Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема: ОБРАЗ СКАЗОЧНОГО ГЕРОЯ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ В ОБЪЕМЕ



Вид занятий: изображение в объеме сказочных героев (лепка).

Цели и задачи: знакомство со скульптурой, с работой скульптора (работа в пластилине, глине — гипсовая модель работа в материале: камень, металл, цемент и т. п.); формирова­ние умения работать с пластилином, умения уловить и передать пропорции, соотношения, пластику человеческого тела в объеме, найти координационные точки (опорные, ключевые) фигуры; ус­воение примерного соотношения масс частей тела; развитие об­разного видения, умения смотреть на скульптуру с разных точек зрения, совмещать в одно целое детали; воспитание эмоциональ­ной отзывчивости на произведения изобразительного искусства; развитие творческого склада ума, воображения, ассоциативного мышления.

Оборудование урока: для учащихся - стеки, пластилин, дощечки-подставки для фигуры, клеенка, газеты, тряпки, проволо­ка для каркаса, сувениры; для учителя - то же.

Зрительный ряд: готовые работы детей; сувениры, кук­лы; методические таблицы; фотографии скульптуры, в том числе античной (работы древнегреческих скульпторов); слайды скульп­турных изображений произведений С. Коненкова, А. Голубкиной, керамика М. Врубеля, средневековой европейской скульптуры.

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку. П. Беседа по теме урока.

Мастер Изображения работает не только на плоскости. Худо­жественное изображение в объеме также является выражением чувств и мыслей художника.

Расспросив детей об известных им скульптурных изображени­ях, надо рассказать о памятниках, воспевающих такие качества че­ловека, как мужество, мудрость, любовь к людям.

Справка. Лепка - процесс создания скульптурного изображения из мягко­го пластичного материала способом прибавления к изначальному объему материа­ла, его уплотнения, вытягивания, расплющивания, заглаживания и прочее Мате­риалы лепки - глина и пластилин.

Скульптура как вид искусства свое название получила от латинского слова «скульпо», означающего «вырезать», «высекать». Скульптура реально объемна существует в реальном пространстве, в отличие от живописи и графики. Обозри­мую со всех сторон скульптуру называют круглой.

Пластическое обогащение большой плоскости (стены здания, например) осу­ществляется уплощенной скульптурой - рельефом. В зависимости от степени уплощения возникло два основных вида рельефа: высокий (горельеф) и низкий (барельеф).

Горельеф - изображение выступает над фоном более чем на 1/2 своего объ­ема, что позволяет передать глубину пространства.

Барельеф - изображение выступает над фоном не более чем на 1/2 своей толщины, что создает уплощение объема. Поэтому барельеф часто используют для украшения архитектурных сооружений и в декоративно-прикладном искусст­ве. В барельефе значительную роль играет линия, что позволяет считать низкий рельеф промежуточным звеном между скульптурой и графикой (вспомните ба­рельефы Древнего Египта).

Содержание скульптуры многообразно. Ее жанры: портрет, бытовой, мо­нументальный, историко-революционный, анималистический, мелкая пластика.

По назначению бывает:

- монументальная скульптура (памятники, обычно в городской, парковой среде, на постаментах; особый ее жанр - мемориальная скульптура (надгробия

- декоративная скульптура в основном носит прикладной характер, украша­ет архитектурные сооружения (рельефы, декоративная орнаментация и т. п.);

- станковая скульптура (скульптура малых форм - один из ее видов).

С помощью плакатов и набросков на классной доске учитель объясняет последовательность движений рук, ног, туловища, всей фигуры человека во время ходьбы, бега, спортивных занятий. Сравнивая эти позы, учащиеся быстрее понимают динамику дви­жения человеческой фигуры, пространственное соотношение ее частей. Для убедительности можно продемонстрировать репродук­ции картин художников с изображением спортсменов (А. Дейнека, Жилинский и другие).

 

Построение фигуры на основе скелета и обобщенных мышечных массивов,

вид спереди, А - экстерьер, Б - скелет:

1 — скуловая дуга, 2 — сосцевидный отросток, 3 - угол нижней челюсти, 4 - шейные позвон­ки, 5 - яремная впадина, 6 - ключица, 7 - акромнов, 8 - головка плеча, 9 - лопатка, 10 -плечевая кость, 11 — наружный надмыщелок плеча, 12 - внутренний надмыщелок плеча, 13 — тело лучевой кости, 14- локтевая кость, 15- нижний конец лучевой кости, 16— головка локтевой кости, 17 — запястье, 18 - пястные кости, 19 - головка пястных костей, 20 - фалан­ги пальцев, 21 - подвздошный гребень, 22 - передняя верхняя подвздошная ость, 23 - перед­няя нижняя подвздошная ость, 24 - большой вертел, 25 - бедренная кость, 26 - надколенник, 27- наружный мыщелок бедра, 28- щель коленного сустава, 29- наружный мыщелок большеберцовой кости, 30- головка малоберцовой кости, 31- малоберцовая кость, 32-болыиеберцовая кость, 33 - наружная лодыжка, 34 - фаланги пальцев, 35 — головки плюсне­вых костей, 36 — плюсневые кости, 37 - пяточный бугор, 38 - таранная кость, 39 — внутрен­няя лодыжка, 40- внутренний мыщелок большеберцовой кости, 41 — внутренний мыщелок бедра, 42 — седалищный бугор, 43 - лонное сращение, 44 - крестец, 45 - надчревный угол, 46 - ребра, 47 - мечевидный отросток грудины, 48 - угол лопатки, 49 - тело грудины, 50 -рукоятка грудины, 51 - локтевой отросток кости, 52 - подбородочное возвышение.

Пропорции фигуры человека - по методической таблице. Рассказ.

О работе скульптора, технологии его работы над скульпту­ рой (замысел — этюд в пластилине, глине — гипсовая модель —> работа в материале: камень, металл, цемент, дерево). Если скульп­тура большая, скульптор пользуется каркасом из металлической проволоки, палок и палочек, каркас в скульптуре выполняет как бы роль скелета, опорных точек.

- Какие скульптурные памятники нашего города вы знаете? Где они установлены? (Ответы детей и обобщение учителя.)

III. Работа над заданием.

Предложим детям изобразить в объеме конкретные мужские и женские сказочные образы - выполнение скульптуры. Создадим в объеме образы с ярко выраженным характером: Царевна Лебедь, Баба Бабариха, Баба-Яга, Богатырь, Кощей Бессмертный и т. д. На дополнительном уроке дети лепят контрастные образы тем, что ле­пили на прошлом уроке.

Работа выполняется индивидуально.

Можно выполнить работу с использованием заготовки фигуры, которую учитель и ученики выполняют последовательно вместе.

Стадии лепки:

1) На дощечке-подставке сделать невысокий плинт (подставоч­ку под будущую фигуру).

2) Взять несколько кусочков пластилина (лучше не жирного, который держит форму, «не плывет») темного цвета. Для этого смешать заранее дома все цвета до однородного серого.

3) Скатать «колбаску», отделить 1/7 часть. Это голова. Выле­пить ее яйцеобразную форму.

4) Из маленького кусочка лепить цилиндрическую шею, соеди­нить с головой (снизу).

5) Остаток пластилина разделить на две части: туловище и ко­нечности. Туловище слегка примять в талии, обработать места со­единения водой, соединить туловище с головой и шеей. В бедрах шире фигура женщин, а в плечах - мужчины, поэтому придаем фи­гуре силуэт согласно замыслу. Сгладить плечевой пояс.

6) Остаток разделить на две части (одна побольше): меньшая часть - руки, большая - ноги.

7) Больший кусок снова разделить на две части, вытянуть две ноги, помня о соотношениях тела человека, сформировать колени,

скруглить ступни (согнув их вперед), прикрепив к туловищу (сни­зу, а не сбоку).

8) Разделить меньший кусок пластилина на две части, сформи­ровать руки, прикрепить к туловищу (сбоку), сделать ладони, сплющив пластилин, стекой отделить большой палец, скруглить ладони, прикрепить.

9) Дополнить образ необходимыми деталями одежды, внешно­сти.

10) Установить с помощью палочек, спичек, другого каркаса на плинт. Общая высота модели 10-12 см.

11) Показать фигурку в движении. Например, выдвинуть впе­ред ее руки, чуть изогнув торс и ноги; отвести одну ногу назад, а другую выдвинуть вперед; соответственно движению рук расста­вить ноги и наклонить туловище вперед, стремясь подчеркнуть усилие, прилагаемое фигурой.

IV. Итоги урока.

Экспресс-просмотр. Анализ общих ошибок. Показ удачных работ.

Оценки выставить сразу, так как работы, уносимые детьми до­мой, могут повредиться. Уборка рабочих мест.

Домашнее задание.



Урок 20

Т е м а: «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА? ». ПРИРОДА В РАЗНЫХ СОСТОЯНИЯХ

Вид занятия: рисование природы по памяти.

Цели и задачи: изображение природы в различных состояниях; укрепление межпредметных связей (литература, музыка); учить умению строить пейзажное пространство с учетом знаний элемен­тов перспективы; формирование чувства неразрывной связи чело­века с природой, развитие творческого воображения, восприятия мира; рассказ о творчестве выдающихся российских художников второй половины XIX века (И. Шишкин, И. Левитан и другие), традициях реализма, реалистической школы живописи; освоение художественных материалов; совершенствование изобразительных навыков, образного представления, зрительной памяти, глазомера; воспитание аккуратности. Оборудование урока: для учащихся - альбом, акварель, гуашь, другие графические материалы, банка с водой, кисти, тряп­ка, большие листы бумаги (A3).

Зрительный ряд: репродукции и слайды: И. Левитан «Зо­лотая осень», «Березовая роща», «Март», «После дождя. Плес», «Летний вечер», «Первая зелень. Май», «Вечер на Волге. Плес», «Осенний день», «Сокольники», «Владимирка», «У омута»; В. Серов «Домотканово», «Цветущие яблоки», «Вечерний звон»; И. Шишкин «Лес зимой», «Лесные дали», «Рожь», «Дождь в дубо­вом лесу», «Дубы. Этюд», «На севере диком», «Перед грозой», «Полдень в окрестностях Москвы»; А. Саврасов «Грачи прилете­ли», «Проселок», «Вид на Московский Кремль. Весна»; А. Куинд-жи «Березовая роща», «Закат», «Облака», «Лунная ночь на Дне­пре», «Вечер на Украине», «Солнечные пятна на инее»; Ф. Васильев «В крымских горах», «После дождя», «Оттепель», «Мокрый луг»; Н. Ромадин «Река Керженец», «Цветущий бугор», «Весенний день», «Розовый вечер», «Зимняя луна», «Лесная дерев­ня», «Ночная тоска»; А. Герасимов «После дождя. Мокрая терра­са»; И. Грабарь «Февральская лазурь»; Г. Нисский «Подмосковье. Февраль»; А. Рылов «Трактор на лесных просторах», «Зеленый шум», «В голубом просторе»; К. Юон «Троицкая лавра зимой», «Мартовское солнце», «Новая планета», «Купола и ласточки»; И. Айвазовский «Девятый вал», «Радуга», «Черное море», «Буря на море ночью», С. Жуковский «Лунная ночь», «Плотина»; В. Бакше-ев «Голубая весна»; М. Сарьян «Горы»; А. Остроумова-Лебедева «Зимний день» и другие; рисунки детей.

Литературный ряд: сказки А. С. Пушкина «О царе Сал-тане», «О рыбаке и рыбке», стихотворения по теме.

Музыкальный ряд: можно использовать сочинения П. Чайковского из цикла «Времена года», А. Вивальди «Времена года», К. Дебюсси, А. Моцарта, Н. Римского-Корсакова фрагменты из оперы «Садко» или начало сюиты «Шехеразада» или начало симфонической поэмы «Море» М. Чюрлениса.

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь