое мастерство". Чэнь услышал и рассмеялся: " Он говорит, что у нас нет ничего хорошего. Мы также не говорим, что у нас есть что-нибудь хорошее. Он может говорить что хочет, а мы будем продолжать заниматься тайцзицюань. Не обращайте на него внимания". Ранее в статье уже рассказывалось, как чтобы не дать уволить другого инструктора Чэнь предпочел отклонить приглашение преподавать боевые искусства в Национальном университете. Также было описано состязание Чэна с Шэнь Санем. Хун также рассказывал об этом инциденте дополнительные подробности. По его словам, когда Шэнь ушел, один из учеников неожиданно спросил: " А почему вы сразу не бросили его на пол, учитель? " Услышав это, Чэнь придал лицу строгое выражение и спросил в ответ: " Сразу не бросил его? А почему я должен был бросить его? " Ученики увидели, что Чэнь недоволен, и побоялись продолжать (обычно Чэнь разговаривал с учениками очень мягко). Чэнь же продолжал со строгостью в голосе: " Скажи мне, скажи - тебе хотелось бы быть брошенным кем-нибудь перед толпой народу? " Ученик ответил: " Нет". Чэнь Сказал: " Итак! Ты не хочешь, чтобы тебя так унижали. Если ты не хочешь, чтобы тебя так унижали, зачем же спрашиваешь? Ты не должен даже думать о таком! " Затем он мягко посоветовал: " Знаменитым стать непросто. Когда возможно, нужно сохранять репутацию других людей". Услышав о связанных с Чэнь Факэ историях, многие люди (в том числе и я) были под впечатлением, что Чэнь Факэ - это серьезный, сурово выглядящий безэмоциональный человек. На самом деле все было наоборот. Хун рассказал мне пару коротких историй. Такие мелкие случаи обычно не считаются достойными упоминания в статьях. Однако я чувствую, что про них стоит рассказать, и что они изменят ваше мнение о Чэнь Факэ. В 1930-х младшему сыну Чэня - Чэнь Чжаокую (1928-1981) - было всего несколько лет. Одна 16-летняя девушка (Хун называл мне ее имя, но я забыл) пошла учиться к Чэнь Факэ из-за своего плохого здоровья. Постепенно она улучшила свое самочувствие. Она была очень благодарна Чэню, и обращалась к нему " отец". Ее старший брат служил в армии, и только что получил приказ покинуть город. Она решила остаться в Пекину. Однажды Хун пришел к Чэню. Когда он вошел в дом, то увидел, что Чэнь сидит в кресле и плачет. Его сын Чэнь Чжаокую пирслонился спиной к стене и тоже плакал. Плакала и стоящая за ним девушка. Хун спросил их что случилось. Оказалось, что девушка пыталась научить Чэнь Чжаокуя читать, но он не воспринимал это всерьез и не учился. Тогда она шлепнула его ладонью. Чэнь Чжаокуй начал плакать. Когда Чэнь Факэ увидел это, то тоже начал плакать. Никто не мог представить себе, что Чэнь Факэ был настолько эмоционален. В 1956 году Хун вернулся в Пекин чтобы снова учиться у Чэнь Факэ. Когда он поинтересовался судьбой девушки (хотя, спустя двадцать лет, вряд ли можно было именовать ее девушкой), то Чэнь сказал, что каждое утро она в парке преподает тайцзицюань. Однажды утром Чэнь, Хун и еще один ученик пошли в парк чтобы посмотреть на ее преподавание тайцзицюань. Она увидела, как они подходят, покрылась краской и прекратила урок. Подбежав к Чэню она толкнула его и сказала: " Пожалуйста уйдите! " Чэнь и остальные ушли, смеясь. В этой ситуации Чэнь повел себя скорее как любящий отец, чем как строгий учитель. Чэнь очень заботился о своей матери, которая была парализована и несколько лет лежала прикованная к постели. Ее нужно было поднимать в вертикальное положение для еды или питья, а также водить в туалет. Она была тяжелой, и когда нужно было отвести ее в туалет или сменить постельное белье, то поднимать ее приходилось Чэню. В результате он плохо спал и глаза его стали красными. На любой вечеринке Чэнь выпивал за компанию лишь небольшую чашечку рисового вина. Все подначивали его выпить больше. Он смеясь отвечал: " До того, как мне стукнуло 20, я любил выпить. Я мог безо всякх проблем осушить от трех до пяти чарок крепкого вина. Однако однажды я пил с моим младшим дядей, мы прикончили бочонок вина и упились до потери сознания. Я очнулся через три дня, но мой дядя умер. С той поры мать советует мне пить не более одной небольшой чашечки". Трудно поверить, что Чэнь так уж слушался советов матери. Однако он был очень волевым человеком. Раз он решил прекратить упиваться, то он выполнял это решение всю свою жизнь. Эта решительность характеризовала и прошедший сквозь всю его жизнь настрой на занятия боевыми искусствами. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-04; Просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы