Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Можем ли мы воспитывать людей подобных Чэнь Факэ?



Мы знаем, сколь высоко было мастерство Чэнь Факэ в боевых искусствах. Также мы теперь знаем, почему он стал так хорош. Это приводит нас к вопросу: а можно ли стать таким, как Чэнь Факэ? Иными словами, могут ли современные люди натренироваться до таких высот мастерства, какое было у Чэнь Факэ?

Почему задается такой вопрос? Потому, что ответ на него окажет большое влияние на будущее тайцзицюань. В дальнейшем я планирую написать другую статью, посвященную этой теме. Сейчас я изложу лишь простейшие соображения.

Если бы сегодня в мире нашлось человек десять с мастерством, эквивалентных мастерству Чэнь Факэ, то соревнования по туйшоу стали бы очень привлекательными. Несомненно, они привлекли бы больше народу, чем западный бокс. Это мнение основывается на том, что человек с высоким мастерством тайцзицюань может делать резкий фа-цзинь, и существует множество способов отбросить человека на дистанцию не травмируя его. В противоположность этому, цель бокса - победить противника за счет травмирующих ударов. Это не так цивилизованно и интересно, как тайцзицюань. К примеру, исполнение затягивающей техники может заставить человека кувыркнуться в воздухе не травмируя его при этом. Разве это не лучше, чем вышибать хуком челюсть оппонента? Не является ли мастерское исполнениефа -цзинь, заставляющее человека пролететь по воздуху прежде, чем упасть на спину, гораздо более привлекательным и цивилизованным, чем использование мощного удара кулаком для того, чтобы заставить оппонента упасть на землю без сознания? Если бы соревнования по туйшоу привлекали больше зрителей, то больше людей хотело бы изучать тайцзицюань. Это само по себе заставило бы людей заниматься более серьезно. Стандарты тайцзицюань улучшились бы значительно.

Если бы сегодня в мире нашлось с десяток людей таких, как Чэнь Факэ, то для занимающихся тайцзицюань стало бы легче тренироваться правильно. Это бы уменьшило вероятность впадания человека в самодовольное состояние по достижению низкоуровневого мастерства. Это также уменьшило бы беспокойство о невозможности изучения высших уровней тайцзицюань и соответственную потерю интереса. Поэтому сегодня очень важно воспитывать занимающихся тайцзицюань с высоким уровнем мастерства.

Чтобы воспитывать занимающихся калибра Чэнь Факэ, перво-наперво нужно получить доступ к правильным техникам. Многие люди в мире занимаются боевыми искусствами очень серьезно, но из-за разницы в изучаемых предметах результаты усердных тренировок весьма различны. Да и есть ли сегодня инструктора, которые способны обучить тайцзицюань высокого уровня - такому, какое было у Чэнь Факэ? Ответ очевиден - нет. На самом деле их не просто нет, мастерство сегодняшних инструкторов гораздо ниже мастерства Чэня. Поэтому, давайте сделаем шаг назад и спросим: есть ли сегодня вообще люди, владеющие тайцзицюань на высоком уровне? Ответ неизвестен. Думаю, что сегодня нет людей, которые обладали бы набором умений, сравнимых с набором Чэнь Факэ. Однако, скорее всего существуют люди, являющиеся экспертами в одной или нескольких областях.

Давайте уточним, что понимается под высоким уровнем мастерства в тайцзицюань. Некоторые, к примеру, думают, что это просто умение нокаутировать противника, или сломать ему руку, или толкать его не сдвигая его ног, однако очевидно, что все это - не то. Многие боевые искусства в мире содержат в себе общие техники, которые позволяют травмировать, нокаутировать или убивать оппонента. Есть также много школ китайских боевых искусств, которые могут научить вас как не быть столкнутым или не получить травм. Есть также много школ китайских боевых искусств, где вас могут научить защищаться от атаки и не быть травмированным. Поэтому толкания, опрокидывания, циньна, использование мягких техник для предотвращения сталкивания - это все техники тайцзицюань общего уровня.

Высшие уровни тайцзицюань могут быть разделены приблизительно на три. Первый уровень - это способность резко столкнуть противника за счет использования фа-цзинь. Это то, что отсутствует в большинстве других боевых искусств, и находится за пределами способностей обычных занимающихся тайцзицюань. Конечно, существует много способов применения фа-цзиньдля отталкивания оппонента. Мы не будем обсуждать их здесь. Те, кто могут резко оттолкнуть своего оппонента в самых различных ситуациях, могут рассматриваться как истинные занимающиеся тайцзицюань, ибо мы можем видеть много известных мастеров тайцзицюань, которые не способны резко оттолкнуть оппонента.

Следующий, более высокий уровень - это умение резко лишить оппонента укорененности и отправить его в воздух так, чтобы его ноги оторвались от земли. Естественно, нужно уточнить, что за метод используется для лишения укорененности. При обычном туйшоу часто можно видеть, как один из толкающихся садится ниже другого. Более низко сидящий может толкнуть своего оппонента вверх так, что его ноги окажутся в воздухе. Этот метод могут использовать многие, и его нельзя рассматривать как высокий уровень мастерства. На более высоком уровне вовсе не требуется, чтобы ваш корпус располагался ниже корпуса оппонента. Можно даже выполнять технику из положения над оппонента, и все равно отправить его в воздух. Ключ - в использовании цзинь (усилия). Такой тип мастерства может быть обнаружен в чрезвычайно малом количестве китайских боевых искусств.

Третий уровень - это когда техника отправляет оппонента в полет, но происходит это в основном за счет использования его собственной силы и последующего контроля оппонента. Это требует еще более высокого уровня мастерства. Способность использовать как вашу собственную цзинь, так и цзинь оппонента - это то, что отсутствует в прочих боевых искусствах.

Причина, позволявшая Чэнь Факэ отправлять оппонента в столь высокий полет, крылась в его умении использовать силу оппонента вдобавок к своей собственной. Если бы он использовал лишь собственную силу, то он бы не смог подбрасывать столь тяжелых людей так высоко в воздух. На самом деле некоторые люди даже на первом уровне уже могут использовать силу противника, но так как их мощь не является трехмерной, они не могут отправить оппонента в воздух.

Это мог делать старший ученик Чэнь Факэ - Хун Цзюньшэн, которого я уже описывал ранее. Сейчас я приведу другой пример. Мой собрат по обучению Джозеф Чэнь Чжунхуа, ныне живущий в Канаде, в 1980 году обучался в Шаньдунском университете в Цзинани. Он любил боевые искусства и изучал чацюань (другое традиционное китайское боевое искусство). Однажды утром по чьей-то рекомендации он отправился в местечко, именуемое " Поток черного тигра", чтобы посмотреть как Хун обучает своих учеников. По случайному совпадению это был последний день тренировки с группой японцев. Они решили сделать несколько общих фотографий. Неожиданно один японец среднего возраста через переводчика спросил Хуна, можно ли проверить мастерство Хуна. Хун согласился. Джозеф возбудился, услышав это, и протиснулся в первый ряд толпы, находившийся в одном метре от Хуна. Хун стоял спокойно с сигарой в левом руке. Японец ринулся вперед и ударил Хуна кулаком в правую часть груди. Стараясь не защищаться и не блокировать удар, Хун просто тряхнул правой стороной груди. Со звуком " Фу-у-ум! " японец взлетел в воздух, его ноги оторвались от земли примерно на полметра. Он отлетел на два или три метра. Японец был поражен, и попросил разрешения попытаться еще раз. Когда он вновь попытался ударить Хуна, то опять отлетел на два или три метра. Когда он попытался ударить в третий раз, уже без разрешения, то опять отлетел назад. По всей вероятности он не понимал что происходит, Джозеф - тоже. Однако уже со следующего дня Джозеф начал заниматься у мастера Хуна.

Пного ли занимающихся тайцзицюань сегодня способны достичь мастерства высокого уровня, соответствующего этим стандартам? Вероятено, очень мало.

Давайте сделаем шаг назад. Хотя мастерство и не на таком уровне, но вероятно есть люди, которые понимают техники высокого уровня, или владеют отдельными техниками в некоторых областях. Следовательно, мы можем сказать, что даже техники высшего уровня еще не потеряны окончательно, хотя очень немногие из них полностью понимаемы.

Помимо изучения правильных техник, другим необходимым условием для воспитания занимающихся уровня Чэнь Факэ является интенсивная тренировка. Могут ли люди живущие в современном обществе тренироваться так же усердно, как Чэнь Факэ? Я обсуждал этот вопрос с учениками Чэня и с его наследниками. Все мы считали, что это чрезвычайно трудно. Причина этому с одной стороны в том, что социальная функция тайцзицюань теперь иная, чем при жизни прежних поколений, а с другой стороны, стиль жизни сегодня более сложен, чем в прошлом. Сегодня человек не может тренироваться более десяти часов в день, как это делал Чэнь Факэ.

Тем не менее, теперь я думаю иначе. Достичь этого можно двумя способами. Один из них - это превратить тайцзицюань в современный соревновательный вид спорта, и сделать часть занимающихся спортсменами-профессионалами. Тогда у них будет достаточно времени для занятий. Другой способ - это улучшить тренировочные методы так, чтобы для достижения тех же самых результатов требовалось меньше времени. Я думаю, что это должно быть нетрудно. В процессе экспериментирования мы можем создать более эффективные тренировочные методы. Это первая попытка, и для ее успеха нужно потратить много времени и усилий.

Куда мы теперь пойдем?

Предшествующая часть поставила вопрос перед всем сообществом тайцзицюань - возможно ли воспитывать выдающихся мастеров тайцзицюань, подобных Чэнь Факэ? Это будет иметь огромное значение для дальнейшего развития тайцзицюань. В то же время, направление, в котором тайцзицюань будет развиваться в будущем, будет зависеть от того, насколько это окажется реальным. Тем не менее это не совсем прямо связано с тем, ради чего мы занимаемся сегодня. Мы признаем высокий уровень мастерства Чэнь Факэ. Если мы действительно интересуемся тайцзицюань, то мы должны рассмотреть как мы можем такого уровня достичь. Давайте обсудим эти дела. Во-первых, существует проблема с получением доступа к настоящей технике. Как только мы поймем что такое тайцзицюань высокого уровня, и уясним текущую ситуацию со стандартами тайцзицаюнь, мы должны отбросить традиционные понятия стилей или школ, и учиться из разных источников, чтобы получить широкий спектр наработок высокого уровня.

Исходно в тайцзицюань и других китайских боевых искусствах не было разных стилей или школ. Лишь постепенно в ходе развития некоторые занимающиеся становились известными, и развивали свои собственные характерные техники и специализации, с помощью которых люди начали отличать друг от друга разные школы и стили. Правильно обращаясь с концепцией школы или стиля, мы сможем лучше понять их характеристики и специализацию, и вобрать их технику. В то же время мы не должны ими ограничиваться. В прошлом знаменитые мастера боевых искусств не ограничивались изучением одного стиля.

К примеру, хотя Ян Лучань обладал хорошим мастерством в боевых искусствах, его второй сын Ян Баньхоу учился у У Юйсяна. Стиль У Поэтому стиль Ян Баньхоу отличался от стиля его отца; его мастерство также было очень хорошим. Третий сын - Ян Цзяньхоу - учился у отца, и его стиль также отличается.

В свою очередь мастерство двух сыновей Ян Цзяньхоу - Ян Шаохоу и Ян Чэнфу - не в точности такое же, как у их отца. Разница между ними двумя еще больше. Так что, это один и тот же стиль с теми же характеристиками, или это один и тот же стиль только по названию? На самом деле они не позволяли понятию школы или стиля ограничивать их. Они могли изучать и развивать то, что было для них наиболее удобно.

Было бы смешно сегодня, если бы люди живущие в современном обществе все еще придерживались концепции школ или стилей. Прежние поколения также нашли бы это смешным, если бы узнали про это. Сегодня знаменитые мастера каждого стиля не могут приблизиться к уровню Чэнь Факэ или даже уровню предшественников внутри их собственной школы. Мы учимся только у одного учителя, что, естественно, не позволяет нам получить широкий спектр всех умений высокого уровня.

Нужно уважать исходного учителя и приложить все усилия, чтобы перенять все его умения. Затем нужно посмотреть, какие умения высокого уровня у нас отсутствуют, и найти подходящего учителя для продолжения образования. Синтезируя различные наборы умений разных учителей, мы затем можем получить более всестороннее мастерство. В нынешнем мире информационных технологий стало гораздо легче найти учителя, чем раньше. Много лет назад вам было невозможно узнать, где искать знаменитых мастеров, или насколько они хороши. Сегодня знаменитые мастера много ездят, а их видеозаписи находятся в свободном доступе. Также стало легче обменяться идеями с друзьями по тайцзицюань, и получить много полезной информации.

После получения реальных умений мы возвращаемся к вопросу усердной тренировки. Сегодня большинство занимающихся тайцзицюань и энтузиастов являются любителями, и им трудно уделять тренировкам много времени. Это замедляет степень нашего прогресса в улучшении стандартов. На самом деле вовсе не требуется, чтобы каждый стал также хорош, как Чэнь Факэ. Однако все мы должны стремиться достичь высокого уровня в тайцзицюань.

Мы можем помочь тренировке уделяя ей чуть больше времени. Мы можем тренироваться меньше когда мы заняты, но больше когда свободны. Это приведет к постепенному улучшению стандарта. На самом деле одна из причин того, почему мы не тренируемся больше, заключается в том, что после достижения определенного уровня, то потом за этот уровень трудно продвинуться. Хотя мы продолжаем практику, у нас нет прогресса. У начинается проблемы и мы теряем интерес. Затем мы используем наше ограниченное количество тренировочного времени для других уелей. Если мы можем ясно понять что мы изучаем и как достичь прогресса в тренировке, то это побуждает нас продолжать тренировки. Тогда мы можем отодвинуть в сторону прочие менее важные дела. В результате это даст больше тренировочного времени.

КОгда мы можем настаивать на том, чтобы изучать и тренироваться все больше и больше, то мы обнаружим, что хотя и не стали столь хороши как Чэнь Факэ, но превращение в истинного занимающегося тайцзицюань уже не за горами. Далее мы сможем использовать собственный опыт для помощи новым занимающимся. Возможно, в будущем и появятся несколько новых Чэнь Факэ. Если это случится, то это будет наиболее приятным зрелищем.

Заключение

Цель написания данной статьи - дать читателю понятие о том, на что похоже мастерство настоящего мастера тайцзицюань высокого уровня. Помимо этого, я надеюсь побудить к обмену тренировочными методами, чтобы мы все смогли изучить тайцзицюань и унаследовать умения боевых искусств. Только так мы сможем спасти наше любимое тайцзицюань от вымирания или превращения его в упражнение для здоровья, и заставить его цвести, сделать более популярным в мире. Это не только доставит нам удовольствие, но и поможет сохранить тайцзицюань как уникальное культурное наследие для всего человечества.

Благодарности

Чэнь Факэ является учителем моего учителя, поэтому я должен был бы звать его " грандмастером". Однако в современном мире термин " грандмастер" девальвирован, поэтому он не является достаточным для выражения моего уважения к Чэнь Факэ. В то же время лучшего термина я придумать не смог. Поэтому я посчитал самым лучшим выходом - называть его полным именем - " Чэнь Факэ". Это подобно использованию полных имен для музыканта Людвига ван Бетховена (1770-1827) и физика Альберта Эйнштейна (1879-1955). Все знают про их величие и статус в тех областях, в которых оин прославились, и мы также можем выразить наше уважение к ним используя полные имена. Чэнь Факэ имеет такой же статус в тайцзицюань.

Я хотел бы поблагодарить моего собрата в тайцзицюань Джозефа Чэня и моих учеников Лай-Кван Лау, Джозефа Вонга, Хоу Таня, Игоря Макарова, Хеан К.Лоу, Вэйна Труонга, Дэнни МакКартина, Билла Дрицаса и Ц.К.Кана за их помощь в переводе этой статьи.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-04; Просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь